реферат, рефераты скачать
 

Экзамен 3 курс


Экзамен 3 курс

Билет 1. Роль управления в развитии экономики, предпринимательства

и общества

Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для

достижения поставленной цели.

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди

работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого

общества:

- социальной – необходимость установления и поддержания порядка в

группах, в социальных сообществах;

- экономической – необходимость в производстве и распределении

ресурсов;

- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

1. В развитии экономики: Экономика является научным направлением,

определяющим структуру и состояние отраслей хозяйственной деятельности

и в целом государств и международных сообществ. Для современной

экономики характерно функционирование большого числа крупнейших

организаций, оказывающих мощное воздействие на жизнь общества.

Совершенствование управления организацией, в частности, повышение

уровня организационной культуры, становится решающим фактором

общественного прогресса.

Наука управления сформировалась под воздействием технического

прогресса и стала ответом на потребности государства крупного бизнеса

и сферой самоутверждения энтузиастов. Наука управления является и

необходимым условием и мощным фактором роста эффективности

современного производства, важным направлением междисциплинарных

исследований, способом анализа опыта, практики управления.

Управленческая деятельность осуществляется в различной экономической

среде.

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы

управления в социально-экономических системах, содержание и форму

управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития,

а также принципы эффективного управления.

Управление, нередко в экономике, именуемое менеджментом, охватывает

все ее сферы. Основными же объектами управления являются: персонал;

исследование и разработки; маркетинг и риск; производство; качество

продукции; финансы и капитал.

2. В развитии предпринимательства: Инструментом предпринимательской

деятельности является – предприятие. С правовой точки зрения, под

предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с

правовыми, юридическими лицами, которые на основе использования

закрепленного за ним имущества производят и реализуют продукцию,

выполняют работы и оказывают услуги. К любому типу организации,

независимо от ее размеров и целей может быть применен ряд основных

принципов выбора оптимального сочетания ресурсов – земли, труда и

капитала.

3. В развитии общества: Окружающий человека мир принято делить на

неживую природу, живую природу и человеческое общество. Соответственно

выделяют управление техническими системами (производственно-

техническими процессами, механизмами, системами машин), управление

биологическими системами и управление социальными системами

(человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием,

регионом, государством и т.д.), или иными словами социальное

управление. Поскольку управление связано с организацией людей,

социальных групп и других общностей по “производству” и

воспроизводству самих себя, то его можно рассматривать как социальное

управление.

Существует множество определений, что такое управление. В качестве

рабочего понятия предлагаем взгляд, согласно которому управление

рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях

согласования и объединения их совместного труда по созданию

благоприятных условий жизнедеятельности. В данном контексте управление

рассматривается в качестве ключа к формированию и функционированию

рациональных общественных отношений.

3. Значение любой науки в жизни общества определяется теми целями

которые она решает и темы функциями, которые она выполняет. Цели

теории управления можно сформулировать следующим образом:

-изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих

отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и

управляемых;

-определение основных тенденции развития управленческих процессов;

-построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития

управленческой деятельности в будущем;

-формулирование научно-обоснованных рекомендаций по

совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

-познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих

отношений, основных особенностей управления как специфической сферы

трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его

подсистем.

-оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере

соответствует или не соответствует существующая в данном обществе,

организации система управления основным тенденциям развития этого

общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства

населения;

-прикладную. Данная функция связана с разработкой научно

обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления

обществом и его элементов;

-прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и

желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом

будущем.

-образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в

распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах,

функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев

населения.

-идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов

на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие

отношения) в соответствии с положением и интересами личности,

социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и

приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание

субъектов управленческих отношений.

Билет 2. Наука управления. Предмет ее изучения и отличительные

признаки научного управления.

Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для

достижения поставленной цели.

Управление как общественный феномен известен с древних времен и

является предметом изучения целого ряда наук, в том числе,

менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики,

психологии, экономики. Теория управления представляет собой науку,

изучающую процессы управления в социально-экономических системах,

содержание и форму управленческих отношений, закономерности их

возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Объектом теории управления является управленческие процессы

протекающие в территориальных, профессиональных и иных группах людей,

которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства человека,

т. е. управленческие отношения.

Теория управления как любая наука имеет предмет своего

исследования. Предмет науки представляет собой область познания

объективной реальности, на которую направлено научное исследование.

К элементам предмета теории управления могут быть отнесены:

-сущность управленческих отношений, как системы взаимодействия

людей по поводу организации их совместной жизни;

-механизм управления разными системами социально-экономического

организма;

-механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного

уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д);

-приемы, техника и методика процесса управления;

-структурные элементы системы управления.

-общие закономерности возникновения, функционирования и развития

управленческих явлений;

-основные понятия, используемые в управленческих науках (понятие

управления, цели управления, принципы управления, управленческие

отношения, методы управления, эффективность управления, функции

управления, объект управления, субъект управления и др.).

2. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне

изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой

предмет. К основным категориям теории управления относятся:

управление; система управления; субъект управления; объект управления;

управленческие отношения; цели управления; принципы управления; методы

управления; функции управления; процесс управления; модель управления;

технологии управления; стиль управления; управленческое решение;

эффективность управления; совершенствование управления; и др.

3. По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет

ряд специфических особенностей:

-он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов

деятельности: организационно-административной и воспитательной,

аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в создании материальных благ и оказании услуг

опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда – организационная и вычислительная техника;

-результатом труда – управленческое решение.

