реферат, рефераты скачать
 

Управление дебиторской задолженностью


|2. Годовой доход с продаж, Лт. |44305 |79246 |207573 |180050 |

|3. Число дней периода. |360 |360 |360 |360 |

|4. Средний период дебиторской |60 |60 |50 |60 |

|задолженности (среднее п.1 / п.2 | | | | |

|Ч п.3), дней. | | | | |

Тем не менее, прежде чем делать вывод о наличии проблем с погашением

дебиторской задолженности у ЗАО «», необходимо проверить, какие условия

оплаты фирма обычно предлагает своим покупателям. Средний срок погашения

дебиторской задолженности составляет 60 дней при том, что выставлено

условие оплаты «нетто 30 дней». Это означает, что качество дебиторской

задолженности рассматриваемого общества низкое, т. к. значительная часть

счетов просрочена.

2) Взвешенное «старение» счетов дебиторов ЗАО «» еще раз подтверждает

расхождения реального периода оборота дебиторской задолженности и

установленного условиями кредита, который предоставляет фирма своим

потребителям. Данные, приведенные в таблице 7, иллюстрируют два важных

вывода. Во-первых, средний период оборота дебиторской задолженности

составляет 60 дней (30 дней + 30 дней для дебиторской задолженности,

которая не относится к просроченной). Из-за просроченной дебиторской

задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами, больше

установленного, на 30 дней. Во-вторых, самый большой вклад в общую

продолжительность периода оборота дебиторской задолженности дает период 30

– 60 дней, а именно – 18 дней. Также необходимо обратить внимание на период

60 - 90. Все два выше перечисленных срока возникновения дебиторской

задолженности дают больше половины срока просроченных счетов дебиторов, а

именно 22 дня.

Таблица 7.

Взвешенное «старение» счетов дебиторов ЗАО «»

|Классификация |Сумма |Удельный вес в |Взвешенное |

|дебиторов по |дебиторской |общей сумме |старение |

|срокам |задолженности, |задолженности. |счетов, дни. |

|задолженности. |Лт. | | |

|0-30 |5767 |0,271 | |

|30-60 |12768 |0,6 |18 |

|60-90 |1426 |0,067 |4 |

|90-120 |468 |0,022 |2 |

|120-150 |362 |0,017 |2 |

|150-180 |277 |0,013 |2 |

|180-360 |128 |0,006 |1 |

|360-720 |64 |0,003 |1 |

|Св. 720 дней |21 |0,001 |0 |

|Итого: |21 281 |1,000 | |

3) Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской

задолженности ЗАО «» является реестр «старения» счетов дебиторов, где все

счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности.

Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет

среднего срока погашения задолженности.

Так как респондент не согласился объявлять наименования фирм-клиентов,

то они условно названы фирма «А», фирма «В» и т. д. Из данных табл. 8

видно, что 27 % задолженности являются текущими, 60 % просрочены не более

чем на месяц. Сумма задолженностей сроком 30 – 60 дней существенно выше,

чем сумма более ранней задолженности сроком возникновения 0 – 30 дней. Это

наталкивает на мысль, что ослаблено внимание к группе дебиторов, за счет

задолженности которых сформировалась эта, незначительно снизившаяся за

месяц, сумма долгов. Сотрудникам фирмы необходимо обратить особое внимание

на задолженность сроком возникновения 30 – 60 дней.

Таблица 8.

Реестр «старения» счетов дебиторов ЗАО «»

|Дебиторы |0-30 |30-60 |60-90 |Свыше 90|Всего |Доля, % |

| |дней |дней |дней |дней | | |

|Фирма «А» |1200 |3184 |- |- |4384 |20,6 % |

|Фирма «В» |- |2017 |1217 |533 |3767 |17,7 % |

|Фирма «С» |2089 |1198 |- |54 |3341 |15, 7% |

|Фирма «Д» |- |1279 |- |487 |1766 |8,3 % |

|Прочие |2478 |5090 |209 |246 |8023 |37,7 % |

|дебиторы | | | | | | |

|Всего |5767 |12768 |1426 |1320 |21281 |100 % |

|Доля, % |27 % |60 % |7 % |6 % |100 % | |

На счетах четырех основных дебиторов сконцентрировано около 62 %

(13258 / 21281) от всей суммы дебиторской задолженности; около 64 % (9969 /

15514) от задолженности, просроченной свыше 30 дней; 45 % (1074 / 2394)

свыше 3-х месяцев. Специалистам фирмы необходимо обратить особое внимание

именно на эти четыре основные фирмы-покупатели.

