реферат, рефераты скачать
 

Управленческие решения в аспектах современного менеджмента


значительного ущерба. Соизмерение последствий принятого решения и

дальнейшая оценка его результативности выполняется руководством, прежде

всего, с помощью функции контроля.

Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно

введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью

завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя.

Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию

обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий

решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые

руководитель надеялся получить.

Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок

его эффективного действия можно считать равным периоду относительного

постоянства проблемной ситуации. За его пределами решение может перестать

давать эффект и даже превратиться в свою противоположность — не

способствовать решению проблемы, а обострять ее. В связи с этим основная

задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения и

необходимость в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того,

осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации

опыта в принятии решений.

Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для

крупных бюрократических организаций. Можно принять немало разумных и

полезных решений, но без рационально организованной системы контроля

исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого

эффекта.

1. 3. Методы принятия управленческих решений.

Ведя разговор о моделях принятия управленческого решения, я считаю, что

будет уместным рассказать и о методах их принятия. На современном этапе

развития менеджмента, как экономической науки, всю методологию принятия

управленческих (оперативных) решений принято подразделять на определенное

число различных классификаций. К подобному роду классификаций можно отнести

три основных, суть которых сводится к следующему.

1) Методы, основанные на интуиции управляющего, которая обусловлена

наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной

области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение.

Основной упор со стороны руководителя, ответственного за принимаемые им

решения, здесь делается на его видении и оценке определенной ситуации. У

этого метода, разумеется, есть свои плюсы и минусы. Плюсы заключаются в

достаточно легком и свободном понимании менеджером основных положений

поставленной пред ним задачи, то есть относительно лёгкое вхождение в суть

проблемы. Однако, у этого метода принятия решений плюсов гораздо меньше,

чем минусов, в число которых можно отнести и различия в квалифицированности

руководителей (опыт и стаж работы); и несопоставимость с мнением

большинства, следствием чего может явиться несогласованность в работе

коллектива; и высокая степень риска; и зачастую стихийный характер

принимаемого решения, и тому подобное.

2) Методы, основанные на понятии "здравого смысла", когда управляющий,

принимая решения, обосновывает их последовательными догмами и

доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им

практический опыт. Данный метод является полным антиподом предыдущего.

Этому методу свойственна строгая последовательность действий,

предшествующих принятию решения. Во-первых, прослеживается четкость и

отлаженность процедуры принимаемого решения, следствием чего может являться

более высокое качество решения и адекватность его принятия. Во-вторых,

степень риска понести потери и убытки от принимаемых решений значительно

ниже, чем в первом случае. И в-третьих, над разработкой и последующим

принятием решения трудится не только руководитель, но и весь коллектив,

что, несомненно, сказывается на эффективности таких решений.

3) Методы, основанные на научно-практическом подходе, предполагающем

выбор оптимальных решений на основе переработки большого количества

информации, и помогающем обосновать принимаемые решения. Этот метод требует

применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-

вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из

важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость

всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и

самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных

решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет

ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в

исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому

управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель

управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип

выбора принимаемого решения из определенного набора решений («Дерево

решений»[3]). Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе

управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

. обоснованность решения;

. оптимальность выбора;

. правомочность решения;

. краткость и ясность;

. конкретность во времени;

. адресность к исполнителям;

. оперативность выполнения.

1. 3. 1. Методы моделирования решений.

В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности

менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться

различные научные методы их разработки и оптимизации, арсенал которых

принято делить на два основных класса:

* методы моделирования;

* методы экспертных оценок.

Методы моделирования (называемые также методами исследования операций)

базируются на использовании математических моделей для решения наиболее

часто встречающихся управленческих задач.

Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами

моделирования — довольно сложная процедура, которая может быть представлена

последовательностью основных этапов:

* постановка задачи;

* определение критерия эффективности анализируемой операции;

* количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

* построение математической модели изучаемого объекта (операции);

* количественное решение модели и нахождение оптимального решения;

* проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой

ситуации;

* корректировка и обновление модели. Количество всевозможных конкретных

моделей почти также велико, как и число проблем, для решения которых

они разработаны. Подробное их рассмотрение выходит за рамки настоящего

учебника и является предметом специальной учебной дисциплины, поэтому

назовем лишь наиболее распространенные типы моделей.

Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать

как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям

следует относить такие, например, факторы, как авария, пожар, кража,

забастовка, нарушение договорных обязательств и т. п. Однако наиболее

массовым случаем противодействия является конкуренция. Поэтому одним из

важнейших условий, от которого зависит успех организации, является

конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия

конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой

организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую

уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска.

Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели

которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с

учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные

для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе

для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например,

на изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты

рынка и т.п.

Так, принимая решение об изменении уровня цен на" свои товары,

руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные

действия основных конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет

установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того

же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться

от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко,

так как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными

экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы

бывают не слишком достоверны.

Модели теории очередей. Модели теории очередей, или оптимального

обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов

обслуживания при определенном уровне потребности в них. К ситуациям, в

которых такие модели могут быть полезны, относятся, например, определение

количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов,

троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались

большие очереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока

ими смогут заняться, и т.п. Проблема здесь заключается в том, что

дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов

или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка

неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и

появление очередей в другие). Следовательно, нужно найти такое решение,

которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение

каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как

раз и являются инструментом нахождения такого оптимального решения.

Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать

некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или

перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для

производственной фирмы необходимы определенные запасы материалов,

комплектующих изделий, готовой продукции, для банка — денежной наличности,

для больницы — лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня

запасов повышает надежность функционирования организации и избавляет от

потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов

требует дополнительных издержек на хранение, складирование,

транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают

оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала,

например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такой

уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание

при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Модели линейного программирования. Эти модели применяют для нахождения

оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при

наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного

программирования управляющий производством может определить оптимальную

производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий

каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли

при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы

оборудования и рентабельности каждого типа изделия.

Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных

моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учетом

характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов

могут применяться и другие типы моделей. Скажем, при нелинейных формах

зависимости результата операции от основных факторов — модели нелинейного

программирования; а при необходимости включения в анализ фактора времени —

модели динамического программирования; и, наконец, при вероятностном

влиянии факторов на результат операции — модели математической статистики

(например, корреляционно-регрессионный анализ).

1. 3. 2. Методы оптимизации решений.

Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей

системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска

этого варианта - оптимизацией.

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-

экономических и других аспектов управления современным производством

приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает

десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг

с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными

аналитическими методами невозможно.

Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей

природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не

могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных

методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических,

организационных, экономических задачах (методы исследования операций,

экспертные оценки и др.).

Методы исследования операций используются для выражения оптимальных

решений преимущественно в следующих областях управления: планирование

производства в крупном масштабе; организация производственных процессов на

предприятиях; материально-техническое снабжение; организация перевозок.

Методы исследования операций базируются на использовании математических

(детерминированных), вероятностных моделей, представляющих изучаемый

процесс, систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную

характеристику проблемы и служат основой для принятия управленческого

решения при поисках оптимального варианта. Насколько обоснованы эти

решения, являются ли они лучшими из возможных, учтены ли и взвешены все

факторы, определяющие оптимальное решение, каков критерий, позволяющий

определить, что данное решение действительно наилучшее, - таков круг

вопросов, имеющих большое значение для руководителей производства, и ответ

на которые можно найти с помощью методов исследования операций.

Оптимизация решений заключается в сравнительном исследовании числовых

оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно. Наилучшее из

возможных для экономической системы решение является оптимальным, а

наилучшее решение относительно отдельных элементов системы -

субоптимальным.

Методы исследования операций призваны отыскать решения, которые были бы

оптимальными для возможно большего числа предприятий, организаций или их

подразделений. Количественные методы исследования операций основаны на

достижениях экономико-математических и статистических дисциплин

(оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр,

теории графов, математической статистики и др.).

