| |||||
МЕНЮ
| Гигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возрастаГигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возрастаМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Заведующий кафедрой: Оглезнев Г.А. Преподаватель: Талькова Е.И. «Гигиеническая характеристика питания детей и лиц пожилого возраста» Выполнила: студентка 402 группы лечебного факультета Попова И.М. ОМСК - 2004 Содержание |I. Гигиеническая характеристика питания детей | | Основы рационального питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . 3 | | Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . 4 | | Потребность в белках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . . . . . . . 4 | | Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . . 6 | | Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . 7 | | Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . 8 | | Потребность в минеральных веществах | | и воде . .| |. . . . . . . . . . . . . . . . . 9 | | Искусственное вскармливание .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . . 12 | | Избыточная масса тела в детском возрасте . . . . . . . . . . . . .| |. . . 14 | | Режим питания детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . . 15 | | | |II. Гигиеническая характеристика питания лиц пожилого возраста | | Питание лиц пожилого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . . 18 | | Принципы питания пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . 19 | | Потребность в пищевых веществах . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . 20 | | Потребность в белках . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . . . . . . 20 | | Потребность в жирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . . 20 | | Потребность в углеводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . 21 | | Потребность в витаминах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . . . . . 22 | | Потребность в минеральных веществах . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . 23 | | Режим питания в пожилом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . | |. . . . . . 24 | | Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .| |. . . . . 26 | I. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Основы рационального питания детей Рациональное питание является одним из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, оно способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию органов и тканей, формированию скелета, ЦНС и интеллекта, повышает защитные силы организма и способствует снижению детской смертности. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечивать процессы роста и развития организма. Дефекты питания, как правило, сказываются на здоровье детей не сразу, а в более старшем возрасте при неблагоприятных условиях внешней среды, заболеваниях. Также важно рациональное питание в современных условиях в связи с акселерацией. Сбалансированное соответственно возрасту питание (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли) должно полностью обеспечивать потребность организма в пластических и энергетических материалах. Основной обмен и энергетические затраты Организм ребенка расходует энергию постоянно, даже в состоянии покоя. Энергозатраты зависят от возраста и пола детей, сезона года и вида деятельности. | | | | |ДЕТИ |Е, кДж/кг |Е, Ккал/кг | | 2-3 лет | 230 | 55 | | 6-7 лет | 176 | 42 | | 10-11 лет | 138 | 33 | | 12-13 лет | 142 | 34 | |ВЗРОСЛЫЕ | 100 | 24 | Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого в 1,5-2 раза. Важнейшим показателем потребности в пище являются энергозатраты. Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется и составляет на 1 кг массы тела: | | белки, г | жиры, г | | энергия | |Возраст, | | |Угле-вод| | | | | |ы, | | |годы | | |г | | |1-1,5 |48 |36 |48 |---- |160 |1300 |5439,2 | |1,5-2 |53 |40 |53 |5 |192 |1500 |6276,0 | |3-4 |63 |44 |63 |8 |233 |1800 |7531,2 | |5-6 |72 |47 |72 |11 |252 |2000 |8368,0 | |7-10 |80 |48 |80 |15 |324 |2400 |10041,6 | |11-13 |96 |58 |96 |18 |382 |2850 |11924,4 | |14-17 |93/106 |56/64 |93/106 |20/20 |367/422 |2800/31|11715,2 | | | | | | | |50 | | | |13179,6 | *без учета калорийности грудного вскармливания Все вышеперечисленное выдвигает необходимость при разработке пищевых рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень в них белка и источников энергии. Расход энергии - наиболее важный показатель, определяющий потребность детей в пище. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечивать рост и развитие организма. В связи с этим общая энергетическая ценность (калорийность) рациона должна быть на 10% выше затрачиваемой организмом энергии, а соотношение белков, жиров и углеводов 1: 1: 3 в младшем и 1: 1: 4 в старшем возрасте. Потребность в пищевых веществах Потребность в белках. Белки имеют особое значение в питании детей. Это основной пластический материал, необходимый для формирования клеток тканей и органов, образования ферментных систем, гормонов, иммунных тел. Недостаток белков в питании отрицательно влияет на рост детей, функцию коры головного мозга, вызывает снижение образования антител, гемоглобина, задержку развития эндокринных желез и др. Однако для организма вреден и избыток белка в рационе: он ведет к резкому напряжению обменных процессов, повышенной возбудимости ЦНС, расстройству пищеварения. Поступившие в организм белки не накапливаются, а выводятся в виде азотистых соединений, => белки пищи должны систематически и в достаточном количестве поступать в организм. У детей суточная потребность в белках (на 1 кг массы тела) выше, чем у взрослых. Это обусловлено интенсивно протекающими процессами ассимиляции, обеспечивающими увеличение массы органов и тканей и совершенствование функций. | |ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЛКЕ, Г/КГ В СУТКИ | |ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ … | | | | | |1 года до 3 лет |4,0 | | | | |3 до 7 лет |3,5-4,0 | | | | |8 до 10 лет |3,0 | | | | |11 лет и старше |2,5-2,0 | В ЖКТ происходит расщепление белков пищи до аминокислот и дальше в тканях синтез из них специфических белков организма. Интенсивность использования белков организмом зависит от качества белков пищи и их соотношения с другими питательными веществами. Важно, чтобы ребенок потреблял с пищей достаточное количество животного белка, который лучше усваивается, по сравнению с растительным белком, благодаря содержанию таких факторов питания, как аминокислоты. Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть: в младшем возрасте (от 1 года до 6 лет) – 60-75%, в школьном – 60% от общего (суточного) количества белка. В настоящее время известно 9 незаменимых аминокислот, которые в детском организме не синтезируются (валин, треонин, лейцин, изолейцин, фенилаланин, триптофан, лизин, гистидин) или синтезируются в недостаточном для обеспечения правильного развития ребенка количестве. Все эти аминокислоты ребенок должен получать с пищей. В наибольшем количестве они содержатся в продуктах животного происхождения – молоке, молочных продуктах, яйцах, мясе, субпродуктах, рыбе и т. д. Молоко представляет собой незаменимый продукт детского питания. В нем белки сочетаются с высоким содержанием Са+, который легко используется организмом для пластических целей. Для детей ясельного возраста необходимо не менее 600-700 мл молока в суточном рационе, для школьников – 400-500 мл. Очень важны в питании детей такие аминокислоты, как лизин, триптофан и гистидин. Между тем, белок молока характеризуется невысоким их содержанием. Наиболее богат этими аминокислотами белок мяса и рыбы, а также в яйцах, которых лизин, триптофан и гистидин находятся благоприятных для усвоения соотношениях. Яйца представляют ценность и потому, что являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании ЦНС в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в т. ч. клеток головного мозга. Растительные белки состоят в основном из заменимых аминокислот, но и они необходимы растущему организму. При их недостатке в рационах питания организм менее рационально использует незаменимые аминокислоты. Общее количество калорий за счет белков должно составлять 13-15% общей суточной калорийности рациона. Источники незаменимых аминокислот в детском питании (мг на 100г съедобной части продукта): |амино-кисло|молоко|говя-| яйцо |творог|треска|орех|хлеб | |та | |дина | | | | | | |0,5-1 |0,5 |0,6 |6 |0,5 |20 |1650 | | |1-1,5 |0,8 |1,1 |9 |0,9 |35 | | | |1,5-2 |0,9 |1,2 |10 |1,0 |40 |3300 | | |3-4 |1,1 |1,4 |12 |1,3 |45 | | | |5-6 |1,2 |1,6 |13 |1,4 |50 | |500 | |7-10 |1,4 |1,9 |15 |1,7 |50 | | | |11-13 |1,7 |2,3 |19 |2,0 |60 |5000 | | |14-17 |1,7/1,9|2,2/2,5|18/20 |1,9/2,2|70/80 | | | Потребность в минеральных веществах и воде. Значение минеральных веществ в детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических процессах и служат материалом для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, построения клеток нервной ткани, в т. ч. клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет Са+ и Р+, используемые для пластических целей, главным образом для построения костной ткани. Дети нуждаются в повышенном количестве Са+, поэтому требуется систематическое включение в пищевой рацион молока и молочных продуктов, которые не только содержат значительное количество Са+, но и улучшают общее соотношение в рационе Са+ и других веществ, способствуя их лучшему усвоению. Источниками Са+ могут служить также яичный желток, орехи, бобы, овощи, сыр, мясо, овсяная крупа, фрукты и другие продукты, содержащие фосфопротеиды и фосфолипиды. На величину усвоения Са+ в организме влияет его соотношение с