реферат, рефераты скачать
 

SWOT-анализ деятельности организации


SWOT-анализ деятельности организации

Государственный университет управления

Институт заочного обучения

Специальность – менеджмент

Кафедра управления организацией в машиностроении

Содержание.

1. Определение миссии и стратегических целей организации 3

1.1. Характеристика организации 3

1.2. Миссия организации 4

2. SWOT-анализ организации 7

2.1. Анализ внешней среды 7

2.1.1. Макросреда 8

2.1.2. Ближайшее окружение 9

2.1.3. Количественный анализ 14

2.2. Анализ внутренней среды 18

2.3. Выбор стратегии 21

3. Портфельный анализ деятельности организации 24

4. Список литературы 30

Определение миссии и стратегических целей организации

1 Характеристика организации

Закрытое акционерное общество «Мебель-Дизайн» было основано в

начале 1996 г.

Учредителями предприятия являются одно физическое лицо, имеющее

итальянское гражданство, которому принадлежит основная часть уставного

капитала, и одно физическое лицо, имеющее российское гражданство.[1] Данная

организационно-правовая форма выбрана в силу простоты ведения дел на

территории России.

Основной деятельностью ЗАО «Мебель-Дизайн» является торговля мебелью:

кухонными гарнитурами, детскими наборами и мягкой мебелью.

В начале своей деятельности упор делался на торговлю только офисной

мебелью. Товар приобретался по договорам поставок с условиями отсрочки

оплаты преимущественно у московских фирм-посредников. Анализируя положение

дел и тенденции развития организации, можно сказать, что торговые точки не

давали достаточного уровня рентабельности и отдачи на вложенный капитал.

Рентабельность была порядка 15-20%, а накладные расходы высокими. Исходя из

этого, весной 1997 г. руководство фирмы приняло решение о расширении

ассортимента и изменении сбытовой политики.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, один год работы позволил

усилить маркетинговый отдел и направить усилия на изменения условий работы

с поставщиками, появились свободные активы. Это дало возможность

приобретать продукцию напрямую у производителей, минуя посреднические

организации и повысить рентабельность продаж до 30-35%.

Деятельность организации построена следующим образом: продукция

продается конечному потребителю через сеть торговых точек, принадлежащих

нашим партнерам, доставляется собственным автотранспортом до торговой

точки, там разгружается и выставляется на продажу в течение срока

реализации.

На цели увеличения объема реализации работают два подразделения фирмы:

. отдел маркетинга;

. отдел розничных продаж.

Отдел маркетинга отвечает за плодотворное проведение рекламных

кампаний, наличие на торговом месте привлекательных раздаточных материалов,

проведение исследований покупательских предпочтений и прочих свойственных

маркетинговому подразделению мероприятий.

Реализация через розничную сеть осуществляется частично через

собственные магазины, расположенные на территории Всероссийского

выставочного центра, а также путем заключения договоров комиссии или

консигнации (тип договора выбирается в зависимости от магазина, его

проходимости, нацеленности на сотрудничество именно с нашей фирмой и т.д.)

с мебельными магазинами.

Доставка товара, согласно договорам с поставщиками-производителями,

может осуществляться как самим покупателем (ЗАО «Мебель-Дизайн»), так и

транспортом фирмы-продавца на различных условиях. Для обеспечения

бесперебойности данного направления фирма имеет парк автомобилей.

Ценовая политика формируется исходя из анализа покупательского спроса

и сезонности.

Соответствующим образом осуществляется рекламная компания. В

техническом плане она представлена установкой на территории города

рекламных щитов [pic]м и [pic]м.

2 Миссия организации

Разработка миссии фирмы является первым этапом стратегического

планирования деятельности организации.

Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках

окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организации ясна обычно с

самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации,

программа может потерять свою четкость.

Многие фирмы разрабатывают миссию своей деятельности. Хорошо

проработанная миссия позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя

участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им

цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.

В миссии организации должна быть четко указана сфера деятельности

фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары,

технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов.

