реферат, рефераты скачать
 

Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе


|Объединенная |Тариф на ФОРЭМ, |Тариф на розничном |

|энергосистема |руб./(кВт*ч) |рынке, руб./(кВт*ч) |

|Северо-запада |136-143 |259 |

|Центра |122-143 |290 |

|Волги |132-143 |305 |

|Северного Кавказа |143 |430 |

|Урала |138-143 |228 |

|Сибири |43-105 |129 |

|Востока |72-257 |368 |

Очевидно, что решить проблему снижения тарифов таким простым путем,

как вывод всех желающих на оптовый рынок и отпуск им электрической энергии

по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку система так называемого

перекрестного финансирования (снижение тарифа одним потребителям за счет

повышения другим) в этом случае вызовет еще большее увеличение тарифа

оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно,

принимать решение об участии отдельных энергоемких потребителей в оптовом

рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на

розничном рынке. Правительственные распоряжения об установлении тарифов на

электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства

и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не

стремятся принимать непопулярные решения о повышении тарифов для населения

и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться

просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это приведет к

повышению тарифов для потребителей, остающихся на розничном рынке.

Сокращение ущерба от повышения тарифов может быть достигнуто адресной

помощью малоимущим группам населения и бюджетным финансированием

сельскохозяйственных, коммунально-бытовых и социальных учреждений и

организаций. Снижение тарифа за этот счет для крупных потребителей в

большинстве случаев снимет проблему повышенной себестоимости их продукции

из-за высокой стоимости энергоресурсов и сократит число претендентов на

выход на оптовый рынок.

Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна

способствовать также организация действенного соревнования между оптовым

(ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя.

Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся

льготным тарифом, установленным исходя из того, что значительную часть их

абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и основную

долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом от своих абонентов, в

виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной

АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит

энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ

наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет

способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с

реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и

увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты

показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов

на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных

потребителей на 8 – 10%.

Выводы:

1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не

соответствует реальным затратам на производство, передачу и

распределение электрической энергии для конкретных потребителей.

2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет

стимулировать рост электропотребления и повысит

конкурентоспособность товаропроизводителей.

3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных

энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду,

приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для

отдельных групп потребителей.

Соотношение российских и

мировых цен на энергоносители

В период планового хозяйства низкая стоимость топливно-сырьевых

ресурсов была обусловлена как общей концепцией ценообразования, так и

трудностями регулирования инфляционного движения цен на продукцию

многономенклатурных отраслей. После 1992 года особенно важным

представлялось вывести на мировой уровень цены основных экспортных

ресурсов, таких как нефть, газ и нефтепродукты, чтобы «открыть»

отечественную экономику, привлечь инвестиции в развитие ТЭКа и получить

дополнительный стабилизатор для внутренних цен (ожидалось, что мировые цены

будут служить верхним пределом для роста внутренних).

Понятие выхода на мировые цены можно определить двояко. Во-первых,

имеется в виду достижение равенства внутренней цены, пересчитанной в

доллары по официальному обменному курсу, и мировой. С практической точки

зрения это значит достичь равной выгодной реализации продукции на

внутреннем и внешнем рынках с учетом дополнительных затрат на

транспортировку, но без таможенных пошлин. Во-вторых, данное понятие

связано с удорожанием энергоресурсов по сравнению с другой продукцией.

Точнее речь идет об опережающем росте индексов цен на энергоносители. В

качестве ориентира нормального уровня относительных цен более корректно

использовать не мировые, т.е. цены экспортно-импортных операций, а

относительные внутренние в развитых странах, поскольку они, как правило,

резко отличаются от мировых (вследствие государственного регулирования,

налогообложения и других факторов).

Также особенностью нашей станы являются тяжелый климат и очень большая

территория, а поэтому затраты на единицу продукции как правило выше, чем во

многих развитых странах мира.

