реферат, рефераты скачать
 

Страхование морских судов


задержки или невозможности использовать другое судно или имущество,

находящееся на нем;

общей аварии, спасательных работ или обусловленного договором

страхования спасания другого судна или имущества.

При страховании ответственности по каско полису исключаются убытки или

расходы, возникшие в связи со следующим; причинами:

8.4.1) устранение или удаление препятствий, обломков, грузов или какого-

либо другого предмета;

8.4.2) вред, причиненный какому-либо недвижимому или личному имуществу либо

вещи, за исключением других судов или имущества, находящегося на других

судах;

8.4.3) вред, причиненный грузу или другому имуществу, находящемуся на

застрахованном судне, или какие-либо другие обязательства;

8.4.4) смерть, физическая травма или болезнь;

8.4.5) загрязнение или поломка какого-либо недвижимого или личного

имущества либо предмета (за исключением других судов, с которыми

столкнулось застрахованное судно, или имущества на этих судах).

По некоторым национальным условиям возмещаются платежи владельцам

поврежденных судном береговых или плавучих сооружений -причалов, кранов,

складов.

В силу разного рода специальных условий можно застраховать ряд рисков

ответственности перед третьими лицами, обычно, покрываемых полисом

страхования ответственности судовладельца (в частности, по английским

оговоркам о страховании рыболовецких судов, оговоркам о страховании

портовых рисков (т.е. судов на время эксплуатации в пределах небольшой

акватории), оговоркам о страховании яхт - ответственность за гибель или

травмы третьих лиц и т. д.

в) расходы

1. Убытки по общей аварии подлежат распределению между судном, грузом и

фрахтом пропорционально их стоимости. Если какая-либо опасность

одновременно угрожает и судну и пере возимому на нем грузу, судовладелец

может произвести расходы с целью спасания морского предприятия: зайти в

порт-убежище, перегрузить груз для снятия судна с мели или выбросить за

борт часть груза. Такие расходы относятся на общую аварию и распределяются

между судовладельцем и грузовладельцами.

2. Расходы по спасанию судна с грузом на борту - один из видов

общеаварийных расходов. Важно, чтобы условия договора спасания были

предварительно согласованы со страховщиком.

3. Расходы по предотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера (Sue

and Labour expenses) - обычные и для других видов морского: страхования

расходы по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов.

Оговорка ИЛС 280 как стандартные условия договора страхования не

содержит исчерпывающий перечень рисков, который может удовлетворить

потребности страхователя. Помимо стандартных условий страхования существует

около 40 оговорок ИЛС, ограничивающих или расширяющих стандартный объем

покрытия. Наиболее существенной является оговорка ИЛС 294 "Additional

Perils - Hulls" от 01.10.83 г., которая применяется только вместе с

оговоркой ИЛС 280.

Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительную премию могут

возмещаться:

1) расходы по ремонту или замене:

взорвавшегося парового котла или разрушенного вала;

дефектной детали, которая явилась причиной нанесения ущерба судну,

застрахованному в соответствии с подпунктом 6.6.2 ИЛС 280. При этом

исключается возмещение убытка, связанного с дефектами вследствие ошибки в

дизайне или конструкции судна;

2) убыток или ущерб, нанесенный судну вследствие какой- либо аварии или

небрежности, некомпетентности или ошибочного суждения со стороны какого-

либо лица.

Страховое покрытие, обусловленное оговоркой ИЛС 294, исключает

возмещение ущерба, явившегося следствием умысла или преднамеренных действий

со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна.

На практике страховщики каско, учитывая все технические

характеристики судна, его возраст, флаг и т. д., чаще предлагают

страхование на ограниченных условиях, среди них:

оговорка ИЛС 284 - предусматривает компенсацию ущерба, явившегося

следствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3/4

ответственности при столкновениях, включая расходы по спасанию;

оговорка ИЛС 289 - предусматривает расходы, связанны только с полной

гибелью, включая расходы по спасанию и другие расходы.

В качестве дополнительных условий могут применяться:

оговорка ИЛС 290 "Расходы по обслуживанию судна (disbursements) и

возросшая стоимость (increased value)" - при страховании только от полной

гибели, включая так называемые сверхобязательства (excess liabilities);

оговорка ИЛС 291 - сверхобязательства.

Под сверхобязательствами подразумеваются дополнительные расходы по

общей аварии, спасанию, установлению размера ущерба, а также доля

ответственности при столкновениях, превышающие объем страхового возмещения

согласно стандартному договору страхования ИЛС 280 при несоответствии

страховой стоимости судна стоимости данного судна, признанной для

контрибуции по общей аварии, спасанию и т. д.