Миссия организации с позиций рыночной ориентации определяет

предприятия с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных

групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов.

При разработке миссии организации рыночной ориентации руководство

должно стремиться, чтобы миссия не получилась слишком широким или слишком

узким. Каждый этап расширительного представления предполагает открытие

новых возможностей, но может также толкнуть фирму на оторванные от

реальности рискованные шаги, не подкрепленные ее возможностями.

Рассматриваемая фирма декларирует следующую философию: наша фирма

призвана удовлетворять постоянно растущие потребности в мебели на

московском рынке. В дальнейшем ЗАО «Мебель-Дизайн» планирует расширить свою

сферу деятельности на прилегающие регионы с целью лучшего удовлетворения

потребностей населения, обеспечения людей дополнительными сопутствующими

товарами, при этом создавая дополнительные рабочие места, как на самом

предприятии, так и на предприятиях-изготовителях мебели, достигая тем

самым, в конечном итоге, получение большей прибыли.

Таким образом, миссию компании ЗАО «Мебель-Дизайн» можно

сформулировать в виде девиза: «Мы поможем создать уют в каждом доме».

В рамках данной миссии можно сформулировать цели, стоящие перед

организацией и представить их графически в виде дерева целей на рисунке 1.

SWOT-анализ организации

1 Анализ внешней среды

Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него

изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С

рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах

продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким

образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания

является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В

ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории

маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят:

. покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими

сбыт товаров;

. конкурентов;

. посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;

. финансовые учреждения;

. рекламные агентства;

. таможенные и другие правительственные органы;

. готовящиеся законы;

. экономическую ситуацию в стране;

. политический климат;

. развитие и достижения НТР;

. культурные традиции.[2]

Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух

составляющих:

. факторы макросреды;

. факторы непосредственного окружения фирмы.

1 Макросреда

К факторам макросреды обычно относят:

. экономическое состояние страны;

. политико-правовой аспект;

. социальное и культурное окружение;

. научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы

– темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции,

уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и

человеческих ресурсов.

Для компании ЗАО «Мебель-Дизайн» особое значение имеют уровень налогов

в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает

косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме

установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с

другими аспектами правовой системы.

Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах

и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в г. Москве, ввоз

товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях

поставщиков.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить

уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими

ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества

позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения

современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки,

продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать

значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-

технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот

фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует

компания.

2 Ближайшее окружение

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный

анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели

пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают

влияние пять сил:

. конкурентная борьба внутри отрасли;

. угроза появления товаров и услуг-субститутов;

. способность поставщиков диктовать свои условия;

. угроза появления новых конкурентов;

. способность покупателей диктовать свои условия.

В настоящее время на территории г. Москвы и всей России в целом,

действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей

мебелью. Среди них можно выделить:

- конкурентов-гигантов (таких как мебельный салон «Гранд»),

занимающихся продажей различных видов мебели, как импортной, так и

отечественной;

- фирмы, занимающиеся реализацией только одного вида продукции

(например, фирма «Корина», занимающаяся продажей только кухонной

мебели);

- магазины, реализующие продукцию только одного производителя

(например, магазин АО «Сходня-мебель»), часто они подотчетны фирме-

производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или

уставного капитала таких фирм;

- средние фирмы, как ЗАО «Мебель-Дизайн», имеющие разносторонние

интересы на рынке;

- выставочные организации;

- фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и сами ее

реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размеры

клиента с выездом мастеров на дом для замерки помещений и в

последующем установки мебели.

Таким образом, мебельных производителей можно подразделить:

- по принципу географического местоположения на:

- отечественных (чаще всего Москва, Московская область и Санкт-

Петербург);

- стран СНГ (Белоруссия);

- зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия);

- в зависимости от используемого сырья:

- производящие мебель из натурального дерева;

- использующие ДСП, МДФ и искусственные материалы.

