реферат, рефераты скачать
 

Морфемный анализ слов со скрытым j (й)


Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотиви­рованный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии.

1.3. ОТБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Звук j(й), находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я йа, ё йо, е йе (э), ю йу, и йи. Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках), ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я, е, ё, ю, и для обозначения таких написаний: польёт (палйо¢т) – полёт (пало¢т); полью (палйу¢) – полю (палу¢); семьи (сеnмйи¢) – семи (сеnми¢); белья (беnлйа¢) – беля (беnла¢).

При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я, ю, е, ё, и обозначают два звука, один из которых j (й) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края, краёв, краям на письме допускают лишь такое деление: кра/я¢, кра/ёв, кра/ям, причем, корень кра- является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край, тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край- (край/а¢, край/о¢ф, край/а¢м, край). Еще больше скрыт на письме корень лй- в формах лью, льёшь, льёт, легко обнаруживаемый в транскрипции: лй/у, лй/ош, лй/от с такими же окончаниями, как неnс/у¢, неnс/о¢ш, неnс/о¢т. поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный сог­ласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая осо­бенность русской графики часто приводит к большим за­труднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов.

Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с дру­гими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим глас­ным звуком:

а)в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);

б)после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);

в)после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный, судья, судье, судьей, судью, судьи.

j (и) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин = хозяин, строй(ка) + ить = строить, мой + и = мои.

Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j (и) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.

Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев мор­фемного членения слов из-за наличия в словах j (и).

1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА

     Основная трудность при изучении случаев, когда j (и) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей- и суффикс а, учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея- и вообще не выделить суффикса.

     Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца), воин вой + ин (ср.: (вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паятькорень пай (ср.: пайка); в слове затеять корень затей (ср.: затей/ник).

     Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.

Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.


Хоккеист – хоккеj/ист


Сергеевич – Сергеj/эвич

Кройка – кроj/ить

Лаять - Лаj/ать

Хозяин – хозяj/ин

Строитель - строj/итель

Батареец - батареj/эц

Боязнь - боj/азнь

Веялка - веj/алка

Веяние –веj/ание

Вклеивать – в/клеj/ивать

Гвардеец – гвардеj/эц

Героизм - героj/изм

Раздвоение – раз/двоj/эние

Доильщица – доj/ильщица

Паяльник – паj/альник

Заячий – заj/ачий

Змеёнок – змеj/онок

Китаец – китаj/эц

Клеёнка – клеj/онка

Кроильный – кроj/ильный

Нагноение – на/гноj/эние

Наслоение – на/слоj/эние

Освоение – о/своj/эние

Сеятельная – сеj/ательная

Таяние – таj/ание

Паевой – паj/эвой

Построение – по/строj/эние

Присвоение – при/своj/эние

Пробоина – про/боj/ина

Свояк – воj/ак

Скамеечка – скамеj/эчка

Струящиеся – струj/ащиеся

Таинство – таj/инство

Усваивать – усваj/ивать

Засеяли – за/сеj/али


1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ

В слове бакалея основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария =  аварий + -а  (ср.: аварий/ный); дви­жение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений).

Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурс­ники филологических факультетов педагогических инсти­тутов затрудняются установить границу между основой и окончанием.

Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.

     Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й) на стыке основы и окончания.


Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.


Делает – делаj/эт


Называют - называj/ут

Пользуj/утся

Надеется – надеj/этся

Героя - героj/а

Моя - моj/а

Вращается – вращаj/этся

Чешуя – чешуj/а

Создаётся – создаj/отся

Затея - затеj/а

Чаепитие – чаепитиj/э

Шея – шеj/а

Гвардию – гвардиj/у

Настроение – настроениj/э


     Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й).
















ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)


Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j (й). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу»[4], то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й) в слове.

С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, за­пись усиливает восприятие слова и активизирует зритель­ное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем при­лежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически непра­вильно»[5]. Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.

Даже при фонетическом анализе нежелательно допус­кать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм произво­дящая основа оканчивается на j (й), можно сделать следую­щие записи: герой, герой/ск/ий, герой/ств/о, геро/изм. При­чем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, герой/изм, армияйа, думаюйу). Безусловно, что нельзя ми­риться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.


2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ

     Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.

     Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.

     Воевать – во/ева/ть13. Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.

     Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.


«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

     В русском языке есть среднеязычный согласный j (й), который на письме обозначается по-разному:

     а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа(йа) пишут я, вместо jу(йу) пишут ю, вместо jэ(йэ) пишут е, вместо jо(йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;

     б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й. Например, мой, майка.

     Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин).»

     Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.


2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

     Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.

     Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.

     Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.

     Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.

     Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.

     Приведем пример плана разбора слова по составу.


     Вклеивать

1)      Выделить основу слова.

вклеивать

     Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.

2)      Выделить окончание в слова.

вклеивать

     Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


3)      Выделить корень в слова.

вклеивать

     Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.

     4) Выделить приставку(и) в слове.

Вклеивать


     5) Выделить суффикс(ы) в слове.

вклеивать


     Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.

     Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й) на стыке морфем элементы фонетического разбора.

     Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.

     При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.

     В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й) в разбираемых словах.

     Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.

1)       Перед разбором слова со скрытым j (й) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й: клей, клейкий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание).

2)       Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вклей ивать. Затем производится разбор слова: вклей ивать.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й).

     Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й) и отметили следующие случаи:

1)      в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);

2)      после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);

3)      после ъ, ь разделительных знаков: объятия, судья.


     Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):

1)      скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин вой + ин;

2)      скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария =  аварий + -а.


Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:

1)        расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание);

2)        способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.


Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.

Практика показывает, что ученики (особенно в нацио­нальных школах) пишут значительно грамотнее, когда уме­ют осмысленно делить слова на морфемы.

В настоящей работе словообразовательная система рус­ского языка рассматривалась с синхронной (с современ­ной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й) и методике их разбора.






























БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.

2.      Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.

3.      В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.

4.      Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

5.      А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.

6.      Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.

7.      Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

8.      В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.

9.      Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.

10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.

11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.

12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.

14. Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.

15. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.

16. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.


[1] Институт языкознания. Доклады и сообщения. Т. 1, С. 38.


[2] Я.К. Грот. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Изд. 2. – СПб., 1986, С. 123.


[3] Русский язык. Учебное пособие для 4 класса/Под ред. Н.М. Шанского. Изд. 5. – М., 1972, С. 84.


[4] Русский язык в школе – 1963. – № 2, С. 107.

[5] Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфогра­фии. – М., 1957, С. 10, 377.



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.