реферат, рефераты скачать
 

Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах


Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ

Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных

бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения

чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной

медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую

очередь силами лечебно-профилактических учреждений. максимально

приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к

районам, где возможны катастрофы природного происхождения.

Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так

называемые бригады быстрого реагирования (ББР), которые должны быть созданы

на базе лечебно-профилактических учреждений. обслуживающих

потенциально опасные объекты, или центральных городских (районных) лечебно-

профилактических учреждений 'в местах, где возможны стихийные бедствия. В

состав ББР для оказания ЭМП при радиационных авариях входят врач-

радиолог (2). врач-гематолог-лаборант (1). физик-дозиметрист (2), гигиенист-

гематолог (1). Организационное, кадровое, финансовое, материально-

техническое их обеспечение осуществляется учреждением, на базе которого

созданы ББР.

Основная задача бригад - оказание экстренной медицинской помощи

пораженным.

госпитализация их в специализированные местные. региональные или

центральные лечебные учреждения. Если сил и средств местных органов

здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР

региональных и центральных служб ЭМП.

Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций

экстренной и планово-консультативной помощи республиканских (в составе

России), краевых и областных больниц. Их организационно-штатная структура

зависит от количества и характера радиационно. опасных объектов в

обслуживаемом районе с учетом экономических. климатических, климатогеог-

рафических, .экологических и других особенностей. Первичным звеном

службы ЭМП регионального центра являются ББР такого же состава и структуры,

что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной

готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП,

особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных

превосходят возможности местных служб ЭМП.

На региональные центры возлагается:

I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) -

прогнозирование медико-экологических последствий возможных радиационных

аварий в регионе: взаимо-

действие с ведомственными медицинскими службами, органами

госсаннадзора, администрацией потенциально опасных объектов,

формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка оповещения

о возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и

другого имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей

эвакуации пораженных и населения в случае поступления в окружающую среду

значительных количеств радиоактивных веществ; проверка готовности личного

состава ББР и специализированных лечебно-профилактических учреждений

к эвакуации пострадавших.

2. При возникновении чрезвычайных ситуаций - направление к месту

происшествия ответственных представителей регионального центра и ББР (если

же авария произошла на объекте, расположенном в одном из городов региона,

то к выезду готовится ББР);

обеспечение постоянной связи с объектом и представление донесений в

вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при

необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических

мероприятий.

Головным учреждением^ Российской Федерации по вопросам организации и

оказания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными

поражениями, является Специализированный научно-практический. центр

экстренной медицинской помощи (СЦЭМП) "Защита', который возложенные на

него задачи, решает через региональные центры. ББР и выездной автономный

госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных •модулях. В структуру центра наряду с

практическими входят научные подразделения, обеспечивающие разработку новых

и совершенствование существующих методов и средств оказания экстренной

медицинской помощи при радиационных авариях, подготовку нормативно-

методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП,

обоснование системы медико-гигиенических мероприятий по предупреждению

таких катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.

Для решения вопроса о привлечении дополнительных сил и средств

используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП "Защита" в оказании

экстренной медико-санитарной помощи при радиационных авариях, согласно

которой выделяется пять уровней вмешательства.

В ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:

- комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений, опасные для

жизни;

- выброс в окружающую среду радиоактивных материалов в количествах,

требующих чрезвычайных мер по "Защите населения;

- число пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской

помощи, более 50 человек.

Тип аварии:

- аварии на ядерно-энергетических установках (ЯЭУ), соответствующие 7-5-му

уровням шкалы МАГАТЭ (INES) радиационных аварий на АЭС;

- серьезные аварии при транспортировании радиоактивных материалов

(ядерное топливо, радиоактивные отходы);

- аварии на хранилищах высокоактивных отходов;

- серьезные аварии на судовых ЯЭУ при нахождении судна в порту.

* Характер участия:

- частичное или полное развертывание ВАГ;

- усиление ВАГ дополнительно ББР СЦЭМП;

- привлечение ББР базовых центров и медико-санитарных частей (МСЧ);

- привлечение специализированной клиники.

Основные функции:

-• оценка радиационной обстановки на аварийном объекте и прилегающей

территории;

- диагностика поражения и медицинская сортировка пострадавших;

- оказание неотложной и специализированной медицинской помощи;

- организация эвакуации пострадавших для лечения в специализированном

стационаре;

- участие в мероприятиях по обследованию персонала объекта и населения;

- участие в санитарно-гигиенических мероприятиях;

- участие в мероприятиях по предупреждению дальнейшего переоблучёния

персонала и населения;

- сопровождение пострадавших в специализированный стационар.

* ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр;

- загрязнение помещений, поверхностей оборудования;

- возможность травматических и других повреждений, требующих оказания

неотложной медицинской помощи; •

- число пострадавших, требующих оказания специализированной и других

видов медицинской помощи, не превышает 50 человек.

*Тип аварии:

- аварии на ЯЭУ, соответствующие 5-4-му уровням шкалы МАГАТЭ;

- транспортные аварии:

- аварии на хранилищах радиоактивных отходов;

- аварии на судовых-ЯЭУ;

- аварии на отдельных технологических участках производства и в

исследовательских лабораториях, связанных с производством или

Использованием радиоактивных материалов;

- разгерметизация и выход из-под контроля закрытых радиоактивных

источников, содержащих значительные количества того или иного

радиоактивного элемента (изотопа).

*Характер участия:

- частичное развертывание . отделений ВАГ (в основном приемно-

сортировочного отделения, санпропускника и амбулаторно-поликлинического

отделения);

- участие ББР базового центра;

- при необходимости участие специализированной клиники. -

* Основные функции:

- те же. что и при 5-м уровне вмешательства. но при условии меньшего

числа пострадавших:

- оказание неотложной и специализированной медицинской помощи требуется в

основном персоналу объекта;

- здоровье населения, как правило, находится вне опасности.

* ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в перерасчете на облучение всего организма в дозах

0,5-1.0 Гр

и ниже;

- наличие или возможность высоких доз локального облучения;

- наличие внутреннего облучения;

- высокие уровни загрязнения кожного покрова;

- радиоактивное загрязнение помещений и оборудования участка

производства, а также прилегающей к нему производственной территории;

- возможное число пострадавших, требующих медицинской помощи, не более 15-

20 человек.

* Тип аварии:

"'- аварии и события на ЯЭУ, соответствующие 3-му уровню и ниже шкалы

МАГАТЭ:

- аварии на отдельных технологических участках производства, промышленных

и исследовательских лабораторий, связанных с обращением и хранением

радиоактивных материалов;

- аварии с радиоактивными источниками, связанные с их разгерметизацией.

* Характер участия:

- участие ББР -регионального, базового центра:

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП и других организаций;

- ограниченное участие специализированного стационара, в основном для

уточнения диагноза и проведения детальных исследований.'

* Основные функции:

- оценка характера аварии и радиационной обстановки;

- проведение экспрессного дозиметрического обследования людей,

подвергшихся воздействию радиационного фактора;

- подготовка заключения о необходимости дальнейшего обследования и

лечения в условиях специализированного стационара;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий

по предупреждению дальнейшего возможного переоблучения персонала и

ликвидации последствий аварии.

*ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

*Основные критерии:

облучение ограниченного числа работников (менее 15 человек) в дозах 0,25-

0,5 Гр;

- радиоактивное загрязнение ограниченного числа помещений и оборудования

участка производства;

- выброс (сброс) в окружающую среду радионуклидов в количествах, несколько

превышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).

* Тип аварии:

те же типы аварий, что приняты для 3-го уровня вмешательства СЦЭМП.

* Характер участия:

- возможное участие ББР и регионального базового центра;

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП.

Основные функции:

'- проведение в ограниченном объеме (или выборочных) исследований по

оценке радиационной обстановки и условий облучения;

- осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки внутреннего

загрязнения и доз облучения;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий.

* ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- единичные случаи облучения персонала в дозах, превышающих ПДВ;

- загрязнение радиоактивными материалами участков производства;

- обнаружение радиоактивных источников или локальных участков

загрязнения территории.

