реферат, рефераты скачать
 

Ранняя диагностика детских церебральных параличей


| | | |ребенка. Здоровый ребенок в 4-5|

| | | |месяцев сгибает голову, |

| | | |разгибает руки и ставит кисти |

| | | |на опору. При выраженном |

| | | |флексорном тонусе появляется |

| | | |сопротивление этому движению, |

| | | |руки согнуты под грудной |

| | | |клеткой, опора отсутствует. |

| | | |Проба на защитную экстензию |

| | | |рук. Ребенка поднимают |

| | | |удерживая горизонтально лицом |

| | | |вниз, затем приближают к столу.|

| | | |В норме ребенок в 4-6 месяцев |

| | | |вытягивает руки, пытаясь |

| | | |достичь опоры. При усилении |

| | | |рефлексорного тонуса эта |

| | | |реакция отсутствует. |

| | | |При выраженной мышечной |

| | | |гипотонии отмечается плохой |

| | | |контроль головы, разгибательной|

| | | |положение конечностей, руки |

| | | |отведены назад или |

| | | |располагаются параллельно |

| | | |грудной клетке. |

|Поза и |Горизонтал|При горизонтальном |При горизонтальном удерживании |

|мышечный|ьное и |удерживании ребенок |ребенок сохраняет |

|тонус |вертикальн|разгибает голову и |патологическую флексорную позу,|

| |ое |верхнюю часть |ноги могут быть разогнуты. При |

| |подвешиван|туловища, периодически|мышечной гипотонии голова и |

| |ие |ноги. В вертикальном |ноги свисают — поза «вялого |

| | |положении |ребенка». В вертикальном |

| | |совершенствуется |положении ребенок с ДЦП плохо |

| | |контроль головы. Опора|удерживает голову, с трудом |

| | |на стопы к 6 месяцам |поворачивает ее в сторону. Дети|

| | |становится |с мышечной гипотонией не |

| | |удовлетворительной. |сохраняют позу в вертикальном |

| | | |положении. Опора на стопы |

| | | |плохая. |

|Тонические шейные и|С 4 месяцев |При формирующемся спастическом |

|лабиринтный |заторможены. Только во|ДЦП они выражены отчетливо, что|

|рефлексы |сне поза может быть |затрудняет формирование |

| |асимметричной. |возрастных двигательных |

| | |навыков. |

|Безусловные |Уже не вызываются, |При развитии ДЦП в возрасте 4-6|

|рефлексы |кроме рефлекса Моро |месяцев сохраняются врожденные |

| |(может сохраняться до |автоматизмы. |

| |6 месяцев) | |

|Реакции выпрямления|В возрасте 4-5 месяцев|При ДЦП дети не любят лежать на|

|и равновесия |в положении на животе |животе, не могут повернуться со|

| |ребенок устойчиво |спины на бок, в положении на |

| |удерживает голову по |спине не пытаются согнуть |

| |средней линии, |голову и подтянуться. При |

| |опирается на |гемепарезе на бок всегда |

| |предплечья, согнутые |поворачиваются через пораженную|

| |под прямым углом, |сторону, к игрушке тянутся |

| |открывает кисть. Ноги |здоровой рукой. |

| |принимают | |

| |разгибательное | |

| |положение. В 4 месяца | |

| |ребенок пытается | |

| |повернуться на бок из | |

| |положения на спине. | |

| |При этом он сгибает | |

| |голову, поворачивает | |

| |ее в сторону, за | |

| |головой следует | |

| |туловище. | |

|Голосовые реакции |В конце 3 периода |Бедные, не полноценные без |

| |произносит различные |интонационной выразительности. |

| |звукосочетания «баа», | |

| |«маа», «таа», «лаа». | |

| |Это истинное гуление. | |

|Эмоциональные и |Появляется интерес к |Интерес к игрушкам и окружающим|

|психические реакции|игрушкам, |предметам снижен, недостаточно |

| |совершенствуется |общение с взрослыми. В новой |

| |общение с взрослыми. |обстановке ребенок начинает |

| |Прежде чем вступить в |кричать, беспокоится. |

| |контакт, ребенок |Прослеживание за предметом |

| |внимательно |фрагментарное. Дети |

| |всматривается в лицо |предпочитают свои руки, а не |

| |взрослого. Появляются |игрушки. |

| |новые эмоциональные | |

| |реакции. | |

Таблица 4

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Четвертый период (6-9 месяцев)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Ребенок может |Ребенок не может |

