реферат, рефераты скачать
 

Миопия


Упражнение № 2. Движение.

Сесть в низкое кресло свободно, не напрягаясь, и проделать следующие

движения глазами (рис. 2) соответственно по и против часовой стрелки. Все

упражнения повторить по 5 раз и после каждого мигать по нескольку раз.

Упражнение № 3. Центральная фиксация.

Перед выполнением упражнения следует усвоить следующие положения.

Известно, что для четкого видения объектов человек автоматически

поворачивает в этом направлении голову. Это обеспечивает фиксацию предмета

своего внимания центральной ямкой сетчатой оболочки глаза, обеспечивающей

наибольшую остроту зрения. В то же время фиксация объекта периферическим

зрением существенно снижает разрешающую способность глаза.

Рис. 2

Благодаря такому устройству органа зрения одна часть любого объекта всегда

видна лучше, чем остальные. Это свойство зрения называется центральной

фиксацией.

Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся видимыми хорошо

одновременно. Однако это не соответствует действительности, а связано с

тем, что глаз, обладая колоссальной скоростью движения и, совершая

множество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успевает осмотреть

все детали объектов центральной ямкой и передать в мозг за это время

множество нервных импульсов. Важно отметить, что многие нарушения зрения

сопровождаются ухудшением функционирования центральной ямки, что приводит к

так называемой эксцентричной фиксации. Данное состояние проявляется

расплывчатостью изображения, быстрым утомлением глаз и другими симптомами.

Предлагаемое упражнение связано с повышением чувствительности центральной

ямки и, как следствие этого, способствует развитию центральной фиксации.

Обратите внимание на рис.3.

Рис.3

Вариант I. Направьте свой взгляд на исходную точку знака в центре и

заметьте, что часть, на которую Вы смотрите, кажется самой четкой. Затем

начните медленно перемещать свой взгляд по знаку. Все время обращайте

внимание на то, что часть, на которую Вы смотрите в данный момент, кажется

чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза. Заметьте, что оттенок

всего знака кажется, теперь более темным. Этот вариант упражнения можно

делать на расстоянии от 30 см до 3 м.

Вариант 2. Вокруг знака имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд

по отрезкам ломаной линии и обратите внимание на то, что отрезок, на

который Вы смотрите, имеет более темный цвет, нежели остальные. Когда Вы

перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову, словно смотрите на

отрезки носом. Взгляд и голова должны двигаться вместе. Во время выполнения

упражнения делайте мягкие моргания на каждом изломе. Упражнение выполняется

на расстоянии от 30 см до 1,5м до рисунка.

Вариант 3. Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взгляд

по окружности, двигая одновременно глаза и голову. Делайте упражнение

вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми, представляя окружность.

Упражнение № 4. Домашний аккомодотренер.

Для проведения этих упражнений необходимо изготовить простой прибор,

представляющий собой кусок плотного картона или фанеры, имеющей форму

ракетки размером примерно 20х10 см. В нижней части над рукояткой имеется

горизонтальная щель, в которую вставлена линейка длиной 50—60 см.

Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке.

На передней поверхности линейки нанесена буква "С' высотой примерно 2 мм.

Упражнение проводят следующим образом. Пациент надевает выписанные очки

для дали с добавлением линз силой +3,0 дптр и приставляет к одному глазу

(другой глаз прикрыт) линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по

направлению к глазу до тех пор, пока буква "С" не станет расплываться. Как

только это произойдет, ракетку вновь надо приблизить к глазу, затем снова

отодвинуть и т. д. Упражнение повторяют отдельно для каждого глаза. При

этом надо следить, чтобы знак на ракетке во время упражнения был хорошо

освещен. Всего рекомендуется 20—25 упражнений для каждого глаза. Если

зрение вдаль не требует коррекции (80—100%)., то для выполнения упражнения

требуются очки силой +3,0 дптр.

Упражнение № 5. Метка на стекле.

Пациент в назначенных ему очках для дали становится на расстоянии 25—30

см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка

диаметром 2—3 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он

намечает какой-нибудь предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор

с метки на стекле на этот предмет.

Упражнение № 6. Перефокусировка взора.

