реферат, рефераты скачать
 

Наркомания - чума XX века


Человечество оказалось ввергнуто в пучину наркомании, которая

распространяет свои щупальцы как осьминог, на все континенты планеты.

Глава II

Приобщение к наркотикам

1. Предпосылки

Чтобы бороться с наркоманией, надо, прежде всего, знать причины и

условия, ее порождающие. Откуда она появилась? Кто подвержен этой болезни?

Знаток социологии преступности профессор А. Габиани выяснил, что почти

девять десятых выявленных и опрошенных больных имеют возраст от 16 до 35

лет. Половина в возрасте до 20 лет, в том числе и подростки. Как правило,

дети из вполне обеспеченных семей. Большинство из них ни в чем не имели

отказа у родителей...

Что же способствует приобщению к наркотикам, каковы психологические

предпосылки наркомании?

Для лиц с повышенной возбудимостью характерна эмоциональная

«взрывчатость» по самому незначительному поводу. Они легко теряют

самоконтроль. В ответ на незначительное замечание или выговор не могут

сдержать себя.. Вместе с тем такие дети и подростки очень самолюбивы, имеют

нередко хорошее интеллектуальное развитие. Они крайне обидчивы и

обнаруживают склонность к колебаниям настроения Непостоянство и

непоследовательность поведения и эмоций способствуют тому, что в известных

ситуациях они легко попадают под чужое влияние и некритически оценивают

установки неформальных групп, членами которых являются.

Лиц с психической неустойчивостью прежде всею характеризуют слабость

волевых проявлений, отсутствие стабильных, оформившихся интересов и

стремлений. У них нет собственной. постоянной линии поведения. Однако их

взаимоотношения с людьми, чувство привязанности к кому-либо непостоянны,

поверхностны. Легковесность суждений, известная примитивность и бедность

интересов, недостаточность воли обусловливают их неспособность к

систематической, плановой трудовой деятельности. Для них характерно

повышенное стремление к получению удовольствия, смене впечатлений, что

облегчает вовлечение таких лиц в различные уличные компании, а также

приобщение к приему наркотических или других одурманивающих средств.

При эпилептоидных чертах характера ярко выражена склонность к

реагированию вспышками гнева, ярости на те или иные отрицательные

раздражители. Часто такая эмоциональная реакция не cooтвeтcтвуeт вызвавшей

ее причине. Вместе с тем этим людям вообще присущи беспричинные колебания

настроения с преобладанием угрюмости, злобности, подозрительности и

недоброжелательности по отношению к окружающим людям. Как правило, это

эгоцентристы, мало интересующиеся внешним миром, заботящиеся только о себе.

Ограниченность, узость кругозора, педантичность в мелочах, пренебрежение

интересами окружающих и колебания настроения затрудняют контакты с другими

людьми, способствуют напряженности взаимоотношений с ними.

Лиц с истерическими чертами характера, прежде всего, отличает неуемная

жажда признания, стремление быть всегда в центре внимания, играть в любой

компании первую роль. Чтобы оставаться в центре внимания, подростки с

истерическими чертами характера склонны ко лжи, хвастовству, различным

вымыслам и интригам в кругу своих друзей. Их эмоциональные реакции

преувеличены. Круг интересов, как правило, узок, сконцентрирован на личных,

не носящих общественный характер, притязаниях. Интеллектуальные интересы

обычно ограничены развлекательной сферой. В силу присущих им личностных

особенностей такие подростки легко идут на поводу у других, особенно если

считают, что их «оценили» и они заняли подобающее место в компании,

получили признание своих сверстников.

Полной противоположностью являются так называемые шизоиды (аутисты).

Им присущи чрезмерная замкнутость, отгороженность от внешнего мира.

Эмоциональная холодность часто сочетается с повышенной внутренней

чувствительностью, отвлеченные интересы доминируют над чувствами.. Зачастую

контактам со сверстниками они предпочитают игры в одиночестве, пребывание

на природе, чтение книг. Характерен интерес к отвлеченным проблемам,

склонность к рассуждениям, философствованию. Обращает на себя внимание

практическая неприспособленность, недостаточная и не соответствующая

возрасту слабая ориентированность в простых жизненных и бытовых вопросах.

