реферат, рефераты скачать
 

: Регулирование бюджетного дефицита


: Регулирование бюджетного дефицита

Вступление.....................................................................2

1. Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита. 3

1.1 Кейнсианская теория........................................................3

1.2 Чистые налоги..............................................................4

1.3 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета........ 5

1.4 Стратегии фискальной политики..............................................5

1.5 Дефицит....................................................................7

1.6 Автоматические стабилизаторы...............................................8

1.7 Дефицит полной занятости..................................................10

1.8 Дефицит, внутренний и внешний долга.......................................11

2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 и по наши

дни. 13

2.1 Бюджетный дефицит в период до 1990 года...................................13

2.2 Деятельность В.Павлова....................................................15

2.3 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит при Е. Гайдаре (январь -

май 1992 года) 16

2.4 Бюджетный дефицит и стабилизационная политика при Б. Федорове (апрель

1993 - январь

1994)........................................................................

.............................................................................

........................... 17

2.5 Бюджетный дефицит и политика В, Черномырдина (февраль - август 1994

года) 18

2.6 Бюджетный дефицит при первом стабилизационном “походе” А. Чубайса

(сентябрь - декабрь

1994)........................................................................

.............................................................................

.................. 19

2.7 Бюджетная политика после 1995 года........................................20

2.8 Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы 22

Заключение....................................................................25

Список использованной литературы..............................................26

Приложения .........................27

Вступление

Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 1997 году была

запланирована на уровне примерно 2,725,717,000,000,000

[1] рублей, то есть федеральное правительство планировало израсходовать лишь

на федеральные нужды целых 16% от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент

изменяет бюджет на несколько миллиардов рублей, а от величины налогового

бремени зависит работа, зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение

бюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должно

увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к

снижению темпов роста основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль,

инвестированный государством приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько

раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором. С другой

стороны, фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству

США выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого

столетия.

Итак, уро­вень государственных расходов и налогов, несомнен­но, играет

ведущую роль в определении объема вы­пуска продукции и занятости в экономике.

Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ

покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики

страны.

1. Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита.

1.1 Кейнсианская теория

Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения

государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства

недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы,

избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом

правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они

слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки

[2].

Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической

науки.

· Во-первых, рост государствен­ных расходов увеличивает совокупный

спрос и, сле­довательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня

занятости.

· Во-вторых, увеличе­ние суммы налогов сокращает личный располагае­мый

доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов,

объема выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно

воздействовать на стабиль­ность национальной экономики. Если правительство

использует меры фискальной и/или денежной поли­тики, пытаясь приблизить объем

выпуска продук­ции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен,

это называется политикой стаби­лизации.

Политика стабилизации представляет со­бой действия правительства по

контролю над экономической ситуацией с целью максималь­но приблизить объем ВНП

к его потенциаль­ному уровню и поддержать низкие и стабиль­ные темпы инфляции.

Целью политики эконо­мического роста является увеличение факти­ческих

объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив,

направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравне­нию с его потенциальным

уровнем.[3] Бюджет — это подробное

описание расхо­дов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или

правительства. Бюджет­ный дефицит — это превышение размера

го­сударственных расходов над величиной бюд­жетных поступлений. Когда

правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы боль­ше его доходов.

Каково же влияние величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей

экономики в целом и отдельных ее показателей в частности? Для начала отмечу,

что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это

финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и

на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим

методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в

целом является инфляционное финансирование.

1.2 Чистые налоги

Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционирования

фискальной политики, а конкретно – как налоги, трансферты и государственные

закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.

В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой ВНП

(Y) = расходам на потребление ( C )+ расходам на инвестиции

(I) + государственные закупки (G)

[4]. Для простоты пока что опустим в данном уравнении слагаемое

чистого экспорта.

Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственных закупок

(спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов (платежей,

осуществляемых без соответствующего предоставления их получателями каких-либо

товаров или услуг). В идеальной ситуации величина налогов, составляющая доходы

бюджета, должна равняться государственным расходам, то есть величине

государственных закупок + трансферты. Но поскольку трансферты представляют

собой лишь перераспределительные отношения, то есть в конечном итоге доходы

частного (в противоположность государственному) сектора в размере трансфертов

возвращаются частному же сектору, следует использовать такое понятие, как

чистые налоги. Чистые налоги[5]

– это сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета

величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. В данном случае нас

интересует совокупный доход, а трансферты на его размер не влияют.

1.3 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета

Как же повлияют на экономическую ситуацию увеличение налогов и увеличение

правительственных расходов? Очевидно, что рост объема государственных

закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции, причем прирост

этот равен величине государственных закупок, умноженной на величину

мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размер

потребительских доходов и соответственно расходов. Так как мультипликатор

равен 1/(1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос при

увеличении налогов уменьшится на величину, равную произведению предельной

склонности к потреблению и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким

образом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора

сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

[6] устанавливает, что прирост правительственных расходов,

сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом

увеличение выпуска продукции. То есть сбережения, являющиеся главным источником

финансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннего

госдолга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.

1.4 Стратегии фискальной политики

Как уже было отмечено, величина валовых расходов в экономике полной занятости не

всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полной занятости продукции

(товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объема выпущенной в стране

продукции, то возникает так называемый «рецессионный разрыв»

(recessionary gap)[7]. Такая ситуация

возникает из-за существования «предельной склонности к сбережению» -

определенную часть своих доходов люди тратят на сбережения, и именно они,

сбережения, и являются источником финансирования увеличения государственных

затрат.

