| |||||
МЕНЮ
| Военные метафоры в языке современных газетКитайцы держат в осаде японские консульства и рестораны (Известия .- 19.04.2005) Вооружение, применение оружия, результат его действия "финансовое оружие массового уничтожения" (Риски и финансовый рынок// Бизнес и банки.- 22.02.2006). «… клиента начинают бомбардировать другие компании» (Почтовый лохотрон // Известия.- 14.02.2006) экономика «Критические залпы раздавались со страниц печати постоянно» (Зачем ломиться в открытые двери?// Парламент. газ.- 21.06.2005) «Первый выстрел прозвучал из уст Ксении Анатольевны» (Не имея совести, честь не защитишь// Парламент. газ.- 16.06.2005) «… за счет кого произошел "взрыв рождаемости" госслужащих» (Это вам не столб поднимать// Экономика и Жизнь.-22.04.2006). «не допустят подрыва имиджа страны» (Грузинские лидеры слишком много тратят на командировки//Известия .-03.11.2005). «… артисты с очень скудным арсеналом выразительных средств» (Сергею Безрукову - человеку и лицедею// Известия.- 10.04.2006) «Родителям в приданое выдают целый боекомплект: одеяло с пододеяльником, уголок… // КП.- 17.04.2006). «Когда из-за нескольких маленьких карикатур жгут посольства, просыпается подозрение, что человечество встало на минное поле» (Карикатурный джихад //КП.- 04.02.2006) «… в Штатах рванула бомба: в махинациях на букмекерских ставках обвиняется Рик Токкет» (Бомба под Канаду// Советский Спорт.- 09.02.2006) «госчиновники разного калибра» (Обозреватель "Известий" признан лучшим медиа-автором года// Известия.- 12.07.2005) «Лукашенко уже неоднократно демонстрировал, что дубин он не жалеет, если совсем припечет, наверное, не пожалеет и патронов» (Продвижение контрреволюции// Известия.- 18.05.2005) «звезды разного калибра» (Геннадий Хазанов поет с кордебалетом// КП.-21.10.2005). «Выходит, что "Путинка" <…> несет в себе отрицательный заряд, невольно замахивается на авторитет власти» (Десять гривен за Путин(а)-ку//Известия.- 29.12.2005) «Но верование становится лишь словесным камуфляжем» (Бомбист даёт показания // Парламент. газ.- 21.05.2005) В газетных публикациях метафоризируются самые различные воинские специальности: рядовые бойцы, пехота, разведчики, диверсанты, партизаны. «боец политической сатиры» (Этим летом назло хиджабам// КП.- 09.06.2005). «…пенсионеры <…> - это политическая пехота, на горбу которой легко въехать во власть» (Пенсионеры наконец-то освободились от Гартунга// КП.- 09.11.2005). «…главный финансовый разведчик страны Виктор Зубков» (Финразведка заглянет в карманы чиновников?// КП.- 07.06.2005). «… Николай Михайлов, ранее хваливший молодого художника, зачислил его в идеологические диверсанты» (В меру отпущенных мне сил... // Парламент. газ.- 10.06.2005) «… партизаны стерилизации, как правило, являются непримиримыми противниками режима В.В. Путина, свернувшего демократию» (Благословлять вы должны эту власть// Известия.-26.07.2005).
Воинские части и подразделения Политические объединения, трудовой, творческий или иной коллектив, всякая группа совместно действующих людей в газетных публикациях часто обозначаются как армия, войско, гвардия, дивизия, отряд, десант, взвод, дружина, отряд и пр. «неуправляемое, ленивое и хитрое войско чинуш» (Где президент прячет философский камень//КП.- 25.04.2006). «армия секс-работниц» (Аутричер и Лолита // Медицинская газета.- 06.07.2005). «финансовая гвардия Тренто» (Итальянцы выдали ордер на арест дочери Павла Бородина// Известия.-10.11.2005). «Он предложил выставить на южных границах дивизии охотников..» (Дуплетом по гадкому утёнку// Лит. газ. 05.04.2006). «отряд родственников» (Тихая война народов // КП.-25.05.2005). «журналистский десант» (КП.- 11.05.2005). Наименование всех вышеперечисленных воинских подразделений и структур всем хорошо знакомы, что создает возможность для актуализации необходимых сементических признаков рассматриваемых слов. Так очень большое объединение людей обозначается как армия, поменьше – дивизия, еще меньше – отряд. Во многих случаях актуализируется и дополнительные признаки рассматриваемой группы: например, очевидна яркая позитивная эмоциональная окраска у слов дружина и гвардия. Месторасположение войск (частей, солдат и пр.) «Однако главнокомандующему природоохранным фронтом <…>пришлось с позором отступить» (Олег Митволь: "Нам нужно побыстрее что-нибудь снести"// Известия.- 04.03.2005) «Битва за голоса не затихает до последнего момента на всех плацдармах» (В борьбе против Евроконституции объединились наследник престола и троцкисты// Известия.- 27.05.2005) политика «Именно Ширак сплотил "лагерь мира"", в который кроме Франции вошли Россия и Германия» ("Я не люблю годовщин и дней рождения"// Известия.-13.05.2005) «А уж как разместить торговые точки, как заранее просчитать места их дислокации …» (Свобода печатать и право знать// КП.- 10.08.2005). «Он уже подготовлен лучшими специалистами <…> , но из-за реформирования штаба отрасли оказался под сукном» ("Врачи-убийцы": страшные сказки для взрослых//Мед. газ..- 16.03.2005). Представленные примеры свидетельствуют о широком распространении военной метафоры в общественно-политических газетных текстах. Если рассмотреть данные примеры с точки зрения когнитивной лингвистики (метафорические модели – это отражение существующих в социуме неосознанных представлений о действительности), то в метафорическом зеркале можно найти отражение многих понятий современной действительности (политика, выборы, образование, спорт экономика и т.п.). Показательно, что наибольшей метафоризации подвергаются понятия из сферы политики и экономики, как наиболее конкурентные и конфликтные. Но через военную метафору осмысляются и многие другие понятия, по своей природе далекие от агрессивности, например, образование («…вслед за воспитательными ударами по площадям ожидаются педагогические зачистки, фланговые культурно-массовые охваты и разведка образовательным боем» (Воспитательные удары по площадям// 1 сентября.-19.04.2005) Журналистика тоже нашла отражение во многих военных метафорах («пиар-контратака» «журналистский десант», «критические залпы» и др.). Но наиболее ярким примером является статья под характерным заглавием «Призрак войны деформирует журналистику» (Известия.- 13.04.2005): «Впрочем, интерес уже не в остатке, а в осадке, горький вкус которого знаком со времен первых информационных войн, когда Березовский и Гусинский, не поделив какой-то лакомый кусок собственности, находились (со своими мушкетерами, или гвардейцами - Доренко и Киселевым) по разные стороны баррикад. Несколько позже была предпринята атака на правительство "младореформаторов". Тогда расцвели таланты Доренко, Леонтьева, Киселева, сумевших вульгарную информационную мочиловку возвести в ранг искусства. В ту пору и сложилось представление, что СМИ нужны олигархам лишь как инструменты "холодной войны" между собой и с властью. В силу этого обстоятельства с демократическими СМИ стало происходить нечто неладное. Они стали заостряться и затачиваться. Доренко был уже не столько пером, сколько штыком. В битве с Лужковым и Примаковым – гранатометом». На страницах современных газет политические деятели, партии, бизнесмены, журналисты и самые обычные граждане постоянно с кем-то воюют: наступают, обороняются, прячутся в окопах, захватывают стратегические высоты, используют необходимые для боевых действий средства. Политические войны ведут штурмовики и десантники, разведчики и артиллеристы, они воюют под руководством маршалов и главнокомандующих, которые разрабатывают стратегию и тактику боевых действий, планируют десантные операции и другие способы достижения победы. Таким образом, можно сказать, что мнение А. П. Чудинова, что «современная Россия – это военнизированное общество»[36] с одной стороны подтверждается. Но не стоит рассматривать