| |||||
МЕНЮ
| Государственное управление социально-экономическим развитием регионаГосударственное управление социально-экономическим развитием региона--8 АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Отделение академической подготовки Кафедра государственного управления Специальность : Государственное управление Допущена к защите Заведующий кафедрой _____Осмоловский В.В " " 1999г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему : Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска) В.П. Пригода Слушатель Заместитель председателя Бобруйского городского исполнительного комитета В.С. Волошин Руководитель : Профессор кандидат экономических наук МИНСК - 1999г. АННОТАЦИЯ В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально- экономическими процессами на местном уровне. Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску. Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, по- вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы. В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования. Основные результаты работы, выводы и предложения используются в практической деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять интерес для руководителей и специалистов местных органов управления. . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ- СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ 1.1.Сущность, цели и задачи социально- экономического управления городом 1.2.Формы и методы управления социально- экономического развития города 1.3.Особенности социально-экономического развития в условиях социально ориен- тированной рыночной экономики 1.4.Опыт зарубежных государств в системе муниципального управления на примере ФРГ 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ- ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА 2.1.Характеристика и состояние промышлен- ности и социальной сферы города 2.2.Анализ организации и результатов управ- ления социально-экономическими процес- сами в городе 2.3.Анализ результативности использования рыночных инструментов в управлении со- циально-экономического развития города 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ- НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 3.1.Факторы влияющие на результативность деятельности органов местного управ- ления 3.2.Мероприятия и предложения по совершен- ствованию управления социально-эконо- мической сферой 3.3.Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Построение демократического правового государства неразрывно связано с развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления которая выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на местах и предназначена для самостоятельного решения социально- экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и городов. Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая система местных органов управления и самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной основе. Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и механизма управления. За последние годы произошли существенные изменения в объекте управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно, рыночные рычаги и механизмы управления. Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления, совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы. В свою очередь это обусловило выбор темы дипломной работы и предопределило ее структуру. Целью дипломной работы является совершенствование управления социально- экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года. Задачами исследования явились: - конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы; - анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти; - определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами. Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на примере города Бобруйска). Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами городским исполнительным комитетом. В решении поставленных задач использованы законодательные акты Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению. На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств. 1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ 1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического развития города Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход её экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда и комплексное социально-экономическое развитие административно- территориальных единиц во многом способствуют этому процессу. Региональная политика в Беларуси определяется системой целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации. В качестве внутриреспубликанских регионов в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6 областей существует неизменным с 1960 года. В результате в каждой из них сформировался свой территориально- хозяйственный комплекс, особенности которого необходимо учитывать при проведении региональной политики. Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов. Переход экономики к рыночным отношениям меняет Формы и методы взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы. Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития. Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости от местных условий. Вместе с тем необходимо обеспечение экономической целостности экономики республики, единства экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные возможности самообеспечения и самофинансирования. Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки. На республиканском уровне формируется общегосударственная единая концепция развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития отдельных регионов. Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с тем преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий республиканских и местных органов управления по активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических органов управления (Министерств экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался вопрос " Реформа системы государст- венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях участников совещания рассматривался важный вопрос о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное сочетание взаимодействия государственного управления территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач переходного периода. Основные направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо: - максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона; - сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов; - удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах; - преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей. В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются: - формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры; - обеспечение экологической безопасности проживания населения; - социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы; - формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; - ускорение приватизации объектов коммунальной собственности. Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий. 1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития города Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного управления. При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона,используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль государства и его органов управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти. Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими методами. Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения. При этом основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения. В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах. Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты. Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и исходит из четкого разграниче- ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов. В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов. Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных источников и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно полученные доходы или экономия в расходах, а также свободные остатки средств на конец года. Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности действующей налоговой системы посредством недопущения роста налоговой нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет. Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000 году нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25 процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства. С 01.01.2000 года изменен порядок налогообложения отдельных видов деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость. Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в местные целевые бюджетные фонды. Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|