|мышечный | |произвольно менять позу:|самостоятельно изменить |

|тонус | |поворачиваться со спины |позу. Отмечается отчетливое|

| | |на бок и на живот, |сопротивление пассивным |

| | |самостоятельно садиться |движениям. При гемипарезах |

| | |через поворот. |пораженная рука более |

| | |Сопротивление пассивному|согнута и приведена к |

| | |движению умеренное. |туловищу, отмечается |

| | | |тенденция к разгибательному|

| | | |положению ноги. Дети с |

| | | |мышечной гипотонией |

| | | |предпочитают лежать на |

| | | |спине. Снижено |

| | | |сопротивление пассивным |

| | | |движениям. При |

| | | |эмоциональных реакциях, |

| | | |попытке к движению |

| | | |появляются дистонические |

| | | |атаки. |

| |Тракция за |Голова, туловище, ноги |Голова запрокидывается. При|

| |руки |активно подтягиваются к |гемипарезе ощущается |

| | |рукам. К концу периода |сопротивление разгибанию |

| | |при тракции ребенок |паретичной руки |

| | |может встать на ноги. | |

| |На животе |Выражен поясничный |Выявляется значительное |

| | |лардос Из положения лежа|повышение мышечного тонуса.|

| | |на животе, |Не формируется |

| | |поворачивается на спину,|разгибательная поза. |

| | |встает на четвереньки, |Ребенок не любит лежать на |

| | |пытается передвигаться |животе, т.к. не может |

| | |(7-8 месяцев). |произвольно изменить позу. |

|Поза и |Горизонталь|Наряду с верхним |Рефлекс Ландау отсутствует |

|мышечный |ное и |появляется верхний |или выражен только верхний.|

|тонус |вертикально|рефлекс Ландау (образует|Оптическая реакция опоры |

| |е |дугу, открытую к верху).|рук отсутствует или |

| |подвешивани|В вертикальном положении|асимметрична. В |

| |е |контроль головы и |вертикальном положении |

| | |опорная реакция ног |нарушение контроля головы. |

| | |выражена хорошо. |В состоянии вертикального |

| | | |подвешивания при |

| | | |гипертонусе ноги напряжены,|

| | | |разогнуты, приведены, |

| | | |перекрещены. При гемипарезе|

| | | |пораженная нога больше |

| | | |разогнута, опора на носки. |

| | | |При мышечной гипотонии |

| | | |опорная реакция ног |

| | | |нарушена. При формировании |

| | | |атактической формы ДЦП |

| | | |ребенок опирается на широко|

| | | |расставленные ноги, |

| | | |прогибает их в коленных |

| | | |суставах и быстро теряет |

| | | |опору. |

|Тонические шейные и |Полностью заторможены, |Наблюдаются при наличии |

|лабиринтный рефлексы |иногда можно отметить их|мышечной гипертонии |

| |фрагменты. | |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены |

|Реакции выпрямления и|Ребенок поворачивается, |Задержано развитие |

|равновесия |сидит, встает на колени,|произвольных движений на |

| |ползает, разнообразятся |животе ребенок не |

| |движения рук и ног. |удерживает массу тела на |

| |Начинается формироваться|животе на вытянутых руках, |

| |реакции равновесия. К |не может опереться на одну |

| |8-9 месяцам появляются |руку. Посаженный не |

| |попытки принять |сохраняет позу. При |

| |вертикальную позу и |выраженной гипотонии |

| |передвигаться. |складывается, располагая |

| |Совершенствуется функция|туловище между ногами. Не |

| |рук: быстрое хватание в |садится, не передвигается, |

| |различных направлениях, |не встает (не делает |

| |перекладывание предметов|попыток). Не захватывает |

| |из одной руки в другую |игрушку. |

|Голосовые реакции |Появляется лепет. |Лепет отсутствует или |

| |Подражание взрослому и |малоактивный. |

| |самому себе. | |

|Эмоциональные и |Постоянное |Ориентировочная реакция на |

|психические реакции |сосредоточение на |новое лицо недостаточна. |

| |каком-либо виде |Отсутствует стремление к |

| |деятельности. В 8-9 |подражанию, готовность к |

| |–месяцев начинает |игре с взрослыми. В тяжелых|

| |общаться с взрослым с |случаях дети пассивны, не |

| |помощью жестов, |интересуются окружающим. |

| |стремится к подражанию | |

| |(играет «в ладушки», | |

| |нюхает цветок). | |

Таблица 5

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Пятый период (9 -12 месяцев)