В настоящее время задача по выводу цен на энергоносители на мировой

уровень выполнена, однако повышение цен недостаточно для структурной

перестройки народного хозяйства. Дело в том, что реализация

энергосберегающих технологий в промышленности невозможна без значительных

инвестиций. Предприятиям необходимо также время для адаптации к новым

соотношениям цен и внедрения таких технологий. Однако у них не оказалось ни

инвестиций, ни времени для структурной перестройки из-за общего скачка цен

в 1992 году, обесценившего все средства. В результате рост цен на

энергоносители способствовал не повышению эффективности энергопотребления,

а углублению спада производства, инфляции издержек и увеличению неплатежей

в экономике.

Если рассмотреть динамику соотношения внутренних и мировых цен на

отдельные энергоносители, их анализ покажет следующее.

Нефть. Внутренние цены предприятий в долларовом исчислении проявляют

устойчивую тенденцию к росту[4], за исключением снижения 1994 года. Хотя в

рублях цена тонны нефти удвоилась за данный период, что объясняется резким

падением валютного курса рубля к доллару в 1994 г. В 1996 году рост

внутренней цены нефти замедлился, что было связано с падением темпов

инфляции. Внутренняя цена промышленности на нефть включает транспортные

затраты на ее доставку до потребителя, а также налоги. Поскольку мировая

цена определяется ее уровнем для Западной Европы и не включает налоги и

транспортные расходы на перекачку нефти до потребителя по территории

западноевропейских стран, то адекватным является соотношение внутренней

цены производителя с мировой. С 1993 г. оно находится в пределах 40-54%

(за исключением конца 1994 г., когда временно резко повысился курс доллара

к рублю). За лето и осень 1996 г. значительно поднялись мировые цены на

нефть, а внутренние росли медленно, соответственно инфляции. Поэтому

приведенное выше соотношение понизилось до 41,4%.

Газ. С 1992 года по декабрь 1995 внутренняя цена промышленности на газ

по отношению к мировой выросла с 2,6 до 69,2%, а в октябре 1996 г.

снизилась до 66%, что было вызвано мерами правительства по сдерживанию его

удорожания. Внутренние цены приобретения по группам потребителей не

отвечают принципам равенства реальной стоимости газа для каждой группы. Как

и с электрической энергией, промышленность дотирует льготную цену для

населения. В развитых странах население платит значительно больше, чем

промышленность, поскольку требуются дополнительные затраты на создание и

функционирование распределительных газовых сетей. В 1998 году намечено цену

газа для населения довести до уровня ее реальных издержек (без акциза), а

малоимущим семьям выплачивать компенсацию.

Уголь. В 1995 г. доля стоимости добычи в цене потребления снизилась до

52%, а в декабре 1996 – повысилась до 75,1%. Стоимость транспортировки

росла вплоть до 1996 г., затем в результате усилий правительства по

сдерживанию роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки удалось

снизить долю транспортных расходов в цене приобретения до уровня 1992 года.

Однако, за 1996 год почти в 2 раза возросла стоимость добычи, в то время

как стоимость перевозки снизилась на 42%. В результате цена приобретения

увеличилась на 34%. Таким образом в этот период цена приобретения

энергетического угля в России по сравнению с США была равна 99,1%[5]. Это

связано в основном с ростом стоимости добычи, но если рассчитывать цены не

по валютному курсу рубля, а по паритету покупательной способности, то

стоимость нашего угля превысит ее уровень в США на 36%. Отсюда следует, что

необходимы серьезные меры по сдерживанию цены добычи.

Электроэнергия. За годы реформ средний тариф на электроэнергию по

сравнению с США вырос с 9% до 80,2%. Тариф для промышленности составляет 90

– 95% уровня США. Промышленные потребители дотируют льготные тарифы на

электроэнергию для населения. Необходимо их постепенное социально

обоснованное повышение, с тем чтобы снизить чрезмерную нагрузку в тарифах

на промышленность, которую она уже не выдерживает.

В 1997 году конъюнктура мирового рынка нефти существенно ухудшилась.

Рост добычи в ряде стран, не входящих в ОПЕК (Великобритания, Норвегия,

Мексика, Китай), равно как и повышение квот такими членами ОПЕК, как

Венесуэла и Нигерия, вкупе с распространением технологий, удешевляющих

освоение месторождений, привело к снижению мировых цен на нефть на 2 – 7%.