- в зависимости от производимой продукции:

- узко специализированные на одном виде продукции;

- производители большого разнообразного ассортимента.

Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи,

имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную

мебель. Их предпочтения представлены на рисунке 2, при этом:

. 1/3 часть покупателей мебели – предпочитают продукцию импортного

производства;

. 2/3 покупателей мебели – приобретают мебель отечественного

производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну.

При этом более половины всех покупателей мебели предпочитают

приобретать не гарнитуры целиком, а комплектовать набор по своему вкусу и в

соответствии с площадью помещений. Объемы покупок таких комплектуемых

наборов представлены на рисунке 3.

80 % от группы потребителей мебели (см. рисунок 4), составляют семьи

высокооплачиваемых специалистов:

- предпринимателей;

- банковских служащих;

- чиновников.

Существенно, что мебельный сегмент рынка в России постоянно растет,

особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено:

- стабильным качеством мебели;

- особенностями структуры потребительского рынка;

- доступной ценой.

Рассматриваемая компания ЗАО «Мебель-Дизайн» занимает на рынке

серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет

не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной

упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции,

для этого разработана система контроля качества непосредственно на

предприятиях-изготовителях представителями компании.

В целом, мебельная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за

собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы

поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как

реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В

мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на

мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы

дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и

приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т.к.

отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на

продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более

низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста

потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно

для компании ЗАО «Мебель-Дизайн».

Для преодоления такой негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры»

отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с

целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам

объединения можно отнести:

. экономию средств при крупномасштабных поставках;

. создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;

. объединение капиталов для расширения в качественно новых

направлениях.

Такой фактор внешней среды как возможность создания товаров-

субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе.

Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации:

быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров,

переквалификации специалистов и т. д. Уровень конкуренции с товаром-

субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны

предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель,

как «стоимость переключения покупателя».

Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебель-

Дизайн» выражается как:

- продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по

желанию заказчика;

- осуществление доставки и монтажа;

- предоставление товарного кредита.

Для улучшенного понимания запросов покупателей; выявления

направленности моды; покупательной способности населения; интереса,

проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется

такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется

среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается,

систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных

управленческих решений и выработке стратегии фирмы.

Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и

невысоким уровнем конкуренции между ними.

Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия

рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и

достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил

фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.

3 Количественный анализ

Для проведения подобного анализа можно построить матрицы

вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать

выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на

организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие

негативное воздействие на организацию (угрозы).

Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые

позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации:

высокое, среднее, низкое.

Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для

позиционирования возможностей внешней среды.

|Вероятность |Высокая |Средняя |Слабая |

|Воздействие | | | |

|Сильное |Улучшение уровня|Появление новых |Снижение налогов|

| |жизни населения;|поставщиков |и пошлин |

| | | | |

| |Изменение | | |

| |рекламных | | |

| |технологий | | |

|Умеренное |Разорение и уход|Снижение цен на |Уменьшение |

| |фирм-продавцов; |сырье и готовую |императивных |

| |Развитие |продукцию; |норм |

| |информационной |Совершенствовани|законодательства|

| |отрасли |е менеджмента |; |

| | | |Снижение |

| | | |безработицы |

|Слабое |Неудачное |Совершенствовани|Предложения о |

| |поведение |е технологии |сотрудничестве |

| |конкурентов; |производства |со стороны |

| |Изменения моды | |отечественных |

| | | |предпринимателей|

Однако для получения более дифференцированной оценки значимости

факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия

факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую

колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в

виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью –

оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая

присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для

позиционирования угроз внешней среды.

|Вероятность |Высокая |Средняя |Низкая |

|Воздействие | | | |

|Сильное |Изменение правил|Сбои в поставках|Увеличение |

| |ввоза продукции |продукции; |конкурентных |

| | |Рост темпов |преимуществ со |

| | |инфляции; |стороны |

| | |Появление |конкурентов; |

| | |товаров-субститу|Скачки курсов |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.