реферат, рефераты скачать
 

Сущность социального страхования


Сущность социального страхования

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Московский государственный открытый университет

Факультет “Инженерный бизнес”

Кафедра “Экономической теории, менеджмента, маркетинга.“

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО “Управлению социальным развитием“

ТЕМА “Сущность социального страхования”

Исполнитель: Студентка Сергеева Д.В.

шифр 1393680

IV курс факультета инженерного бизнеса

вечернее отделение

Руководитель: профессор Фомина В.П.

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ

| |Стр. |

|Введение |2 |

|Глава I |3-5 |

|Глава II |4-19 |

|Глава III |20-21 |

|Заключение |22 |

|Приложение 1 |23 |

|Список использованной литературы |24 |

ВВЕДЕНИЕ

Во времена социализма каждый работник твердо знал, что он всегда

получит свою путевку в санаторий, отправит своего ребенка в пионерский

лагерь, а пенсии его родителей хватит им на жизнь. Если заболеет он или его

ребенок, то его бесплатно вылечат и оплатят больничный лист. Матери-

одиночки получали пособие на ребенка, которого, конечно не хватало на

шикарные пеленки и ленты, но оно помогало выжить тем, кто попал в трудную

ситуацию. Все это давала “Советская страна”, а откуда брались эти деньги и

почему сейчас так катастрофично положение: женщина боится уйти в декрет,

потому что если ее и не выгонят, то пособие по беременности и родам будет

настолько мизерно, что его не хватит даже на проезд в общественном

транспорте.

Деньги на это получались из средств социального страхования, системой

которого по праву гордилась страна. Куда же сейчас делись эти средства,

неужели источники формирования их иссякли, но ведь мы по-прежнему отчисляем

ежемесячно часть своей зарплаты в бюджет и внебюджетные фонды.

В данной работе я хотела бы постараться понять как действует система

социального страхования в нынешней России и возможность получения реальной

отдачи от внебюджетных фондов каждым конкретным плательщиком.

ГЛАВА I

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ.

Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

Фонда социального страхования и обеспечения

Пенсионного Фонда

Фонда занятости населения

Фонда обязательного медицинского страхования

Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные

социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой

формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в

течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к

нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых

взносов.

Документы, предоставляемые для регистрации.

Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии

документов: свидетельство о регистрации, письмо статистического органа о

присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, устав

предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает

страхователю извещение , которое необходимо хранить как документ строгой

отчетности.

В дальнейшем в случае реорганизации предприятия страхователь обязан

письменно уведомить о произошедших изменениях исполнительную организацию

Фонда.

В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на

страховых взносах много схожего, но есть и отличия. Все они организационно

обособлены. Для каждого из фондов есть свой тариф; полностью не совпадает

круг выплат, на которые начисляются взносы; имеется разница в применении

штрафных санкций за нарушение страховых взносов и сокрытие денежных сумм,

на которые должны начисляться взносы.

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по

страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В

настоящее время они составляют:

в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем

основаниям - 5,4%;

в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%

в Фонд занятости населения - 1,5% к начисленной заработной плате по

всем основаниям, включая договора подряда и поручения;

в Пенсионный фонд - 28% по отношениям к выплатам, начисленным

работнику, независимо от источников их финансирования (оплата труда по всем

основаниям, по договорам подряда и поручениям, компенсационные выплаты

сверх установленной нормы, выплаты социального характера за счет чистой

прибыли и др.) за исключением выплат, на которые не начисляются страховые

взносы в ПФ РФ.

Если на предприятии практикуются расчеты по оплате труда в натуре, то

фонд заработной платы увеличивается на стоимость продукции по

государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным, и на

указанные выплаты начисляются платежи во все внебюджетные социальные фонды.

На выплаты по договорам перевозки, возмездного оказания услуг, авторским

договорам, лицензионным договорам аренды страховые платежи во внебюджетные

социальные фонды не производятся.

Начисленные платежи перечисляются не позднее дня получения средств в

банке на выдачу заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа

месяца, следующего за месяцем, на который начислены взносы. Для этого

предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на

перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на

получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в

банк независимо от состояния расчетного счета. За нарушение установленных

сроков платежа предприятия сами начисляют и уплачивают пеню в установленном

размере из чистой прибыли за весь период просрочки.

Фонд социального страхования РФ

В соответствии с действующим законодательством все работники (штатные,

нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению)

подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо

от характера и длительности выполняемых работ.

Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется

Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и

учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением

Фонда социального страхования РФ, Министерством труда и социального

развития РФ, Минфина РФ от 02.10.96 № 162, 2, 87 07-1-07.