Итак, у государства есть 2 варианта – либо срочно увеличивать объем выпускаемой

продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именно последнее и

достигается при помощи увеличения государственных расходов. А так как

государственные закупки эффективнее государственных трансфертов

[8], именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличение

государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов,

вызванных сбережениями, налогами или импортом.

Может сложиться и обратная ситуация – возникновение «инфляционного разрыва»

(inflationary gap)[9] – когда валовые

расходы экономики полной занятости превышают валовой объем выпускаемой

продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству

приходится уменьшить валовые расходы как раз на величину этого инфляционного

разрыва. Это можно проделать несколькими способами. Можно уменьшить

государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или

потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что

увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на

рубль.

Итак, составим сводную таблицу всего вышесказанного касательно фискальной

политики.

Источники уменьшения валовых расходов

Сбережения, налоги, импорт

Источники увеличения валовых расходов

Инвестиции, государственные расходы, экспорт

Равновесный уровень ВНП

Уровень выпуска продукции, при котором желаемый уровень валовых расходов равняется уровню производства. В условиях равновесия сумма величин, увеличивающих валовые расходы, равна сумме величин, уменьшающих валовые расходы. Таким образом, желаемые инвестиции + государственные расходы + экспорт = желаемым сбережениям + налогам + импорту

ВНП полной занятости

Общая стоимость конечных товаров и услуг, которых можно произвести в определенный период времени при полной занятости. Эта величина называется потенциальным ВНП.

Цель фискальной политики

Сравнять равновесный ВНП с ВНП полной занятости.

Стратегии фискальной политики

· Величина желаемого увеличения валовых расходов = величине рецессионного разрыва;

· Величина желаемого уменьшения валовых расходов = величине инфляционного разрыва.

1.5 Дефицит

Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не

реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным

дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине

государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.

Возникает вопрос – является ли дисбаланс бюджета таким уж большим злом? С точки

зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными

последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность

каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования

величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С

точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование

лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной

занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики

полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы

экономики полной занятости[10].

Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено,

несбалансированность бюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой

практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия

бюджетного дефицита.

1.6 Автоматические стабилизаторы

Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если

доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть

сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с

экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную

амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и

т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в

этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее

программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных

программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и

сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто

являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру,

пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда,

когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех

имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают

больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой

стороны, такие автоматические стабилизаторы

[11] имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный

налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости

от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно,

расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности

населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению

инфляции. Таким образом автоматические стабилизаторы (правительственные доходы

или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в

национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный

налог) сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая

излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических

показателей.

Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и

величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно на

определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной

системе налогообложения величина бюджетного дефицита прежде всего зависит от

уровня доходов.

Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит

государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей

государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось

практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного

дефицита.

Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она

влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с

циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено прежде всего

существованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные,

иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.

Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции.(в долларах США

1990 года)[12]

Когда уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт:

Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

· пособий по безработице

· дотаций на питание

· дотаций социальной сфере

· дотации здравоохранению

Валовое увеличение расходов бюджета + 7 миллиардов долларов

Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет:

· подоходного налога с физических лиц

· отчислений с фонда заработной платы

· отчислений с оборота

Валовое уменьшение доходов –21 миллиард долларов

Дефицит госбюджета увеличивается на 28 миллиардов

Когда уровень инфляции увеличивается на 1 процентный пункт

Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

· индексации минимальной зарплаты и пенсий

· увеличения процентной ставки

Валовое увеличение расходов + 15 миллиардов долларов

Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет:

· налогов с юридических и физических лиц

Валовое увеличение доходов + 18 миллиардов долларов

Дефицит уменьшается на 3 миллиарда долларов

Из вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:

1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным

контролем над величиной бюджетного дефицита.

2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под

влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в

стране.

1.7 Дефицит полной занятости

Поскольку второй вывод имеет место быть, нам требуется какой-то другой, более

точный индикатор фискальной политики, не зависящий от фазы экономического

цикла. Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит

делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая

отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в

налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит

отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и

доходов бюджета, при вычисления структурного дефицита сравниваются расходы и

доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда

называют дефицитом полной занятости).

Известно, что уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут

оказывать влияние на уровень совокупного спроса, и, следовательно, на величину

ВНП. Возросший объем государственных закупок товаров и услуг увеличивает

уровень доходов и тем самым увеличивается общая сумма налогов, получаемых

правительством. Возникает вопрос: может ли прирост государственных расходов,

вместо увеличения бюджетного дефицита, привести к его сокращению?

На основе вышесказанного можно утверждать, что сбережения + чистые налоги =

правительственным закупкам + инвестициям, или, сбережения – инвестиции

= бюджетный дефицит. Кстати этой формулой иллюстрируется так называемый

эффект замещения государственными обязательствами обязательств реального

сектора, то есть за счет финансирования госбюджета недофинансируется реальный

сектор.

Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственных закупок,

то, хотя при этом и будет увеличиваться уровень доходов, а следовательно и

налоговые поступления, валовой доход бюджета не сможет возрасти настолько,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.