| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Морфемный анализ слов со скрытым j (й)Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотивированный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии. 1.3. ОТБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й) ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Звук j(й), находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я – йа, ё – йо, е – йе (э), ю – йу, и – йи. Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках), ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я, е, ё, ю, и для обозначения таких написаний: польёт (пал’йо¢т) – полёт (пал’о¢т); полью (пал’йу¢) – полю (пал’у¢); семьи (с’еnм’йи¢) – семи (с’еnм’и¢); белья (б’еnл’йа¢) – беля (б’еnл’а¢). При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я, ю, е, ё, и обозначают два звука, один из которых j (й) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края, краёв, краям на письме допускают лишь такое деление: кра/я¢, кра/ёв, кра/ям, причем, корень кра- является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край, тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край- (край/а¢, край/о¢ф, край/а¢м, край). Еще больше скрыт на письме корень л’й- в формах лью, льёшь, льёт, легко обнаруживаемый в транскрипции: л’й/у, л’й/ош, л’й/от с такими же окончаниями, как н’еnс/у¢, н’еnс’/о¢ш, н’еnс’/о¢т. поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция. Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный согласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая особенность русской графики часто приводит к большим затруднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов. Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с другими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим гласным звуком: а)в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих); б)после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи); в)после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный, судья, судье, судьей, судью, судьи. j (и) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин = хозяин, строй(ка) + ить = строить, мой + и = мои. Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j (и) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания. Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев морфемного членения слов из-за наличия в словах j (и). 1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА Основная трудность при изучении случаев, когда j (и) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей- и суффикс а, учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея- и вообще не выделить суффикса. Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца), воин — вой + ин (ср.: (вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паять — корень пай (ср.: пайка); в слове затеять — корень затей (ср.: затей/ник). Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.
|
Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.
|
Хоккеист – хоккеj/ист
|
Сергеевич – Сергеj/эвич
|
Кройка – кроj/ить
|
Лаять - Лаj/ать
|
Хозяин – хозяj/ин
|
Строитель - строj/итель
|
Батареец - батареj/эц
|
Боязнь - боj/азнь
|
Веялка - веj/алка
|
Веяние –веj/ание
|
Вклеивать – в/клеj/ивать
|
Гвардеец – гвардеj/эц
|
Героизм - героj/изм
|
Раздвоение – раз/двоj/эние
|
Доильщица – доj/ильщица
|
Паяльник – паj/альник
|
Заячий – заj/ачий
|
Змеёнок – змеj/онок
|
Китаец – китаj/эц
|
Клеёнка – клеj/онка
|
Кроильный – кроj/ильный
|
Нагноение – на/гноj/эние
|
Наслоение – на/слоj/эние
|
Освоение – о/своj/эние
|
Сеятельная – сеj/ательная
|
Таяние – таj/ание
|
Паевой – паj/эвой
|
Построение – по/строj/эние
|
Присвоение – при/своj/эние
|
Пробоина – про/боj/ина
|
Свояк – воj/ак
|
Скамеечка – скамеj/эчка
|
Струящиеся – струj/ащиеся
|
Таинство – таj/инство
|
Усваивать – усваj/ивать
|
Засеяли – за/сеj/али |
1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ
В слове бакалея — основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария = аварий + -а (ср.: аварий/ный); движение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений).
Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурсники филологических факультетов педагогических институтов затрудняются установить границу между основой и окончанием.
Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.
Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й) на стыке основы и окончания.
Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.
Делает – делаj/эт
Называют - называj/ут
Пользуj/утся
Надеется – надеj/этся
Героя - героj/а
Моя - моj/а
Вращается – вращаj/этся
Чешуя – чешуj/а
Создаётся – создаj/отся
Затея - затеj/а
Чаепитие – чаепитиj/э
Шея – шеj/а
Гвардию – гвардиj/у
Настроение – настроениj/э
Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й).
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j (й). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу»[4], то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й) в слове.
С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, запись усиливает восприятие слова и активизирует зрительное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем прилежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически неправильно»[5]. Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.
Даже при фонетическом анализе нежелательно допускать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм производящая основа оканчивается на j (й), можно сделать следующие записи: герой, герой/ск/ий, герой/ств/о, геро/изм. Причем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, герой/изм, армияйа, думаюйу). Безусловно, что нельзя мириться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.
2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ
Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.
Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.
Воевать – во/ева/ть13. Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.
Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.
«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ
В русском языке есть среднеязычный согласный j (й), который на письме обозначается по-разному:
а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа(йа) пишут я, вместо jу(йу) пишут ю, вместо jэ(йэ) пишут е, вместо jо(йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;
б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й. Например, мой, майка.
Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин).»
Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.
2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.
Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.
Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.
Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.
Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.
Приведем пример плана разбора слова по составу.
Вклеивать
1) Выделить основу слова.
вклеивать
Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.
2) Выделить окончание в слова.
вклеивать
Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.
3) Выделить корень в слова.
вклеивать
Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.
4) Выделить приставку(и) в слове.
Вклеивать
5) Выделить суффикс(ы) в слове.
вклеивать
Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.
Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й) на стыке морфем элементы фонетического разбора.
Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.
При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.
В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й) в разбираемых словах.
Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.
1) Перед разбором слова со скрытым j (й) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й: клей, клейкий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание).
2) Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вклей ивать. Затем производится разбор слова: вклей ивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й).
Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й) и отметили следующие случаи:
1) в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);
2) после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);
3) после ъ, ь разделительных знаков: объятия, судья.
Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):
1) скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин — вой + ин;
2) скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария = аварий + -а.
Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:
1) расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание);
2) способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.
Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.
Практика показывает, что ученики (особенно в национальных школах) пишут значительно грамотнее, когда умеют осмысленно делить слова на морфемы.
В настоящей работе словообразовательная система русского языка рассматривалась с синхронной (с современной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й) и методике их разбора.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.
2. Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.
3. В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.
4. Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
5. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.
6. Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.
7. Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
8. В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
9. Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.
10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.
11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.
12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.
13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.
14. Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.
15. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.
16. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.
[1] Институт языкознания. Доклады и сообщения. Т. 1, С. 38.
[2] Я.К. Грот. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Изд. 2. – СПб., 1986, С. 123.
[3] Русский язык. Учебное пособие для 4 класса/Под ред. Н.М. Шанского. Изд. 5. – М., 1972, С. 84.
[4] Русский язык в школе – 1963. – № 2, С. 107.
[5] Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. – М., 1957, С. 10, 377.
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |