реферат, рефераты скачать
 

Пенсионная реформа в РФ на современном этапе развития


Пенсионная реформа в РФ на современном этапе развития

Министерство образования Российской Федерации

Оренбургский государственный университет

Кафедра “Страхового дела”

Доклад для научной конференции “Актуальные проблемы страхования”

на тему

“Пенсионная реформа в РФ на современном этапе развития”

Выполнил студент

группы 00фк-7

Кожакин А.В.

Оренбург 2003 г.

Содержание

1.Причины и цели пенсионной реформы………………………………………….2

2.Субъекты рынка обязательного пенсионного страхования……………………4

2.1. Управляющие компании………………………………………………………4

2.2.Негосударственные пенсионные фонды………………………………………8

3. Контроль за ходом пенсионной реформы………………………………………9

4.Страховщики……………………………………………………………………...11

5. Недостатки и варианты их устранения…………………………………………13

Приложение…………………………………………………………………………16

1.Причины и цели пенсионной реформы

Как известно в 2002 году в России началась пенсионная реформа. Суть ее в

том, чтобы от чисто распределительной государственной пенсионной системы

перейти к смешанной, распределительно-накопительной.

До нынешнего времени государственные пенсии выплачивались и выплачиваются

на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии,

получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами (если

точнее - работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты

труда). Собранные деньги не инвестируются - некогда: едва поступив в

Пенсионный фонд России, они "с колес" идут на выплату текущих пенсий.

Подобная система хороша, когда на одного пенсионера приходится 3-4 (а лучше

еще больше) работающих граждан: тогда можно платить сравнительно достойные

пенсии, отбирая у работающих не слишком много. Но если демографическая

структура в стране ухудшается из-за увеличения продолжительности жизни и

снижения рождаемости, т.е. население стареет, - то сокращается и

соотношение числа работающих с числом пенсионеров. Сейчас в России эта

цифра уже меньше 2, и в дальнейшем она будет только снижаться. Тогда

приходится либо увеличивать налоги, либо уменьшать пенсии.

У нас налицо обе эти неприятности: пенсии почти нищенские, а вместе с тем

предприятия-работодатели недовольны чрезмерно высоким, по их мнению, единым

социальным налогом, из которого как раз и платятся пенсии. Впрочем, тут мы

не первые: развитые западные страны уже давно столкнулись с проблемой

старения населения, а вследствие этого - с финансовыми затруднениями

распределительных пенсионных систем.

В качестве главного способа решения этой проблемы предлагается введение

накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что определенная часть пенсионных взносов, поступающих в ПФР

за каждого работника, будет не тратиться на текущие пенсии, а

инвестироваться в ценные бумаги или иные финансовые активы. Средства эти

будут распределяться по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного

гражданина будет зависеть от его зарплаты. С другой стороны, на

накопительные счета будут зачисляться доходы от инвестирования.

При такой системе, с одной стороны, к старости у человека должна накопиться

определенная сумма, из которой можно будет платить ему пенсию, - а с другой

стороны, российская экономика получит столь необходимые ей инвестиционные

ресурсы. Обе цели выглядят вполне достойно.

Это не означает полного отказа от распределительной системы: в определенном

небольшом размере она будет сохраняться. Вместе с тем, введение

накопительного элемента в государственную пенсионную систему не отменяет и

не заменяет дополнительного добровольного пенсионного обеспечения в

негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

Отдельный и очень важный для финансового сообщества вопрос - кто и как

будет принимать инвестиционные решения в отношении накопительной части

трудовых пенсий. Уже в 2003 году граждане получили возможность выбора:

оставить деньги в ПФР для консервативного инвестирования в государственные

ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям. В 2004 году

появится третий возможный вариант - перевод этих средств в

негосударственные пенсионные фонды.

Новая схема выглядит приблизительно так В соответствии с Федеральным

законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской

Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:

Базовой части;

Страховой части;

Накопительной части.

Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим

минимальный трудовой стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня базовая часть составляет 450 рублей. Эта часть будет периодически

утверждаться законодательной властью наравне с минимальным размером

заработной платы.

Для обеспечения ее выплаты в бюджет будет перечисляться половина ставки

пенсионных платежей, то есть 14% от фонда оплаты труда.

Страховая часть учитывает весь период работы и зависит только от того,

сколько накопилось пенсионного капитала на Вашем персональном лицевом

счете. Этот счет отражает обязательства государства перед Вами и получает

денежное выражение с момента получения права на пенсию. До этого все

отчисления, предназначенные на страховую часть, будут закрепляться в виде

обязательств государства на индивидуальных счетах всех застрахованных лиц.

Текущие поступления будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже

находится на заслуженном отдыхе.

На ее формирование в зависимости от возраста и сферы деятельности

застрахованного лица будет расходоваться 8-14% от фонда оплаты труда.

Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный

на индивидуальном счете пенсионный капитал будет делиться на 19 лет

(средняя продолжительность жизни пенсионера), и равномерно распределяться в

течение года.

