реферат, рефераты скачать
 

: Правовое регулирование государственной службы


: Правовое регулирование государственной службы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа

студента III курса 1544 гр.

заочного отделения

Буравцова С.А.

Научный руководитель:

Севрюгин В.Е.

ТЮМЕНЬ - 1997

ПЛАН

I. Введение 3 - 6

II. Раздел I 7 - 18

1.1.Понятие государственной службы 7 - 12

1.2.Государственная служба России 13 - 18

в историко-правовом аспекте

III. Раздел II 19 - 31

2.1.Государственная служба республик

в составе Российской Федерации 19 - 24

2.2.Государственная служба областей,

г. Москвы, как субъектов

Российской Федерации 25 - 31

IV. Заключение 32 - 33

V. Приложение 34 - 48

VI. Список источников

и использованной литературы 49 - 51

I. Введение

Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее

время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это

обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в

нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая

Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура,

функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном

уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого

государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость

повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения

профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем

государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов

усложнена тем, что в советский период специального законодательства о

государственной службе не было, а правовое положение работников

государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих

других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций.

Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве.

Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации привело к выделению

службы в органах государственной власти и управлений - как особого рода

государственной деятельность.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно

государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот

механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового

состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности

государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В

соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской

Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в

субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в

соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать

самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы.

Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации

государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Государственная служба, как юридический институт рассматривается в такой отрасли

права, как административное право. Во всех учебниках Советского периода

государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых

учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание, излагаются

новые подходы и принципы построения.[1]

Государственная служба освещалась рядом ученых и в монархической литературе

советского периода. Это такие авторы как Манохин В.М.

[2],

Воробьев В.А.[3], Бахрах Д.Н. и ряд других.

Новым толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с

1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия

Союзного Закона “О государственной службе”. Появляется ряд научных статей

посвященный этой теме,[4] идет активное

обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы

как таковой. Этот интерес сохраняется и сейчас. Еще до принятия Федерального

Закона в ряде субъектов Российской Федерации принимаются собственные

законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о

государственной службе республики Саха (Якутия), принятый 26.03.93 г.,

республик Башкортостан, принятый 13.10.94 г., Марий Эл, принятый 23.02.95 г. и

ряд других. Наконец 05 июля 1995 года Государственной Думой был принят

Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”,

устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала

построения государственной службы в субъектах российской Федерации. После его

принятия и подписания Президентом ускорился процесс принятия подобных законов и

в регионах. Были сразу же приняты соответствующие законы в ряде краев и

областей, таких как Свердловской области, Красноярского края и других. В

феврале 1996 года соответствующий Закон был принят и в Тюменской области.

Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной

службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала.

Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и

внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

Целью данной работы является. в связи с вышеизложенным, попытка обобщить и

проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана в ряде

субъектов Российской Федерации, выявить слабые и сильные стороны принятых

законов, новое и специфическое по отношению к Федеральному Закону.

В первом разделе работы мы попытаемся раскрыть общее понятие государственной

службы, дать краткую характеристику этого института в его историческом

развитии. Ведь без получения общего представления, на наш взгляд,

затруднительно рассматривать конкретную законодательную базу государственной

службы. Второй раздел работы будет посвящен изучению тех Законов о

государственной службы. Второй раздел работы будет посвящен изучению тех

Законов о государственной службе, которые уже приняты в ряде республик,

краев и областей их сравнению с пояснениями Конституции Российской Федерации,

Федерального Закона, то есть носить практический характер.

II. Раздел 1.

1.1. Понятие государственной службы

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях

является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству

неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна

из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию

личного состава государственных органов, других государственных организаций.

Государственная служба прежде всего служение государству, то есть выполнение по

его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и

функций государства в государственных предприятиях. Закон “Об основах

государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную

службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют

“аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое

определение государственной службы позволяет отграничить

государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в

народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить

государственную службу и другие виды службы. Однако необходимо отметить, что,

например, в Федеративной Республике Германии законодательство различает два

вида государственной службы. Это чиновники государственных органов,

деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники, которые

заключают договор о службе.[5] Это прежде

всего работники государственного сектора экономики. Таким образом здесь

государственная служба рассматривается шире, как работа не только в

государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому подобное. Но

внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной

службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в

государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно

материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства,

у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия,

которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей,

обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и

занимает должность (имеет собственный статус).

[6] В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы, как

правового института.

Государственная служба обязана своим возникновением государству. с его

возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея своим назначением

реализацию задач и функций государства в разнообразных областях

жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы

жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется нормами

не только административного права, но и нормами других отраслей права.

Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной

службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих

распространяется действие законодательства о труде с особенностями,

предусмотренными настоящим Законом.[7]

Таким образом государственная служба регулируется частично нормами трудового

права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают

не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо

устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в

связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные

гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу

распространяются и нормы социального права. Таким образом государственная

служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только

нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового,

финансового, социального и др.).

Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству

потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской

деятельности, как таковой.

Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации функций общество

выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в

качестве общественного, а профессионального управления.

[8]

Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит

материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать

собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.

Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на

возмездной основе. Таким образом чертами государственной службы являются:

осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть

возмездно), специально подготовленными для этого работниками - государственными

служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права.

Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности

государства и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач

государства. Исходя из вышеизложенного под государственной службой следует

понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных

работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач

государства (в лице государственных органов). Или как определяет Федеральный

Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в статье 2 :

“Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по

обеспечению исполнением полномочий государственных органов”.

[9]

Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому

должность необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная

ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в

распорядительном порядке.[10] Правовыми

актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной

иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок

замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру

должностей. Таким образом должность является формализованной социальной

позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного

служащего. Должность характеризует организационный статус, то есть круг

полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления,

ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть

организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная

в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с

соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой

лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.

[11] Или как определяет закон о государственной службе, государственная

должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах

государственной власти в субъектах России, в иных государственных органах,

образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей

по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа,

денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

[12]

Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя

порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по

должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение

со службы.

Государственная служба строится в соответствии с определенными принципами, то

есть с основополагающими началами, определяющими ее характер. Статья 5

Федерального Закона определяет следующие принципы : верховенство Конституции

и Федеральных Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными

инструкциями (принцип законности), приоритет прав и свобод человека и

гражданина и обязанность государственного служащего соблюдать и защищать их,

единство системы государственной власти, принцип разделения власти на

исполнительную, законодательную и судебную, равный доступ к службе (то есть в

независимости от пола, национальности, социальной принадлежности, убеждений и

так далее), обязательность для государственных служащих решений вышестоящих

органов и руководителей (централизм), принцип единства основных требований к

государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении,

ответственность за принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров

государственных служащих.

1.2. Государственная Служба России

в историко-правовом аспекте.

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой

государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или

руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и

старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором

была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со

временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями

княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя

причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым

среди равных” и в данном военном образовании присутствовали отношения

отличающиеся от отношений “службы”.

Активно стала развиваться государственная служба в период образования

Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот

период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые

структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности

стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян)

получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на

прокорм.[13] Надел давался на срок

службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит

разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия

придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины

думных дворян, думных дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий возможность занятия

государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть

до XII века продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения. В середине

XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное

землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый

порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы

землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей.

Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по

вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали.

[14] На местах при воеводах также создаются специальные аппараты

управления.

Таким образом к XVII веку в России развилась приказно - воеводская система

управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была

обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость.

Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и

1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские

указы.

Вошествие на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и

укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные

изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I

преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был

существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который

закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети

вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за

жалование.[15] Логическим продолжением

Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные

качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения

по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей.

Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

[16] С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание

потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с

четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким

образом принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял

военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал

гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка

кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных

школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка

становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника.

Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в

масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными

актами : Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.