реферат, рефераты скачать
 

Технические резервы в страховой компании


дату. Величина РПНУ исчисляется: в размере 10 процентов от суммы

базовой страховой премии, поступившей в отчетном периоде, если

отчетным периодом считается год; - в размере 10 процентов от суммы

базовой страховой премии, поступившей в отчетном периоде, и трем

периодам, предшествующим отчетному, если отчетным периодом считается

квартал. Целесообразно также рассчитывать данный резерв на основе

статистической информации, например по размерам такого резерва за

предыдущие несколько лет и его динамике. Однако такой подход возможен

только в случае, когда деятельность компании проходит в стабильной

макроэкономической ситуации, т. е. отсутствуют значительные

общеэкономические потрясения, и незначительной инфляции.

Отличительной чертой таких резервов является длительность

урегулирования и значительные размеры ущерба.

Резерв катастроф.

Резерв катастроф предназначен для покрытия чрезвычайного ущерба,

явившегося следствием непреодолимой силы или крупномасштабной аварии,

повлекших за собой необходимость осуществления страховых выплат по

большому количеству договоров страхования. РК формируется по видам

страхования, по договорам, условиями которых предусмотрены

обязательства Страховщика произвести страховую выплату в связи с

ущербом, нанесенным в результате действия непреодолимой силы или

крупномасштабной аварии. В силу своей редкости и уникальности (раз в

50-100 лет) подобные события не укладываются в статистику, и поэтому

практикуется экспертная оценка необходимой величины резерва катастроф

и времени его накопления.

Резервы катастроф могут использоваться только в тех случаях, когда

специальными решениями органов власти произошедшее событие признано

катастрофой. Порядок, условия формирования и использования РК также

определяются Страховщиком и согласовываются с Федеральной службой

России по надзору за страховой деятельностью.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые до сих пор не

решены российским законодателем. Например, во Франции каждый

страховщик, проводящий виды страхования, по которым убытки могут иметь

катастрофический характер, перечисляет часть страховой премии по этим

видам страхования в единый резерв катастроф. Затем при реализации

риска, если уполномоченный государственный орган квалифицирует его как

катастрофу, страховщик получает из резерва катастроф средства для

покрытия убытков безвозмездно. В России отсутствует полноценная

концепция компенсации последствий катастроф[14]. Т. е., на мой взгляд,

в лучшем случае непонятна роль государственных и негосударственных

страховых компаний в процессе ликвидации последствий катастроф, а в

худшем ни те, ни другие не принимают здесь участия в должной мере.

Хотя в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера" и указывается страховой фонд в качестве

источника средств, но конкретного порядка осуществления расчётов нет.

К тому же каждый субъект федерации может самостоятельно регулировать

размеры специальных ликвидационных резервов и порядок их восполнения,

что не способствует созданию единой, с чёткими правилами, прозрачной

системы по ликвидации последствий катастроф. Частично этим занимается

Министерство по Чрезвычайным Ситуациям, но оно финансируется за счёт

бюджетных средств. Т. е. можно говорить о том, что фактически

страховой механизм участвует здесь лишь на микроуровне, но и на

практике страховые организации не стремятся сформировать этот вид

резерва. Данный резерв в основном может быть сформирован страховой

организацией в случаях, когда необходимо «скорректировать» размер

налогооблагаемой базы в целях финансового планирования. Т. е.

фактически речь идёт о минимизации налогообложения.

Резерв колебаний убыточности (РКУ) или Резерв отложенных выплат.

Резерв колебаний убыточности предназначен для компенсации расходов

Страховщика на осуществление страховых выплат в случаях, если значение

убыточности страховой суммы в отчетном периоде превышает ожидаемый

уровень убыточности, явившийся основой для расчета нетто-ставки

страхового тарифа по виду страхования. Порядок, условия формирования и

использования данного резерва определяются Страховщиком и

согласовываются с Федеральной службой России по надзору за страховой

деятельностью.