|Неврологические |Нормальное |Патологические признаки |

|симптомы |развитие | |

|Поза и |На спине |В период |При двусторонней гемиплегии |

|мышечный | |бодрствования |выражен гипертонус, поза |

|тонус | |находится на |разгибательная с приведением |

| | |спине |конечностей. Снижена двигательная |

| | |незначительное |активность. При гиперкинетической |

| | |время. Мышечный |форме ДЦП дети предпочитают |

| | |тонус нормальный,|разгибательную позу на спине, |

| | |не препятствует |характерна мышечная дистония. При |

| | |активным |тяжелой гипотинической форме дети |

| | |движениям. |также сохраняют разгибательную |

| | | |позу на спине. В легких случаях с |

| | | |пастической диплегии дети могут |

| | | |изменить позу. |

| |Тракция за |Ребенок быстро |Различные степени запрокидывания |

| |руки |садится или |головы и нарушение функции |

| | |встает на ногу. |подтягивания туловища за руками. |

| | |Голова на одной | |

| | |линии с верхней | |

| | |части туловища. | |

| |На животе |Положение на |Развиваются лабиринтный |

| | |животе использует|установочный рефлекс на голову, |

| | |как промежуточный|опора на руки. Эти реакции |

| | |этап для перехода|нормализуют мышечный тонус и |

| | |из одной позы в |уменьшают выраженность |

| | |другую. |патологической позы. При |

| | | |гиперкинетической форме ДЦП детым |

| | | |трудно сохранять позу на животе, |

| | | |т.к. они не опираются на руки, а |

| | | |отводят их назад. При атактической|

| | | |форме дети опираются на руки, но |

| | | |встать на четвереньки не могут |

| | | |из-за нарушения равновесия. При |

| | | |выраженной гипотонии сохраняется |

| | | |разгибательная поза. |

|Поза и |Горизонталь|Рефлекс Ландау |Рефлекс Ландау отсутствует или |

|мышечный |ное и |кратковременный. |выражен частично, быстро угасает. |

|тонус |вертикально|Из этого |В вертикальном положении контроль |

| |е |положения ребенок|головы при легкой диплегии и |

| |подвешивани|пытается сесть |гемиплегии хороший — при других |

| |е |или встать на |формах от удовлетворительного до |

| | |ноги. |полного отсутствия. |

| | |Поставленный на |В состоянии вертикального |

| | |опору стоит |подвешивания при гипертонусе ноги |

| | |самостоятельно |напряжены, разогнуты, приведены, |

| | |или с поддержкой.|перекрещены. При гемипарезе |

| | |Контроль головы |пораженная нога больше разогнута, |

| | |хороший. |опора на носки. При мышечной |

| | | |гипотонии опорная реакция ног |

| | | |нарушена. |

|Тонические шейные и |Не вызываются |Характерны для тяжелых |

|лабиринтный рефлексы | |спастических форм ДЦП. При |

| | |дистонических и гипотонических |

| | |формах возникают периодически. |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены. Их наличие — один из |

| | |признаков ДЦП. |

|Реакции выпрямления и|На 9-10 месяце |При выраженном поражении рук |

|равновесия |закрепляются |ребенок предпочитает позу на |

| |реакции ползания |спине, не может самостоятельно |

| |на четвереньках, |сидеть. Из-за выраженности |

| |вставания. В |тонического шейного симметричного |

| |конце первого |рефлекса дети не стоят на |

| |года ребенок |четвереньках. При спастической |

| |начинает ходить. |диплегии дети долгое время |

| |Берет мелкие |осваивают навыки самостоятельно |

| |предметы двумя |стояния и ходьбы (из-за |

| |пальцами, |недостаточности реакций |

| |манипулирует |равновесия). При атактической |

| |тремя – четырьмя |форме выражены задержка |

| |предметами. |становления реакций выпрямления и |

| | |особенно равновесия. |

| | |Неполноценность движения рук |

| | |варьирует от легких нарушений |

| | |координации пальцев кисти до |

| | |полной невозможности направить |

| | |руку к предмету. |

|Голосовые реакции |Активный лепет. |Синдром гипервозбудимости. У детей|

| |Ребенок повторяет|нарушен сон. Склонность к быстрой |

| |слоги, копирует |смене настроения. Дети произносят |

| |интонацию. К |мало звуковых сочетаний, не |

| |концу первого |подражают звукам и слогам. |

| |года произносит | |

| |5-6 лепетных | |

| |слов. | |

|Эмоциональные и |Все действия |Снижен интерес к игрушкам, реакция|

|психические реакции |эмоционально |на новое, на незнакомого человека |

| |окрашены. После 9|реакция неадекватная. |

| |месяцев адекватно|Познавательные реакции |

| |реагируют на |отсутствуют. Затруднено питье из |

| |речевое общение и|чашки, жевание, дети поперхиваются|

| |интонацию, |во время еды. |

| |понимают | |

| |обращенную речь, | |

| |узнают голоса | |

| |близких. | |

| |Появляется | |

| |интерес к | |

| |рассматриванию | |

| |книг с картинками| |

| |к ритмам простых | |

| |песен. | |

Литература

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.

— К.: Здоровья, 1988.

3. Справочник по неврологии детского возраста/ Б.В. Лебедева, В.И.

Фрейдков, Г.Г. Шанько и др.; Под ред. Б.В. Лебедева. — М.: Медицина,

1995.

4. Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. — М.: Медицина, 1995.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.