Поставьте перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии

приблизительно 15 см от своего носа и посмотрите на него. Затем переведите

взгляд вдаль на любой объект, расположенный на расстоянии не ближе 6 м от

Вас. Помните, что расстояние 15 см — среднее, главное — четко видеть кончик

указательного пальца. Упражнение выполняется в двух вариантах — медленном и

быстром. В первом случае обращается внимание на четкость фокусировки как на

ближнем объекте, например пальце, так и на дальнем. Торопливый перевод

взгляда с пальца на объект и обратно, когда ни то, ни другое Вы не

успеваете увидеть четкими, будет ошибочным исполнением. Конечно, в

зависимости от состояния Вашего зрения, объекты могут быть видны

недостаточно четко. В этом случае необходимо до обратного перевода взгляда

успеть осознать, что Вы все же посмотрели на этот плохо видимый объект, а

не механически бросили взгляд в его сторону. Во втором случае упражнение по

указанной методике выполняется в быстром темпе.

Одним из вариантов этого упражнения является ступенчатая регулировка

фокусировки глаза. В таком исполнении глаза сначала фокусируются на каком-

либо ближнем объекте, например книге, затем на объекте подальше, например

оконной раме, затем на еще более дальнем объекте, например дереве за окном,

и, наконец, на каком-либо объекте в бесконечности, на практике это

расстояние свыше 6 м. Выполнение четырех ступеней упражнения считается

вполне достаточным. Когда Вы дойдете до самого дальнего объекта, вернитесь

назад в обратном порядке. Не забывайте про дыхание, а также обязательный

отдых глаз после проведения упражнения.

Упражнение № 7. Сведение глаз.

Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от

расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз

перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз — перед каждым

глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Упражнение № 8. Взаимодействие глаз.

Из бумаги в клетку готовят две полоски, на одной из которых, размером в

одну клетку, рисуется "+", на другой "О". Пациент держит в одной руке

изображение "+", а в другой "'О". Перемещая их относительно друг друга,

разводя и сдвигая, приближая или удаляя от глаз, он должен добиться слияния

изображения. Затем надо медленно раздвигать в стороны и отодвигать от глаз

тест-объекты до их расхождения. Чем больше диапазон расстояний, в котором

тест-объекты остаются совмещенными, тем выше эффект упражнения.

Упражнение № 9. Письмо.

Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов

открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написанных букв,

например написание слов на всю противоположную стену до минимального

написания слов на предмете, отстоящем от глаз на расстоянии 33 см. Что

именно писать? Можно вспомнить алфавит, название городов, имена и так

далее. В целом, чем больше размах движений глаз, тем выше эффект

упражнения. Рекомендуется чередовать письмо с легким массажем глаз пальцами

через закрытые веки.

Упражнение № 10. Чтение на расстоянии.

Установите книгу (журнал) на достаточно освещенном месте, подойдите к

ней на расстояние хорошей видимости и, читая текст, медленно отходите,

стараясь удержать расплывающиеся буквы. При затуманивании текста, когда Вы

почувствуете, что невозможно читать, следует сразу же приблизиться ровно

настолько, чтобы он был опять различим. Указанный цикл повторяется

многократно. При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать

глаза. Показателем эффективности тренировок будет увеличение расстояния до

книги, при котором еще возможно чтение.

Упражнение № 11. Перемещение.

Установите книгу или журнал на достаточно освещенном месте, подойдите к

ней на расстояние хорошей видимости и зафиксируйте одну из букв на строке.

После этого медленно отходите на расстояние, с которого строка заведомо не

видна. При этом Ваша задача — стараться удержать в сознании максимально

долго ясное изображение выбранной буквы. При затуманивании последней

следует возвратиться в исходное положение. Указанный цикл повторяется

многократно. Периодически останавливайтесь на предельном расстоянии и

подносите палец к глазам из невидимой зоны, например от груди, на

расстояние 3—5 см, фиксируя на нем взгляд, и затем постепенно отдаляя его в

сторону книги. Взгляд следует за пальцем и в конце концов переносится на

книгу.

При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать глаза.

Упражнение № 12. Часы.

Представьте, что Вы стоите близко к большим настенным часам, центр

которых расположен прямо перед Вашими глазами. В начале упражнения взгляд

устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы, бросьте взгляд

на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр.

Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом

необходимо "обойти" по данной методике весь циферблат соответственно по и

против часовой стрелки.

Упражнение № 13. Самомассаж биологически активных точек.

Самомассаж точек проводится в положении сидя или, что более желательно,

лежа. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте данные

точки, при этом во время надавливания на них Вы должны ощутить

болезненность, чувство ломоты или распирания. В точках, расположенных

вблизи глаза, добиваться сильных болевых ощущении не следует.

