| |||||
МЕНЮ
| Шпaргалки по документальному обеспечению управленияШпaргалки по документальному обеспечению управления1. Делопроизводство – деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами при осуществлении управленческих действий. Документирование – процесс создан6ия и оформления документа. Параллельно с термином делопроизводство используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. ДОУ – работа с готовыми документами, созданными учреждениями и полученными извне: . Прием документов . Распределение . Регистрация . Исполнение . Контроль исполнения . Формирование дел . Подготовка документальных материалов к архивному хранению и использованию. ДОУ в организациях осуществляется спецслужбой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, она подчиняется руководителю организации. В министерствах и ведомствах документационным обеспечением занимаются управления делами. В состав управления делами как правило входят секретариат(приемная, секретариат министра, зам.министра, протокольное бюро), инспекция при министре, канцелярия, бюро учета и регистрации, экспедиция, копировально-машинальное бюро, отдел писем и жалоб, отдел совершенствования работы с документами и внедрение технических средств, центральный архив. В организациях, не имеющих службы ДОУ, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руки(инспектор) или другое специально назначенное должностное лицо. Основной задачей службы ДОУ является установление единого порядка документирования и работы с документами в отрасли или в отдельной организации и на основе их использование современной вычислительной техники и автоматизации. 2. документы и их роль. Документы играют огромную роль в жизни общества. Их различают по значимости и характеру. Документы служат подтверждением факта, события, явления. Они могут иметь политическое, историческое, юридическое и экономическое значение. Документы могут служить источником информации для написания истории государства, республики, городов. Слово «документ» в переводе с лат. означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным челом способом, для ее передачи во времени и пространстве. Документ – материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде. Любое управленческое решение всегда основывается на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятием: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин. Информация – это сведения о лицах, предметах, явлениях и процессах, не зависимых от формы их представления. 3. основные способы документирования. Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли документы, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стенах и т.д. Способы нанесения информации также были различны: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используются главным образом документы, созданные каким-либо образом письма: рукописным, машинописным, типографическим, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука- и видеозаписи, и на специальном материале(бумаге, кино и фото пленке, магнитной ленте, диске и т.п.). Документирование в аппарате управления может осуществляться на естественном языке(машинопись, рукопись, телеграмма, факсограмма и т.д.) и на искусственном языке с использованием соответствующего носителя(магнитные ленты, дискеты, диски и т.д.). На сегодняшний день в управленческой практике преобладающим способом документации является компьютерная печать. Однако ряд документов например заявление, объяснительные записки создаются обычным рукописным способом. Изучение развития способом документирования и носителей информации занимается научная дисциплина – документоведение. 4.основные функции документа. Это целевое назначение, которое присуще этому документу. Все официальные документы имеют общие и специальные функции. Общие: А) информационная, т.е. документ создают для сохранения информации. Б) социальная, документ является социально значимым объектом, т.к. связан с определенной социальной потребностью. В) коммуникативная, т.е. документ выступает средством связи между организациями и др. общественными органами. Г) культурная – документ закрепляет и передает культурной традиции общества в частности в уровень научного и технического развития общества. Д) управленческая – документ является инструментом управления, поскольку специально создан для этой цели. Е) правовая – документ является средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношения в обществе. Ж) историческая – документ – источник исторических сведений о развитии общества после выполнения своих оперативных функции, чему помогает его поступление на хранение вы архив. 5. классификация документов. Это деление документов на классы по наиболее общим признакам, сходствам, различиям. - по наименованию, т.е. по названию документа. - по месту составления документы делятся на внутренние (созданные в данной организации и отражающие вопросы внутри нее) и внешние (поступающие в организацию или направляемые в др. организацию, др. лицам). - по количеству вопросов, включенных в текст, документы бывают: простые, в которых содержится и предлагается решение только одного вопроса; сложные, в которых содержится несколько вопросов. - по форме документы могут быть индивидуальные (создаваемые в произвольной форме); типовые (образец, по которому составляются тексты, аналогичные документам); трафаретные (часть текста отпечатана заранее, а часть текста вписывается при составлении). - по средствам фиксации: рукописно печатные (рукописные, машинописные, изготовленные на множительных аппаратах и типографическим способом); графические (чертежи, графики, схемы, рисунки и т.