реферат, рефераты скачать
 

Экзаменационные билеты по финансовому менеджменту


права и товарные знаки. Эти “атрибуты” монополий позволяют защитить

создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц,

которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения.

Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то

искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды.

Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью

другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради

получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

a) Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

b) Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в

монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и

энергоносителям;

c) Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень

технологий;

d) Применяют более крупный капитал;

e) «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель,

синдикат, трест и концерн, т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные

соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен.

Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде

всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из

участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или

претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями

с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники

консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в

соглашении обязательств.

Картель- объединение производителей одной отрасли, которые имеют

производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения

включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение

рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере

производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие

цены.

Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их

торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда

предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их

самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью

распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом

считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл

компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять.

Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали

выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это происходило либо путём

горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов

основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой

отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения

предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в

том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем

установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн,

нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является

конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия

различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою

самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые

контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную

монополию.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё

рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на

различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в

зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках.

В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые

товары, Р.Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях

простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При

дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен.

Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода

предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по

разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

a) личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём

пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня

доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в

других местах зала.

b) материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и

услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего

пользования электричеством.

c) дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в

различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в

зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары,

приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых

закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением

пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

d) географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в

зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель -

такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один

продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней

(билатеральной) монополией.

Плюсы и минусы

Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт.

Чем же “полезна” монополия?

Во-первых, масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом

экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким

качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.

Монополизация действует на повышение эффективности производства: только

крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для

успешного проведения исследований и разработок.

2. Производственные функции.

Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования на факторы

производства строится на экономических расчетах предельной

эффективности затрат и выпуска продукции. Критерием здесь

выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется

показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой

продукции, произведенной с помощью использования дополнительной

единицы каждого ресурса. Рыночное ценообразование на факторы

производства, особенности их предложения и спроса формируют условия,

укладывающиеся в классическую "модель" поведения фирм. В экономической

теории производства они получили название закона "затраты-выпуск" и

представляют собой систему инженерных расчетов производственной

функции фирмы. Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема

выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсных затрат.

В наиболее общем виде Ч это расчет фирмой собственной

производственной функции.

Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде:

Q = Y (L,K)

где Q - объем выпуска продукции;

L - количество используемого труда;

К - объем капитала (технических средств) фирмы.

Это простая производственная функция, обычно используемая в экономической

теории. Наиболее известным примером может служить производственная функция

Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Y) в виде следующей функции от затрат

капитала (К) и труда (L):

Y = A Ka Lb

где А, а и b - это положительные константы.

Современная национальная экономика Ч это десятки миллионов

производственных функций. Для каждой фирмы вычисление своей

производственной функции означает нахождение наиболее оптимального

соотношения факторов производства для определенного объема выпуска

продукции. Для этого необходима информация о производительности

привлекаемых в производство факторов, ценах и издержках на их

приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью

этих факторов.

Расчет производственной функции фирмы - это поиск оптимума, выбор

среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания

факторов производства, такого, который дает максимально возможный

объем выпуска продукции. В условиях растущих цен и денежных затрат

фирмы, т.е. издержек на приобретение факторов производства, расчет

производственной функции сосредоточен на поисках такого варианта, который

обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках. Условием

равновесия фирмы, как известно, выступает равенство предельных

издержек и предельного дохода: МС = MR, где МС - предельные

издержки, MR - предельный доход. Расчет производственной

функции фирмы, стремящейся к достижению указанного условия

равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта,

который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках

производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчетов

производственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или

возросших в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми.

Замещение осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа

взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных

цен. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация

факторов производства и заданный объем выпуска продукции

соответствуют критерию наименьших издержек производства. Методика

подобного поиска основывается не только на сопоставлении рыночных цен

факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от

применения каждого данного фактора производства. Критерий

эффективности достигается при равенстве цены каждого используемого

ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта,

произведенного с его помощью.

3. Экономика предприятия.

Экономика предприятия есть обобщенный экономических результат его

деятельности, как за прошлый, так и за данный период времени, находящий

свое выражение в имуществе, в денежных, материальных и интеллектуальных

ресурсах на каждый данный рассматриваемый период времени. Понятие

«экономика предприятия» по содержанию как бы сродни понятию «национальное

богатство», но применительно к предприятию.

Из самой сущности экономики предприятия следует, что она находится в

постоянном движении и развитии. Но этот процесс не должен быть стихийным.

Им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями развития

предприятия и постоянными изменениями рынка. А значит, вести экономику

предприятия.