Массируйте одновременно каждую точку справа и слева кончиками

указательных и больших пальцев. Движение пальца вращательное или слегка

вибрирующее. Давление должно быть умеренным с легким нарастанием и

последующим расслаблением. Общая процедура включает в себя последовательный

массаж следующих точек (рис. 4).

Рис. 4 Расположение биологически активных точек.

точка № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на

расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа — 2—3 мин.

точка № 2. Расположена на задней поверхности шеи между мышцами и

затылочной костью. Время массажа — 2—3 мин.

точка № 3. Расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.

Время массажа — 1 мин.

точка № 4. Расположена на нижнем крае глазницы на уровне зрачка. Время

массажа — 1 мин.

точка № 5. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза.

Время массажа — 1 мин.

точка № б. Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в

углублении. Время массажа — 1 мин.

Точечный массаж повторяется 2—3 раза в день в плановом порядке и при

возникновении зрительных жалоб. Общая продолжительность курса — 2—3 недели,

после чего перерыв 7—10 дней и повторный курс массажа.

Соляризация

Роль солнца очевидна, но не однозначна. Если ваши глаза легко

утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться методикой соляризации

глаз. Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому

полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

В основе упражнения — укрепляющее действие на зрение солнечного света.

Прежде всего необходимо снять очки. Встаньте на краю густой тени. Это может

быть угол дома или освещенный дверной проем. Поставьте одну ногу на теневой

участок земли, а другую — на освещенный ярким солнцем. Теперь закройте

глаза и, сделав глубокий вдох, начинайте поворачивать свою голову из

стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через

неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Голова

при этом должна быть достаточно высоко поднята, чтобы солнце било прямо в

промежуток между краями сомкнутых век и бровями. Во время поворотов

думайте: "Солнце приходит, солнце уходит". Повторяйте эти повороты до тех

пор, пока закрытые глаза не перестанут вздрагивать на солнце от боли. Если

Вы освоили данный вариант упражнения, то можете перейти к следующему. Для

этого встаньте лицом к яркому солнечному свету, глаза при этом по-прежнему

закрыты. Теперь начните свободно, без напряжения поворачивать голову и

корпус то вправо, то влево, отрывая для облегчения этого процесса пятки от

земли и думая следующим образом: "Солнце проходит мимо меня влево, затем

снова вправо, опять влево...". И так снова и снова, всегда в направлении,

противоположном Вашему повороту. То, о чем Вы думаете во время упражнения,

очень важно, поскольку это препятствует устремлению взгляда под закрытыми

веками на солнце и "прилипанию" глаз к нему во время Ваших вращении.

Позволяйте солнцу проходить мимо Вас. При этом, чтобы избежать

неблагоприятных эффектов, особенно в жаркую погоду, необходимо следовать

следующим рекомендациям:

> продолжительность соляризации регламентируется степенью комфортности

Вашего состояния;

> после соляризации желательно промыть глаза чистой холодной водой;

> соляризацию следует проводить всегда с закрытыми глазами.

Дыхание

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживая

дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам

необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется

использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из

легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае

ухудшения зрения.

Кислород, как известно, играет важную роль во многих жизненных

процессах, происходящих в организме. Поэтому дыхательным упражнениям

уделяется большое внимание практически во всех системах оздоровления

человека. Не стал исключением и метод Бэйтса. Некоторыми его

последователями дыхательные упражнения были введены в качестве

вспомогательных в свои системы тренировки зрения.

Упражнение. Откройте окно, а еще лучше выйдите на улицу, и сделайте

глубокий вдох. Представьте во время вдоха кислородный ток, идущий по вашему

телу. Выдохните воздух. После нескольких таких подготовительных вдохов

можно приступить к непосредственной оксигенизации глаз.

Сделав глубокий вдох и задержав его, наклонитесь вперед, согнувшись в

талии, и опустите голову к полу. Можете слегка согнуть колени, чтобы

облегчить себе задачу — опустить голову ниже, чем находится сейчас ваше

сердце. Тогда обогащенная кислородом кровь прильет к голове и глазам. Это

поможет процессу удаления токсических ядов, накопившихся в тканях глаз.

Кислород очистит ваши глаза от токсинов и отходов жизнедеятельности.

Оставайтесь в этом положении до счета “пять”.

Всего в течение дня надо делать по крайней мере 10 таких очистительных

дыханий. Набирайте это количество постепенно, а не сразу, во избежание

неприятных ощущений.