д.); фотокино документы, запечатленные путем фотографирования или киносъемки и звуковые фотодокументы, которые зафиксированы с помощью звукозаписывающих аппаратов. - по срокам хранения: постоянного (вечного), долговременного(свыше 10лет), временного(до 10лет). - по происхождению: служебные(затрагивающие интересы предприятия, отдела, группы работников), личные(касающиеся конкретного лица и являющиеся именными). - по назначению: подлинники, копии, выписки, дубликаты. Подлинники – документ, отредактированный соответствующим образом, оформленный и подписанный. Копия – полное воспроизведение всех реквизитов подлинного документа. Дубликат – вторично воспроизведенный документ, целиком, повторяющий подлинник, обычно дубликат выдают взамен утраченного подлинника. Выписка – часть копии документа, нужная для работы. - по юридической силе: подлинные, которые выдаются уполномоченными работниками предприятия с соблюдением всех правил; подложные содержания или реквизиты, которых не существует в действительности. Значения: А) обеспечение их быстрого поиска в текущем делопроизводстве Б) повышение оперативности работы документа. 6. виды документов. Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на 2 большие группы: - документы по общим административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства предприятия и его производственной деятельности. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. В эту группу входят: 1. организационно-распорядительная документация (ОРД), в составе которой в свою очередь различают документы: 1. организационные (устав, положение, инструкция, штатное расписание) 2. распорядительные (приказ по общим вопросам, распоряжение, решение, указание и т.п.) 3. справочно-информационные(служебные письма, справки, телеграммы, телефонограммы, заявления, докладные, служебные записки, акты, протоколы, договоры и т.п.). 1.2 по личному составу (по трудовым отношениям) приказы, по личному составу, трудовые книжки, анкеты, автобиографии, резюме, характеристики и т.д. - документы по функциям управления: 2.1 документация по финансово-расчетным, денежным и кредитным операциям(платежные поручения, счета-фактуры, акты, ревизии, кассы и т.д.) 2.2 документация по поставке товаров и перевозке грузов(по снабжению и сбыту) хозяйственные договора, коммерческие группы, претензионные письма и т.д. эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отдела планирования, снабжения и сбыта и других функциональных подразделений. 7.унификация и стандартизация как основное направление в совершенствовании документов. Организация и управление характеризуется разнообразием и неповторимостью рабочей ситуации и предпринимаемых действий по их разрешению, отсюда большое разнообразие документов и необходимость их унификации и стандартизации. Суть унификации сводится к сокращению неоправданного многообразия документов, приведение к единству их форм структуры, языковых конструкций и операции по обработке, учету и хранению документов. Унификация документов – установление одинакового комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил составления, оформления и задания трафаретных текстов. Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления должны оформляться единообразно, это позволяет включать документы в единую для страны систему. Делопроизводство способствует их оперативной отработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами. Суть стандартизации заключается в возведении в норму обязательную для применения оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного применения в делопроизводстве. Стандартизация – форма юридического закрепления, приведенной унификации и уровня ее обязательности. В России деятельность стандартизации координируется государственными органами стандартизации, при этом оформляется виде межгосударственных(ГОСТ), государственных(ГОСТН), отраслевых(ОСТ), республиканских(РСТ) стандартов и стандартов предприятий, организаций, учреждений(СТП). Стандартизация – это сложный процесс, в ее состав входят такие элементы, как унификация, типизация и т.д. Типизация, в документоведении этот метод используется для создания типовых форм документов и типовых текстов, образцов или эталонов, на основе которых создаются конкретные документы. 8.система документации. Основные системы документации, применяемые в РФ. Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается совокупностью документов определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих. Система документации – совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной деятельности. В литературе и практической деятельности, прежде всего, выделяют функциональные и отраслевые системы документации. Функциональные системы документации – это организационно-распорядительная, плановая, отчетно-статистическая, финансирование материально-технического снабжения и т.д. Отраслевыми принято считать системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министр, ведомство отраслевых управлений). В развитие электронно-вычислительной техники и внедрения автоматизированных систем управления потребовалось приведение документов к единообразию как по форме, так и по последовательности расположения в них информации. С конца 60-х годов у нас в стране широко развернулась деятельность по разработке унифицированных систем документации, т.е. систем документации, созданных по единым требованиям и правилам. Создание унифицированных систем документации – это одно из важнейших направлений автоматизации управленческих процессов. Унифицированные системы деятельности(УСД) – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Определение, назначен6ие и состав системы документации устанавливаются ГОСТами. С 1 июля 1998 года а РФ был введен в действие ГОСТ Р 6.30-97, который внес существенные изменения в оформление управленческой документации в связи с компьютеризацией делопроизводства. В 2003 году этот ГОСТ был незначительно изменен и получил название ГОСТ Р 6.30-2003. 9.требования к построению формуляра-образца деловых документов. Требования изложены в ГОСТе 6.10.5-87, согласно ему формуляр устанавливает требования к построению унифицированных форм: - формат бумаги для унифицированных форм документов. Применяют бумагу формата А3(297*420), А4(210*297), А5(148*210), А6(105*148), А1-ватман. - служебные поля. Для унифицированных форм документов формуляр-образец устанавливает размеры служебных полей, поле верхнее левое не менее 20 мм, поле нижнее правое не менее 10 мм - расположение частей из зон. Зоны формуляра-образца устанавливают унифицированную структуру документа и размещается в пределах основных частей формуляра абзаца: заголовочная, содержательная и оформляющая. - расположение реквизитов. 