реферат, рефераты скачать
 

Виды информационных и вычислительных услуг


Виды информационных и вычислительных услуг

Омский государственный технический университет

Кафедра

Виды информационных

и вычислительных услуг

Выполнил:

Проверил:

Омск, 2001 г.

Содержание

Введение 3

1. Основные понятия 5

1.1. Информационные ресурсы 5

1.2. Информационный продукт и его особенности. 6

1.3. Информационные услуги 7

2. Виды информационных товаров и услуг. 9

2.1. Рынок информационных товаров и услуг. 9

2.2. Базы данных 10

2.3. Телекоммуникационные сети. 13

2.4. Интернет. 14

2.5. Видеотекст. 15

2.6. Информационные продукты и услуги на технических носителях. 16

2.7. Другие виды информационных и вычислительных продуктов и услуг. 17

2.8. Обеспечение информационной безопасности. 18

3. Производители информационных и вычислительных услуг. 21

4. Правовое регулирование на информационном рынке. 22

Заключение 24

Литература 25

Введение

По мере своего создания экономика информационного общества начинает

использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал,

индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную

информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода

сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат

факторами производства, последние два – необходимыми условиями их

эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое

увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления

технологической базы производства, прежде всего путем применения новых

информационно-коммуникативных технологий.

Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей,

которые все более и более индивидуализируются.

Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства

информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги,

новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате

создание, распространение, обновление и применение информации происходит

опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

В результате усложнения общественного поведения увеличиваются

информационные потребности людей. Информация превращается в массовый

продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только

руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией

(повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов)

современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении

индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от

центральной власти.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное

содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и

перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует и труд, и

капитал. Возникает информационный рынок, где информация продается и

покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются

инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания

различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также

для воздействия на поведение людей.

Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила”, как

никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в

современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

1. Основные понятия

1.1. Информационные ресурсы

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на

материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов,

ставших уже классическими экономическими категориями. Это материальные

ресурсы, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с

традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда

существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших

ресурсов развития общества. Как замечает по этому поводу Б. Компейн,

“информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые

проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты

рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов”.

Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре.

“Структурированная информация - то есть информация для прямого применения -

нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. Существование ряда

свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало

основание использовать многие экономические характеристики (цена,

стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного

производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена

для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее

предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать

дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор

возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

Принятие Федерального закона "Об информации, информатизации и защите

информации" позволяет дать следующее определение информационных ресурсов:

информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы

документов, документы и массивы документов в информационных системах

(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных

системах).

Документы массивы не существуют сами по себе. В них в разных формах

представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом,

информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального

использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания,

отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали,

создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз

данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений

искусств, литературы, науки.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны

рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости

запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в

глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных

услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств,

к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в

фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет

своевременного использования необходимой информации.

1.2. Информационный продукт и его особенности.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных

продуктов.

Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего

распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт

информационной деятельности, который может существовать как в вещественной,

так и в невещественной форме. Таким образом, информационный продукт

отражает информационную модель производителя, в которой воплощены в первую

очередь его собственные представления о предметной области.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые

кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть

использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в

нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается

своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при

употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как

предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны

разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного

продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства

материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами

на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта

обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство

информационного продукта - трудность производства и относительная простота

тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением

прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность

удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные

эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют

определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать

необходимые знания.

1.3. Информационные услуги

Ценность информационного продукта для пользователей, а следовательно,

и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удовлетворить

потребности пользователей. При этом получаемая информация воспринимается

как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией,

будучи воспринятой в рамках информационных моделей пользователей

(представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители коммерческих информационных продуктов

стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее

информационные модели производителей и пользователей никогда не могут

полностью совпасть, так как

- пользователи часто не оформляют свои достаточно смутные

представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные

модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;

- если даже эти модели каким-то образом и существуют, то, во-первых,

производитель может о них не знать или неверно их воспринимать и, во-

вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом,

делая тем самым построение абстрактной информационной модели "пользователя

вообще" трудноразрешимой, а нередко – и не имеющей практического смысла

задачей.

