реферат, рефераты скачать
 

Профессиональные болезни


заболеваниях:

а) пневмосклерозе

б) туберкулезе легких

в) силикозе

г) метастазах злокачественных опухолей

7. Наиболее часто развивается пылевой бронхит при вдыхании следующей

производственной пыли:

а) диоксид кремния

б) хлопок, шерсть

в) железо

г) торф д)

каменный уголь е)

асбест ж)

алюминий з)

свинец

8. Потенциальным фактором, обуславливающим развитие профессиональной

бронхиальной астмы, является:

а) диоксид кремния в)

каменный уголь в)

канифоль г)

хлопковая пыль д) урсол

е) асбест

9. Поражение печени вызывает вещество, которое относится к яду:

а) дихлорэтан б)

сероводород в)

фтористый водород г)

анимен

10. Наиболее опасный путь в организм металлической ртути:

а) через кожу б)

через пищеварительный тракт в)

респираторный в виде паров

Вариант № 3.

1. Округлые тени на рентгенограмме могут появляться при следующих

заболеваниях, кроме:

а) пневмосклероз

б) туберкулез легких

в) силикоз

г) метастазах злокачественных опухолей

2. При хронической интоксикации бензолом наблюдается анемия:

а) железодефицитная б)

гемолитическая в)

апластическая г)

В12-дефицитная

3. Случаи острых профессиональных интоксикаций должен расследовать:

а) администрация предприятия б)

цеховой врач в)

начальник цеха г)

врач СЭС д)

инспектор по технике безопасности

4. Наиболее частой жалобой больных неосложненным силикозом является:

а) кашель сухой

б) кашель с мокротой

в) одышка

г) боли в грудной клетке д)

затрудненное дыхание

5. Для лечения в период ремиссии пневмокониозов применяют:

а) бронхолитики

б) отхаркивающие в)

сульфаниламиды г)

антибиотики д)

щелочные ингаляции е)

масляные ингаляции

6. Наиболее чувствительны к воздействию ионизирующего излучения:

а) лимфоидная ткань б)

эпителий кожи в)

костный мозг г)

нервная ткань д)

хрусталик е)

соединительная ткань

7. Силикоз следует дифференцировать с:

а) хроническим бронхитом б)

саркоидозом в)

пневмонией г)

инфарктом легких д)

туберкулезом легких

8. Сроки расследования хронических профессиональных заболеваний:

а) 1 сутки

б) 3 суток

в) 1 неделя

г) 1 месяц

9. Наиболее часто развивается пылевой бронхит при вдыхании следующей

производственной пыли:

а) диоксид кремния

б) хлопок, шерсть

в) железо

г) каменный уголь д)

асбест ж)

алюминий

10. Для установления профессионального заболевания санитарно-гигиеническую

характеристику составляет:

а) администрация предприятия б)

инспектор по технике безопасности в)

врач СЭС г)

цеховой врач

ЧАСТЬ I РОЛЕВАЯ ИГРА

Работа на здравпункте при МСЧ химзавода.

Профессиональные болезни.

ИГРОВЫЕ ЦЕЛИ:

. отработать алгоритм клинического обследования;

. акцентировать внимание на условия труда, сведения о профмаршруте;

. уметь диагностировать данные профессиональные болезни;

. назначить необходимые инструментальные методы исследования;

. уметь оценить санитарно-гигиеническую характеристику рабочего места;

. определить тактику ведения больного с момента установления

профессионального заболевания;

. наметить санитарно-гигиенические мероприятия по предупреждению

профессионального заболевания.

Отработка манипуляций.

1. Опрос пациента (жалобы, анамнестические данные).

2. Осмотр по системам.

3. Допускаются поражения со стороны других органов.

4. Алгоритм обследования (об. ан. мокроты).

5. Интерпретация санитарно-гигиенической характеристики рабочего места.

6. Обоснование предварительного диагноза.

7. Назначение лечения по показаниям. Неотложная помощь.

8. Заполнение извещения в СЭС.

9. Написать направление на госпитализацию по показаниям.

10. Оказать неотложную помощь по показаниям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

1. Во время игры исполнители роли «создают» проблемную ситуацию,

неизвестную другим участникам.

2. Участники игры по своему усмотрению могут исполнять отрицательную роль,

но в конце игры самому указать на недостатки «своей» роли.

3. Допускаются неотложные и конфликтные ситуации, в которых исполнители

роли должны ориентироваться самостоятельно.

4. Преподаватели выполняют руководящую роль консультанта.

Описание игры.