Пальминг

Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете некоторому их

расслаблению и отдыху. Однако, глаза, самой природой предназначенные для

восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже

ничтожное количество его лучей: человеческий глаз реагирует, когда на его

сетчатку попадают всего два кванта света! Столь высокая чувствительность

глаза к свету требует принятия особых мер при расслаблении. Только

полностью исключив свет, можно дать глазам шанс получить полноценный отдых.

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить

пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит

глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный

пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый

источник света.

Упражнение, позволяющее добиться этого, было введено в свою систему

Бэйтсом. Он назвал его “пальмингом” (“palming” от слова “palm”).

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа,

а большие пальцы должны лежать на височной области.

Упражнение. Итак, мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При

этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг

мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони

необходимо сложить чашеобразно, чтобы они не давили на глазные яблоки,

иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте

несколько раз глаза под ладонями. Это должно удаться свободно, без каких-

либо помех.

Окончательно подобранное положение ладоней должно удовлетворять двум

основным требованиям:

. глаза должны свободно открываться и закрываться под ладонями, т. е.

ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления;

. положение ладоней должно исключать возможность проникновения света

под них и не должно требовать какого-либо напряжения рук, сильного

прижатия их к лицу и т. д.

Что вы видите во время пальминга? Скорее всего перед вами предстанут

всякие довольно яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т. д. Все эти

калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения

и в реальности не существуют. Таким образом, вы сталкиваетесь с работой

продолжающих сохраняться возбужденными зрительных центров вашего мозга.

Таких иллюзий человек с нормальным зрением никогда не наблюдает. Во

время пальминга перед ним предстает совершенно черное поле, поле, чернота

которого не имеет каких-либо изъянов. Ваша цель — также добиться такого

совершенно черного поля. Степень черноты, которую вам удалось добиться,

будет показывать глубину расслабления, достигнутого вами. Достижение

видения совершенно черного поля будет означать то, что вы добились

идеального расслабления психики.

Черного поля не надо добиваться, оно само появится автоматически, как

только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и

психики. Для этого нужна соответствующая направленность мыслей человека.

Если человек способен правильно контролировать свои мысли, свою психическую

деятельность, добиться видения черного поля удается практически мгновенно.

Бэйтс говорит по этому поводу следующее: “Когда возмущающая мысль сменяется

расслабляющей... аномалии рефракции исправляются... Вне зависимости от

того, какова их степень или длительность, их устранение происходит сразу

же, как только пациент сможет обеспечить психический контроль. Источником

любой аномалии рефракции... является просто мысль — неправильная мысль, а

ее исчезновение так же быстро, как появление мысли, которая расслабляет. В

доли секунды может быть исправлена высочайшая степень аномалии рефракции...

Если расслабление достигается лишь на момент, коррекция также одномоментна.

Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна”.

Чтение

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными

исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не

плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е.

движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не

различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации

). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97%

времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа

фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе

наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно

читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной

двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи

рекомендуют при чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час

для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить

позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы

мышц. Для тренировки аккомодации следует переводить взгляд от книги на

отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и

зрительной усталости.

При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение и работа глаза

затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там

недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что

вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать во время

ходьбы.

Зрительный комфорт

Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного

освещения, которое фактически удлиняет период сознательного существования

людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к

солнечному излучению.

Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс

увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6% , при

зрительной - на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения,

особенно на психосферу человека.Принято различать теплые цвета: красный,

оранжевый, желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим

успокаивающим действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.

В настоящее время все большее распространение приобретают “холодные”

люминесцентные лампы, сильно отличающиеся от ламп накаливания. Большой плюс

газоразрядных ламп - близость к солнечному спектру; однако, она остается

еще далекой отпредельно достижимой. Чтобы улучшить спектральный состав

люминесцентных ламп, обычно изменяют свойства люминифора, но до сих пор не

достигнуто полного соответсвия спекру Солнца. Поэтому рекомендуется другой

более простой способ регулирования спектра ламп - использование окрашенных

отражателей (аналогичный способ используют животные с люминесцентными

органами, которые находятся на соответствующих цветовых подложках). Хотя

это несколько уменьшает яркость, зато приближает спектр к “ физиологически

эффективному”.

Телевизоры, мониторы

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех

сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед

экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю

утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же

головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина -

несоблюдение правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов

лишены этого, что пагубно отражается на их здоровье и производительности.

Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор - вещь

распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для

избежания которого используют разные методы: включенный свет, цветная

пленка на экране и т.д. Для уменьшения утомления можно использовать простое

устройство - окантовывающая матовая цветосветовая рамка. Плюс окраска стен:

стену, к которой обращен экран, окрашивается в сине-голубой цвет, а

остальные стены в более светлый цвет.

