| |||||
МЕНЮ
| Экспериментальные методикиЭкспериментальные методикиЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН). По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др. В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН и вызывающих его причин; 2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3) создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка специалистов для работы в таких кабинетах. Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9 лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации, о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике потребности населения в психологической помощи. В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей. Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей. Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально- демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т.п. Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН, при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны, основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога, уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека и измеряет различные его аспекты. В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов: 1) самооценка здоровья; 2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера 3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной . 4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной . 5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной . 6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение). Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми. Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп- росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых. Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки. ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических свойств. Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное обследование проводилось через 2—7 дней после первичного. С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно высокими. При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%. Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3 подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67 лет. Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76; -0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63; 0,50; 0,57; 0,66; 0.46. Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73; 0.57; 0.54. Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки данные показатели по шкале 1. Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической беседы с каждым из испытуемых. Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно- ве следующих стандартных формул: 1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ) ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%. 2) Диагностическая специфичность (ДС): ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%. 3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-) результатов: ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%; ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%. 4) Распространенность (Р) (по эталонному методу): Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%. 5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу): КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%. 6) Диагностическая эффективность (ДЭ): ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%. Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП — ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП — истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ- =94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы. По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449; ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 2. По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446; ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%; Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%. Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 3. Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым, прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое консультирование. В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение, невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и нарушения социально-психологической адаптации. Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84 человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р. Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О (тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон настроения) и 03 (волевой контроль). Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в психологической помощи. Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3 (воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности, прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.) позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения. Опросник «Ваше самочувствие'' Регистрационный номер. Как заполнить опросник: 1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. 2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению. Обведите кружком номер этого ответа. ОПРОСНИК 1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья? 1 — очень плохое 2 — плохое 3 — удовлетворительное 4 — хорошее 5 — очень хорошее 2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений: |Утверждения |Скоре|Скорее |Не | |Согласен |е |не |соглас| | |согла|согласе|е | | |сен |н | | |1) Пожалуй, я человек нервный |1 |2 |3 |4 | |2) Я очень беспокоюсь о своей |1 |2 |3 |4 | |работе | | | | | |3) Я часто ощущаю нервное |1 |2 |3 |4 | |напряжение | | | | | |4) Моя повседневная | | | | | |деятельность | | | | | |вызывает большое напряжение |1 |2 |3 |4 | |5) Общаясь с людьми, я часто | | | | | |ощущаю | | | | | |нервное напряжение |1 |2 |3 |4 | |6) К концу дня я совершенно | | | | | |истощен | | | | | |физически и психически |1 |2 |3 |4 | |7) В моей семье часто возникают| | | | | |напряженные отношения |1 |2 |3 |4 | 3. Как Вы чувствуете себя в последнее время? Утверждения | |Согл|Скоре|Скорее|Не | | |асен|е |не |соглас| |1) Я доволен тем, как прошел | |согла|соглас|ен | | | |сен |ен | | |последний год моей жизни |1 |2 |3 |4 | |2) Мое душевное состояние, | | | | | |настроение | | | | | |стало хуже |1 |2 |3 |4 | |3) В целом моя жизнь | | | | | |складывается |1 |2 |3 |4 | |удачно |1 |2 |3 |4 | | |1 |2 |3 |4 | |4) Мое благополучие | | | | | |расстроилось |1 |2 |3 |4 | |5) Я чувствую себя счастливым | | | | | |человеком |1 |2 |3 |4 | |6) В моей жизни произошли | | | | | |перемены к худшему |1 |2 |3 |4 | |7) В моей жизни есть источник |1 |2 |3 |4 | |радости и поддержки |1 |2 |3 |4 | |8) У меня есть проблемы, | | | | | |которые | | | | | |сильно портят мне настроение | | | | | | | | | | | |9) Моя жизнь стала лучше | | | | | | | | | | | |10) Многое не удается | | | | | | | | | | | 4 1 2 3 123 4 1234 123 4 123 4 123 4 4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие. Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие. Условия жизни Оценка в баллах 1) Ваши жилищные условия 2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и т.п.) 3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т.п.) 4) Условия Вашего труда 5) Деньги, доход 6) Возможности использования денег 7) Медицинское обслуживание 8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.) 9) Досуг, спорт, развлечения 10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.) 11) Политическая ситуация в регионе проживания 12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности) 13) Свобода вероисповедания, политической активности 5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 — пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен. Стороны жизни Оценка в баллах 1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п. 2) Отношения в семье 3) Дети: их здоровье и благополучие 4) Питание 5) Отдых 6) Материальное благополучие, обеспеченность 7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам 8) Положение в обществе 9) Жизненные перспективы 10) Любовь, сексуальные чувства 11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо 6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж. 7. Возраст: _____лет. 8. Образование: 1 — начальное и ниже 2 —неполное среднее 3 — среднее общее 4 — среднее специальное 5 — незаконченное высшее 6 — высшее. 9. К какой общественной группе Вы относитесь? 1-рабочий 6 - домохозяйка 2 - служащий 7- безработный 3 - пенсионер по возрасту 8 - предприниматель 4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин 5 - учащийся, студент 10 - другое 10. Семейное положение: 1 — женат (замужем), 2 — никогда не был женат (замужем), 3 — разведен(а), живу отдельно, 4 — вдовец (вдова). 11. Место проживания ___________________________ Название населенного пункта, район, область БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ! Регистрационный номер _____________________ обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи- опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк- Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7. Далее оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4. здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов. Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис- Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1). Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|