Накопительная часть - Ваши личные сбережения, накапливаемые на специальной

части индивидуального лицевого счета, которыми Вы имеете право

распоряжаться самостоятельно, путем передачи их профессиональной

управляющей компании.

Эта часть будущей пенсии состоит из накопленных сумм взносов и

инвестиционного дохода, полученного выбранной Вами управляющей компанией.

Преимущества Новой пенсионной модели

Новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля, внесенного

Вами за каждый год и месяц Вашего трудового стажа;

Закрепляются обязательства государства персонально перед каждым работником.

После Вашего выхода на пенсию, эти обязательства будут выполняться в полном

объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы Вашей

трудовой деятельности.

Реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачность пенсионной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии обеспечит необходимый пенсионный резерв

в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации

2.Субъекты рынка обязательного пенсионного страхования

2.1.Передача пенсионных накоплений частным управляющим компаниям

Согласно Закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для

финансирования накопительной части трудовых пенсий", начиная с 2003 года

все работающие граждане моложе определенного возраста (мужчины - от 1953

года рождения, женщины - от 1957 года рождения) получают возможность

перевести свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в частную

управляющую компанию (ст.32 Закона).

В основе инвестиционной политики Управляющей компании лежит стратегия

сохранения и увеличения капитала, предполагающая использование системы

контроля рисков для получения среднего стабильного дохода при минимальном

уровне риска в целях сохранения и приумножения средств пенсионных

накоплений, находящихся в доверительном управлении Управляющей компании.

Перечень видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных

накоплений

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях

Российской Федерации;

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации номинированные

в рублях Российской Федерации;

облигации российских эмитентов номинированные в рублях Российской

Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

депозиты в рублях в кредитных организациях.

Структура инвестиционного портфеля.

Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворять следующим основным

требованиям:

максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в

инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключением

государственных ценных бумаг Российской Федерации;

депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну

банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной

организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую

группу), не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;

максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных

аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного

депозитария, не должна превышать 5 процентов;

максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна

превышать 10 процентов его капитализации;

максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не

должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении

облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг

Российской Федерации;

максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного

эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объема находящихся в

обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных

ценных бумаг Российской Федерации.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле активов, указанных в последних

двух подпунктах, не должна превышать 20 процентов.

Дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений:

сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений,

совершаются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг на условиях

поставки против платежа и на основе заявок на покупку и заявок на продажу

ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, что заявки

адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая

идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе

торгов другим участникам (далее именуются - рыночные сделки);

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации,

выпущенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований, и в облигации российских хозяйственных обществ

при условии, что срок погашения указанных облигаций не наступил;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в государственные

ценные бумаги субъекта Российской Федерации при условии, что:

указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора

торговли на рынке ценных бумаг;

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выступающий

эмитентом указанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об

исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, а также отчеты об

исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;

среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,

рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс.

рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в муниципальные

облигации при условии, что:

указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора

торговли на рынке ценных бумаг;

исполнительный орган муниципального образования, выступающий эмитентом

указанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об исполнении

бюджета муниципального образования, а также отчеты об исполнении

обязательств, возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;

среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,

рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс.

рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации

российского эмитента, являющегося хозяйственным обществом, при условии,

что:

эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных

правовых актов о ценных бумагах и о хозяйственных обществах;

указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора

торговли на рынке ценных бумаг;

эмитент указанных ценных бумаг представляет организатору торговли на рынке

ценных бумаг ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах

(событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность

эмитента;

количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;

у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случае

существования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;

стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;

рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 30 млн.

рублей;

среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,

рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс.

рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в акции российского

эмитента, являющегося открытым акционерным обществом, при условии, что:

эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных

правовых актов о ценных бумагах и об акционерных обществах;

указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора

торговли на рынке ценных бумаг;

эмитент представляет организатору торговли на рынке ценных бумаг

ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах (событиях,

действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента,

информацию о количестве акционеров эмитента, информацию о том, что одно

лицо и (или) его аффилированные лица стали владельцами более 75 процентов

обыкновенных именных акций эмитента;

количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;

одно лицо и (или) его аффилированные лица владеют не более чем 75

процентами обыкновенных именных акций эмитента;

у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случае

существования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;

стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;

рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 300 млн.

рублей;

среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,

рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 2 млн.

рублей;

доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не

может составлять более 35 процентов инвестиционного портфеля.

Максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле

составляет

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 40

процентов;

облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации):

облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, - 40 процентов;

облигации российских хозяйственных обществ:

в 2004 году - 50 процентов;

в 2005 году - 60 процентов;

в 2006 году - 70 процентов;

с 2007 года - 80 процентов;

акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами:

в 2004 году - 40 процентов;

в 2005 году - 45 процентов;

в 2006 году - 55 процентов;

с 2007 года - 65 процентов;

Максимальная доля в инвестиционном портфеле отдельных классов активов,

определяется в соответствии с законодательными и нормативными актами.