Успешное ведение экономики предприятия построено на научно

обоснованных принципах, учитывающих специфику рыночных отношений. Такими

принципами являются:

. Самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего право

распоряжаться факторами производства по своему усмотрению, свободно

выбирать, что и сколько производить, а также контрагентов.

. Обособленность, т.е. все решения, касающиеся деятельности предприятия,

принимаются в соответствии с его внутренними возможностями.

. Ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей в

форме получения прибыли с учетом своих возможностей.

. Получение прибыли как основной принцип, определяющий характер развития

экономики предприятия (прогрессивное возрастание, скачкообразное,

одинаковые ежегодные темпы роста и т.д.). Только предприятие,

приносящее прибыль, может обеспечить свое техническое и экономическое

развитие и выполнять обязательства налогоплательщика.

. Самофинансирование — технический и экономический рост экономики

предприятия за счет получения прибыли и амортизационных отчислений.

. Скользящее планирование как основа повышения степени динамичности

экономики предприятия, ее приспособляемости к меняющейся конъюнктуре

рынка.

. Составление прогнозов, основанных на сопоставлении различных вариантов

возможного развития экономики предприятия при разных предположениях

относительно совершенствования техники и принятие предполагаемых

экономических мер.

. Рыночное стимулирование и государственное регулирование, без их учета

невозможно эффективное ведение экономики предприятия.

. Практическая реализация вышеназванных принципов осуществляется с

помощью особого вида деятельности — хозяйствования.

6. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ.

В соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской

деятельности в РСФСР" от 25 декабря 1990г. предприятие - это

самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной

деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и

удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется

совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по

обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке,

выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием

самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество

предприятия.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной

основе происходит формирование собственных средств предприятия, его

доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной

деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой

деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего

финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется

из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала.

Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия.

Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно

- правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется на приобретение

основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых

для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности,

вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование

которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом,

первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого

создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После

реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от

реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет

предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на

производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых

резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются

качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который

образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных

производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму.

Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа

произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье,

материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость

наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных

фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по

производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления

выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия,

которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления

выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а

понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить

полученную от реализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл

инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого

дохода , и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает

его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота

средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым

ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно.

Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому

назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной

основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство

основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от

амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении

предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что

определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между

предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого

дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой

источник финансирования его потребностей, но основные направления ее

использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции

распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы

развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление,

составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его

производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых

активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других

предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление,

направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется

на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между

предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использование

амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда

сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд

как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в

фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это

не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование

финансовых ресурсов предприятия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических

отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их

организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий.

Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать

следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности,

самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной

деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово -

хозяйственной деятельностью предприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной

деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип

базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и

расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что

каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет

собственных источников. При временной недостаточности в средствах

потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и

коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных

банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его

финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все

направления своих расходов в соответствии с производственными планами,

распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство

продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются

за счет:

амортизационных отчислений;

прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой

деятельности;

дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

средств, получаемых от выпуска облигаций;

средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных

обществах открытого и закрытого типов;

долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных

займов);

других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов

предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях,

выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее

производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по

разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно -

коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и

другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и

для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не

может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств,

полученных от реализации продукции.

7. заработная плата

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за

использование труда. Экономисты часто применяют термин "труд" в широком

смысле, включая оплату труда:

- рабочих в обычном понимании этого слова, (самых разных профессий);

- разнопрофильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов,

преподавателей и т. д.;

- владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков,

мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев - за

трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Хотя на практике заработная плата может принимать различную форму

(премии, гонорары, комиссионные вознаграждения, месячные оклады), мы будем

обозначать все это термином "заработная плата" для обозначения ставки

заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Это обозначение

имеет определенные преимущество в том смысле, что напоминает нам о том, что

ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за использование единицы

услуг труда. Это также помогает четко разграничить "заработную плату" и

"общие заработки" (последние зависят от ставки заработной платы и

предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).

Необходимо также различать денежную, или номинальную, и реальную

заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная

за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата - это количество

товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату;

реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной

заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от

номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отношении

можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из

процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение

номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост

реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная

заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К

примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная

заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары

растут быстрее, чем номинальная заработная плата. До появления других

условий (оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках

реальной заработной платы с условием, что уровень цен остается постоянным.