С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления

при работе с мониторами:

. Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на

мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее

напряжены.

. Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно

как у дисплея.

. Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

Зрение и спорт

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и

противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно

навредить, особенно при огромных нагрузках.

Рекомендации по лечебной физкультуре

Общие положения

Занятия лечебной физкультурой — прекрасное средство тренировки

организма и. повышения работоспособности. Предлагаемый комплекс упражнений

предполагает стимуляцию органа зрения. При выполнении упражнений необходимо

руководствоваться следующими правилами:

. следовать рекомендациям офтальмолога и терапевта;

. учитывать состояние здоровья;

. физическую нагрузку соразмерять с возрастом и тренированностью организма;

. помнить об ограничениях, связанных с состоянием органа зрения при

выполнении некоторых видов упражнений. Так с близорукостью более 6,0

диоптрий, а также с хроническими изменениями на глазном дне нежелательны

упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя

в положение лежа и обратно;

. противопоказаны игры, при которых возможны столкновения играющих,

нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;

. противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки,

подскоки) и требующие напряжения.

Лечебная физкультура в целях поддержания зрения включает:

общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки

соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное

положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку.

Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку

вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же

повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох,

при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять окрестные движения

прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем

другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной

руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять

быстро. Во время маха — выдох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи

ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на

мысок. Во время маха — выдох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская

и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять

15—20 с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч.

Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть

на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять

окрестные движения 15—20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не

поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и

опускать ноги. Выполнять 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево,

вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить

6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в

исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой

ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята.

Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить

10—15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять

круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на

мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх,

прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить

8—12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять

гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на

палку. Повторить 8—12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и

другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать,

затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить.

Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести

взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом

направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую

сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову

направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять,

затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-

либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать,

движения глазами выполнять медленно.

Видеотренажеры

Видеотренажеры - особый класс технических устройств, позволяющих

тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для

детей. В их принципе заложена методика, описанная выше; при чтении между

текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые

либо облегчают, либо затрудняют чтение - таким образом проводится

“оптический массаж” внутри глазных мышц.

Другой тренажер - для разработки глазомера, позволяющий быстрее

оценивать расстояние до предмета и его габариты.

Практическая часть.

История болезни 1.

Евдокимова Лена, 11лет

Обратилась к окулисту 20.12.97г.

На момент осмотра:

Vis OD= 0,4 Sph –1,25D = 1,0

Vis OS= 0,4 Sph – 1,25D = 1,0

DS: Миопия слабой степени 2-х глаз

Проведен курс магнитотерапии 15 и курс фотостимуляции 15

Зрение восстановилось:

Vis OD=1,0

Vis OS=1,0

Рекомендовано постоянно выполнять упражнения по Аветисову, внутрь

глицерофосфат кальция. Курс проводить 2 раза в год.

Осмотр 24.03.98г.

На момент осмотра:

Vis OD=1,0

Vis OS=1,0

Осмотр 05.10.98г.

На момент осмотра:

Vis OD=1,0

Vis OS=1,0

Осмотр 12.05.99г.

На момент осмотра:

Vis OD=1,0

Vis OS=1,0

Заключение:

Прогрессирование миопии не отмечено. Зрение восстановилось полностью.

История болезни 2.

Смирнов Женя 9 лет обратился к окулисту 26.11.93г.

На момент осмотра:

Vis OD=0,2 Sph –2,0 D=1,0

Vis OS=0,2 Sph –2,0D=1,0

Проведена атропинизация 4 дня 04.11.93г.

После атропинизации, с широким зрачком:

Vis OD=0,5 Sph –1,0 D=1,

Vis OS=0,5 Sph –1,0D=1,0

DS: Миопия слабой степени 2-х глаз, спазм аккомодации.

Назначено лечение: 2 курса упражнения по У. Бейтсу ежегодно в поликлинике.

В домашних условиях ежедневная гимнастика по Аветисову. Курсы 1% раствор

мезатона закапывать в течение 1 месяца 2 раза в год в оба глаза. Внутрь

поливитамины, препараты кальция 2 раза в год.

Имел лечебные очки Sph+1,0D на оба глаза.

Зрение не ухудшилось.

Последний осмотр 27.04.98г.