Известна методика расчёта резерва с использованием коэффициента

отчислений в РКУ:

РКУ = ( Ур - Уф ) * СБП * К

или

РК = ( Ур - Уф ) * ЗСП * K;

где :

Ур – ожидаемый уровень убыточности по виду страхования,

исчисленный при расчёте страхового тарифа;

Уф – фактически сложившаяся убыточность страховой суммы за

отчётный период по виду страхования;

СБП – страховая брутто-премия, поступившая в отчётном периоде;

ЗСП – заработанная страховая премия; ЗСП = БСП(баз. стр. премия) -

РНП

К – коэффициент отчислений в РКУ (0,5);

В свою очередь Уф = (Вф + РЗУ + РПНУ)/ОС;

Вф – фактические выплаты, произведённые по договорам страхования,

заключённым за отчётный период;

ОС – общая страховая сумма по договорам страхования, заключённым в

течение отчётного периода. Трудность данного метода состоит в

определении ожидаемого уровня убыточности, что трудно сделать в

российских непредсказуемых условиях.

Так, например, в Германии практикуется определение данного резерва

как в 6-кратном размере среднеквадратического отклонения показателя

убыточности страховой суммы за последние 15 лет. В Германии этот

резерв используется в двух случаях:

1. При страховании отраслей и предприятий, имеющих сезонный характер

2. Если тариф жёстко фиксирован надзорными органами.

В России пока достаточно согласования с надзором для создания

резерва отложенных выплат.

I.4 Бухгалтерский учёт технических резервов.

Для учёта операций, проводимых с резервом незаработанной премии,

используется счёт 91 «Резерв не заработанной премии» в соответствии с

Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной

деятельности страховых организаций.

Аналитический учёт по счёту 91-ому ведётся по каждому виду

страхования отдельно. Правилами формирования резервов, предусмотрены

специальные формы, где осуществляется расчёт размеров данного резерва:

Форма №5 (РНП, рассчитанный методом «24-ой» по 1-ой учётной

группе).

Форма №7 (РНП, рассчитанный методом «Pro rata temporis» по 1-ой

учётной группе).

Форма №8 (РНП, рассчитанный по 2-ой учётной группе).

Форма №9 (РНП, рассчитанный по 3-й учётной группе).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов

бухгалтерского учета страховых организаций по кредиту данного

субсчета, в корреспондции с 49-1 (Результат изменение резерва не

заработанной премии на конец отчётного периода), отражается сумма РНП

на конец отчётного периода.

Проводкой Дебет сч. 91 – Кредит сч. 49-1 отражается сумма РНП на

конец предыдущего отчётного периода

Надо отметить, что 91 счёт корреспондирует только с 49. При этом

если 91-ый счёт кредитуется, то это означает начисление резерва, если

же операция обратная, т. е. 91-ый счёт дебетуется, то проводится

высвобождение резерва.

При определении финансовых результатов дебетовое сальдо по

субсчету 49-I "Результат изменения резерва незаработанной премии" на

конец отчетного периода, отражающее увеличение размера страхового

резерва, списывается в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".

Дебет сч. 80 — Кредит сч. 49-1.

Резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗУ) и Резерв

произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ) в соответствии с Планом

счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности

страховых организаций учитываются на субсчетах 93-1 и 93-2

соответственно. Аналитический учёт по субсчётам 93-2, 93-1 ведётся

отдельно по каждому виду страхования. Субсчёт 93-2 корреспондирует с

субсчётом 49-3, а 93-1 с субсчётом 49-2 аналогично РНП.

Правилами формирования страховых резервов предусмотрена

специальная форма № 11, где осуществляется расчёт РПНУ. Результат

изменения РПНУ и РЗУ списывается на 80 счёт через субсчёта 49-3, 49-2.

Надо отметить, что учёт резервов ведётся только в национальной

валюте РФ (Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" № 129 –

Ф.З. от 21 октября 1996 г.) на основании пересчета иностранной валюты

по курсу, установленному Центральным банком России на дату совершения

операции.