Несовпадение информационных моделей производителей и пользователей

проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом

объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в

информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие

несовпадения обычны.

Новые информационные технологии, в отличие от традиционных,

предполагают предоставление пользователю не только информационного

продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки,

представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только

визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен

информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате,

которые релевантны именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и

представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы

она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием

информационная услуга.

Появление информационных товаров и услуг расширило спрос на

информационные продукты, так как способствовало индивидуализации

предложения данных – его приближению к индивидуальным предпочтениям

отдельных пользователей, а также сближению информационных моделей

производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже

обладать целиком информационным продуктом, что при прочих равных условиях

удешевляет реально полученную информацию.

2. Виды информационных товаров и услуг.

2.1. Рынок информационных товаров и услуг.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные

курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены.

Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации,

брокерские компании, банки;

- статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и

оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками

являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям,

направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях,

сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:

- профессиональная информация – специальные данные и информация для

юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов,

метеорологов и т.д.;

- научно-техническая информация – документальная, библиографическая,

реферативная, справочная информация в области естественных, технических,

общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой

деятельности;

- доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам

информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения

первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных

формах.

3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:

- новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы,

электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская информация – расписания транспорта, резервирование

билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и

т.п.;

- развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени

образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное,

высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция

может быть представлена в компьютерном и некомпьютерном виде: учебники,

методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры,

компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит

из следующих частей:

- программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией –

от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное

программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное

обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по

решению задач типовыми математическими методами и др.;

- технические средства – компьютеры, телекоммуникационное

оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

- разработка и сопровождение информационных систем и технологий –

обследование организации в целях выявления информационных потоков,

разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры

программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

- консультирование по различным аспектам информационной индустрии –

какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение

необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли

информационная система и какая, на базе какой информационной технологии

лучше организовать свою деятельность и т.д.;

- подготовка источников информации – создание баз данных по заданной

теме, области, явлению и т.п.

2.2. Базы данных

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в

компьютерном или некомпьютерном варианте.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при

подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных,

хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в

библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных

организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях,

объектах, процессах, публикациях и т.д.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз

данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

С позиции использования баз данных для систематизации информационных

продуктов и услуг их можно разделить на библиографические и

небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о

документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

- справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях,

например, адреса, расписания движения, телефоны и т.д.;

- полного текста, содержащие первичную информацию, например, статьи,

журналы, брошюры и т.д.;

- числовые, содержащие количественные характеристики и параметры

объектов и явлений, например, химические и физические данные, статистика;

- текстово-числовые, содержащие описание объектов и их характеристики,

например, по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;

- финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую

банками, биржами, фирмами и др.;

- юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам,

странам.

Для того, чтобы база данных могла стать основой информационной услуги,

необходимо выполнение двух условий:

1) данные должны составлять некоторое единое целое, т.е. должны быть

отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

2) к соответствующим информационным продуктам должен быть организован

доступ определенного числа пользователей.

Доступ к банкам данных осуществляется с терминалов пользователя,

которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего

персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы, позволяющие

пользователю производить послесеансовую обработку найденной информации.

Интерактивные услуги (получение информации из базы данных при помощи

специальных программных средств в режиме реального времени) могут

предоставляться в локальном и удаленном режимах. В первом случае

пользователь работает с терминалом, напрямую подключенного к серверу

(например, читатели библиотеки, осуществляющие поиск в базе, расположенной

на вычислительном центре библиотеки, с терминалов, разбросанных по всему

помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив, предполагает, что база

данных может физически находиться сколь угодно далеко от пользователя, так

что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в

компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного

доступа к базам данных нарастает большими темпами и опережает все виды

других услуг благодаря:

- все большему числу пользователей, овладевших информационной

технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

- высокой оперативности предоставления услуг;

- возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к

базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.