Заработная плата различается по странам, регионам, различным видам

деятельности и индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в

Соединенных Штатах Америки, чем в Китае или Индии; также они в целом выше

на севере и востоке США, нежели чем на юге страны; водопроводчики получают

больше, чем сборщики хлопка, врач А может заработать вдвое больше, чем врач

Б за такое же количество часов работы в другой местности. Ставки заработной

платы также дифференцируются по полу и расовым признакам.Общий, или

средний, уровень заработной платы, как и общий уровень цен, является

комплексным термином, содержащим в себе широкий диапазон различных

конкретных ставок заработной платы. Это в целом нестрогое определение

является удобной начальной точкой при сравнении и объяснении

дифференциации заработной платы по странам и регионам. Статистикой

отмечено, что общий уровень реальной заработной платы в США один из самых

высоких в мире. Самым логичным объяснением этого является тот факт, что в

Соединенных Штатах Америки спрос на труд выше по отношению к его

предложению.

Со времени принятия в 1938 г. Закона о справедливых условиях найма в

Соединенных Штатах существует федеральный минимум заработной платы. Минимум

заработной платы варьируется в пределах от 40 до 50% от средней заработной

платы, выплачиваемой рабочим обрабатывающей промышленности, и составляет в

настоящее время 3,35 дол, в час. Сейчас он распространяется приблизительно

на 90% всех рабочих и служащих. В конгрессе имеются предложения о введении

с 1992 г. минимума заработной платы в размере 4,55 дол, в час. Анализ

влияния профсоюзов на установление заработной платы затрагивает давно

дискутируемый вопрос об эффективности законодательства о минимуме

заработной платы как средстве снижения уровня бедности.

Аргументы против минимума заработной платы. Некоторые критики

полагают, что установление эффективной (выше равновесной) минимальной

заработной платы просто приводит к тому, что кривые MRP и спроса на труд

вновь поднимаются, поскольку предпринимателям выгоднее нанимать меньше

рабочих. Повышение издержек на заработную плату может даже выбить некоторые

фирмы из состояния деловой активности. В результате некоторые бедные,

низкооплачиваемые рабочие, помочь которым и предназначался минимум

заработной платы, окажутся теперь без работы. Разве не ясно, утверждают

критики, что рабочему, который становится безработным при минимуме

заработной платы, равном 3,35 дол, в час, хуже, чем, если бы он или она

были наняты по рыночной ставке заработной платы, равной, скажем, 2,5 дол, в

час? Другим основанием для критики является то, что минимум заработной

платы имеет недостаточную нацеленность на снижение уровня бедности. Минимум

заработной платы предусматривается для обеспечения "прожиточной заработной

платы", которая позволяет малоквалифицированным рабочим зарабатывать

столько, чтобы они и их семьи могли избежать бедности. Однако, по мнению

критиков, основное воздействие минимум заработной платы оказывает на

работающих подростков, многие из которых принадлежат к относительно

обеспеченным семьям.

Аргументы в пользу минимума заработной платы. Сторонники минимума

заработной платы считают, что критики этой теории проанализировали

воздействие минимума заработной платы в нереалистичном контексте. При

установлении минимума заработной платы на монопсоническом рынке труда

минимум заработной платы может привести к повышению ставок заработной

платы, не вызывая безработицы; в самом деле, при повышении минимума

заработной платы может произойти даже увеличение рабочих мест благодаря

тому, что у монопсонического нанимателя исчезает стимул ограничивать

занятость. Более того, установление эффективною минимума заработной платы

может повлечь за собой повышение производительности труда, при этом кривая

спроса на труд перемещается вправо и перекрывается любой эффект

безработицы, который в противном случае мог быть вызван минимумом

заработной платы. А как минимум заработной платы может воздействовать на

повышение производительности труда. Во-первых, минимум заработной платы

может произвести аффект шока на нанимателей. То есть у фирм, использующих

низкооплачиваемых рабочих, может быть неэффективное применение труда,

повышение ставок заработной платы, в связи с установлением минимума

заработной платы, по всей видимости, окажет "шоковое" воздействие на эти

фирмы и побудит их использовать труд более эффективно, в результате чего

соответственно повысится производительность труда. Во-вторых, утверждается,

что более высокая заработная плата приводит к увеличению реальных доходов,

а, следовательно, улучшению здоровья, повышению энергичности, мотивации

рабочих, что делает их труд более продуктивным. Какая точка зрения является

верной? Общее мнение, сложившееся на основе большого количества научных

исследований минимума заработной платы, сводится к тому, что минимум

заработной платы порождает определенную безработицу, особенно среди

молодежи (16-19 лет). В частности, установлено, что повышение минимума

заработной платы на 10% приводит к снижению занятости подростков на 1-3%.