При инвестировании средств пенсионных накоплений Управляющая компания

обязана соблюдать иные требования, установленные законодательством

Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, договорами с

Пенсионным Фондом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Для этого ПФР должен сперва выверить информацию о состоянии "специальной

части индивидуального лицевого счета" каждого застрахованного лица (т.е.

работающего гражданина, за которого платятся страховые взносы в ПФР), а

затем до 1 июля направить каждому гражданину отчет о состоянии его счета

месте с бланком заявления о выборе управляющей компании. Либо гражданин

выбирает управляющую компанию по своему вкусу - тогда деньги должны быть

переведены туда до 31 декабря текущего года и в дальнейшем будут

вкладываться в соответствии с инвестиционной декларацией УК. Либо гражданин

больше доверяет государству или вообще никак не выражает своего отношения к

происходящему - тогда деньги остаются в ПФР и инвестируются государственной

управляющей компанией (сейчас таковой назначен Внешэкономбанк) в

государственные ценные бумаги.

Передача денег управляющей компании, согласно Закону, не приводит к смене

формы собственности: средства пенсионных накоплений остаются собственностью

Российской Федерации (ст.5 Закона). Договор доверительного управления будет

считаться заключенным между РФ и управляющим, и выгодоприобретателем по

нему будет являться также РФ, а не гражданин, инициировавший передачу денег

управляющему (ст. 18 Закона). Последующие налоговые платежи, включающие в

себя пенсионные "страховые взносы", будут по-прежнему приходить в ПФР и

лишь по итогам года передаваться управляющему. При выходе человека на

пенсию управляющий должен будет возвратить накопленные деньги в ПФР, а этот

последний будет выплачивать пенсию.

Чтобы было из кого выбирать, государство должно провести конкурс

управляющих компаний (ст. 19 Закона). На сегодняшний день конкурс проведен

и 55 УК получили лицензии.

Одним из главных участников рынка пенсионных накоплений станет

Государственная управляющая компания (ГУК) в лице Внешэкономбанка. Именно

под ее управление, по протезам экспертов Пенсионного фонда России, перейдет

до 90% пенсионных накоплений россиян.

- В чем главное отличие частных управляющих компаний от государственной?

- Прежде всего в перечне разрешенных для инвестирования активов, то есть

инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные накопления. Частные

управляющие компании могут вкладывать средства в шесть различных финансовых

инструментов, у государственной управляющей компании таких инструментов по

закону только четыре - это государственные ценные бумаги в валюте,

государственные ценные бумаги в рублях, ипотечные ценные бумаги,

гарантированные правительством и остатки на корреспондентских счетах. Но на

практике этот список даже меньше, если учесть, что ипотечных ценных бумаг

на сегодняшний день еще нет, а остатки на корсчетах минимальны. Таким

образом, ответ на вопрос, куда Внешэкономбанк будет вкладывать средства,

очевиден - в еврооблигации и внутренние рублевые госбумаги. Такие правила

установлены законом.

- Частные УК имеют больше возможностей для получения более высокого дохода,

чем ГУК, за счет широкого выбора инструментов. Однако необходимо учитывать,

что высокая доходность является оборотной стороной высокого уровня рисков.

Чем выше доходность, тем больше риск, чем ниже доходность, тем ниже риск -

это общее правило.

- Если потери будут обусловлены неправомерными действиями банка, то по

закону их обязаны возместить . Более того, если в деятельности

государственного управляющего будут серьезные нарушения, то правительство

может вообще назначить другую государственную управляющую компанию. Или

сменить весь менеджмент. Причем сделать это оно может в любое время. В этом

как раз еще одно принципиальное отличие компании от частных управляющих

компаний. Там ключевой мерой воздействия является возможность отзыва

лицензии ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг), но это

непростой процесс, и действия ФКЦБ в данном случае можно оспаривать. Однако

ФКЦБ не может сменить менеджмент частной организации.

2.2.Передача пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды

Согласно новой редакции Закона "О негосударственных пенсионных фондах",

принятой Законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ, сфера деятельности НПФ расширяется:

наряду с добровольным пенсионным обеспечением, они теперь смогут

участвовать и в обязательном пенсионном страховании, т. е. работать со

средствами пенсионных накоплений.

Датой их рождения можно считать 16 сентября 1992 года, когда президент РФ

подписал указ "О негосударственных пенсионных фондах". С тех пор количество

подобных фондов перевалило за двести. По данным инспекции НПФ при

Министерстве труда, на 1 сентября 2003 года в России действует 286 таких

фондов. Их услугами пользуются свыше 4,87 млн. россиян. За 2-й квартал 2003

года собственное имущество фондов увеличилось на 6, 9% - до 87 млрд.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.