Из средств этого фонда выплачиваются членам трудового коллектива

пособия по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам,

единовременное пособие при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное

пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора

лет, о также расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием

работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников.

Пенсионный фонд (ПФ) РФ

Страховые взносы в этот фонд предприятия начисляют на все виды выплат,

начисленных работникам (штатные, нештатные, временные, совместители, и

др.).

Начиная с 1 января 1996 г. взносы в ПФ РФ предприятия начисляют не

только с сумм начисленной оплаты труда, но и с ряда выплат, произведенных

работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате

труда, а также сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных

компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными

командировками, переводом, приемом или направлением в другую местность, а

также с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных

с выполнением работниками трудовых обязанностей.

При начислении страховых платежей следует руководствоваться

постановлением Правительства РФ от 19.02.96 № 153 “О перечне выплат, на

которые не начисляются взносы в ПФ РФ”, а также разъяснениями по данному

вопросу ПФ РФ, утвержденными Постановлением ПФ РФ от 06 марта 1996 № 22.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих

пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в ПФ РФ в размере

1% к суммам, начисленным работникам в виде оплаты труда по всем основаниям,

включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

За счет средств ПФ предприятие выплачивает ежемесячные пособия на детей

в возрасте от полутора до шести лет. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ

определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями

и гражданами в ПФ РФ № 258 от 11 ноября 1994г (в редакции от 19.03.96г.).

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Предприятия всех организационно-правовых форм являются плательщиками

страховых взносов в ФОМС в порядке, установленном Положением о порядке

уплаты страховых взносов в ФОМС № 4543-1 от 24 февраля 1993г.

Суммы взносов рассчитываются от оплаты труда, начисленной по всем

основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения.

Льготы при отчислениях в государственные внебюджетные социальные фонды

Полностью от уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и Фонд занятости

населения освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а

также находящееся в собственности этих организаций предприятия, созданные

для достижения уставных целей указанных общественных организаций. К ним, в

частности, относятся Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество

слепых и их учебно-производственные предприятия.

Как видно из изложенного в этой главе материала, система

государственных внебюджетных фондов направлена на обеспечение медицинского

обслуживания населения, выплату пособий, компенсаций и пенсий. Источником

средств на выплату являются страховые взносы предприятий и организаций, а

также физических лиц. В следующей главе на примере социального страхования

будет более подробно будет рассмотрен механизм действия данной системы.

ГЛАВА II

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ.

Социальное страхование представлено в РФ Фондом социального страхования

и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируетсся Постановлением

Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального

страхования Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19

февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.). Далее деятельность Фонда, его

структура, порядок аккумулирования и расходования средств будут рассмотрены

более подробно.

Общие положения о Фонде

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется -

Фонд) управляет средствами государственного социального страхования

Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента

Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства

Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования

Российской Федерации".

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при

Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество,

находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное

за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются

федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих

уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его

исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и

центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после

рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие

исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного

социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного

социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми

отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда,

а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты

органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных

отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными

совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются

юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием,

текущие валютные и иные счета в банках.

Местонахождение Фонда - г. Москва.

Задачи Фонда

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной

нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за

ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-

курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также

другие цели государственного социального страхования, предусмотренные

законодательством;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны

здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и

Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа

страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов

для системы государственного социального страхования, разъяснительной

работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и

международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей

(администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих

субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой

деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в

соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных

условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному

страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими

страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в

ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих

средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств,

предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных

финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на

покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и

компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или

радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного

назначения и их последствий, а также в других установленных законом

случаях;

прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки,

оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате

исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста

полутора лет, на погребение;

санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их

семей, а также на другие цели государственного социального страхования,

предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев

профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества,

подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое)

питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию

детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех

уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на

возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке

начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного

социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом

совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством

финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской

Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной

власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников,

охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в

случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального

страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая

разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников

Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному

страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по

вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование

мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление

средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства,

полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20

процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской

Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда

развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и

членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других

мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях,

учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности

осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за

правильность начисления и расходования средств государственного социального

страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного

бухгалтера.

Управление Фондом

Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством

Российской Федерации. Председатель Фонда имеет четырех заместителей, в том

числе одного первого.

Председатель Фонда:

руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за

выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и

руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской

Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.