Неблагоприятное воздействие оказывается и на молодежь в возрасте от 20 до

24 лет; 10%-ное повышение минимума заработной платы понижает занятость

данной группы рабочих на один или менее процент. Чернокожие рабочие и

женщины, которые составляют непропорционально большую часть

низкооплачиваемых рабочих, как правило, больше страдают от сокращения

занятости, чем белые рабочие-мужчины. Другая сторона медали в том, что те,

кто остается занятым, получают более высокий доход и имеют больше шансов

избежать бедности. Таким образом, воздействие минимума заработной платы на

снижение бедности является смешанным, двойственным. Те, кто теряет работу,

еще глубже погружаются в бедность, те же, кто остается занятым, как

правило, избегают бедности.

Теперь перейдем от общего уровня заработной платы к конкретным ставкам

заработной платы. Возникает вопрос: как определяется ставка заработной

платы, получаемая каким-то определенным типом рабочих? Анализ спроса и

предложения вновь помогут нам выявить суть данной проблемы.

Модель конкуренции. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется

следующими чертами: 1) большое число фирм конкурируют друг с другом при

найме конкретного вида труда; 2) многочисленные квалифицированные рабочие,

имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный

вид, услуг труда; 3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над

рыночной ставкой заработной платы, ни те, ни другие не "диктуют заработную

плату".

Модель монопсонии. Мы только что видели, что на чисто конкурентном

рынке труда каждый предприниматель нанимает такое небольшое количество

рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы в целом. Каждая фирма

"соглашается на заработную плату" в том смысле, что она может нанимать так

мало или так много труда, сколько ей необходимо по рыночной ставке

заработной платы, как отражено на ее кривой абсолютно эластичного

предложения труда. Рассмотрим теперь случай с монопсонией, при которой

наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать). Монопсонии

присуши следующие черты: 1) Количество занятых на данной фирме составляет

основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда; 2) Данный вид

труда является относительно немобильным либо в силу географических

факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения

своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию; 3) Фирма

"диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы,

которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от

количества нанимаемых рабочих.

Некоторые модели с учетом профсоюзов. До сих пор мы ограничивались

предположением о том, что рабочие активно конкурируют при продаже своих

трудовых услуг. На многих рынках рабочие "продают" свои трудовые услуги

коллективно через профсоюз. Чтобы проследить экономическое воздействие

профсоюзов в упрощенном варианте, предположим, что формируется профсоюз на

конкурентном рынке. То есть профсоюз ведет переговоры с относительно

большим числом нанимателей. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их

основной экономической задачей является повышение заработной платы.

Профсоюз может добиваться этой цели разными путями.

Повышение спроса на труд. С точки зрения профсоюза, наиболее

желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса

на труд, в результате увеличения спроса на труд повышаются как ставки

заработной платы, так и число рабочих мест. Относительная величина такого

повышения будет зависеть от эластичности предложения труда. Но как может

профсоюз увеличить спрос на труд? Ответ: путем изменения одного или более

факторов, определяющих спрос на труд. В частности, профсоюз может

попытаться: 1) увеличить спрос на производимые продукты или услуги; 2)

повысить производительность труда или 3) изменить цены на другие вводимые

факторы производства. Рассмотрим эти способы по порядку.

Замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм. Профсоюзы могут повышать

ставки заработной платы путем сокращения предложения труда. Исторически

рабочее движение выступало за проведение политики, которая вела к сужению

предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уровень

заработной платы. Профсоюзы поддерживают законодательство, которое: 1)

ограничивает иммиграцию; 2) сокращает детский труд; 3) поддерживает

обязательный уход на пенсию; 4) способствует сокращению рабочей недели.

Квалификационное лицензирование профессий. Это другое широко

используемое средство ограничения предложения определенных видов труда.

Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти штата

или муниципалитета, побуждая их принять закон, в соответствии с которым,

скажем, парикмахеры (врачи, водопроводчики, косметологи, сортировщики яиц,

контролеры пестицидов и т.п.) могут заниматься своей деятельностью, только

если они отвечают определенным указанным требованиям.

Открытый, или отраслевой, тред-юнионизм. Большинство профсоюзов,

однако, не ограничивают число своих членов. Наоборот, они стремятся

объединить всех имеющихся или потенциальных рабочих. Это характерно для так

называемых отраслевых профсоюзов, таких, как профсоюзы автомобилестроителей

и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех

неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных рабочих

данной отрасли. Профсоюз может быть и закрытым, если его члены являются

квалифицированными специалистами, для которых нет в необходимых количествах

соответствующей замены. Но профсоюз, включающий главным образом

неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих, подорвет свое

собственное существование, если будет ограничивать число членов в нем,

поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных

профсоюзом рабочих, которыми легко можно заменять членов профсоюза при

найме на работу.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.