Учёт необязательных к формированию технических резервов: резерва

катастроф и резерва колебания убыточности ведётся на субсчетах 93-3 и

93-4 соответственно. Расчёт резервов проводится страховщиком при

определении финансовых результатов от проведения страховой

деятельности по каждому виду страхования по состоянию на отчётную

дату. Данные субсчета корреспондируют только с субсчетами 49-4 и 49-5,

при определении финансовых результатов сальдо по субсчетам 49-4 и 49-5

списывается на 80-ый счёт аналогично РНП. Резерв катастроф и резерв

колебания убыточности начисляется только по прямым договорам

страхования, т. е. участие перестраховщика в данных резервах не

определяется, перестраховщик формирует их самостоятельно.

При формировании страховщиком самостоятельно иных видов

технических резервов, связанных со спецификой обязательств, принятых

по договорам страхования по согласованию с Департаментом страхового

надзора Министерства финансов РФ, открываются дополнительные субсчета

для обобщения информации о формировании и использовании

соответствующих страховых резервов. Отчёт о сформированных страховых

резервах представляется в контрольный орган в составе годового

бухгалтерского отчёта.

I.4/1 Расчёты с перестраховщиком по долям в резервах по договорам,

переданным в перестрахование.

Для учёта доли перестраховщика в РЗНУ используется счёт 37-2

(«Депо премий и убытков по рискам, переданным в перестрахование»), где

цедентом учитывается доля перестраховщика в резерве заявленных, но не

урегулированных убытков.

Доля перестраховщика в РЗНУ будет пропорциональна доле взятого на

удержание риска, при этом цедент отражает эту долю проводкой:

Дебет 37,2 – Кредит 49-2 – в размере доли перестраховщика.

После выплаты или отказа от выплаты страхового возмещения

страховщик делает запись: Дебет 93-1 – Кредит 49-2 на полную сумму

страхового возмещения, включая долю перестраховщика и расходы на

урегулирование убытка. Следующей проводкой будет: Дебет 49-2 – Кредит

37-2 на сумму доли перестраховщика в резерве независимо от того,

произвёл перестраховщик выплату, предусмотренную договором

перестрахования, или нет. Иных вариантов корреспонденции субсчёта 37-2

не предусмотрено.

В свою очередь перестраховщик по РЗНУ формирует резервный фонд –

Дебет 49-2 -Кредит 93-1, а при наступлении страхового случая Дебет 24

(«Возмещение доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в

перестрахование») - Кредит 72 («Расчёты по рискам, переданным в

перестрахование») и одновременно Дебет 72 – Кредит 51/52. Тут же

высвобождается часть сформированного ранее перестраховщиком резерва

Дебет 93-1 – Кредит 49-2.

Для учёта доли перестраховщиков в РНП и РПНУ предусмотрены

субсчета 37-1 («Доля перестраховщиков в РНП») и 37-3 (Доля

перестраховщиков в РПНУ»).

Для данных резервов доля перестраховщика будет рассчитываться как:

(Сумма страховых премий, переданных в перестрахование минус

комиссия по договору перестрахования)/Сумма базовых страховых премий

по договорам прямого страхования.

Проводками: Дебет 37-1 – Кредит 49-1

Дебет 37-3 – Кредит 49-3

отражается доля перестраховщиков в соответствующих резервах на

конец отчётного периода.

Проводками: Дебет 49-1 – Кредит 37-1

Дебет 49-3 – Кредит 37-3

отражается сумма доли перестраховщиков на конец предыдущего

отчётного периода. Впоследствии сальдо по 49-ому счёту списывается на

80-ый счёт.

Иных вариантов корреспонденции субсчетов 37-1 и 37-3 не

предусмотрено.

Необязательные технические резервы (Резерв колебания убыточности и

Резерв катастроф) формируются цедентом и перестраховщиком

самостоятельно, при необходимости, поскольку они создаются для

снижения рисков функционирования организации в целом.

