реферат, рефераты скачать
 

Формирование здоровья глухих детей


Формирование здоровья глухих детей

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Введение.

Стр.

Глава 1. Формирование здоровья глухих детей в режиме дня школы.

1. Особенности физического и функционального

развития глухих детей.

1.2. Формы и методы физического воспитания.

1.2.1. Урок – основная форма.

1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.

1.2.3. Самостоятельные занятия физическими

упражнениями.

1.2.4. Внеурочные формы физического воспитания.

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследования.

Глава 3. Результаты исследования.

Выводы.

Практические рекомендации.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение.

Здоровье – это состояние полного социального биологического и

психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов

уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо

болезненные состояния и физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье

включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя

продолжительность жизни.

Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%,

влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%.

Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха также как и

слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание

служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не

только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично

будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие

перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет

физическое воспитание.

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий,

направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся

создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической

культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и

укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным,

нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При

проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо

иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в

частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или

после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть

абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые

могут быть использованы в процессе обучения и воспитания.

Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить

особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с

недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за

воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик

находится в ее стенах 8 и более лет.

Глава 1. Формирование здоровья глухих детей в режиме дня школы.

1. Особенности физического и функционального развития глухих детей.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень

небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии

относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и

или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное

статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление,

нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность

работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для

развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и

лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является

причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной

мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение

работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный

период двигательной реакции. В результате длительного поддержания

статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается

тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению

позвоночника. Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает

постоянной.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно

сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально

организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические

упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного

учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно

повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение

гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального

сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы,

благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.

Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на

общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических

упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной

работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно

продолжать занятия.

Исследования показывают, что проведение физических упражнений и

подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной

работоспособности на следующих уроках.

Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных минут на

уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное

воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния

работоспособности. Во время ее существенного снижения следует

организовывать продолжительный активный отдых на открытом воздухе.

Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их

суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в

движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень

двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени

большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная

двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы

физического воспитания приходится лишь 1-3%.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений –

около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник

дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это

может повлечь за собой задержу в развитии моторики.

Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня.

В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у

младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях.

Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных

минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту

потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние

часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной

работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также

более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом

в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками

на воздухе.

Из рисунка 1 видно, что виды физкультурно-оздоровительной работы –

гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных

уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивный час –

равномерно распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками

физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим,

обязательный для всех школьников.

При проведении занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня

можно выделить два направления: оздоровительная направленность,

обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление

или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности,

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям

учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.

Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и подростков, показали,

что комплексное применение всех видов физкультурно-оздоровительной работы

обеспечивает эффективность двигательного режима при условии использования

рациональной методики проведения его компонентов. Применение всех форм

физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня

оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной

работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня. При этом

у школьников значительно повышается двигательная активность, улучшается

физическая работоспособность и двигательная подготовленность.

Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные

особенности физического, функционального и психического развития. Эти

особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих

детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская

грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте

показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность

грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки)

также имеют отличия от показателей слышащих детей.

Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике

выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается

шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде

движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе

лишены пластичности, действия не точные.

Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у

глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста,

особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и

уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора

приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду

дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия,

увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного

аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия.

Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является

лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности

слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.

В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения:

диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной

емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического воспитания в школах для глухих детей, необходимо

использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков

физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление

словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием

двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.

2. Формы и методы физического воспитания.

За физическим воспитанием в школе-интернате №11 отвечают в первую

очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы

входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем,

чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от

заражения.

Так в школе имеется оборудованный кабинет врача и комната изолятор, где

проводят лечение и массаж детей. Когда поступает ребенок в школу, на него

заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачем. Здесь

регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о

заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем

производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.

Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это

обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.

Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через

определенный промежуток времени производит осмотр глаз.

После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи

совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего

дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.

В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что

благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь

проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой

школы.

Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо

составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей.

Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников –

другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое

внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где

указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не

только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его

выполнения.

Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень

важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые

элементы.

1.2.1. Урок – основная форма физического воспитания.

Урок физической культуры является основной и обязательной формой

физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают

необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по

физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического

развития.

Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную,

основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и

содействует решению задач урока.

Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с

элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры,

плавание. Всего 70 часов.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения

физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению

учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в

простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением

направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и

метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание

координации движений и развития двигательных качеств.

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание

и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические

упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной

осанки.

В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей

технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной

местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12(С.

Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в

более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют

развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной

ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков,

лазания, перелезания.

При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том

числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в

поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы,

движения и речь учителя.

Речевой материал дается во время изучения и совершенствования

упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.

Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе

выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за

выполнение требований по программе.

1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.

Гимнастика до занятий.

Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует

учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на

первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен

начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-

оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости

и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на

все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий

способствует организованному началу учебного дня.

Организация проведения включает: определение мест каждому классу и

отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего

проводить гимнастику не ниже +10(С или в хорошо проветренных коридорах.

Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым

классом отдельно.

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего

из 5 – 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы

мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и

дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.

Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность

выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15

минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время

около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и

при необходимости оказывать помощь.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы.

Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность,

внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение

осанки.

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и

учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,

воротники.

В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно

уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при

появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала

физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.

В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.

Требования при проведении этих форм следующие:

1) упражнения не должны быть трудными для изучения;

2) упражнения должны быть комбинированными;

3) упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не

включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую

выносливость.

4) В основном используют общеразвивающие упражнения;

5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения;

6) Правильно чередовать упражнения для различных мышечных групп; после

упражнений для рук, лучше использовать упражнения для ног, однообразные

упражнения вызывают утомление местного характера;

7) Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе

упражнение или вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц

антагонистом;

8) Необходимо чередовать характер физических усилий;

9) Целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно

заменяя одно – два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной

схемы в течение 2 – 4 месяцев;

10) Желательно использовать метод слитного проведения.

Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из

типовых рекомендаций, продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.