4) В процессе этого анализа используется также коэффициент

просроченной дебиторской задолженности, который вычисляется по формуле:

ORR = OR / R = 15514 / 21281 = 0, 73 или 73 %,

(2. 3.)

ORR (Overdue receivable ratio) - Коэффициент просроченной дебиторской

задолженности,

R (Receivable) – Дебиторская задолженность,

OR (Overdue receivable) - Просроченная дебиторская задолженность.

Вычисленный коэффициент говорит о том, что 73 % всей дебиторской

задолженности ЗАО «» является просроченной. Этот высокий показатель

сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в

свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской

задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием

деятельности.

5) По причине сказанного выше возникает необходимость прогнозирования

безнадежной дебиторской задолженности (таблица 9). Как уже упоминалось в

главе I, доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от

продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить

свою задолженность. Согласно этой концепции проведены расчеты, которые

позволяют заключить, что фирма не получит 1 205 литов или 6 % дебиторской

задолженности. На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным

долгам.

Таблица 9.

Прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности ЗАО «»

|Классифика-ци|Сумма |Вероят-нос|Сумма |Реальная |

|я дебито-ров |дебитор-ско|ть |безнадежных |величина |

|по сро-кам |й |безнадеж-н|долгов, Лт. |задолжен- |

|задол-женност|задол-женно|ых долгов,|(2) * (4) |ности, Лт.|

|и |сти, Лт. |отн. ед. | | |

| | | | |(2) - (5) |

|0 – 30 дн. |5767 |0,025 |144 |5623 |

|30 – 60 |12768 |0,05 |638 |12130 |

|60 – 90 |1426 |0,075 |107 |1319 |

|90 – 120 |468 |0,1 |47 |421 |

|120 – 150 |362 |0,15 |54 |308 |

|150 – 180 |277 |0,30 |83 |194 |

|180 – 360 |128 |0,50 |64 |64 |

|360 – 720 |64 |0,75 |48 |16 |

|Св. 2 лет |21 |0,95 |20 |1 |

|Итого: |21281 |0 |1205 |20076 |

На рисунке 7 графически отображена структура дебиторской задолженности

ЗАО «» по срокам ее возникновения, которая выполнена по данным приложения №

11. Диаграмма демонстрирует отсутствие монотонности убывания сумм

дебиторской задолженности с отдалением сроков образования этих

задолженностей. Кроме того, имеется дебиторская задолженность с довольно

длительным сроком (от 1 до свыше 2-х лет), ее сумма составляет 68 Лт.

Необходимо приложить все усилия, чтобы взыскать эту задолженность в

ближайшее время, так как затягивание может привести к ее списанию.

Рис. 7.

Графический анализ «возраста» дебиторской задолженности ЗАО «»

[pic]

Зафиксируем полученные результаты:

1. Доля оборотных активов в общих активах фирмы в 2002 г. составляет 90 %

(14 2174 / 15 6472 Ч 100);

2. Доля дебиторской задолженности в оборотных активах в период с 1999 г.

по 2002 г. изменялась в пределах от 4 % до 24 % и в 2002 г. составила

15 %. Эти значения не превышают средних показателей, что является

положительным фактом;

3. Объем дебиторской задолженности 2002 г. уменьшился по сравнению с 2001

г. на 42 %. Этот факт считается негативным признаком;

4. Объем продаж 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизился на 13 % (100 % -

180050 / 207573Ч100);

5. Количество оборотов дебиторской задолженности в год – 6 раз;

6. Средний реальный период оборота дебиторской задолженности составляет

60 дней против установленных 30 дней. Это говорит о снижении

ликвидности дебиторской задолженности;

7. Взвешенное старение счетов дебиторов составляет 30 дней;

8. Для состава дебиторской задолженности по отдельным ее «возрастным

группам» характерно отсутствие монотонности убывания;

9. Коэффициент просроченной дебиторской задолженности – 0,73 или 73 %;

10. Задолженность сроком возникновения 30 – 60 дней дает 60 % просроченных

счетов дебиторов;

11. На счетах четырех основных дебиторов сконцентрировано около 62 % от

всей суммы задолженности и около 45 % от задолженности, просроченной

свыше 3-х месяцев;

12. Сумма прогнозируемой безнадежной дебиторской задолженности составляет

1205 Лт. (6 % от всей суммы дебиторской задолженности).