II.Страховые резервы как источник инвестиционных ресурсов.

II.1 Инвестиционные возможности страховых компаний.

Источниками инвестиций страховой организации являются собственные

средства страховщика и привлечённые ресурсы, среди которых особо

выделяют средства страхователей, материализованные в форме страховых

резервов. Государственному контролю подлежат в первую очередь активы,

покрывающие резервы. Требования государства состоят в том, что в

покрытие страховых резервов принимаются не любые активы, а только

часть из них, называемая «размещёнными активами». Общая стоимость

активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не

менее суммарной величины резервов страховой организации.

В странах с развитым рынком страховые организации являются

крупнейшим источником инвестиционного капитала. Объективной основой

этого является инверсия цикла в страховой деятельности, когда

страховой взнос предшествует выплате страхового возмещения. Этот

временной разрыв позволяет страховым организациям накапливать

значительные средства в форме технических резервов. Кроме того, они

располагают немалым собственным капиталом. Осуществляя страхование,

страховые организации аккумулируют значительные объёмы ресурсов, в

связи с этим в странах с развитой экономикой страховое дело признаётся

стратегическим сектором экономики.

Например, в США в среднем активы одной страховой компании

составляют 950 млн. долл.., страховой рынок оценивается в 1,6 трлн.

долл., а страховой сектор является единственным, который не попадает

под антимонопольное законодательство. В 1984г. там же статистика

показала, что страховые издержки и выплаты страховых сумм обществ по

страхованию жизни составила 118 % от собранной премии, между тем,

прибыль этих обществ по итогам года составила 6,9 млрд. долл. Как

пишет В. В. Шахов в своём учебнике «Страхование»: «Совершенно ясно,

что она была получена не за счёт прямых страховых операций, а за счёт

инвестиций. В России, несмотря на значительные темпы роста сбора

страховых премий, доля премии в ВВП составила в 2000г. только около

2,2 %. В 90-ые. годы этот показатель был около 3-ёх %.

II.2 Анализ изменений Правил размещения страховых резервов в РФ.

С 93г., когда были приняты первые Правила размещения страховых

резервов[15], новые Правила утверждались в 95г. и 99 . Целью таких

изменений было повышение уровня контроля государственным органами

финансовых потоков, повышение надёжности, конкурентоспособности

российских страховых компаний, а также попытка власти использовать

страховые ресурсы в качестве источника инвестиций. Причём новаторство

властей не всегда находило понимание в страховых кругах, что понятно,

поскольку требования, которые вполне обоснованно предъявляли

государственные органы не выдерживали отдельные псевдостраховые

компании.

Наблюдается вполне закономерный процесс приведения страховой

сферы, и прежде всего в отношении порядка размещения страховых

резервов, в рамки «цивилизованного», оптимального для общества

законодательства. С этой точки зрения представляется интересным анализ

хронологии развития Правил размещения страховых резервов в РФ.

«Хронология изменений в структуре размещаемых страховых резервов

страховыми организациями с 1993 по 2000г.».

Условные обозначения:

Kн - Используется нормативный коэффициент оценки активов.

N - Актив не рассматривается в качестве объекта инвестирования

|Виды активов |1993[1|1995[17]г. |1999[18](изм. |

| |6] |(изменения от|от 16 марта |

| | |20 октября |2000г.) |

| | |98г.). | |

|Государственные ценные |>=10% |Kн |Ограничений нет|

|бумаги РФ | | | |

|Государственные ценные | |Kн[20] |В сумме =5% |Kн[28] |Ограничений нет|

|в банках | | | |

|Иностранная валюта на |105 %), то же и для «Ингосстраха». Что касается «Ост-

Вест Альянса», то, как известно, эта страховая компания

специализируется на долгосрочном личном страховании, поэтому

показатель ликвидности можно рассматривать как даже несколько

завышенный.

