реферат, рефераты скачать
 

Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)


Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет логики и ее значение... . 3

Глава I. Понятие ,.,.. .— 6

§ 1. Общая характеристика понятия 6

§ 2. Виды понятии , 9

§ 3. Отношения между понятиями 13

§ 4. Определение понятий 18

§ 5. Деление понятии 23

Глава II. Суждение ... ., ..29

§ 1. Общин характеристика суждения 29

§ 2 Простые суждении , 32

§ 3. Сложные суждения ., 38

§ 4. Модальность суждений 44

Глава III. Умозаключение 48

§ 1. Общая характеристика умозаключения 48

§ 2. Непосредственные умозаключения 50

§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями 53

§ 4. Категорический силлогизм 55

§ 5. Умозаключения из сложных суждений 60

§ 6. Индуктивные умозаключения 66

§ 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей 71

§ 8. Умозаключение но аналогии 74

Глава IV. Основные законы логики 78

§ 1. Общая характеристика логических законов ,.78

§ 2. Закон тождества 79

§ 3. Закон противоречия 83

§ 4. Закон исключенного третьего , 86

§ 5. Закон достаточного основания 89

Глава V. Основы теории аргументации •— * • 93

§ 1. Доказательство 93

§ 2. Виды доказательства VH^. w , 98

§ 3. О проведение -д ; 101

Глава VI. Занимательная логика * 104

ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение

Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам

термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает

слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как человек

познает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и

психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика

и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию,

необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика философского,

психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.

Философия рассматривает познание как диалектический процесс отражения

действительности в сознании людей. Он осуществляется в двух основных

формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления,

Чувственное познание позволяет нам отражать отдельные предметы и их

свойства в виде ощущений, восприятий и представлений. Например, покупая

какой-либо товар, мы оцениваем его вкусовые и обонятельные качества,

прикидываем, радует ли он наш глаз и т. и. Логическое познание,

существующее в форме понятий, суждений и умозаключений, позволяет нам

проникать в глубинные структуры вещей и явлений. С его помощью мы даем

название покупаемому товару, судим о цене и целесообразности покупки. Если

философия дает нам общее представление о ступенях, этапах познания, то

логика занимается преимущественно логической ступенью. В центре ее внимания

понятия, суждения и умозаключения как важнейшие инструменты мыслительной

деятельности людей. Если философия оде-нивает результативность познания с

помощью понятия истина, то логика рассматривает вышеназванные формы кпк

способы получения истинного знания. Если философия интересуется наиболее

общими законами природы, общества и мышления, то предметом логики являются

те законы

мышления, которые фиксируют определенную повторяемость в структуре всех

человеческих рассуждений и умозаключений.

Сопоставление физиологии высшей нервной деятельности с логикой

показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат

(основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления. Сравнение с

психологией убеждает нас в том, что психологическую науку интересует

происхождение мышления, особенности протекания мыслительных процессов у

разных типов личности, связь мышления с предметной деятельностью и,

разумеется, многообразие чувственных граней отражения мира, а логика

уделяет внимание относительно неизменным нормам мыслительного процесса,

независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.

Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых формах

и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области

знания. Еще проще: логика есть наука о формах и законах правильного

мышления.

Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала

самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика,

диалектическая логика и формальная, которую принято делить на традиционную

и математическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию

логики», т. е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий.

Диалектической логикой именуют тот раздел логики, который рассматривает

основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании и т.

п. Формальная логика, которой мы уделим преимущественное внимание,

рассматривает относительно устойчивые формы мышления и законы их

построения. Первой ступенью формальной логики является традиционная логика,

изучающая общечеловеческие законы правильного построения мыслей. Второй

ступенью формальной логики является математическая логика, использующая

математические методы и специальный аппарат символов.

Представление о предмете логики может быть расширено за счет знакомства

с основными проблемами, изучаемыми в соответствующих разделах логического

знания. Так, например, традиционная логика включает в себя учение о

понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию

аргументации и опровержения,

раздел, посвященный логическим ошибкам, индуктивную логику, деонтическую,

действий, отношений и др. Математическая логика уделяет внимание логике

исчислений, пороговой, многозначной, временной, модальной, конструктивной,

комбинаторной, мажоритарной и др.

Использование логических приемов осуществляется большинством людей

стихийно, как бы неосознанно. Подобно персонажу Мольера, который был

удивлен, обнаружив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с

логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умозаключений. Однако

куда лучше, если мы познаем основные инструменты мыслительной деятельности

заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем

искусством полемики до ведения переговоров или выступления в судебном

заседании. И если, как сказал Т. Эдисон, важнейшая задача цивилизации —

научить человека мыслить, то лучшего средства для развития культуры

мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя...

Конечно, логика — это азбука мышления, начатки интеллектуальной культуры

человека. Но без нее абсолютно невозможно восхождение к увлекательным

вершинам человеческого духа. Сознательное использование законов логики

дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает

нам добиваться своих жизненных целей с упорством и последовательностью

человека, знающего, чего он хочет.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.