Выводы

На фоне полученных многочисленных негативных результатов анализа

дебиторской задолженности, можно заключить, что в ЗАО «» работа со счетами

дебиторов ведется явно неудовлетворительно. Результатом этого явилось

сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской

задолженности, уменьшение объема дебиторской задолженности, низкое качество

дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной

оплаты.

Опираясь на выводы из проведенного анализа, исследуем кредитную

политику фирмы, которая определила такое состояние дебиторской

задолженности.

2. 3. Анализ кредитной политики ЗАО «»

На первом этапе анализа определяются принципы кредитной политики ЗАО

«». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного

(коммерческого) кредита. Тип кредитной политики, применяемый в данное время

фирмой, конкретно по мнению автора, невыражен.

С одной стороны - это агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики,

потому что: (1) высокий уровень кредитного риска; (2) доля оборотных

активов в общих активах на протяжении 4 лет составляла 90 %.

С другой стороны - это консервативный (или жесткий) тип кредитной

политики, потому что: (1) установлен минимальный срок предоставления

кредита - 30 дней; (2) отсутствует система скидок при осуществлении

досрочных расчетов за приобретенную продукцию.

При этом, лишь 27 % (5 767 / 21 281) дебиторов заплатили на 30 день,

т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств,

иммобилизованных в дебиторскую задолженность ЗАО «», находится на медленно

оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные

долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной

политики.

На втором этапе анализа определяется политика предоставления

коммерческих кредитов в ЗАО «».

. Срок установленного кредита в ЗАО «» – 30 дней;

. Система скидок, стандарты кредитоспособности и политика инкассации

полностью отсутствуют в ЗАО «». Сумма по высоко рисковым счетам в

2002 году составила 7 955 Лт;

. Основной кредитный инструмент, используемый в ЗАО «» - открытый

счет;

На третьем этапе анализа определяется годовая процентная ставка по

сумме кредиторской задолженности. Она вычисляется по следующей формуле:

D * 360 360

CV = ------------- = ------------------ = 12 % годовых,

(2. 4.)

P 30 дней

CV (Credits Value) - Годовая норма процентной ставки за предоставляемый

кредит;

D (Discount) - Скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении

срочного расчета за приобретенный товар, в %;

P (Period) – Установленный срок предоставления кредита, в днях.

Как видно из результата вычислений, в настоящий момент в ЗАО «»

стоимость кредита составляет 12 % годовых (360 / 30).

На четвертом этапе нализа выяснено, что современные формы

рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют в фирме.

Зафиксируем полученные результаты:

1. Отсутствие стратегического направления кредитной политики;

2. Фирма предоставляет своим контрагентам 30- дневный кредит без льготных

условий (система скидок отсутствует);

3. Полностью отсутствуют стандарты кредитоспособности;

4. В числе партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью

риска. Сумма по по таким рисковым счетам по данным учета в 2002 году

составила 7 955 Лт или 37 % от всей суммы дебиторской задолжености;

5. Политика инкассации в ЗАО «» не сформированна;

6. Основной кредитный инструмент, используемый в ЗАО «» - открытый счет;

7. Стоимость предоставляемого кредита составляет 12 % годовых;

8. Современные формы рефинансирования дебиторской задолженности

отсутствуют на предприятии.

Выводы

Перечисленные выше результаты анализа кредитной политики ЗАО «»

позволяют понять, что в организации отсутствует продуманная стратегия

кредитной политики. Политика фирмы «» в области оплаты счетов к получению

является излишне жесткой (условие «нетто, 30»). Об этом свидетельствует тот

факт, что немногочисленные счета к получению (27 %) по данным реестра

«старения» счетов дебиторов оплачиваются точно в срок, одновременно объем

продаж по сравнению с 2001 годом снизился на 13 %, а прибыль – с

отрицательным значением (-19997 Лт).