Методы экспертных оценок[4] применяются в случаях, когда задача

полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена

известными математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов

на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими

специальными знаниями, опытом с целью получения выводов, мнений,

рекомендаций, оценок. В ходе экспертных исследований используются новейшие

достижения науки и техники по специальности эксперта.

Задача эксперта состоит в том, чтобы, используя специальные знания в той

или иной области, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные

закономерности для разработки конкретных управленческих решений и

обеспечить этим их оптимальность.

Экспертное заключение оформляется в форме документа, в котором

фиксируются ход исследования и его итоги. Введение содержит данные: кто,

где, когда, в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее

фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его

исследования, и полученные в результате исследования данные. В

заключительной части содержатся выводы, рекомендации, практические меры,

предлагаемые экспертами. Выводы могут иметь категорическую формулировку

("да", "нет") и вероятностную (предположение).

В роли экспертов, как правило, выступают опытные руководители,

специалисты, приглашаемые со стороны, имеющие опыт и специальные знания в

узкой области, владеющие методами исследования. Эксперт должен быть

способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт,

методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать

объективные квалифицированные рекомендации.

Наиболее эффективно применение методов экспертных оценок в решении

следующих задач управления производством:

1. Анализ сложных процессов, систем, явлений, ситуаций, характеризующихся

в основном качественными, неформализуемыми характеристиками.

2. прогнозирование тенденций развития производственной системы и

взаимодействия с ней внешней среды.

3. Определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных

факторов, влияющих на функционирование и развитие производственной

системы.

4. Повышение эффективности математико-статистических и других формальных

методов за счет более точного определения и оценки некоторых

качественных аспектов, факторов, не поддающихся формализации.

5. Повышение надежности оценки целевых функций, имеющих качественный или

количественный характер, путем усреднения мнений

высококвалифицированных специалистов.

6. Выявление и оценка качественных и количественных критериев, необходимых

для выбора управленческого решения.

7. Оценка альтернативных вариантов решения и выделение некоторых наиболее

предпочтительных вариантов.

Сведение до минимума отрицательного влияния субъективного элемента на

качество принимаемых управленческих решений - одна из главных задач

оптимизации процессов принятия решений в управлении общественным

производством. Одним из условий преодоления субъективизма при подготовке

управленческих решений являются методы исследования операций, методы

экспертных оценок.

Процедура выработки управленческих решений, являясь сложным логико-

мыслительным процессом, требует в современных условиях формирования нового

типа экономического мышления, адекватного новым задачам, стоящим перед

хозяйственными кадрами в области интенсивного развития социалистической

экономики. Всестороннее совершенствование организации и методов подготовки,

принятия и реализации решений является важным участком комплексной

рационализации аппарата управления на базе научно-технического прогресса.

Глава 2. Исследование основных характеристик, влияющих на процесс принятия

управленческого решения.

2. 1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения

менеджера.

Как известно, организации являются сложными объектами, а те, в свою

очередь, частями еще более сложной целостности. Поскольку организованным

действиям присущи сложности, а управленческие решения принимаются людьми и

влияют на них, то при принятии решений необходимо учитывать целый ряд

разнообразных факторов, как со стороны внешней изменяющейся среды, так и со

стороны самой организации. Можно перечислить целый ряд факторов[5],

которые, в той или иной мере, оказывающих влияние на поведение отдельных

представителей в организации, что, несомненно, играет, чуть ли не главную

роль в процессе принятия управленческих решений. К таким факторам я

предпочел нужным отнести и личностные оценки руководителя, и уровень риска,

и время принятия решения, и изменяющееся окружение, и информационные и

поведенческие ограничения, и, наконец, отрицательные последствия и

взаимозависимость решений.

Личностные оценки руководителя. Как правило, личностные характеристики и

оценки руководителя содержат субъективное ранжирование важности, качества

или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.