Необычно мягкая зима не оправдала надежды на удорожание нефти в

отопительный сезон. В результате в январе цены снизились еще на 10 – 15%,

приблизившись к уровню 1994 года. Ряд западных специалистов указывает, что

сохранение сложившейся ситуации на рынке нефти сократит валютные

поступления России на 3 млрд. $, и выход из сложившейся ситуации можно

найти только в эффективном государственном регулировании.

Заключение

На основе изученных вопросов о топливно-энергетическом комплексе,

специфике ценообразования в нем, его роли, функциях, значении в экономике,

представляется возможным подвести некоторые итоги.

V Во-первых, введение свободных цен в 1992 году на продукцию ТЭКа

(как и на другие товары) осуществлялось без должного учета

специфики переходного периода экономики России и недостаточного

учета опыта регулирования цен с развитой рыночной экономикой. Это

явилось одной из причин негативных последствий как в целом для

экономики, так и для ее ключевой отрасли.

V Во-вторых, ТЭК в результате резкого перехода к свободным ценам в

условиях децентрализации управления характеризуется сегодня хаосом

в рыночных связях, множественностью, несогласованностью цен в

местах потребления ресурсов, часто завышенных в результате

нерациональных перевозок.

V В-третьих, остается спорным вопрос о том, считать ли вывод цен

энергоносителей на мировой уровень явлением положительным или нет.

По ценам на многие ресурсы мы уже обогнали многие развитые страны,

такие как США и некоторые европейские, но было ли это необходимо?

Как показала практика, зарубежные инвесторы не стремятся вкладывать

деньги в наше производство, а для внутренних потребителей цены

являются очень высокими.

Однако нельзя не признать и положительных изменений, о которых мы

можем говорить в апреле 1998 года, взглянув на весь переходный период. Хотя

данные некоторых информационных агентств расходятся, но можно с

уверенностью сказать, что цены на продукцию ТЭКа уже растут не так

стремительно, а объем производства, наоборот, набирает темп. Например, рост

производства в 1997 году составил 0,6%, причем он был обеспечен в основном

за счет экспортных отраслей, к которым относится нефть, газ и уголь.

Большое значение имело создание федерального оптового рынка электрической

энергии, который является фактором, стимулирующим развитие конкурентной

среды как для производителей, так и для потребителей электроэнергии.

Надежное энергоснабжение поможет обеспечить и структурная реформа,

начавшаяся в 1997 году и захватывающая газовую промышленность и

электроэнергетику. Эта реформа в сферах естественных монополий, направлена

также и на совершенствование системы государственного регулирования,

необходимой для решения проблем в тех отраслях, где конкуренция невозможна

или нецелесообразна.

Государственное регулирование необходимо, но важно решить вопрос в

каком объеме и в каких сферах народного хозяйства его следует применять. А

для того, чтобы определиться в этом вопросе необходим всесторонний анализ

не только исследуемой отрасли (будь то ТЭК или какая-либо другая), но и

всех остальных, потому что в экономике существуют сотни и тысячи как

невидимых так и зримых нитей, связывающих все элементы хозяйства и

неизбежно влияющих друг на друга.

Список литературы

Законодательные акты

1. «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии

(мощности)» //Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1996 г.

2. «О двухставочных тарифах на электрическую энергию (мощность) на

федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии

(мощности), вводимых в действие с 1 июля 1997 года» // Протокол

заседания Правления ФЭК № 88 от 17.06.1996 г.

3. «Анализ введенных с 01.07.1997г. двухставочных тарифов на электрическую

энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке

электрической энергии (мощности)» //Протокол заседания Правления ФЭК №

93 от 09.07.1997 г.

4. «О регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию» //Письмо

Министерства топлива и энергетики РФ и Комитета цен при Минэкономики РФ

№ 01-17/220-11 от 20.05.1992 г.

5. «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов»

//Указ Президента РФ № 1089 от 17.09.1992 г.

6. «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды

энергоресурсов» //ПСМ – Правительства РФ № 88 от 29.01.1993 г.

7. «О НДС на транспортировку нефти на экспорт» //Письмо Минтопэнерго РФ №

АФ-5150 от 09.08.1993 г.

8. «О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию» // Инструкция

Госкомцен РФ № 01-17/1443-11 и Минтопэнерго РФ ВК-7539 от 30.11.1993 г.