3. Каждая наука для познания своего предмета вырабатывает

собственную методологию. Методология теории управления представляет

собой систему методов, используемых при познании управленческих

процессов.

К функциям теории управления следует отнести:

-познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих

отношений, основных особенностей управления как специфической сферы

трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его

подсистем.

-оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере

соответствует или не соответствует существующая в данном обществе,

организации система управления основным тенденциям развития этого

общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства

населения;

-прикладную. Данная функция связана с разработкой научно

обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления

обществом и его элементов;

-прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и

желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом

будущем.

-образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в

распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах,

функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев

населения.

-идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов

на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие

отношения) в соответствии с положением и интересами личности,

социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и

приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание

субъектов управленческих отношений.

Билет 3. Понятие об управлении, о процессе и системе управления

Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для

достижения поставленной цели.

1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных

видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и

развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

В процессе управления решаются две задачи:

-тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия

всех элементов системы;

-стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование

системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Процесс управления включает следующие элементы:

- предмет и продукт управленческого труда (информация, решения);

-средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).

В процессе управления выполняется множество операций. Среди них

выделяются такие: вычислительные, логические, описательные,

контрольные, сбора и анализа информации и т.п.

Документально зафиксированная последовательность выполнения

элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность,

содержание составляющих его операций называется управленческой

процедурой.

Способ выполнения управленческих операций и их элементов в

оптимальной последовательности при рациональном распределении между

исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется

управленческой технологией.

Выделяют следующие виды технологий управления:

-линейная – характеризуется строгой последовательностью отдельных

управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в

соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении

поездов);

-управления по отклонениям - исходит из того, что незначительные

отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и

преодоление незначительных отклонений возможно силами самих

исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при

значительной величине отклонений;

-управления по результатам – заключается в том, что в зависимости

от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе,

происходит уточнение последующих управленческих действий (например,

при управлении войсками);

-управления по целям;

-управления по ситуации;

-поискового управления.

2. Управление представляет собой сложную систему. Система

(гр.systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая

целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих

элементов, каждый из которых служит единству целого.

В систему управления входят:

1) субъект управления – это лицо, группа лиц, специально созданный

орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую

систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной

цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную

работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных

целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень

часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно.

Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к

элементам государства. Например, общество создает органы

государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д.

2) объект управления – это общество и его элементы (государство,

регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой

коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено

управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и

развития. Объект управления иногда называют управляемой системой.

Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

По масштабам и уровням управленческого воздействия объектами

управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное

образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.

По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя

экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты управления

подразделяются на население страны, региона, муниципального

образования; персонал министерств, предприятий, организаций и

учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и

т.п.

При этом управленческое воздействие во всех случаях оказывается на

отношения и взаимодействие людей, вовлеченных в тот или иной вид

жизнедеятельности и объединенных в те или иные социальные группы и

институты. Строго говоря в качестве объекта управления выступают не

люди, как нередко считают, а отношения между людьми существующие на

различных уровнях управления (государство, регион, муниципальное

образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой

коллектив, семья, личность).

3) Содержание управления или процесс управления. Основное в

процессе управления - управленческие технологии. Технология управления

состоит из информационных, вычислительных, организационных и

логических операций, выполняемых руководителями и специалистами

различного профиля по определенному алгоритму вручную или с

использованием технических средств. Иными словами технология

управления – это приемы, порядок, регламент выполнения процесса

управления.

4) социальные ресурсы (мотивационные, интеллектуальные,

информационные, коммуникативные, демографические, инновационные,

организационные и др.)

Кроме того, в систему управления входят управленческая теория и

идеология, принципы и методы управления.

Билет 4. Сущность и содержание управленческого цикла. Его

реализация во времени и пространстве

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции, — это

планирование, организация, мотивация, контроль. Данные функции

охватывают все виды управленческой деятельности по: созданию

материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Планирование. Эта функция представляет собой по существу процесс

подготовки решений. Этапы планирования:

а) постановка целей;

б) определение исходных предпосылок;

в) выявление альтернатив;

г) выбор наилучшей альтернативы;

д) ввод и исполнение плана.

Организация. Функция организации нацелена на упорядочение

деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка

менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение

потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д.

Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление

вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер

должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях

используются: а) стимулирование, т. е. побуждение работников к

активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и

моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т. е. создание

у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным

здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой

активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой

деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию

управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации

он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль. Эта функция, как говорил Г. Файоль, «состоит в

подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом,

существующими директивными документами и принятыми принципами

управления». Другими словами, контроль — это процесс проверки и

сопоставления фактических результатов с заданиями.

Круговорот управленческого цикла. Поясним содержание

управленческого цикла на примере. Для того, чтобы оказывать адекватное

воздействие на управляемую подсистему, необходимо организовать сбор

информации о функционировании этой подсистемы. Следующая стадия -

стадия переработки информации, на которой производится уже несколько

операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля

многочисленных данных необходимо создать обобщенную картину процесса,

выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденции. Это

обеспечивается анализом.

Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное

управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо

добиться на следующем этапе работы, убедиться в реальности достижения

поставленных целей и определить принципиальные пути их достижения.

Иначе этот этап управленческого цикла можно назвать целеполаганием.

Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно

осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности,

то есть от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на язык

мероприятий, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки - иными

словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности.

Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая

подсистема еще и заработала. Важно довести необходимую информацию до

каждого исполнителя, объяснить ему и общий замысел, и “его маневр”,

обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность

работников. Это - этап организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.