военную метафору на страницах газет как «вербальную агрессию»[37] без учета особой специфики газетно-публицистического стиля. Военные метафоры, прежде всего, - мощное средство речевой выразительности, реализующие особую оценочную газетную экспрессивность. Они призваны формировать общественное мнение, давать негативную или положительную оценку происходящему. Обилие военных метафор в газете можно рассматривать как лексическую незамкнутость военной лексики от общелитературного языка и как следствие тиражирования метафор журналистами. ЗаключениеВ данной курсовой работе были рассмотрены особенности военной метафоры как неотъемлемой части языка современной публицистики. Изучение литературы показало, что публицистика – особый род литературы, своеобразный по форме, методу подхода к действительности, средствами воздействия. Публицистика тематически безгранична, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. По силе воздействия публицистика не уступает художественной литературе, а кое в чем и превосходит ее. С целью эмоционального и эстетического воздействия на адресата журналисты использует самые разнообразные средства речевой выразительности ( метафоры, метонимию, олицетворение и др., подбирает лексику и фразеологию, синтаксические конструкции и др.), органично сочетая стандарт и экспрессию. Метафоры наиболее популярны в языке газеты. Метафоризация специальной лексики (в том числе и военной) является характерной чертой современной газетной публицистики. Проанализировав источники, можно сказать, что в современных газетах военные метафоры активно и продуктивно применяются как средство речевой выразительности, увеличивая информативную ценность и образность сообщения с помощью ассоциаций, вызываемых переносным употреблением слова. Таким образом военные метафоры участвуют в выполнение важнейших функций публицистики – убеждения и эмоционального воздействия на адресата. Исходя из структурного анализа военных метафор, можно сделать вывод, что особую экспрессивность, точность и выразительность газетным статьям придают развернутые метафоры, в которых метафорический образ реализуется в нескольких словосочетаниях или предложениях. Просмотр газетных публикаций спортивной тематики показал высокую продуктивность военной метафорики в языке спорта. Причина активного употребление военных метафор в спортивных публикациях заключается в исторической взаимосвязи войны и спорта, в сходном характере правил многих спортивных и боевых действий и в стремлении к экспрессии в описании спортивных зрелищ. Военные метафоры присущи в большом количестве и общественно-политическому языку. Наиболее активное употребление военных метафор выявлено в публикациях, посвященных экономическим и политическим вопросам. Практическая часть данной работы иллюстрирует появление метафор, вызванных определенными политическими, экономическими, социальными ситуациями (грузино-российкие, украино-российские конфликты и др.). Их понимание вызывает затруднение без дополнительного комментария. Стоит отметить, что подобные образы не долговечны: со временем политические события забываются, а, следовательно, и подобные метафорические выражения становятся непонятными. Таким образом, военная метафора является очень популярным и продуктивным средством речевой выразительности в языке современных газет, выступая не только как инструмент описания и оценки действительности, но и как средство ее познания. Список сокращенийАиФ – Аргументы и факты КП – Комсомольская правда Мед. газ. – Медицинская газета Парламент. газ. – Парламентская газета Рос. газ. – Росийская газета Совет. спорт – Советский спорт Литература1. Анисимова Т. В. Средства лексической экспрессии в публицистическом стиле//Слово в различных сферах речи.- Волгоград, 1988.- С.79-85. 2. Аристотель. Поэтика// Античные теории языка и стиля.- Москва; Ленинград, 1936. 3. Бали Ш. Французская стилистика.-Москва, 1961. 4. Баранов А. Н. Метафорические грани феномена коррупции//Общественные науки и современность.-2004.-№2.-С.70-79. 5. Баранов А. Н. Словарь русских политических метафор.- М.,1994. 6. Бессарабова И. Д. Метафора в газете// Вестник Московского университета. Сер. Журналистика.-1975.-№1.-С.53-58. 7. Бессарабова Н. Д. Метафора и образность газетно-публицистической речи// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.- С. 21-34. 8. Большой толковый словарь русского языка/ сост. С. А. Кузнецов.-Санкт-Петербург, 1998. 9. Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С.64-72. 10. Брысина Е. В. Метафорическая функция военной лексики: (по материалам современной публицистики) // Слово в различных сферах речи. - Волгоград, 1988. - С. 71-79. 11. Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи [Электронный ресурс]// Русская речь.-1994. - №1. - С.43-48. (#"#">#"#">#"/scripts/webirbis.exe?FUNC=FINDE&UTID=20060213181501&SENT1=AU:'Москвин,+В.П.'">Москвин В.