Тип аварии:

нарушение правил эксплуатации установок или других устройств, связанных с

выходом ионизирующих излучений;

- нарушение правил эксплуатации и хранения открытых и закрытых

радиоактивных источников.

Характер участия:

- участие специалистов СЦЭМП или базового центра в расследовании по случаю

аварии или инцидента;

- проведение консультаций;

- подготовка экспертных заключений.

Основные функции:

- участие в организации и проведении расследования по случаю аварии или

инцидента;

- анализ и оценка собранной информации;

- подготовка заключения и рекомендаций.

В реальных условиях влияние радиации обычно сочетается с

воздействием токсических и иных нерадиационных факторов (ожог. травма,

отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота, фтора,

концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженным оказывают экстренную

довра-чебную и врачебную помощь. Затем осуществляют мероприятия

квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в острый период;

динамическое медицинское наблюдение в отдаленные сроки; общие и

специфические лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

рациональное трудоустройство на основе экспертного заключения.

Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при остром

отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах,

превышающих 1 Гр, а также при локальном облучении (конечностей) в дозе 10

Гр. Оказание экстренной доврачеб-ной помощи проводят силами предприятия

(учреждения, лаборатории), на котором возникла авария, с использованием

специализированных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а

врачебной помощи -силами ББР на здравпункте, в центральной районной или

городской больнице, обслуживающей данный контингент. Пострадавших не

позднее чем через 1 -Зч госпитализируют для медицинского обследования и

специализированного лечения в полном объеме.

Врачебную помощь при острых отравлениях радионуклидами осуществляют в

возможно короткие сроки с момента происшествия (минуты, часы). Она

включает проверку эффективности мер. принятых при оказании доврачебной

помощи, с корректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на

предыдущем этапе. Экстренную медицинскую помощь при внешнем облучении в

дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного

повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в

специализированном учреждении в зависимости от предполагаемой тяжести и

клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации

экстренной медицинской помощи при радиационных авариях.

О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И

СТРОИТЕЛЬСТВОМ РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Предупредительный санитарный надзор за проектированием и строительством

объектов представляет собой наиболее важный этап в системе санитарного

(санитарно-эпидемиологического) надзора. Особенностью предупредительного

санитарного надзора за состоянием радиологических объектов -

предназначенных для работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ),

транспортирования и хранения радиоактивных веществ (РВ), а также

захоронения радиоактивных отходов - является контроль за выполнением

требований по обеспечению радиационной безопасности всех категорий

облучаемых людей, а также по предупреждению радиоактивного загрязнения

окружающей среды. При его осуществлении, помимо документов по

предупредительному санитарному надзору общего характера, необходимо

руководствоваться специальными государственными (отраслевыми) руководящими

и нормативными документами, указаниями и рекомендациями Минздрава

и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, распространяющимися на

проектируемые и строящиеся радиологические объекты, соответствующими

приказами министра обороны РФ (СССР), а также нормативными и техническими

условиями по монтажу источников.

Во всех случаях при проведении предупредительного санитарного надзора за

проектированием и строительством радиологических объектов

основополагающими документами,, выполнение требований которых гарантирует

реализацию главных задач радиационной гигиены - предупреждение радиационных

поражений и заболеваний. связанных с облучением, максимальное снижение

вредного воздействия

ионизирующих излучений - являются Нормы радиационной безопасности НРБ-

76/87. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и

другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87, приказ министра

обороны СССР 1983 г. N285.

Объекты, на которых используются ИИИ, можно разделить на несколько групп

(не считая специфических объектов флота с ядерными энергетическими

установками): объекты химических войск, химической службы (стационарные и

подвижные ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных

веществ); объекты воинских частей, предприятий и строительных

организаций, использующих ИИИ в производственных целях (промышленная гамма-

и рен-тгенодефектоскопия, различного типа и предназначения радиоизотопные

приборы);

объекты лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические

кабинеты и отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной

диагностики, радоноле-чебницы).

Медицинская служба должна вести учет всех строящихся и реконструируемых в

военном округе (на флоте) радиологических объектов. В противном случае

пострадают не только планирование, но и вся последующая деятельность по

предупредительному санитарному надзору за этими объектами. Кроме того,

следует помнить, что такие объекты часто строятся (реконструируются,

ремонтируются) хозяйственным способом без предварительной разработки

проектов, а если они и есть, то в большинстве случаев не согласовываются со

специалистами медицинской службы, имеют значительные отклонения от

действующих норм, в том числе

регламентирующих вопросы защиты от ИИИ.

Очень важно поэтому в системе предупредительного санитарного надзора

предусмотреть участие представителей медицинской службы в работе

по выбору земельных участков под строительство. При этом большое значение

имеет взаимодействие медицинской службы со строительными управлениями и

проектными организациями, своевременное получение от них информации о

предстоящей работе. Такое взаимодействие за последние годы в большинстве

военных округов и флотов в целом налажено. Однако специалистам военных

округов, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в

результате аварии на ЧАЭС. при выборе земельных участков под строительство

объектов (в том числе и для работы с ИИИ) трудно квалифицированно оценить

радиационную обстановку.

Получить необходимую информацию для использования при организации работ

по радиационному обследованию участков предполагаемого строительства

помогут направленные в военные округа, подвергшиеся радиоактивному

загрязнению. Методические рекомендации по обследованию объектов

Министерства обороны СССР. размещенных на радиоактивно загрязненной

территории (N 566/8/4330 от 6.08.1991 г.).

Активное участие медицинской службы требуется в ходе приемки законченных

строительством (после реконструкции, капитального ремонта)

радиологических объектов. Следует отметить, что большинство из них,

построенных хозяйственным способом. принимают в эксплуатацию формально. без

привлечения в состав приемочных комиссий представителей санитарно-

эпидемиологических учреждений, осуществляющих санитарный надзор на данной

территории. Их. как правило, не включают в состав комиссии даже при вводе в

эксплуатацию рентгеновских кабинетов. Командование госпиталей вспоминает о

них лишь при оформлении санитарных паспортов.

Одной из задач предупредительного санитарного надзора за проектированием

рассматриваемых объектов являются выборочные проверки проектной

документации на соответствие их действующим санитарным правилам и нормам, в

том числе при использовании ИИИ. Чаще всего при этом главным специалистам

военных округов и флотов, специалистам санитарно-эпидемиологичес-ких

учреждений приходится иметь дело с проектной документацией объектов

химической службы и лечебно-профилактических учреждений. в которой

необходимо оценивать качество проектирования с точки зрения организации и

достаточности защиты от ионизирующих излучений. При рассмотрении таких

проектов следует учитывать некоторые особенности.

Так, например, для строительства стационарных ремонтно-

градуировочных мастерских и хранилищ РВ разработаны соответствующие типовые

проекты. Однако в последнее время в военных округах и на флотах эти объекты

строят хозяйственным способом, причем со значительными отклонениями от

типовых проектов. Поэтому при их рассмотрении нужно обращать внимание на

наличие обоснованных данных о защите рабочих мест и смежных помещений от

ионизирующих излучений, о расчете эффективности защитных ограждений и

устройств, о системе блокировки и сигнализации, о положении облучателя при

превышении заданного уровня радиации, о механизации операций с

высокоактивными источниками излучений, а также о системах вентиляции и

освещения.

Рентгенологические подразделения лечебно-профилактических учреждений

должны проектироваться с учетом требований Санитарных правил устройства и

эксплуатации медицинских рентгенологических отделений (кабинетов) в армии и

на флоте, утвержденных начальником ГВМУ МО РФ 29.09.1992 г.. а также СанПиН

МЗ СССР N 5179-90 "Санитарные правила устройства, оборудования и

эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" и СНиП

2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".

Работа с радиоактивными веществами в открытом виде осуществляется главным

образом в отделениях радиоизотопной диагностики окружных военных госпиталей

(главных госпиталей флотов), а также в некоторых военных санаториях,

использующих метод радонотерапии. Новые объекты подобного типа строятся

редко. Однако довольно часто осуществляются их реконструкция и капитальный

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.