По инициативе как судовладельца, так и страховщика по договору

страхования могут быть компенсированы различные вид убытков: от страхования

судна только от полной гибели (и даже только от фактической полной гибели,

как это практикуется на немецком рынке) до страхования полного объема

рисков, в Англии - по оговорке ИЛС 280, в Восточной Европе -на условиях с

ответственностью за гибель и повреждения.

Промежуточные варианты различаются в зависимости от принятых на

страхование рисков: общая авария, спасание другого судна и столкновение,

например английская оговорка ИЛС 284. В основном на западном и

восточноевропейском рынках действуют стандартные условия страхования.

Исключение составляют английские условия, так называемые FPA, в

соответствии с которыми страхованием покрываются только определенные виды

повреждений корпуса, вызванные пожаром, молнией, взрывом, посадкой на мель,

столкновениями и некоторыми другими событиями. Целый ряд рисков, в том

числе все случаи поломок машин и оборудования, предусмотренные полными

условиями, т.е. оговоркой ИЛС 280. в этом случае страхованием не

покрываются

Английский и континентальный подходы к страхованию каско судов

различаются тем, что на континенте судовладельцу достаточно

продемонстрировать факт убытка, тогда как в английской практике он должен

разъяснить, вследствие воздействия какого застрахованного (т.е. включенного

в договор страхования) риска возник убыток. Следовательно, классификация

включаемых в договор страхования рисков более совершенна в английской

практике.

В стандартных условиях различаются две группы рисков: не связанные и

связанные с человеческим фактором. Под человеческим фактором имеется в виду

вклад судовладельца в возникновение убытка. Ниже дается классификация

рисков согласно новой редакции английской оговорки ИЛС 280 от 01.11.95 г.

(в предыдущем варианте есть несколько отличий):

а) риски, не зависящие от воли судовладельца: различные навигационные

опасности, в том числе затопление судна в шторм, посадка на мель; взрыв,

пожар; пиратство или бандитские нападения на судно; преднамеренный выброс

имущества за борт; землетрясение, извержение вулканов, удар молнии;

происшествие при погрузочно-разгрузочных работах или бункеровке. Особый

риск - уничтожение судна, являвшегося потенциальным источником загрязнения

окружающей среды, по приказу властей.

б) риски, которые мог бы предотвратить судовладелец: взрыв котлов, поломка

валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса; небрежность офицеров или

команды, ремонтников или фрахтователей; мошенничество со стороны офицеров

или команды; столкновения с летательными аппаратами, наземным транспортом,

доками или портовым оборудованием. Если судовладелец докажет, что убыток

возник вследствие одной из причин, перечисленных в пункте "а", дальнейшего

расследования практически .не требуется. Если страховой случай произошел по

одной из причин, перечисленных в пункте "б", убытки судовладельца будут

возмещены только, если будет доказано, что не имел место "недостаток

должной заботливости", т.е. недосмотр и. т.п. небрежность со стороны

судовладельца, менеджера, суперинтендантов или руководящих сотрудников

берегового аппарата судовладельческой компании. Капитан, офицеры, члены

команды или лоцманы не относятся к этой категории (хотя на российском рынке

в договорах есть формулировки, согласно которым понятие "судовладелец"

распространяется и на капитана судна). Последствия их недосмотра или

небрежности покрываются страхованием. Такое различие приводит к тому, что

каждый ущерб, возникший в результате причин, перечисленных в пункте "б",

длительное время изучается страховщиками на предмет наличия или отсутствия

вины судовладельца и иных лиц. Следует отметить, что в редакции английских

оговорок от 01.11.95 г. расширен перечень лиц, недосмотр или небрежность

которых может привести к отказу страховщика в выплате страхового

возмещения.

Как и во многих других видах страхования, в договор могут быть

включены дополнительные оговорки, ограничивающие или расширяющие сферу его

действия.

Основное условие - наличие и сохранение действующего класса

соответствующего классификационного общества. Договор не будет заключен,

если судно не обладает действующим классом. Общества, одобренные

страховщиками, в Англии перечислены в Классификационной оговорке 354 от

13.04.92 г. Это Ллойд Английский и Германский, Бюро Веритас и Норвежский

Веритас, а также американское, итальянское, польское, российское,

южнокорейское и японское классификационные общества. Существует, но

неофициально список обществ второго десятка, также приемлемых, но с

некоторыми оговорками. Если судно имеет класс общества, не входящего ни в

одну из указанных групп, застраховать его нелегко.