Каждый участник игры имеет свою роль и свою маркировку, которая крепится

на одежде, халате, спецовке в виде нагрудного знака, что позволяет всем

ориентироваться во время игры. Игра разделена на ситуации и фрагменты.

Практические манипуляции демонстрируются на участниках, муляжах.

График проведения ролевой игры

|Группа № 1 |Группа № 2 |

|1. Организационный момент – 1-2 мин. |1. Организационный момент – 1-2 мин. |

|2. Объяснение правил игры – 3-5 мин. |2. Объяснение правил игры – 3-5 мин. |

|3. Распределение роли – 3 мин. |3. Распределение роли – 3 мин. |

|4. Осмысление задачи – 10 мин. |4. Осмысление задачи – 10 мин. |

|Игра – 25 мин. |Игра – 25 мин. |

В игре предусмотрены следующие роли:

|№ |Ситуация № 1 |Ситуация № 2 |

| |Больной «консерватор» |Больной «консерватор» |

| |Зав фельдшерским пун. – «лидер» |Фельдшер - «лидер» |

| |Фельдшер |Цеховой врач |

| |Цеховой врач, врач стационара |Помощник сан. врача - «провокатор» |

| |Помощник сан. врача - «провокатор» |фармацевт |

| |Процедурная м/с, приемного покоя, |Начальник цеха – «эксперт» |

| |секретарь начальника цеха. | |

| |Инженер по технике безопасности | |

| |Начальник цеха – «эксперт» | |

| |Расчет времени |

| | |Ситуация № 1 |Ситуация № 2 |

|1. |Организационный момент |1-2 мин |1-2 мин |

|2. |Объяснение правил игры |3-5 мин. |3-5 мин. |

|3. |Распределение роли |3 мин. |3 мин. |

|4. |Осмысление задачи |5 мин. |5 мин. |

|5. |Игра |25 мин. |25 мин. |

|6. |Итого |40 мин. |40 мин. |

ИНСТРУКТАЖ (КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ ИГРОКОВ)

Инструктаж цеховому врачу.

1. Провести клиническое обследование пациента (соберите жалобы,

профессиональный анамнез, проведите осмотр по системам).

2. Назначьте необходимое обследование.

3. Получите справку о состоянии санитарно-гигиенических условий труда

(банк данных).

4. Поставьте предварительный диагноз.

5. Составьте план ведения больного.

Инструктаж фельдшеру.

1. Получите справку о состоянии санитарно-гигиенических условий труда

(банк данных).

2. Уточните: имеются ли у рабочего индивидуальные средства защиты.

3. Получите заключение о состоянии здоровья, периодических осмотров.

4. Знать приказ № 555.

Инструктаж «м/с процедурного кабинета» (домашнее задание).

1. Подготовить наглядные пособия по документации на здравпункте.

2. Знать предстерилизационную обработку шприцев.

3. Правила хранения лекарственных препаратов А. и Б.

4. Правила хранения наркотических средств.

5. Подготовить аптечку «неотложной помощи» при попадании токсических

веществ в верхние дыхательные пути.

6. Знать неотложную помощь при ожогах серной кислотой.

Инструктаж «больному».

1. Придумать легенду заболевания, острого токсического бронхита, острого

токсического гепатита, вызванных интоксикацией высшими жирными

кислотами и серной кислотой.

2. Составить проф. маршрут по своей специальности.

3. Подумать о наличии у себя спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4. По ходу осмотра медработником «ухудшить свое состояние».

Инструктаж помощнику сан. врача.

1. Принять экстренное извещение и зарегистрировать в журнале ЦГСЭН.

2. Составить акт санитарного обследования предприятия.

3. Составляет контингент рабочих для прохождения медосмотра.

Инструктаж начальнику цеха.

1. Подготовить наглядные пособия: а)списки работников, работающих во

вредных условиях, б) обеспечивает своевременное прохождение

медосмотров в) не допускает к работе лиц, не прошедших медосмотр г)

выполняет предложения ЦГСЭН по профилактике профзаболеваний.

2. Знать особенности своего производства.

3. Подготовить санитарно-гигиенический паспорт участка.

4. Проконсультироваться с медперсоналом о состоянии здоровья своего

рабочего.

Инструктаж инженеру по технике безопасности.

1. Выяснить все обстоятельства случившегося.

2. Если больной без сознания, получить нужную информацию от

сопровождающего лица.

3. Установить, в чем заключались в этот день трудовые обязанности

обследуемого (обычные или имеют какие-либо особенности).

4. Уточнить, что известно об аварийной ситуации (напр. разрыв

коммуникации, несущей токсические вещества, взрыв баллона с

токсическими веществами).