Vis OD=0,3 Sph –1,5 D=1,0

Vis OS=0,3 Sph –1,5D=1,0

Заключение:

Имеет очки для дали на оба глаза Sph-1,0D с 1995г.

Зрение стабилизировалось. Мальчик переведен для дальнейшего наблюдения в

подростковый кабинет.

История болезни 3.

Гасанова Лейла 8 лет обратиласьк окулисту 19.12.92г.

На момент осмотра:

Vis OD=0,6 Sph –1,0 D=1,0

Vis OS=0,6 Sph –1,0D=1,0

DS: Миопия слабой степени 2-х глаз

Под атропином рефракция миопическая на оба глаза –0,75D

Проводилось лечение по Аветисову в поликлинике 2 раза в год. Закапывание

раствора мезатона 1% в оба глаза 2 раза в год, внутрь поливитамины,

препараты кальция.

Имела лечебные очки на оба глаза Sph +0,5D. Назначение врача выполнила.

Миопия слабо прогрессировала. Имела очки для дали с 94г. на оба глаза Sph

–1,0D. Подключили для лечения аппарат: Микротуман. Лечение проводилось в

домашних условиях.

На момент осмотра 13.04.96г.

Vis OD=0,2 Sph –2,5 D=1,0

Vis OS=0,2 Sph –2,5D=1,0

Заключение:

Имеет очки для дали ОИ –2,0D. Пользуется очками по назначению.

С апреля 1997г. по апрель 1999г. получила в поликлинике 4 курса

магнитотерапии и фотостимуляции. Зрение стабилизировалось, в течение 3-х

лет очки не усиливались.

История болезни 3.

Гасанов Руслан

Наблюдается окулистом с 8 лет (с 1994г.). Посещение окулиста нерегулярно,

назначение врача не выполнил, очки не носил.

Осмотр в 1994г.

Vis OD=0,2 Sph –3,0 D=1,0

Vis OS=0,2 Sph –3,0D=1,0

Под атропином рефракция миопическая ОИ – 2,5D.

Выписаны очки для дали ОИ-2,0D.

Осмотр в1996г.

Vis OD=0,08 Sph –4,0 D=1,0

Vis OS=0,08 Sph –4,0D=1,0

Рефракция милпическая ОИ Sph –3,5 очки для дали те же.

Осмотр 20.05.98г.

Vis OD=0,05 Sph –4,5 D=1,0

Vis OS=0,05 Sph –4,5D=1,0

Очки для дали ОИ –3,0D

Vis в/о 0,6 сильнее очки не переносит.

DS: Миопия средней степени, слабопрогрессирующая

Получил 2 курса магнитотерапии и фотостимуляции май – июнь 1998г. и январь

– февраль 1999г. Проводилось лечение по Аветисову (упражнения для глаз) и

по Бейтсу.

Последний осмотр 29.05.99г.

Vis OD=0,08 Sph –4,0 D=1,0

Vis OS=0,08 Sph –4,0D=1,0

Vis в/о (ОИ Sph-3,0D),бин.=0,7-0,8

Заключение.

Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики,

коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп,

но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя

избежать осложнения. Родители плохо себе представляют, что пренебрежение

зрением ребенка может привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем

кариес – например, к плохой успеваемости в школе, затем – к ограничению

возможности получить хорошую работу и даже к слепоте. Сегодня требования к

нашему зрению по сравнению с требованиями наших предков намного возросли…

Особенно в последние годы увеличились требования к зрению школьников.

Из общеоздоровительных мер рекомендуется регулярные занятия физкультурой,

закаливание, так как чаще близорукость развивается у ослабленных детей.

Одной из распространенной причиной в наше время снижения зрения является

просмотр телевизионных передач и игр на компьютере. К сожалению можно

отметить, что уровень знания большинства населения по основам профилактики

глазных болезней явно недостаточен. Что в свою очередь приводит к развитию

или осложнению заболевания. Однако в ряде случаев этого можно избежать, так

как правильная тактика проведения пациента в быту и на производстве (в

школе) является одной из наиболее действенных форм профилактики заболеваний

глаз.

Список литературы.

В. Артамонов «Подумай о глазах своих» Издательство Москва ТОО «Внешсигма»

1992 года.

В.В. Оковитов И.Г. Овечкин «Энциклопедия по глазным болезням» Издательство

Москва «ВИДА» 1993 год.

У. Цинн Г. Соломон «Зрение, очки и контактные линзы» Издательство Санкт-

Петербург 1996 год.

Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова.

М.: 1993 г.

Тренируйте зрение: брошюра\Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.