реферат, рефераты скачать
 

Этапы развития системы управления экономикой в РФ


Этапы развития системы управления экономикой в РФ

Государственнный комитет РФ по высшему образованию.

Пермский Государственный Университет.

Кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента.

Реферат

По теме:’’Этапы развития систем управления экономикой в России.’’

По предмету: Экономика региона.

Выполнил студент IV курса экономического факультета

группы МН-2............................................Павловский Д.Ю.

Научный руководитель...............................Романова Л.А.

Пермь, 1996 г.

Содержание.

1. Введение. 3

2. Формирование системы управления экономикой. 4

2.1. Трудности переходного периода. 4

2.2. Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к

НЭПу. 5

3. Централизация в системе управления. 5

3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х ) 5

3.2. Период Великой Отечественной Войны. 6

3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период. 7

4. Поиск нового качества системы управления. 8

4.1. Хозяйственная реформа 1965 года. 8

4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг. 8

4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.). 9

5. Заключение. 10

5.1. Литература. 11

Введение.

Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта

развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики

управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным

приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в

себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного

строительства и соответствующего совершенствования системы управления.

Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до

второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления

экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики. В эти

годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и

восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной. Одновременно шаг

за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и система

государственного управления экономикой и соответствующая сеть

организационных отношений.

Второй этап развития теории и практики управления экономикой,

начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х

годов, связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической

базе всех отраслей народного хозяйства.

Третий этап перестройки и совершенствования системы управления связан

с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой с целью

получения наибольшей отдачи от огромного производственного и научного

потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х годов

были созданы предпосылки к формированию нового, четвертого этап в

историческом развитии системы управления и методов хозяйствования в нашей

стране. Этот этап определил общую тенденцию на перспективу -- смещение

центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.

Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу

своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).

Формирование системы управления экономикой.

2.1 Трудности переходного периода.

Особенность первых лет переходного периода состояла в том, что нужно

было одновременно "оживить", привести в движение почти остановившийся

производственный организм и сформировать по существу заново систему его

управления, т.е. нужно было не просто восстановить разрушенное, наладить

расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к планомерному

функционированию и развитию экономики в целом. При создании качественно

новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного

регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. В годы

первой мировой войны в русской промышленности были созданы государственно-

монополистические органы для контроля и регулирования военного

производства. Весьма широкие полномочия имело тогда Особое совещание по

обороне: распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких

заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.

В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан

Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в

каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.

Высший Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917 года, сделал

много для создания системы управления и налаживания работы промышленности в

новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной

организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к

регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая схема:

заводоуправление ( районный СНХ ( областной СНХ ( ВСНХ -- оказалась

малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных

связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить

нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в

центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог

положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали

деятельности заводов.

2.2 Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.

Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в свою

очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению с

дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно

пострадали от засухи 1921 г. Создаются специальные продовольственные

отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки.

Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между

заинтересованностью , производительностью и реальными доходами. Реальный

уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство

осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая

экономическая политика": создается эффективная налоговая система,

восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план

ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью,

суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей

самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и

синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху --

вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную

деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов,

активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление

центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На

первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование

госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В

составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.

Централизация в системе управления.

Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с

принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он

был связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной

технической реконструкцией всех отраслей народного хозяйства.

3.1 Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )

В результате перестройки организационной структуры в 1932 году была

создана новая система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как

орган управления был упразднен. Вместо него на общесоюзном уровне сначала

были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности.

Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление

разделения труда между ними. Местные СНХ были преобразованы в

республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.

К середине 30-х годов в результате организационных преобразований в

отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк --

предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк --

трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и

станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой

промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество

предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было

обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в

ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.

Основной задачей главков было оперативное руководство техническим

развитием своей подотрасли: внедрение новой технологии, освоение новых

видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались

техническое и планово-организационное руководство предприятиями и

подотраслью в целом.