Их поведение может беспричинно меняться от покорности и послушания к

упрямству и оппозиционному протесту.

Основной чертой конформного типа акцентуации характера является

соглашательство с тем, что диктует непосредственное привычное окружение.

Эти подростки подчиняются определенному стилю жизни и с трудом принимают

все новое, что ломает их представления и образ жизни. Очень привязаны к

группе сверстников и принимают все ее ценности и даже внешнюю форму

поведения без должной критики. Представители этого типа как бы утрачивают

свое «я» и плывут по течению. Они не проявляют инициативы, смелости,

решительности и оригинальности в суждениях и поступках. Шаблонность

подростка и его ограниченность общеприняты, воспринимаются окружающими как

бесцветность личности и интеллектуальная примитивность. Из этого типа

личностей могут формироваться люди, послушные воле группы наркоманов.

Дети гипертимного типа—это подвижные, неугомонные, крикливые, любящие

командовать лети. Они быстро сходятся с незнакомыми людьми. В школьные годы

неусидчивы, суетливы, порою назойливы. Часто находят признание у

сверстников и являются неофициальными лидерами в группе. Положение

официального лидера их тяготит повседневностью выполнения обязанностей. Они

обычно проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки.

Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны. Именно из их среды

могут выдвигаться лидеры групп наркоманов. Тактика психолого-

педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной

переориентации такого подростка на интересующую его социально полезную

деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности.

Эмоционально-лабильный тип акцентуации характера выражен в

неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу.

Смена настроения, особенно угнетенность, влияет соответственно и на

отношения подростков с окружающими. Однако они легко выходят из состояния

уныния при участии к ним и появлении жизненной перспективы. Такие подростки

весьма чувствительны как к порицанию, так и похвале, что порой ставит в

затруднительное положение учителя. По-видимому, этот тип людей может

составлять группу риска в отношении наркомании и алкоголизма.

Я не случайно так подробно описала личностные особенности

определенного контингента подростков. Знание их необходимо, так как без

этого трудно понять, кто именно и при каких условиях может быть отнесен в

группу высокого риска употребления наркотических или других одурманивающих

средств.

Конечно, те или иные люди с определенными чертами характера в чистом

классическом виде встречаются не так часто. Скорее всего, у одного человека

сочетаются черты и признаки нескольких типов.

Почему же один человек поддается пристрастию, a другой – нет, хотя на обоих

воздействуют одни и те же внешние факторы? Решающими здесь оказываются

особенности характера человека. Некоторые типы личности оказываются более

восприимчивыми к влиянию не благоприятных факторов. Этим объясняется,

например, то, что из двух братьев, живущих в одинаковых условиях, один

может стать наркоманом, а второй—спортсменом. Характерологические же

особенности личности формируются и корригируются в процессе развития и

воспитания человека и зависят в основном от влияния родителей,

воспитателей, учителей, ровесников. В основном речь идет о таких

свойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля

над своим поведением, неумение удовлетворять свои потребности, ложная

система ценностей.

Молодые люди болезненно переживают чувство неудовлетворенности своих

потребностей и свои неудачи. Чтобы как-то заглушить неприятные ощущения,

они часто занимают вызывающую, агрессивную, строптивую позицию или же,

вместо того чтобы преодолевать свои трудности, отступают, избегая их.

Таким образом, особо благоприятствует возникновению наркотического

влечения развившаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных

трудностей, уход в свой внутренний мир, который легко может стать миром

наркотических видений.

Крайние формы личностных отклонений сопровождаются явными психическими

нарушениями, и именно в этой «пограничной» в отношении психической

полноценности группе подростков и формируются наиболее выраженные

заболевания наркоманией и токсикоманией. По мнению специалистов, такие лица

составляют до трети всех приобщившихся к наркотикам.

2. Мотивы

Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности.

Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.

Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?

Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более

того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие,

возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях

начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению

запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к

определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства,

объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам

является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто

враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.

Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей

вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее

опасность. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

О люди! Все похожи вы

На прородительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай.

И 6eз того вам рай не рай.

Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно

запретного плода. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка

Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие

несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не

терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это

делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за

желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но

и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя»,

чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода

предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-

либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как

родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.

Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и

стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на

котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты

ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить

«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.

- Рано курить тебе, еще маленький!—вот довод, усиливающий зависть ко

взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается

у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.

Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности

мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным

препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.

Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности

или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых

и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями.

Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут

способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать

удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.

Ведь та же любознательность является одной из замечательных

особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет

развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что

некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие

на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с

наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо

удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе

молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не

стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как

правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).

Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в

других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность

самоутверждения или достижения независимости Понятно, что эти мощные для

молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и

другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более

привлекательными. Такая потребность может быть проявлением скрытого

расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить

мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти.

Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И

все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным

традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько

моральная, социально-психологическая, общественная проблема.

Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки

самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных

средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской

привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги,

страха.

Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю,

табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в

заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством

лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. и.

И. конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано

с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной

молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом

неполноценности», или как протест против господствующих представлений,

касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.

В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат

приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов,

приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют

социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например не поступление в

институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.

Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую

ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как

степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или

неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств,

влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи,

сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих пли, наоборот,

способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование

в одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических

веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек

отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.

Прослушивание радиопередач, чтение различных журналов также отражаются на

восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе на потреблении

дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую, половую,

умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного звена»

действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно

подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств

(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или

успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А

отсюда недалеко и до опробования этого бабушкиного средства на себе, может

быть целой группой школьников.

Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а

также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама

подростковая среда является источником наркотиков и информации об их

свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица,

потребляющие наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство

с этим дурманом уже состоялось. Здесь же даются «рекомендации» о новых

«интересных» средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать

помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в

случае «преследования» молодого наркомана взрослыми.

Такие сообщества нередко занимают пустые бараки развалины домов или

здания, предназначенные для сноса, там и устраивают свои притоны. Условия

жизни в них противоречат всем представлениям о жилье человека. Не лучше

выглядят и квартиры наркоманов.

Проиллюстрирую это примером, который приводит польский нарколог С.

Гурски:

«….. Помещение было ужасно запущенным. Типичное жилище

наркомана. Зловоние пахнуло на меня уже с порога. Повсюду валялись

консервные банки и окурки. Со стола упала банка из - под рыбных

консервов, соус вылился на ковер, от него шел отвратительный запах. Когда

хозяин вколол себе дозу наркотика, я понял причину вони: вытащив из вены

иголку со шприцем, в котором были остатки крови, он наполнил его водой и

эту розовую жидкость вылил на ковер - так он чистил шприц. И каждый раз

на протертый ковер прибывало по несколько капель крови. В месте с запахом

рыбного соуса это создавало сладковато - гнилостное зловоние. Занавески на

окнах пожелтели и пропитались смрадом. Неизменная духота, запах

разлагающейся крови, табачного пепла и заплесневелых консервных банок

заставили бы каждого нормального человека отшатнуться, едва ступив на

порог».

Иногда под влиянием моды за рубежом одурманивают себя наркотическими

препаратами целые школьные классы, где властвует принцип: «не могу же я

быть хуже других».

Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам --

переживаемые ими личные жизненные трудности. Обычно они связаны либо с

семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными

проблемами. Сложности такого рода вызывают болезненно переживаемое

психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную

жизнь и непременно требует разрядки.

Нельзя недооценивать некоего символического значения, которое

придается многими употреблению наркотиков, как это мы имеем дело в случаях

с курением и выпивкой, т. е. в начальный период наркоманического или

токсикоманического пристрастия большую роль играет не столько действие

избранного подростками средства оглушения, сколько сам символический акт.

Представляете: мальчик самостоятельно попал иглой шприца себе в вену и ввел

какую-нибудь жидкость. Этого уже достаточно, чтобы доказать свой «героизм»,

«братство» и т. п. Фактически это тот же «эффект стаи». В прошлом ребята

делали себе немыслимые татуировки, причем в самых, казалось бы, невероятных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.