реферат, рефераты скачать
 

История страхового дела в России


короткий срок. В 1940 г. число застрахованных достигло 17 млн. человек, или

более 30% числа рабочих и служащих в стране.

Однако уже в предвоенные годы в связи с несоответствием изменившихся

условий установленным тарифным ставкам коллективное страхование стало

убыточным и было отменено. Были введены некоторые виды государственного

личного страхования, которые проводятся до настоящего времени Российской

государственной страховой компанией, в частности индивидуальное смешанное

страхование жизни и страхование от несчастных случаев.

Ликвидация коллективных форм страхования и введение различных видов

индивидуального страхования жизни поставили перед органами Госстраха новые

задачи. Главной организационной формой работы стало индивидуальное

обслуживание каждого трудящегося. Успех дела теперь зависел от того,

насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю,

помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора.

Для стимулирования развития личного страхования в 1946 г. отменяется

минимум суммы по смешанному страхованию жизни. В 1946-1947 гг.

пересматриваются и утверждаются новые правила по всем видам личного

страхования, направленные на расширение объема ответственности по каждому

заключенному договору. На 1 января 1947 г. количество действующих договоров

(полисов) по всем видам индивидуального страхования превысило 2,5 млн.

В послевоенные годы наблюдается значительный рост операций личного

страхования. Если на конец 1945 г. по всем видам личного страхования было

застраховано 1,8 млн. человек, то на 1 января 1953 г. – 5,9 млн. человек.

Удельный вес долгосрочного страхования в общем объеме договоров личного

страхования составил в конце 1953 г. почти 30%. Более чем в два раза

увеличилась материальная помощь населению по линии государственного личного

страхования: в 1946 г. выплаты страховых сумм составили 4,6 млрд. руб., а в

1953 г. – 9,5 млрд. руб.

Экономическое значение государственного страхования еще более возросло

после проведения в декабре 1947 г. денежной реформы. В условиях повышения

роли денег в народном хозяйстве, дальнейшем укреплении советского рубля,

роста его покупательной способности и снижения розничных цен материальная

помощь населению по линии государственного страхования стала более

эффективной.

Крупные изменения и дополнения в правила личного страхования,

характеризующиеся как этап его развития, были внесены в 1956 и 1965 гг. При

оформлении договоров смешанного страхования было отменено предварительное

врачебное освидетельствование страхователей. Расширен круг страхователей за

счет лиц старшего возраста (с 1965 г. на страхование стали приниматься лица

в возрасте до 65 лет). Были введены другие существенные льготы.

С 1966 г. стал внедряться опыт заключения договоров личного

страхования с уплатой взносов по желанию застрахованных через расчетные

части бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, то есть путем

безналичных расчетов.

В 1968 г. в качестве самостоятельного вида стало проводиться

страхование детей. В 1972 г. существенно пересмотрены правила смешанного

страхования жизни. С 1977 г. проводится страхование к бракосочетанию

(свадебное).

К началу 1975 г. число застрахованных по личному страхованию составило

почти 60 млн. человек, а показатель охвата страхованием рабочих, служащих и

колхозников достиг 52%. В 1985 г. договоры личного страхования имели более

100 млн. человек, а показатель охвата личным страхованием возрос до 85%.

В последние годы существенно расширился перечень видов личного

страхования: появилось страхование детей от несчастных случаев (с 1987 г.),

страхование школьников от несчастных случаев (с 1986 г.). крупной

социальной мерой государства по улучшению условий жизни ветеранов труда

стало введенное в 1988 г. добровольное страхование дополнительной пенсии

для рабочих, служащих и колхозников.

Однако усилившиеся инфляционные процессы в экономике страны в начале

90-х годов сделали проведение этого страхования бесперспективным и оно было

отменено.

В настоящее время государственное личное страхование проводит

Российская государственная страховая компания.

Совершенствование организации страхового дела в России

Организация государственного страхования перестраивалась и

совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными

задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. В 1921 г. при

Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха,

на которое было возложено осуществление государственного страхования не

только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились

страховыми подотделами финансовых отделов. В 1922 г. система

государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета,

получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В

связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной

ответственности по операциям Госстраха.

В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное

правление государственного страхования, которое получило большую

оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области

государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях

были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в

административном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с

населением в городских и сельских местностях привлекались страховые агенты.

Отсутствие жесткой государственной монополии сыграло положительную

роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стане

развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления

государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным

признанием того, что в СССР действует государственная страховая монополия,

было принятие в законодательном порядке "Положения о Наркомфине СССР", где

подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют

государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях

проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления

общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов

победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии

на страхование

В 1925 г. законодательно было закреплено, что "страхование во всех его

видах является государственной монополией Союза ССР". Проведение налоговой

реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой необходимость изменения

государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от

некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны

высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования

государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества

предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных

условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное

кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование

крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров

долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой

аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было

возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела

в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как

уже упоминалось выше.