Следующие два показателя № 5 и №6 в значительной мере аналогичны

показателю № 2., т. е. характеризуют самостоятельность, финансовую

независимость страховой организации. Однако если первый показатель

характеризует прежде всего соотношение всего спектра возможностей

организации на определённый момент времени и объёма страховых

резервов, то второй показатель более точен и корректен, поскольку

отражает реальные, очищенные от обязательств ресурсы компании. Его

довольно высокое значение - 14,471 по выборочной совокупности, говорит

об относительно низкой самостоятельности страховых организаций на

российском рынке с точки зрения возможностей принятия на себя

обязательств без передачи рисков в перестрахование

Т. о. в целом устойчивость российских страховых организаций достаточно

низкая, прежде всего из-за их недостаточной капитализации по сравнению

с западными конкурентами.

Заключение.

Несмотря на достигнутые успехи по упорядочиванию и реформированию

страхового рынка надо признать, что доля страхового сектора в

экономике страны, в её валовом внутреннем продукте недопустимо мала.

Причиной такой ситуации явились последствия известного

общенационального кризиса 1991г. Сегодня подъём страхования возможен

только в условиях общеэкономического роста – именно рост экономики в

целом, а не отдельные, пусть и удачные, действия властей, способен

переломить негативную тенденцию последнего десятилетия. Иначе говоря,

осмысление и дальнейшее развитие категории технические резервы в её

широком смысле, безусловно, необходимо, как основы страховых

процессов, и будет продолжаться, однако на сегодняшний день этот

инструмент не способен выступить в полной мере в качестве «трамплина»

для страхового дела. В то же время власть сегодня имеет уникальную

возможность для «экспериментов» в хорошем смысле этого слова, когда

объёмы относительно малы, бизнес способен гибко изменяться и всё ещё

не сформировалось страхование в силу «традиции». Т. е. есть

возможность «адаптировать» зарубежный опыт по формированию и

размещению технических резервов без значительного ущерба для

страхового рынка в целом.

Список литературы.

1. «Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем

страхование жизни», утверждённые приказом Росстрахнадзора от 18.03.94 №

02-02/04

2. Правила размещения страховых резервов за 1993г., 1995г., 1999г.

3. «Эксперт» №43 2000г.; Панорама Страхования.

4. «Страховое Ревю» июнь 1999г; «Заключение на Правила размещения

страховщиками страховых резервов, утверждённых Минфином РФ от 22 февраля

1999г. в части, связанной с ограничением доли перестраховщиков в активах,

принимаемых в покрытие страховых резервов».

5. «Страховое Дело»; сентябрь 2000г. стр. 16. Инвестиционная деятельность

страховых организаций. Российская и зарубежная практика государственного

регулирования» Светланы Асабиной к. э. н. , доцента МГИМО(У) МИД РФ.

6. «Страховое Ревю», май 2000г., ст. «Методика составления рейтинга». – И.

Чурикова.

7. «Финансы» №5 1994г.; Сущность, состав и методы формирования страховых

резервов при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни. –

К.Е. Турбина, кандидат экономических наук М. Я. Щукина.

8. Лекции по предмету «Теория Страхования»; читала Л. А. Орланюк Малцкая;

2000г.

9. «Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков»;

1995г., М: «Анкил»; В. А. Сухов, раздел : “Страховые резервы».

10. «Страхование»; В. В. Шахов, М: “Юнити”, 2000г.; раздел: «Страхование в

зарубежных странах».

11. Платёжеспособность страховой организации; Л. А. Орланюк Малицкая; М:

«Анкил» 1994г.

12. Страховое дело; под ред. Л. И. Рейтмана, 1993г.

13. «Особенности бухгалтерского учёта в страховых организациях» ;Н. Н.

Кузьминов; М: «Анкил»; 2000г.

-----------------------

[1] Была дополнена статья 4-ая во 2-ой части, пункт 4 статьи 8-ой,полностью

исключена глава II, дополнена ст. 25-ая во 2-ой части.