5. Выяснить количество пострадавших.

6. Получить сведения, насколько быстро ликвидирована авария, насколько

эффективно работала вентиляция, применялись ли индивидуальные

средства защиты.

7. Уточнить, не нарушались ли правила техники безопасности самим

пострадавшим (напр. подсасывание бензина ртом через шланг).

СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 1

Мед. персонал на здравпункте химзавода работает круглосуточно. Утро

рабочего дня на здравпункте начинается с приема ночного дежурства у

фельдшера (отчет по приему амбулаторных больных, сдачи наркотических

средств, состояние дезрежима на з/п и т. д.).

Тихо играет музыка и санитар, учащийся ВМУ заканчивает уборку, спешит на

занятия, но заведующий з/п перед уходом задает санитару вопрос о обработке

инвентаря дезсредствами. Санитар быстро отвечает на вопрос и спешит

удалиться.

Утро рабочего дня у начальника цеха начинается со знакомства со

сведениями о заболеваемости работников цеха, результатов медицинского

осмотра по приказу № 555 МЗ РФ от 29.09.89 г. Вдруг в цехе происходит

«авария» о чем ставят в известность начальника цеха, который срочно звонит

на здравпункт и приглашает медицинского работника оказать неотложную

помощь. Т. к. цеховой врач работает во вторую смену, помощь оказывает

фельдшер с медсестрой и госпитализируют пострадавшего в отделение, при этом

заполняет экстренное извещение, направление с стационар и позже сообщает об

«аварии» цеховому врачу. Начальник цеха вызывает инженера по технике

безопасности, который вызывает работника ЦГСЭН. Цеховой врач, узнав об

«аварии» срочно звонит в стационар и узнает о диагнозе, который держит в

секрете. Затем звонит начальнику цеха и договаривается о встрече с

приглашением специалистов, расследовавших случай «аварии» в цехе.

дальнейшем начинается дискуссия за круглым столом.

С самого начала группа № 2 следит за ходом игры группы № 1, при этом

каждый игрок, выполняющий свою роль, внимательно следит и оценивает работу

своего коллеги по критериям (см. инструкцию).

Преподаватель гигиены по ходу игры консультирует «помощников санитарного

врача» группы № 1 и группы № 2, преподаватель терапии также консультирует,

соблюдая очередность своего коллеги.

Фрагмент № 1.

«Прием и сдача ночного дежурства»

Фрагмент № 2.

«Авария в цехе»

Начало рабочего дня у начальника цеха, знакомство с результатом

медицинского осмотра по приказу № 555, который приносит секретарь, через

некоторое время в цехе авария.

Фрагмент № 3.

«Фельдшер в цехе»

1. Звонок на здравпункт из цеха, срочно оказать неотложную помощь.

2. Опрос, осмотр, неотложная помощь пострадавшему, госпитализация по

показаниям.

3. Участие начальника цеха в оказании помощи пострадавшему.

Фрагмент № 4.

«Приемный покой»

1. М/с приемного покоя оформляет историю болезни.

2. Осмотр врачом пострадавшего.

3. Назначение и обследования и лечения.

Фрагмент № 5.

Выход в цех помощника санитарного врача. Оформление акта.

СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 2.

Здравпункт при ВКДП (Волгодонский комбинат древесных плит)

Здравпункт работает круглосуточно. Утром на здравпункт приходит помощник

сан. врача и берет смывы с предметов, проверяет документацию, спрашивает

медсестру процед. кабинета, например о предстерилизационной обработке,

делает замечание и уходит.

На прием приходит больной с жалобами, которого осматривает фельдшер, т.

к. врач работает во II смену. Фельдшер осматривает б-го, оказывает ему

необходимую помощь, выписывает лек-ва и направляет на следующий день к

врачу, выписывает сигнальный лист.

На следующий день врач осматривает б-го, предварительно определив

профессиональное заболевание, затем приходит на прием к цеховому врачу,

договаривается о встрече с начальником цеха помощника сан. врача осмотреть

рабочего места. А в это время б-й идет в аптеку, покупает лекарства, затем

на обследование.

В дальнейшем специалисты составляют акт. На этом игровые фрагменты

заканчиваются. Начитается обсуждение.

Фрагмент № 1. «Помощник сан. врача на здравпункте».

Здравпункт работает круглосуточно. Утром приходит помощник санитарного

врача и берет смывы с предметов, проверяет документацию на участке,

спрашивает процедурную м/с о предстерилизационной обработке и уходит.

Фрагмент № 2. Прием больного на здравпункте.