В отечественной литературе данный период в истории страхования

характеризуется как период извращения в страховой работе на селе. Долгое

время это объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями кулацких

элементов, деятельностью классового врага, массовым вредительством,

далекими от истины. Главными виновниками запущенности страхового дела в

начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление

специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентную страховую

политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового

дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление

ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в

деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к

страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт

страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах

формировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты.

Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное

страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и

общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого

фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов

государственного страхования была вновь восстановлена.

Большое внимание уделялось укреплению организационных основ

государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было

утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР

и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом

устаревшее положение 1925 г.

Положением были установлены основные страховые операции, определены

методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха СССР со стороны

Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы

государственного страхования. В положении закреплялась монополия Госстраха

СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был

предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования

запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность

страховых органов, особенно низовых звеньев – районных и городских

инспекций.

Значительно изменены были организационные основы органов

государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение

министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность

Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела,

так как во всех республиках оно проводилось на основе единого

законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов

СССР.

В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственной

страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто

государственная страховая монополия была отменена, хотя продолжала

действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация

"не осмеливались" нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.

К числу организационных недостатков этого времени следует отнести

дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу

союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связи

период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом

страхового дела в стране.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988

г., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым

кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое

взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное

страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч

акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций,

которая охватывает и государственные страховые фирмы.

Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с

явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах

СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации

страхового дела.

Распад СССР в 19991 г. поставил на грань банкротства государственные

страховые организации большинства бывших союзных республик.

Государственным страховым органам России в целом пока не угрожает

банкротство, однако отношение к ним властей и средств массовой информации

негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с

его косностью и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить

сельскохозяйственное страхование.

В новых экономических условиях государственное страхование должно

играть более значительную роль. Государственное страхование – это не только

часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно

затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать

укреплению материального благосостояния трудящихся, сбалансированности

денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в

распределительных отношениях.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение

национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время.

Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка

заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12

января 1993 года. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная

служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы

контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г.

Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора

Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято

Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в

Российской Федерации", которым предусмотрен ряд мер, направленных на

совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой

деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в

финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997

году разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и

перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и

стихийных бедствий.

Совершенствование страхового рынка продолжается.

Заключение

Итоговая таблица

|Этап |Годы |Название |Содержание |

|I |1786 |Страхование в |В 1786 г. – Страхование от огня: был учрежден |

| |– |царской России |государственный заемный банк, которому |

| |1918 | |разрешалось принимать в залог дома и |

| |гг. | |недвижимость, застрахованные у него. |

| | | |Возникли новые страховые общества ( в 1867 г. |

| | | |– "Русское"; в 1870 г. – "Коммерческое"). |

| | | |В 1862 г. были организованы общества взаимного|

| | | |страхования от огня. |

| | | |В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном|

| | | |земском страховании (каждое губернское земство|

| | | |должно было вести операции по страхованию |

| | | |только в своей губернии). |

| | | |В 1881 г. страховое общество "Россия" |

| | | |производило страхование жизни, капиталов, |

| | | |коллективное и индивидуальное страхование. |

| | | |В 1888 г. страховое общество "Помощь" |

| | | |производило страхование от несчастных случаев.|

| | | | |

| | | |В 1903 г. создан в Москве Российский взаимный |

| | | |страховой союз, осуществляющий страхование от |

| | | |огня, движимого и недвижимого имущества. |

|II |1918 |Страхование в |Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. |

| |– |Советской |учрежден государственный контроль над всеми |

| |1991 |России (имеется|видами страхования, кроме социального, который|

| |гг. |ввиду |возглавлялся Комиссариатом по делам |

| | |территория |страхования. |

| | |бывшего СССР) |Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. "Об |

| | | |организации страхового дела в Российской |

| | | |Республике" страховое дело было объявлено |

| | | |государственной монополией во всех его видах. |

| | | |Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925г. |

| | | |"Положения о государственном страховании в |

| | | |СССР". |

| | | |Постановление Совета Министров СССР от 30 |

| | | |августа 1984 г. "О мерах по дальнейшему |

| | | |развитию Государственного страхования и |

| | | |повышению качества работы страховых органов". |

|Этап |Годы |Название |Содержание |

|II |1918 |Страхование в |1988 г. – Демонополизация страхования. Закон |

| |– |Советской |"О страховании". |

| |1991 |России (имеется|1990 г. – Положение "Об акционерных обществах |

| |гг. |ввиду |и товариществах с ограниченной |

| | |территория |ответственностью". |

| | |бывшего СССР) | |

|III |После|Страхование в |В 1992 г. – создан Росгосстрах. |

| |1991 |Российской |Указом Президента от 29 января 1992 г. |

| |г. |Федерации |государственные и муниципальные страховые |

| | | |предприятия преобразуются в акционерные |

| | | |страховые общества (АСО) закрытого и открытого|

| | | |типа и в страховые товарищества с ограниченной|

| | | |ответственностью (ТОО). |

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от

государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей

национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в

советский период истории. Крупные политические изменения, последовавшие в

связи с распадом СССР, вызвали объективную необходимость возрождения

национального страхового рынка в России.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.