П. Классификация русских метафор // Языковая личность. - Волгоград; Архангельск, 1996. - С. 103-113. 30. Никитин М. В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания.-1979.-№1.-С.91-102. 31. Новоселова В. А. Методические рекомендации к изучению курса «русский язык и культура речи». Раздел 2: Функциональные стили современного русского языка.-Петрозаводск, 2004. 32. Новоселова, В. А. Средства речевой выразительности в языке газеты (по материалам региональной прессы) // Вестник Карельского филиала СЗАГС - 2005: сборник статей - Петрозаводск, 2005. - Ч. 2. - С. 40 - 47. 33. Пауль Г. Принципы истории языка.-Москва, 1960. 34. Русский язык конца 20 столетия (1985-1995).-Москва, 2000. 35. Сазонов Г. Днем и ночью зову: «Жанры, ау!»//Журналист.-2004.-№11.-С.78.-79. 36. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка.-Санкт-Петербург, 1993. 37. Современный русский язык. Осоциальная и функционаьная дифференциация.-Москва, 2003. 38. Солганик Г. Я. Выразительные ресурсы лексики публицистической речи // Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 10-20. 39. Солганик Г. Я. Лексика газеты.-Москва, 1981. 40. Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 3-9. 41. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Электронный ресурс]// Публицистика и информация в современном обществе. - М. (#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва,1990.С. 3-9. [2] Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Электронный ресурс]// Публицистика и информация в современном обществе. - М. (#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Там же. [4] Сазонов Г. Днем и ночью зову: «Жанры, ау!»//Журналист.-2004.-№11.-С.78.-79. [5] Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ [Электронный ресурс] // Публицистика и информация в современном обществе/ под общ. ред. Г. Я. Солганика.-Москва. (#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Винокур Т.Г. Когда канцеляризмы и штампы становятся опасной болезнью? // Наша речь.- Москва, 1965. [7] Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе.-Москва, 1971. [8] Кожина М. Н. Стилистика русского языка.-Москва, 1993.-С.184. [9] Бали Ш. Французская стилистика.-Москва, 1961. [10] Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С.64. [11] Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9. [12] Аристотель. Поэтика// Античные теории языка и стиля.- Москва; Ленинград, 1936.-С. 178. [13] Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое// Метафора в языке и в тексте.-Москва, 1988.-С. 11. [14] Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990.-С.5-32. [15] Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990.-С. 396. [16] Шмелев Д. Н. Стилистическая дифференциация языковых средств [Электронный ресурс]. #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Калинин А., Костомаров В. Зачем корить зеркало? (О специфике языка газеты: Диалог лингвистов...)// - Журналист.- 1971.-№ 1.- С.ЗЗ. [18] Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С. 70. [19] Бессарабова И. Д. Метафора в газете// Вестник Московского университета. Сер. Журналистика.-1975.-№1.-С.53-58. [20] См. работы Лакоффа Д., Москвин В.П., Скляревской Г. Н. [21] Москвин В. П. Русская метафора: параметры классификации// Филологические науки.-2000.-№2.- С.66. [22] см. работы Москвина В. П.: «Классификация русских метафор», «Русская метафора: параметры классификации». [23] Пауль Г. Принципы истории языка.-Москва, 1960.- С. 115. [24] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале//Русская речь.-2001.-№3.-С.31. [25] Там же. С.42. [26] См. Харченко В К. Функции метафоры [Электронный ресурс].- Воронеж, 1992. (#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Большой толковый словарь русского языка/ сост. С. А. Кузнецов.-Санкт-Петербург, 1998. [28] Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи [Электронный ресурс]// Русская речь.-1994. - №1. - С.43-48. (#"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Елистратов А. А. Военная лексика в языке спорта//Русская речь.-2005.-№2.-С. 64-69. [30] Юрковский И. М. Активные процессы в русской спортивно-игровой лексике.-Кишинев, 1988. [31] Толковый словарь спортивных терминов.-Москва, 1993. [32] Баранов А. Н. Метафорические грани феномена коррупции//Общественные науки и современность.-2004.-№2.-С.70. [33] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале//Русская речь.-2001.-№4.-С.42. [34] Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Политика как диаглог [Электронный ресурс] #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале// Русская речь.-2001.-№4.-С.42-48. [36] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале// Русская речь.-2001.-;4.-С. 42. [37] Григорьева О. Н. Откуда берется зло// Электронный журнал «Полемика».-Вып. 10. (http://www.irex.ru/press/pub/polemika/10/gri/). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|