реферат, рефераты скачать
 

Общая физическая подготовка


обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные,

преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы

доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути

достижения их.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.

е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей

мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить

доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного

эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и

сохранению здоровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они

раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то,

что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В

соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к

возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их

развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физического

воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью

целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема

доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной

методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются

оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе

ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно

из решающих методических условий доступности в процессе физического

воспитания—это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается

использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений,

их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять

изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило

ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного

занятия.

Столь же важное условие—постепенность в переходе от одних заданий,

более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности

организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в

процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм

движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и

волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и

годичных периодов времени и другими путями.

При оценке трудности физических упражнений следует различать их

координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и

другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных

гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от

легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к

другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном

отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.

Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование

специальных средств и методов, направленных на формирование

непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению

очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего

развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной

преемственности между разделами программного материала. Особое значение при

этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения.

Индивидуализация общего направления и частных путей физического

воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое

построение всего процесса физического воспитания и такое использование его

частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется

индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего

развития их способностей.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально

отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение

движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в

динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это

обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на

основе органического сочетания двух направлений — общеподготовительного и

специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению

обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений,

навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного

уровня разностороннего развития физических качеств.

Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в

избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий

определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности.

Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же

время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и

путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм

занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с

индивидуальными особенностями занимающихся.

Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у

них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей

нервной деятельности, поддаются направленному изменению.

4. Принцип систематичности

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся

регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также

последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их

содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование

нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем

эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна

характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она

увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс,

охватывающий все основные периоды жизни.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во

время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они

претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования

создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания

непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой

чередования нагрузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из

того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые

приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно,

эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться»

определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В

итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумулятивный эффект

системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки

функционального и структурного характера, которые составляют основу

физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных

навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по

содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки.

Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не

одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же

функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не

удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе

физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время

несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и

целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом

случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой

связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента

процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха

зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности

занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других

условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями

уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко

выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения,

но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и

последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других

циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить

двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы

обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-

функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических

качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость—только одна из черт рационального построения процесса

физического воспитания. Столь же существенное значение имеет

противоположная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений

и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их

применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их

содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим

образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе

физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей

занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на

данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д.

Доступность, таким образом, обусловливает последовательность.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания

руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к

сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь

некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому

нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь

идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к

закономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к

специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет

элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой

дальнейшего совершенствования.

Последовательность материала на каждом данном этапе физического

воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего — от

объективно существующих связей между намеченными видами двигательной

деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом

конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая

соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное

значение при этом имеет использование закономерностей так называемого

«переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть

как положительным, так и отрицательным.

Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально

использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности

исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако,

не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект

«отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется,

в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы

всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и

такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия.

По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств

появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и

добиваться общего прогресса.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего

действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный

фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени

отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а

также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка

сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается

упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным

переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий

и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего

последействия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон,

который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении

скоростных упражнений.

Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных

условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей

направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от

величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю

совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее

целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто

подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы

занятий в целом.

5. Принцип постепенного повышения требований

(динамичности)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к

занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в

постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном

нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту

нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в

развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная

черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и

длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной

деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для

выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести

достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо

вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере

обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и

навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной

деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе

физического воспитания должны возрастать все компоненты физической

нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких

физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под

воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности

нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если

нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем

больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные

перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и

«сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не

остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке

биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит

«экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в

результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь

справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций.

В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать

«избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором

положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение

его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять

нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из

коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия

повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались

в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и

систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к

положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки

посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей

организма. Непременными условиями являются также последовательность,

регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и

адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.

Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по

мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не

одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти

адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий,

уровень тренированности. При этом для различных функциональных и

структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом

возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-

восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы

зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического

воспитания.

6. Взаимосвязь методических принципов

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания,

нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до

частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают

отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по

существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте

отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку

реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и

активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного

материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь

предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С

другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может

считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной

цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов

наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же

тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа

доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной

последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы

доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и

прогрессирования.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.