Индустриализация страны остро поставила вопрос о рациональном

размещении производительных сил на территории страны, а вместе с тем и о

совершенствовании управления хозяйством на местах. Вместо устаревшего

административного деления на губернии, волости были созданы новые

экономические регионы -- края и области, которые представляли собой более

или менее сформировавшиеся территориально-производственные комплексы в

общественном разделении труда. Региональным органам управления были

делегированы значительные полномочия по оперативному руководству

хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах.

3.2 Период Великой Отечественной Войны.

С первых же военных дней были внесены существенные изменения в

организационную структуру системы планового управления экономикой. Прежде

всего усилилась централизация при распределении всех ресурсов.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он

объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство.

Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через

ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата и не

занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса.

Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов.

Действовал он через партийные и государственные органы. В случае

необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.[1]

Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право

самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы,

производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих

расходов.

3.3 Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

Параллельно с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением

хозяйства происходила перестройка системы планового управления. В сентябре

1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством

перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован

в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности

образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск

гражданской промышленности.

Преодоление хозяйственных трудностей искали в организационной

перестройке. Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но

эти преобразования не оправдали себя, и в 1949-м году начался процесс

слияния министерств. Для решения крупных проблем часто создаются

специальные органы. С этой целью были образован Госкомитет по снабжению

народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с

Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения продукции, а

министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы, осуществляли

оперативное снабжение подведомственных предприятий.

Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме

планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные

направления развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года

Госплан был разделен на два органа -- Госкомиссию по перспективному

планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного

хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних

и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию

второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного

хозяйства.

Поиск нового качества системы управления.

4.1 Хозяйственная реформа 1965 года.

Всё сильнее и настоятельнее становились требования о качественных

структурных сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее

проявлялись необходимость кардинального совершенствования действовавшего в

тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-

мобилизационных методов управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым

экономическим условиям. Происходило замедление темпов эк. роста, в том

числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше

приспособить систему хозяйственного управления к решению данных проблем

хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного

госпланирования и усиления экономического стимулирования производства.

Намечалось осуществить меры по:

совершенствованию планирования;

усилению экономического стимулирования и хозрасчета;

улучшению организации управления промышленностью.

При этом проявились три аспекта преобразований в области

организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении

промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.

4.2 Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

На протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления

считалось одним из узловых вопросов экономической политики. В первую

очередь целесообразно было взяться за решение вопросов, отложенных по тем

или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку организационной

структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При

двухзвенной системе производственные объединения и крупные предприятия

непосредственно подчиняются министерству. Трехзвенная система управления

включает министерство, республиканское промышленное объединение,

производственное объединение. Таким образом, основным хозрасчетным звеном

отраслевой структуры организации и управления стали производственные

объединения.

Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную

форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых

целевых программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику

целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов

рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют

или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее

замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности

принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению

организационных структур.

4.3 Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).

В силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более

действенных решений по перестройке системы управления. Исходное положение

концепции реформы состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и

самоуправления на местах, изменить балансировку системы управления,

сместить ее центр тяжести в сторону базисных звеньев производства --

объединений, предприятий.[2]

Принципиальное положение общей концепции реформ -- переход к

экономическим методам управления. Это переход от административно-

директивных методов к экономическим отношениям. Ставилась задача

перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его

воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития

страны.

На этом этапе резко возрастает роль региональных звеньев управления.

Для улучшения координации деятельности центральных, отраслевых и местных

органов управления были найдены оптимальные организационные структуры --

территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось

региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных

природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.

Заключение.

Вначале 90-х годов в России, уже как самостоятельном государстве,

происходит становление качественно новой системы управления экономикой.

Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным

отношениям позволяет выделить этот период в отдельный этап в развитии

системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа ( 91

- 93 гг., 93 - настоящий момент ). Однако опыт управления, накопленный за

предыдущий период не является бесполезным.

5.1 Литература.

Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов

управления экономикой. М: 1980 г.

Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М:

Мысль, 1987 г.

Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М:

МГУ, 1991 г.

Коржихина Т.П. История госучреждений СССР. М: Высшая школа, 1986 г.

Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и госрегулирование. П:

ПГУ, 1994 г.

-----------------------

[1] Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР.

М: Мысль, 1987 г.

[2] Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством.

М: МГУ, 1991 г.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.