Фельдшер проводит расспрос, осмотр по системам, назначает обследование и

направляет к цеховому врачу на следующий день, записывая сигнальный лист на

б/л, рецепты.

Фрагмент № 3. Прием больного цеховым врачом.

Дополняет обследования и договаривается с начальником цеха о встрече с

ним.

Фрагмент № 4. Выход в цех.

Встреча в цеху начальника цеха и помощника санитарного врача, который

проводит исследование санитарно-гигиенической характеристики рабочего

места.

Помощник санитарного врача составляет акт.

Фрагмент № 5. Оформление акта ВИБ.

В цехе встреча всех специалистов, которые составляют акт врачебно-

инженерной бригады. На этом фрагменты исчерпаны. Начинается дискуссия.

СХЕМА РОЛЕВОЙ ИГРЫ

|Ситуация № 1 | |Ситуация № 2 |

| | | |

|Проф. заб-е на хим. | |Профессиональное заб-е на |

|заводе | |КПД |

|бр. № 1 | |бр. № 2 |

|«Прием и сдача ночного |Фрагмент № 1 |«СЭС на здравпункте» |

|дежурства» | | |

|«Авария в цехе» |Фрагмент № 2 |«Прием б-го фельдшером» |

|«Приемный покой» |Фрагмент № 3 |«Прием б-го цеховым |

| | |врачом» |

|«Цеховой врач на |Фрагмент № 4 |«Выход в цех» |

|здравпункте» | | |

|«Оформление акта» |Фрагмент № 5 |«акт ВИБ» |

| | | |

|Дискуссия | |Дискуссия |

| | | |

|DS: О. токсический | |DS: Хронически пылевой |

|бронхит, хр. токсический | |бронхит |

|гепатит, обусловленный | | |

|интоксикациями СЖК и | | |

|серной к-той | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| |Больной | |

| |Фельдшер | |

| |Врач | |

| |Медсестра | |

| |Начальник цеха | |

| |Помощник сан. врача | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

|Преподаватель по терапии | |Преподаватель по гигиене |

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП

|№ |Навыки |№ |Кол-во студентов |Кол|Ито|

| | |гру| |-во|гов|

| | |ппы| |бал|ая |

| | | | |лов|оце|

| | | | | |нка|

| | | |бол|фел|цех|м/с|ПСВ|фар|лаб|вр.|адм| | |

| | | |ьно|ьдш|. | | | | |реа| | | |

| | | |й |ер |вра| | | | |н | | | |

| | | | | |ч | | | | | | | | |

| | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

|1 |Поведение: | | | | | | | | | | | | |

| |эмоциональность |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |убедительность |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|2 |Интеллектуальные: | | | | | | | | | | | | |

| |культура речи |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |корректность |А | | | | | | | | | | | |

| |поведения | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |чувство юмора |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |разговор по |А | | | | | | | | | | | |

| |телефону | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|3 |Профессиональные: | | | | | | | | | | | | |

|а) |правильно провести| | | | | | | | | | | | |

| |опрос, осмотр, | | | | | | | | | | | | |

| |пальпацию, | | | | | | | | | | | | |

| |перкуссию, | | | | | | | | | | | | |

| |аускультацию по | | | | | | | | | | | | |

| |системам | | | | | | | | | | | | |

|б) |манипуляции: | | | | | | | | | | | | |

| |в/в |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |в/м/ |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |в/кап |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |допускается | | | | | | | | | | | | |

| |провести непрямой | | | | | | | | | | | | |

| |массаж сердца | | | | | | | | | | | | |

|4 |Правильность |А | | | | | | | | | | | |

| |постановки | | | | | | | | | | | | |

| |диагноза | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|5 |Тактика ведения |А | | | | | | | | | | | |

| |больного | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|6 |Умение назначить |А | | | | | | | | | | | |

| |план обследования | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|7 |План лечения |А | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|8 |Интерпретировать |А | | | | | | | | | | | |

| |лабораторные | | | | | | | | | | | | |

| |показатели и | | | | | | | | | | | | |

| |результаты-заключе| | | | | | | | | | | | |

| |ния | | | | | | | | | | | | |

| |инструментальных | | | | | | | | | | | | |

| |методов | | | | | | | | | | | | |

| |исследования | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|9 |Заполнить |А | | | | | | | | | | | |

| |извещение | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|10 |Провести |А | | | | | | | | | | | |

| |сангигиеническую | | | | | | | | | | | | |

| |оценку | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|11 |Сравнить |А | | | | | | | | | | | |