Вместе с тем, в результате отсутствия в фирме каких-либо стандартов

кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем претендентам без

исключения) и политики инкассации, сумма по счетам с высокой степенью риска

в 2002 году составила 37 % от всей суммы дебиторской задолженности.

В такой ситуации, видимо, было бы целесообразно несколько смягчить

стандартные условия оплаты, применяемые для контроля за погашением

дебиторской задолженности и одновременно, выработать менее лояльную

политику инкассации. В совокупности такие меры являются признаками

умеренного типа кредитной политики.

Неэффективное управление дебиторской задолженностью общества «», на

взгляд автора, может являться одной из причин несостоятельности

рассматриваемого общества.

2. 4. Основные направления совершенствования управления дебиторской

задолженностью общества «»

Ранее выполненный анализ позволяет утверждать, что основные

направления совершенствования управления дебиторской задолженностью,

призванные поддержать жизнеспособность общества «» в обозримом будущем, на

наш взгляд, могут быть следующие: проведение мер финансового оздоровления,

разработка адекватной кредитной политики, применение анализа и контроля

дебиторской задолженности, а также обеспечение активного использования

современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (таблица 10).

А. Проведение мер финансового оздоровления

Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры

по предотвращению угрозы банкротства. Для этого целесообразно составить

бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:

. анализ материальных активов с целью выяснения их дальнейшего

использования. По каждому элементу основных фондов необходимо принять

одно из следующих решений: оставить в неизменном виде, отремонтировать и

модернизировать для собственного пользования, сдать в аренду, продать.

. повышение квалификации кадров, прежде всего менеджеров фирмы.

. особое значение для финансового оздоровления имеет выработка комплекса

мер по формированию разумной политики управления дебиторской, а также

кредиторской задолженностями («р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты

кредиторской задолженности).

. формирование маркетинговой стратегии (ассортиментная политика, ценовая

политика, стимулирование сбыта).

Б. Разработка кредитной политики ЗАО «»

Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является

оптимальной, т. к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск

(агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Используя матрицу

кредитной политики фирмы, выбираем компромисное решение, суть которого

наглядно представлена ниже:

Рис. 8.

Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение

нескольких характеристик текущей кредитной политики:

1) увеличение периода предоставления кредита до 45 дней;

2) введение системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);

3) повышение стоимости кредита с 12 % до 24 % в год, что должно

стимулировать клиентов воспользоваться скидкой. Сравнительный анализ

условий кредита, установленного в настоящее время в ЗАО «», и предложенных

условий кредита приведен на рисунке 9. И в том и другом случае, при

неизменной величине скидки, стоимость коммерческого кредита уменьшается по

мере увеличения срока кредита. Расчет приводится в приложении № 12.

Рис. 9.

Зависимость между годовым процентом стоимости коммерческого кредита и

периодом времени

[pic]

4) установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно

основываться на предпочтении надежности платежа. При анализе

кредитоспособности рекомендуется использование метода «3 С»: желание

(character) (т. е. степень стремления выполнить свои долговые

обязательства), способность (capacity) (т. е. способность генерировать

денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых

обязательств) и капитал (capital) (т. е. размер чистого собственного

капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного

капитала).

Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав

покупателей по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно

использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в

официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также

иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура

фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков,

ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе.

На основе всей этой информации необходимо принять решение о возможности

кредита. Для этого стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее

доступным и популярным методом в менеджменте. Использование данного

инструмента в фирме «» видится в такой схеме:

Рис. 10.

«Дерево решений» по предоставлению кредита или об отказе от него

5) проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на

дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование

«Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в

календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с

контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных

средств.

Так как предлагаемый умеренный тип кредитной политики приоритетной

целью ставит увеличение дополнительной прибыли за счет стимулирования

реализации товара в кредит при среднем уровне риска, то предположительно

должен несколько увеличиться объем дебиторской задолженности общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.