Р+, причем важно соблюдать это соотношение не только в суточном рационе, Но и при отдельных приемах пищи. Наиболее благоприятными являются следующие соотношения Р+ и Са+: . для детей от 1 до 12 мес. 1: 0,8 . для детей 1-3 лет 1: 1 . для детей 4лет и более 1: 1,2 или 1: 1,5 В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании (Fe+, Cu+, Mn+, Co+, Ni+). Реальными источниками железа в раннем возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки, несколько позднее – мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает гемопоэза в полной мере. Медь необходима для превращения поступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет: . для детей грудного возраста 0,1 мг/кг массы тела . для детей 3-6 лет – 0,6-0,85 мг/кг массы тела. Источником меди могут служить многие продукты, но содержание меди в них незначительно. Важную роль в кроветворении играют марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты. Марганец участвует в процессах оссификации и кроветворения. У детей дошкольного возраста потребность в нем составляет 0,2-0,3 мг/кг массы тела. Детские пищевые рационы должны включать и другие микроэлементы – йод, фтор, цинк и др. Дети нуждаются в количестве цинка, необходимом для нормального развития, а также функции гипофиза и поджелудочной железы. Суточная потребность в цинке составляет примерно 10-15 мг/кг массы тела. В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет йод. Он входит в состав альбумина и глобулинов, является компонентом гормона щитовидной железы – тироксина. В Омской области – эндемичном районе недостатка йода, особое значение приобретают тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием, что может производиться путем йодирования соли или более точным методом – использованием таблеток с необходимым суточным содержанием йода. Профилактическое йодирование школьников должно осуществляться в школах под наблюдением учителей. Для этого школы обеспечиваются инструкциями по проведению йодирования. Процессы роста, связанные с интенсивным увеличением массы тела, обусловлены использованием значительного количества натрия. Прирост ребенка на 1 кг сопровождается ретенцией 3 г натрия. Суточная потребность в натрии у детей составляет около 25 мг/кг массы тела, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста. В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8-10 г, считая и хлорид натрия пищевых продуктов. Источником натрия в детском питании служат продукты животного происхождения: молоко, мясо, рыба. Для нормального развития растущего организма необходимо достаточное количество магния. Магний участвует в обмене веществ, оказывает влияние на активность ферментов. При недостаточном поступлении солей магния могут возникнуть тетания, трофические нарушения в коже; ухудшается и усвоение пищи. Источником магния для грудных детей является материнское молоко. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11-19 мг магния на 1 кг массы тела. Удовлетворение потребности в магнии производится главным образом за счет мучных и крупяных изделий. Вода не имеет питательной ценности, и в то же время без нее не могут протекать процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность организма. Поэтому, наряду с водой, которая входит в состав пищевых продуктов, в рацион должна входить вода в свободном состоянии ( первые блюда, напитки и пр.). Потребность в воде зависит от интенсивности обменных процессов, которые обусловлены внешней средой (время года, физические нагрузки), возрастом и состоянием здоровья ребенка. Ребенок всегда получит необходимое количество свободной жидкости, если ему давать кроме прочего и жидкие блюда: на завтрак – чай, молоко или кофе с молоком, на обед – первые и третьи блюда, на полдник и ужин – кефир, простоквашу и др. Количество жидкости в суточном рационе детей должно составлять 1-1,5 л в сутки в зависимости от возраста. Суточная потребность детей в минеральных веществах. |возраст | потребление, мг | | |кальций |фосфор |магний |железо** | |от 0 до 29 |240 |120 |50 |1,5 | |дней* | | | | | |1-3 мес.* |500 |400 |60 |5 | |4-6мес. |500 |400 |60 |7 | |7-12мес. |600 |500 |70 |10 | |1-3 года |800 |800 |150 |10 | |4-6лет |1200 |1450 |300 |15 | |7-10 лет |1100 |1650 |250 |18 | |11-13 лет | | | | | |мальчики |1200 |1800 |350 |18 | |девочки |1100 |1650 |300 | | | | | | |18 | |14-17 лет | | | | | |юноши |1200 |1800 |300 |18 | |девушки |1100 |1650 |300 | | | | | | |18 | * С учетом естественного вскармливания ** С учетом усвоения 10% введенного железа Искусственное вскармливание Искусственное и смешанное вскармливание в настоящее время является одной из актуальных проблем, т. к. в большинстве стран неуклонно возрастает число матерей, прекращающих грудное вскармливание по различным причинам Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|