[2] Статья 6 настоящего закона дополнена пунктами 3 и 4; статья 25-ая

частью 3-ей; статья 26-ая пунктом 4-ым, статья 27-ая в пункте 1-ом

дополнена абзацем, 3-ий пункт статьи 30-ой дополнен подпунктом «д».

[3] Утверждены приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г. № 02-02/04

[4] Предполагается формирование обязательных технических резервов в

соответствии с Правилами плюс РКУ (рез. колеб. убыточности), в случае если

фактический показатель убыточности страховой суммы за 94-ый год оказался

ниже запланированного. - приказ Росстрахнадзора от 7 декабря 1994 г. N 02-

02/25

[5] Действие пункта 2.6 настоящих Правил приостановлено до 1 января 1999

г.; действие 1-ого абзаца пункта 6.1 настоящих Правил приостановлено до 1

января 1999 г.; действие пункта 6.4 настоящих Правил приостановлено до 1

января 1999 г.; действие пункта 6.5 настоящих

Правил приостановлено до 1 января 1999 г.

[6] Изменено приложение к Правилам размещения страховщиками страховых

резервов. Впервые государство пытается регулировать перестраховочную

деятельность посредством Правил, что вызывает недовольство страховщиков.

[7] Изменено приложение к Правилам размещения страховщиками страховых

резервов.

[8] Часть первая 29-ой статьи изложена в новой редакции.

[9] Внесены изменения в статью 22.

[10] В пункт 4 настоящего постановления внесены изменения.

[11] Письмо Росстрахнадзора от 29 октября 1996 г. N 08/2-80р/16

[12] Страховое дело; под ред. Л. И. Рейтмана, 1993г

[13] Правила размещения страховых Резервов от 1995 г. № 02-02/06 (с изм. в

98,99,2000г.)

[14] из Лекций по предмету «Теория Страхования»; читала Л. А. Орланюк

Малицкая; 2000г.

[15] утверждены Приказом Росстрахнадзора от 9 июня 1993 г. № 02-02/17

[16] Не менее 80 % страховых резервов должны быть инвестированы на

территории РФ, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ

и международными соглашениями, заключёнными РФ. В Правилах 93г.

устанавливается только нормативы по отдельным активам, перечень разрешённых

активов появляется только в Правилах 95г.

[17] Поскольку используется коэффициентный метод, сравнение с Правилами 93

и 99г. затруднительно. В Правилах 95г. впервые приведён перечень активов,

разрешённых для размещения страховых резервов. Размещение в другие активы

без согласования с органом контроля не разрешается. Не менее 80 % страховых

резервов должно быть инвестировано на территории РФ.

[18] Суммарная стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых

резервов, не относящихся к расположенным на территории РФ, за исключением

доли иностранных перестраховщиков в резервах =20 % страховых

резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни и >=10 % по

рисковым видам страхования.

[21] Суммарная стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного

самоуправления =40 % квоты

[23] Не допускается инвестирование в один объект недвижимости >=50 % квоты

[24] Максимальная стоимость одного объекта недвижимости не более 10 %

[25] Внесены изменения Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. № 28:

исключена фраза «суммарная стоимость средств на р/с»

[26] Максимальная величина доли одного перестраховщика в страховых резервах

(кроме как в РЗУ) должна быть =3 %).

[29] » «Страховое Ревю» июнь 1999г; стр. 35.

[30] Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н

[31] В 96г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора

(ДСН) при Минфине РФ.

[32] «Страховое Дело»; сентябрь 2000г. стр. 16

-----------------------

Резервы

Математические резервы по страхованию жизни.(92)

Резерв предупредительных мероприятий.(93,5/6)

Технические резервы

Необязательные

Обязательные

Резерв катастроф(93,3)

Резерв колебания убыточности.(93,4)

Резерв Премий

Резервы Убытков

Резерв произошедших, но не заявленных убытков.(93,2)

Резерв заявленных, но не урегулированных убытков(93,1)

Резерв незаработанной премии(91)

Финансовые показатели

Нефинансовые показатели

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.