| |фактические данные| | | | | | | | | | | | |

| |с гигиеническими | | | | | | | | | | | | |

| |нормативами | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

|12 |Рекомендовать |А | | | | | | | | | | | |

| |мероприятия по | | | | | | | | | | | | |

| |предупреждению и | | | | | | | | | | | | |

| |профилактике | | | | | | | | | | | | |

| |заболеваний: | | | | | | | | | | | | |

| |санитарно-техничес| | | | | | | | | | | | |

| |кие, | | | | | | | | | | | | |

| |технологические, | | | | | | | | | | | | |

| |медико-профилактич| | | | | | | | | | | | |

| |еские, | | | | | | | | | | | | |

| |организационные | | | | | | | | | | | | |

| | |Б | | | | | | | | | | | |

| |Итого | | | | | | | | | | | | |

Подведение итогов в группе.

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 1 оценивает группу № 2.

К – «консерватор» «больной»

Л – «лидер» «фельдшер»

Э – «эксперт» «нач-к цеха»

П – «провокатор» «помощник сан. врача»

ОЦЕНКА «ЭКСПЕРТАМИ».

|Показатели |Кол- во баллов |

|1. Свободное пользование приказом № |1 |

|555 | |

|2. Информативность заболеваемости по |2 |

|цеху, качеству медосмотра по приказу | |

|555. | |

|3. Информативность о |1 |

|санитарно-гигиенической характеристике| |

|цеха | |

|4. Наличие у рабочего средств |1 |

|индивидуальной зашиты. | |

|5. Эмоциональность, убедительность |3 |

|ответов | |

|6. Ответы на вопросы (максимум три |3 |

|вопроса | |

|7. Время по регламенту (5 мин. |5 |

|Всего |16 |

Критерии оценок.

1. Каждый участник оценивается по 5 бальной системе.

2. Игровая роль на «отлично» - 15 баллов

«хорошо – 14-13 баллов

«удовлет.» – 12-10 баллов

«неудовл.» – 9 баллов

3. Соперники в лице «консерватора» – больного, «лидера» – мед. работник

и «провокатор» помощник сан. врача задают вопросы.

4. Начальники цехов, «эксперты».

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ:

|«терапии» |«гигиены» |

|1. Уметь диагностировать проф. |3. Интерпретировать |

|забол-я, обусловленные воздействием |санитарно-гигиеническую характеристику|

|веществ раздражающего действия |рабочего места |

|Назначить необходимое инструментальное|4. Наметить мероприятия |

|исследование. |санитарно-гигиеническии мероприятия. |

| |Оформить акт. |

Итоги (заключение):

Что удалось?

Что не удалось?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

«Терапии» по очереди «Гигиены»

1. Оценка каждому участнику ролевой игры.

2. Умение выработать единственно правильное решение.

3. Появление «большого количества новых идей»

4. Вырабатывается ли дружеский, коллегиальный стиль?

5. Используется ли потенциал творческих возможностей каждого студента.

ЧАСТЬ II. ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

|№ вопроса |Варианты |

| |1 |2 |3 |

| |г |г |а |

| |а |в |в |

| |в |абгд |г |

| |бвз |абвд |авг |

| |в |бд |д |

| |бг |бвг |абв |

| |д |бг |бд |

| |ж |бг |в |

| |абв |аг |бде |

| |в |в |в |

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональные болезни.

Е.М. Тареев, А.А. Безродных, «Медицина» 1976.

2. Руководство к практическим занятиям по профессиональным болезням.

«Медицина» 1991. А.А. Шаталов, В.Г. Артамонова.

3. Т.А. Кондратенко «Санитарно-эпидемиологический надзор: новый этап

развития». Ростов-на-Дону, АО «Книга», 1996.

4. «Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога» под

редакцией Д.П. Никитина, А.И. Занченко , «Медицина», 1990.

5. Никифорова А.И. Сборник материалов по методам активного обучения

учащихся (методдоклад), г. Волгодонск, 1998.

-----------------------

Терапия. Интоксикация веществами раздражающего действия. Пылевые бронхиты.

Госпрактика

Работа на здравпункте

Работа на ФАП

Работа в ЦГСЭН

Дискуссия

Заклчючение

Дискуссия

Оценка деятельности групп

Эксперты-начальники цехов

Эксперты-начальники цехов

Итоги

Экстренное извещение

Акт ВИБ, извещение СЭС

I э

II э

III э

IV э

V э

нц

ф2

э

л

п

гр2

к

Преподаватель «Гигиены»

б2

п с/в

нц

ф2

э

л

п

гр1

к

Преподаватель «Терапии»

б2

п с/в

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.