реферат, рефераты скачать
 

Экспериментальные методики


Экспериментальные методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО

ИСТОЧНИКОВ

О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об

участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими

факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них

особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).

По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены,

происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения.

Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для

здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью,

неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность,

агрессивность, депрессия и др.

В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения

становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с

хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным

стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с

решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и

достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН

и вызывающих его причин;

2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3)

создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка

специалистов для работы в таких кабинетах.

Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики

Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины

МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований

ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных

выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования

была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9

лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации,

о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике

потребности населения в психологической помощи.

В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого

населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в

себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была

создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации

здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных

факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС

позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в

получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом

консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и

преодоления стресса).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных

явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН

является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла

происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его

потребностей.

Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным

качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в

ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными

эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций,

как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх,

дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение

нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы

в организме человека и способствовать развитию многих хронических

заболеваний.

Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации

неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и

изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им

как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.

Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются

разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с

неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация,

дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и

т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-

демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на

работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на

здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.

Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН,

при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него

факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны,

основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога,

уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ

Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека

и измеряет различные его аспекты.

В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним

факторов:

1) самооценка здоровья;

2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера

3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .

4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .

5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .

6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст,

уровень образования, социальная группа, семейное положение).

Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.

Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-

росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное

обследование нескольких испытуемых.

Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном

исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня

ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при

повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых

показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные

психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его

помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении

психологической поддержки.

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ

Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную

методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических

свойств.

Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были

обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное

обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.

С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по

шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно

высокими.

При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале

1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении

суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1

составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.

Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3

подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67

лет.

Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с

суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по

шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76;

-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому

получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по

шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63;

0,50; 0,57; 0,66; 0.46.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по

шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73;

0.57; 0.54.

Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой

надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки

данные показатели по шкале 1.

Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на

случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве

эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической

беседы с каждым из испытуемых.

Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-

ве следующих стандартных формул:

1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)

ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.

2) Диагностическая специфичность

(ДС):

ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.

3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-)

результатов:

ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;

ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.

4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):

Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.

5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):

КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

6) Диагностическая эффективность

(ДЭ):

ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП —

ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП —

истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие

показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-

=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной

прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.

По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449;

ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 2.

По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446;

ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%;

Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 3.

Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на

случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым,

прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по

одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое

консультирование.

В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с

жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие

проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение,

невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и

нарушения социально-психологической адаптации.

Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84

человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р.

Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О

(тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а

также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон

настроения) и 03 (волевой контроль).

Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о

возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и

выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в

психологической помощи.

Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3

(воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности,

прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.)

позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с

целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.

Опросник «Ваше самочувствие''

Регистрационный номер.

Как заполнить опросник:

1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным

набором возможных ответов.

2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует

Вашему мнению.

Обведите кружком номер этого ответа.

ОПРОСНИК

1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?

1 — очень плохое

2 — плохое

3 — удовлетворительное

4 — хорошее

5 — очень хорошее

2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных

ниже утверждений:

|Утверждения |Скоре|Скорее |Не |

|Согласен |е |не |соглас|

| |согла|согласе|е |

| |сен |н | |

|1) Пожалуй, я человек нервный |1 |2 |3 |4 |

|2) Я очень беспокоюсь о своей |1 |2 |3 |4 |

|работе | | | | |

|3) Я часто ощущаю нервное |1 |2 |3 |4 |

|напряжение | | | | |

|4) Моя повседневная | | | | |

|деятельность | | | | |

|вызывает большое напряжение |1 |2 |3 |4 |

|5) Общаясь с людьми, я часто | | | | |

|ощущаю | | | | |

|нервное напряжение |1 |2 |3 |4 |

|6) К концу дня я совершенно | | | | |

|истощен | | | | |

|физически и психически |1 |2 |3 |4 |

|7) В моей семье часто возникают| | | | |

|напряженные отношения |1 |2 |3 |4 |

3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?

Утверждения

| |Согл|Скоре|Скорее|Не |

| |асен|е |не |соглас|

|1) Я доволен тем, как прошел | |согла|соглас|ен |

| | |сен |ен | |

|последний год моей жизни |1 |2 |3 |4 |

|2) Мое душевное состояние, | | | | |

|настроение | | | | |

|стало хуже |1 |2 |3 |4 |

|3) В целом моя жизнь | | | | |

|складывается |1 |2 |3 |4 |

|удачно |1 |2 |3 |4 |

| |1 |2 |3 |4 |

|4) Мое благополучие | | | | |

|расстроилось |1 |2 |3 |4 |

|5) Я чувствую себя счастливым | | | | |

|человеком |1 |2 |3 |4 |

|6) В моей жизни произошли | | | | |

|перемены к худшему |1 |2 |3 |4 |

|7) В моей жизни есть источник |1 |2 |3 |4 |

|радости и поддержки |1 |2 |3 |4 |

|8) У меня есть проблемы, | | | | |

|которые | | | | |

|сильно портят мне настроение | | | | |

| | | | | |

|9) Моя жизнь стала лучше | | | | |

| | | | | |

|10) Многое не удается | | | | |

| | | | | |

4

1 2 3 123 4

1234

123 4

123 4

123 4

4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие.

Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень

плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.

Условия жизни

Оценка в баллах

1) Ваши жилищные условия

2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и

т.п.)

3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы

и т.п.)

4) Условия Вашего труда

5) Деньги, доход

6) Возможности использования денег

7) Медицинское обслуживание

8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)

9) Досуг, спорт, развлечения

10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)

11) Политическая ситуация в регионе проживания

12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)

13) Свобода вероисповедания, политической активности

5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие

людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами

своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не

удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 —

пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.

Стороны жизни

Оценка в баллах

1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.

2) Отношения в семье

3) Дети: их здоровье и благополучие

4) Питание

5) Отдых

6) Материальное благополучие, обеспеченность

7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам

8) Положение в обществе

9) Жизненные перспективы

10) Любовь, сексуальные чувства

11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо

6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.

7. Возраст: _____лет.

8. Образование: 1 — начальное и ниже

2 —неполное среднее

3 — среднее общее

4 — среднее специальное

5 — незаконченное высшее

6 — высшее.

9. К какой общественной группе Вы относитесь?

1-рабочий 6

- домохозяйка

2 - служащий 7-

безработный

3 - пенсионер по возрасту 8 -

предприниматель

4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин

5 - учащийся, студент 10 -

другое

10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),

2 — никогда не был женат (замужем),

3 — разведен(а), живу отдельно,

4 — вдовец (вдова).

11. Место проживания ___________________________

Название населенного пункта, район, область

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!

Регистрационный номер _____________________

обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых

татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-

опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк-

Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7.

Далее

оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4.

здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель

с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального

ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может

жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов.

Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла

собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис-

Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с

высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.