9. «Об изменении порядка расчетов по возмещению разницы в тарифах за

тепловую энергию, отпускаемую населению» // Постановление правительства

Москвы № 633 от 02.08.1994 г.

10. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую

энергию в Российской Федерации» //Федеральный закон № 41-ФЗ от

14.04.1995 г.

11. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и

сырье для его производства» //Постановление Правительства РФ № 332 от

15.04.1995 г.

12. «Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии

Российской Федерации» //Постановление Правительства РФ № 960 от

13.08.1996 г.

13. «О порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию»

//Письмо Минэкономики РФ № 16-586 от 22.08.1996 г.

14. «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и

применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» //Постановление

Правительства РФ № 121 от 04.02.1997 г.

15. «О ставках акциза на нефть» //Письмо Госналогинспекции по

г. Москве № 11-13/4611 от 07.03.1997 г.

16. «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных

монополий» //Указ Президента РФ № 426 от 28.04.1997 г.

17. «Тарифы на электроэнергию, отпускаемую акционерным обществам энергетики

и электрификации с федерального (общероссийского) оптового рынка

электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), вводимые с 01.10.1997 г.

(Расчет с усреднением отпускных тарифов по энергозонам)» //Утв. ФЭК РФ,

протокол № 106 от 12.09.1997 г.

18. «О ставках акциза на нефть» //Письмо Госналогинспекции по г.

Москве № 30-14/1958 от 26.01.1998г.

19. «Об утверждении методики дифференциации ставок акциза на нефть,

включая газовый конденсат» //Постановление Правительства РФ № 165 от

02.02.1998 г.

20. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"»

//Федеральный закон № 29-ФЗ от 14.02.1998 г.

21. «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной

системе Российского акционерного общества "Газпром"» // Постановление

Правительства РФ № 858 от 14.07.1997 г.

22. «Об акцизах» //Федеральный закон № 1993-1 от 06.12.1991 г.

23. «Об изменениях и дополнениях № 4 инструкции Госналогслужбы РФ от

11.10.1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную

стоимость"» //Письмо Госналогслужбы РФ № ВЗ-6-03/268 от 03.04.1997 г.

24. «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»

//Инструкция Госналогслужбы РФ № 39 от 11.10.1995 г.

Книжные издания

1. Горина Г. А. Ценообразование //Москва, 1996 г.

Периодические издания

1. Байков Н. «Топливно-энергетический комплекс» //«МЭ и МО», №8, 1998 г.

2. Делягин М. «Шанс изменить лицо российских реформ» // «Литературная

газета», №17(5698), 29.04.1998 г.

3. Дроздова О.Н. «Об упорядочении тарифов и развитии конкуренции на рынке

электрической энергии» //«Энергетик», №8, 1997 г.

4. Кириллова Н. «Рынок топливно-энергетической продукции России» //

«Внешняя торговля», №10 – 12, 1997 г.

5. Кудинов Ю. «Соотношение российских и мировых цен на энергоносители»

//«Экономист», №6, 1997 г.

6. Кузовкин А. «Цены на энергоресурсы и инфляция» //«Экономист», №5, 1994

г.

7. Родионов П. «Экономика и энергетика: взаимозависимость и проблемы

роста» //«Вопросы экономики», №4, 1997 г.

8. Торбин В. «Региональный аспект совершенствования цен на энергетический

уголь» //«Экономист», №6, 1996 г.

9. «О структурной реформе в электроэнергетике» //«Энергетик», №8,

1997 г.

Для примечаний

-----------------------

[1] «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и

применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» //Постановление

Правительства РФ № 121 от 04.02.97г. «Основные положения структурной

реформы в сферах естественных монополий» //Указ № 426 от 28.04.97г.

[2] Например, ставки акциза на нефть различных месторождений: ОАО «Роснефть-

Пурнефтегаз» –57,042 руб./т, ОА «Татнефть» – 65,340 руб./т, АО «Ухтанефть»

- 0,7 руб./т.

[3] «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии

(мощности)» //Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.96.

[4] За период 1991 – 1996 годов

[5] В 1996 году – 75,1%

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.