Важно, чтобы судно обладало действующим классом не только на момент

заключения договора страхования, но и в течение всего периода его действия.

Второе, не менее существенное условие - действие договора страхования

в рамках определенного географического региона. Так, английская оговорка

ИЛС 26 от 01.07.76 г. вносит запрет на плавание судов в определенных

широтах Атлантического побережья Северной Америки, по Балтийскому морю в

определенное время года, в водах Северного Ледовитого океана севернее 70-й

широты, за исключением разрешенного плавания в норвежские порты и в

Мурманск, на российском Дальнем Востоке к северу от 46-й параллели, к югу

от 50-й параллели южной широты. Выходы за пределы оговорки могут

страховаться только при условии уплаты дополнительной страховой премии,

иногда весьма существенной, хотя могут быть согласованы и другие варианты.

Норвежские и немецкие условия содержат несколько иные географические рамки.

Более простой подход к географическим ограничениям содержит ссылку на

формулировку соответствующего сертификата класса судна, при этом

запрещается выход за его пределы.

По инициативе страховщика или страхового брокера в договор

страхования могут исключаться иные условия, как стандартные (например,

английская оговорка ИЛС 294 "Дополнительные риски", расширяющая объем

страхового покрытия до максимально возможного), так и созданные отдельными

брокерами и, соответственно, имеющие множество несовпадающих

формулировок (например, оговорки о страховании перегрузочных операций,

которые исключены по стандартным условиям, о страховании находящихся вне

судна запчастей, оборудования баров и содержимого магазинов на пассажирских

судах и т. д.).

Не следует забывать и о стандартных исключениях, к которым относится

прежде всего исключение последствий войны, забастовок и противоправных

действий третьих лиц, а также последствий радиоактивного заражения.

Наиболее распространено включение в договор страхования военных и

забастовочных рисков. Этот вид страхования относительно недорог, но

автоматически действует только за пределами зон повышенной опасности. При

заходе судов в опасные зоны, список которых постоянно пересматривается,

уплачивается дополнительная страховая премия. Возможно страхование судов от

риска потери фрахта, по которому возмещаются доходы судовладельца, не

полученные вследствие аварийного простоя судна Суммы, не полученные в

результате банкротств или неплатежеспособности контрагентов судовладельца,

по этому виду страхования возмещению не подлежат. Страхование достаточно

дорого и имеет свои ограничения, в частности не страхуются первая или две

первых недели ремонта (временная франшиза).

Широко распространено страхование судов на случай повышенных расходов.

Оно проводится с целью уменьшения общей стоимости страхования: 80 процентов

стоимости судна страхуются на полных условиях, а 20 процентов - на

условиях, практически предоставляющих страховое покрытие только в случае

полной гибели, конечно, по более низким ставкам.

Если судно заложено в банке, обычно проводится страхование интересов

кредитора. По этому дополнительному виду страхования в договоре

оговаривается весьма экзотический риск, связанный с тем, что владелец

заложенного судна может вовремя не заплатить страховую премию или иным

образом нарушит условия договора страхования каско судов, в результате

страховщик откажет в возмещении его убытков, а материально пострадает

кредитор. Страхование интересов кредитора снимает этот риск.

Целый набор специальных условий страхования предусматривает

возможность страхования судна на рейс, на период ремонта или строительства

(страхование строительных рисков, чаще применимое не к одному судну, а ко

всей верфи), а также упомянутого выше страхования рыболовецких судов,

портовых рисков, яхт.

Оговорка ИЛС 285, которую используют при страховании на рейс.

предусматривает тот же объем страхового покрытия, что и оговорка ИЛС 280,

хотя и имеет свою специфику, связанную с краткосрочным характером риска.

Особое внимание уделяется определению момента начала страховой защиты, а

также соблюдению согласованного маршрута и "ледовой оговорки". В противном

случае страхователь обязан немедленно информировать страховщика обо

всех изменениях.

При страховании судов применяется так называемая "ледовая оговорка"

ИЛС 26. Поскольку страховое покрытие при страховании каско судов может

предоставляться в отношении не только корпуса, но и машинного оборудования

судна, ИЛС предусматривает соответствующую оговорку ИЛС 298 "Machinery

Demage Additiional Deductible Clause", согласно которой помимо обычной

франшизы по каско полису устанавливается и дополнительная франшиза при

повреждении машинного оборудования, вала. электрооборудования,

конденсаторов или других механизмов судна.

