реферат, рефераты скачать
 

Государственное управление социально-экономическим развитием региона


Государственное управление социально-экономическим развитием региона

--8

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Отделение академической подготовки

Кафедра государственного управления

Специальность : Государственное управление

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

_____Осмоловский В.В

" " 1999г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему : Государственное управление

социально-экономическим развитием

города и пути его совершенствования

(на примере г. Бобруйска)

В.П. Пригода

Слушатель

Заместитель председателя

Бобруйского городского

исполнительного комитета

В.С. Волошин

Руководитель :

Профессор

кандидат экономических

наук

МИНСК - 1999г.

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-

экономическими процессами на местном уровне.

Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов

управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных

Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.

Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области

позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий,

направленных на совершенствование системы местного управления, по-

вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение

результатов развития социально-экономической сферы.

В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической

среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной)

собственности, развитие рыночной инфраструктуры и

предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы

индикативного планирования.

Основные результаты работы, выводы и предложения используются в

практической деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять

интерес для руководителей и специалистов местных органов

управления.

.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-

СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели и задачи социально-

экономического управления городом

1.2.Формы и методы управления социально-

экономического развития города

1.3.Особенности социально-экономического

развития в условиях социально ориен-

тированной рыночной экономики

1.4.Опыт зарубежных государств в системе

муниципального управления на примере

ФРГ

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-

ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

г.БОБРУЙСКА

2.1.Характеристика и состояние промышлен-

ности и социальной сферы города

2.2.Анализ организации и результатов управ-

ления социально-экономическими процес-

сами в городе

2.3.Анализ результативности использования

рыночных инструментов в управлении со-

циально-экономического развития города

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-

НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1.Факторы влияющие на результативность

деятельности органов местного управ-

ления

3.2.Мероприятия и предложения по совершен-

ствованию управления социально-эконо-

мической сферой

3.3.Обоснование целесообразности и путей

реализации предложений и мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства неразрывно связано с

развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления

которая выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в

качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на

местах и предназначена для самостоятельного решения социально-

экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и

городов.

Учитывая важную роль местных органов в реализации функций

государственного управления и самоуправления общества, в Республике

Беларусь создана развитая система местных органов управления и

самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной

основе.

Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и

городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение

экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую

потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и

механизма управления.

За последние годы произошли существенные изменения в объекте

управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля

негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в

производственной и непроизводственной сфере занятости

населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно,

рыночные рычаги и механизмы управления.

Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления,

совершенствования организации и технологии деятельности органов управления

на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы.

В свою очередь это обусловило выбор

темы дипломной работы и предопределило ее структуру.

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-

экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий

выполнения заданий государственной программы социально-экономического

развития до 2015 года.

Задачами исследования явились:

- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей

социально-экономической сферы;

- анализ форм и методов управления, оценка их результативности -

определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию

управленческого потенциала местных органов власти;

- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению

механизма деятельности местных органов и эффективности управления

социально-экономическими процессами.

Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на

примере города Бобруйска).

Предметом исследования является система управления и, в частности,

механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами

городским исполнительным комитетом.

В решении поставленных задач использованы законодательные акты

Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы,

отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению.

На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и

практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного

управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы,

улучшение результатов развития социально-экономической сферы.

Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности

исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств.

1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического

развития города

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход

её экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной

региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда

и комплексное социально-экономическое развитие административно-

территориальных единиц во многом способствуют этому процессу.

Региональная политика в Беларуси определяется системой целей и задач

органов государственной власти по управлению социально-экономическим

развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации.

В качестве внутриреспубликанских регионов

в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как

по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства.

Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6

областей существует неизменным с 1960 года.

В результате в каждой из них сформировался свой территориально-

хозяйственный комплекс, особенности которого необходимо учитывать при

проведении региональной политики.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на

различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно

включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития

областей, районов, городов; а с другой стороны -

регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет Формы и методы

взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими

органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо

четкое разграничение функций государственных

республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности

при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для

самоуправления регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией

процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране

природы и использовании природных ресурсов, а также усилением

ответственности региональной администрации за ход экономической реформы.

Каждый регион имеет право

самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и

социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития.

Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости

от местных условий. Вместе с тем необходимо

обеспечение экономической целостности экономики республики, единства

экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые

условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные

возможности самообеспечения и самофинансирования.

Государство должно способствовать поддержанию экономической,

социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению

эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к

решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов

функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального

развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это

касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой

политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую

политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах;

формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается

фундаментальной науки.

На республиканском уровне формируется общегосударственная единая концепция

развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой

межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития

отдельных регионов.

Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в

результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с

тем преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий

республиканских и местных органов управления по

активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите

населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных

мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года,

предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических

органов управления (Министерств

экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и

Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с

этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей

областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался

вопрос " Реформа системы государст-

венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В

докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях

участников совещания рассматривался важный вопрос

о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая

должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и

самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное

сочетание взаимодействия государственного управления

территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления

от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая

была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач

переходного периода.

Основные направлениями социально-экономического развития Республики

Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики -

рациональное использование социально-экономического и экологического

потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения

труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах

страны. Для её достижения необходимо:

- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;

- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического

развития регионов;

- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных

городах;

- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в

Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других

областей.

В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики

являются:

- формирование региональных систем социальной и производственной

инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности проживания населения;

- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от

чернобыльской катастрофы;

- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов,

потребительских товаров и др.;

- ускорение приватизации объектов коммунальной собственности.

Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом

регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных

задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития

региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и

качестве жизни в городах различных категорий.

1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития

города

Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя

из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования

лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и

местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного

управления.

При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся

на территории региона,используются как административные, так и

экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов

управления с предприятиями носили, как правило, административный

характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения

предприятий к участию в решении региональных проблем, с

одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов-

с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к

рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и

действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в

условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего,

экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе.

Однако роль государства и его органов

управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм

собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется

посредством сочетания экономических методов с административным подчинением

министерствам и ведомствам и местным органам власти.

Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен

нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их

деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими

методами.

Прямое регулирование территориального развития осуществляется с

помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной

системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через

специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для

приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной

инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития

научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения.

При этом

основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития

регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета.

Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного

участия в формировании новой территориальной

структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях

ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть

на использование средств предприятий и населения.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного

регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и

налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные

фонды. При этом преобладающей формой должно

быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования

регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования

предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности,

стабилизации финансового положения в регионах.

Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.

Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с

республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и

исходит из четкого разграниче-

ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.

В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и

соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.

Значительно расширены права местных органов власти в использовании

финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной

части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень

доходных источников

и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования

резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются

дополнительно полученные доходы или экономия в расходах,

а также свободные остатки средств на конец года.

Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности

действующей налоговой системы посредством недопущения роста налоговой

нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000

году нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении

изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В

частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25

процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка

предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на

финансирование капвложений производственного назначения и жилищного

строительства.

С 01.01.2000 года изменен порядок налогообложения отдельных видов

деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на

добавленную стоимость.

Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и

сборов в местные целевые бюджетные фонды.

Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей

сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.