10. состав реквизитов ОРД. 01 – государственный герб РФ 02 – герб субъектов РФ 03 – эмблема организации или товарный знак 04 – код организации 05 – основной государственный регистрационный номер юридического лица 06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины поставки на участок 07 – код формы документа 08 – наименование организации 09 – справочные данные об организации 10 – наименование вида документа 11 – дата документа 12 – регистрационный номер 13 – ссылка на регистрационный номер и дату документа 14 – место составления документа 15 – адресат 16 – гриф утверждения 17 – резолюция 18 – заголовок текста 19 – отметка о контроле 20 – текст документа 21 – приложение 22 – подпись 23 – гриф согласования 24 – виза согласования документа 25 – оттиск печати 26 – отметка о заверении копии 27 – отметка об исполнителе 28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело 29 – отметка о поступлении документа в организацию 30 – идентификатор электронной копии документа 11. схемы расположения реквизитов по ГОСТу Р 6.30-97. ГОСТ Р 6.30-2003( бывший ГОСТ Р 6.30-97 ) «Унифицирование системы документации. Унифицирование организационно-распределительных документов Требование к оформлению документов ». Перечисляет в определенной последовательности реквизиты, присущие всем видам документов, входящих в унифицированную систему ОРД. Он определяет максимальный состав реквизитов документов и каждому реквизиту отводит строго определенное место на листе. 12. общая характеристика ОРД. Среди большого разнообразия видов деловых документов, используемых на предприятиях и организациях, ОРД занимает центральное место. Можно сказать, что организационная и управленческая деятельность главным образом заключается в разработке и реализации решений, фиксируемых в ОРД. ОРД является наиболее широко используемым видом документации. ОРД классифицируется на 3 группы: - организационная документация (устав, положение, инструкция, штатное расписание) - распорядительная документация (приказ по общим вопросам, распоряжениям) - справочно-информационная документация (служебные письма, телеграммы, справки и т.д.). Классификация ОРД позволяет обеспечить оперативный поиск документов, контроль за исполнением документов, создает условия для унификации. 13. характеристика организационных документов. Исходя из данной группы документов, не сложно определить их главное назначение: По средствам организационных документов осуществляется регламентация и документационное оформление таких вопросов, как создание организации и установление ее структуры, штатной численности и состава, порядок функционирования, взаимодействия структурных подразделений, установление правил внутреннего трудового распорядка, их действие при исполнении повседневных трудовых обязанностей. 14. документ «положение» (определение, реквизиты, правила составления). Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права и обязанности организации, работы как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях. В положении отражены права и обязанности отдельных должностных лиц. Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 24, (28). Положения могут быть индивидуальные и типовые. Индивидуальные положения чаще всего разрабатываются на основе типового. Положения разрабатываются по указанию руководителей предприятия и инициативе руководителей структурных подразделений. Исполнитель составляет проект положения, согласовывает с юридическим отделом. Если проект вызывает возражение, то их излагают на втором экземпляре или на отдельном листе. Проект положение предоставляют на утверждение руководителю предприятия, подписывает его руководитель структурного подразделения и разработчик. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата. Положение является сложным документом, как правило, типовое положение содержит в себе основные разделы: - общие положения - основные задачи - функции - права и обязанности - руководство - взаимоотношения, связи - имущество, средство - контроль, проверка, ревизия деятельности - реорганизация и ликвидация деятельности Оформляются положения на общем бланке предприятия. 15. документ «устав» (определение, реквизиты, правила составления). Устав – юридический акт, который оформляет образование организаций и предприятий и определяется их структура, функции и правовое положение. Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, (23), 24, (28). Устав – это сложные документы, структуру и содержание которых определяют сами разработчики. Текст типового устава состоит из разделов: - общие положения - основные задачи - функции - права и обязанности - руководство - взаимоотношения, связи - производственно-хозяйственная деятельность - имущество, средство - контроль, проверка, ревизия деятельности - реорганизация и ликвидация предприятия. Уставы государственных организаций, предприятий, учреждений утверждают выше стоящие органы (министерство, ведомство). Уставы муниципальных предприятий утверждают районные или городские администрации. Уставы частных предприятий утверждают владельцы, коллективы и регистрации в областных городских или районных администрациях. Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций. 16. характеристика распорядительных документов. Распорядительный документ играет очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями, организациями. Издание распорядительных документов обязательно. Во-первых, по организационным вопросам. - по вопросам планирования - производства - строительства - материально-технического сбыта и снабжения - финансов и кредита - труда и з/п. Распорядительные документы носят административный характер, они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам. К распорядительным документам относятся: - приказы - распоряжения - указания - постановления и т.д. Проект распорядительных документов может быть подготовлен структурным подразделением, или отдельной специальной или рабочей группой. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|