Условия страхования каско судов во время навигации судов или

маневрирования в акваториях портов регулируются специальными оговорками ИЛС

соответственно "ITC Port Risks/Cl.311" и "ITC Port Risks Including Limited

NavigationyCl.312" от 20.07.87 г.

При страховании каско рыболовецких судов страховщики

руководствуются условиями оговорки ИЛС 346 "Institute Fishing Vessel

Clauses" от 20.07.87 г. Особенностью данных условий является возможность

получения страхового возмещения (кроме стандартных рисков):

а) по рискам при столкновении автоматически в размере 4/4

ответственности;

б) по "P&I" рискам, традиционно страхуемым в клубах взаимного

страхования.

В остальном условия ИЛС 346 практически соответствуют стандартным

условиям оговорки ИЛС 280.

Страхование судов в постройке (новостроек) осуществляется в

соответствии с условиями оговорки ИЛС 351 "Institute Clauses for Builder's

Riks" от 01.06.88 г. и другими национальными соглашениями, например в ФРГ

-Bauendwerttarif, в Англии - Joint Construction Risks Agreement.

Кроме стандартных исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 280:

военные и забастовочные риски, преднамеренные противоправные действия

третьих лиц и ущерб, нанесенный вследствие применения ядерного оружия и/или

воздействия радиации или радиоактивного заражения и т. п., -страховщики

каско судов, как правило, не возмещают убытки, возникшие в результате:

умысла или грубой небрежности со стороны страхователя его

представителей (капитан и члены экипажа к таковым не относятся) - см.

раздел № 7 оговорки ИЛС 280;

известной страхователю или его представителям немореходности судна до

его выхода в рейс;

износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования и т.д.;

эксплуатации судна в районах или условиях, не предусмотренных его

ледовым классом;

ликвидации остатков застрахованного судна, причинения вреда

окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц (может быть

застраховано в клубе взаимного страхования);

потери фрахта, если не оговорено иное; действий официальных властей в

отношении судна, за исключением убытков, указанных в разделе № 7 оговорки

ИЛС 280; а также косвенные убытки страхователя.

Несмотря на то что военные риски относятся к группе стандартных

исключений, страхователь, как уже говорилось, может по согласованию со

страховщиком застраховать за дополнительную премию свое судна или флот

судов от гибели или повреждения вследствие каких-либо военных действий или

событий.

Условия страхования военных рисков отражены в Сборнике оговорок ИЛС:

в оговорке ИЛС 281 "Institute War and Strikes Clauses - Hulls Time" от

01.10.83 г., объединяющей военные и забастовочные риски, и оговорке ИЛС

300, исключающей по сравнению с оговоркой ИЛС 281 риски конфискации и/или

экспроприации.

В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересы страхователя могут

быть застрахованы от следующих рисков:

война, гражданская война, революция, восстание, мятеж, бунт либо

возникшие при этом гражданские волнения или какие-либо враждебные действия

со стороны либо в отношении воюющих государств;

попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконного

удержания имущества, а также возникшие при этом последствия;

бесхозные мины; торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие;

терроризм или действия какого-либо лица, совершенные злонамеренно или

по политическим мотивам; конфискация или экспроприация.

В рамках данных условий страхуются и другие риски, предусмотренные

стандартными условиями оговорки ИЛС 280 (например, 4/4 ответственности при

столкновениях), за исключением п.п. 1, 2, 3. 4, 6, 12, 21.1.8, 22, 23, 24,

25 и 26, если не предусмотрено иное.

Среди исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 281, можно выделить.

4.1) гибель, повреждения, ответственность или расходы, возникшие

вследствие:

4.1.1) детонации или взрыва ядерного оружия;

4.1.2) начала войны (объявленной или нет) между какими-либо из

следующих держав: Великобритания, США, Франция, Россия, Белоруссия,

Казахстан;

4.1.3) реквизиции или преэмпции (право правительства воюющей стороны

на покупку по коммерческой стоимости имущества или груза, принадлежащего

гражданам другого нейтрального государства, во избежание попадания такого

имущества или груза в руки противника);

4.1.4) захвата, ареста, удержания, конфискации или экспроприации со

стороны или по распоряжению правительства или местных властей страны,

которой принадлежит или в которой зарегистрировано судно;

4.1.5) ареста, удержания, конфискации или . экспроприации в

соответствии с карантинными требованиями или в связи с нарушениями

таможенных или торговых правил;

4.1.6) убытков, связанных с судебным процессом, а также

невозможностью предоставить гарантию или оплатить штраф либо выполнить

другие финансовые обязательства;

4.1.7) пиратства;

4.2) гибель, повреждения, ответственность или расходы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.