реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития


возникающие в 2001 г., в том числе отношения, связанные с представлением

налоговой декларации, так как обязанность по ее представлению возникает

именно в 2001 г.

Что касается Налогового кодекса, то принципы его введения в действие

установлены в ст. 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. Согласно этой

норме часть вторая НК применяется к правоотношениям, регулируемым

законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие;

по правоотношениям же, возникшим до введения в действие части второй НК, она

применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее

в действие. Напомним, что в соответствии со ст. 2 НК регулируемые

законодательством о налогах и сборах отношения - это отношения по

установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения,

возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов

налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к

ответственности за совершение налогового правонарушения.

Применительно к представлению в 2001 г. налоговой декларации это означает,

что хотя отношения по взиманию подоходного налога возникли в 2000 г. в связи

с появлением объекта налогообложения в виде полученного дохода, обязанность

декларирования такого дохода возникает в следующем календарном, то есть 2001

г. Поэтому содержание этой обязанности и круг субъектов, на которых она

возлагается, должны определяться по правилам ст. 229 НК.

Отсюда следует, что в 2001 г. представлять налоговую декларацию должны лишь

лица, указанные в ст. 227, 228 НК (граждане - предприниматели, частные

нотариусы и др.). К их числу не относятся, в частности, граждане, получавшие

в 2000 г. в нескольких организациях доходы в виде заработной платы или

вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, независимо от

общей суммы таких доходов, если в этих организациях при выплате доходов

производилось удержание налогов. Следует заметить, однако, что и для круга

лиц, обязанных, согласно ст. 227, 228, 229 НК представлять налоговую

декларацию, форма такой декларации по доходам, полученным в 2000 г., пока не

утверждена. Как отмечалось выше, в настоящее время утверждена лишь форма

декларации по доходам за 2001 г.

Перейдем к следующему вопросу - о размере налога, подлежащего уплате в 2001

г. по доходам 2000 г. Прежде всего здесь следует заметить, что согласно ст.

31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. к тем обязанностям по уплате

подоходного налога за 2000 г., которые в соответствии с действовавшим в тот

период Законом о подоходном налоге не существовали в 2000 г., а должны были

возникнуть после 1 января 2001 г., подлежат применению в полном объеме нормы

части второй НК. Речь в данном случае идет о разнице между исчисленной на

основании декларации суммой налога и суммами налога, удержанными с

налогоплательщика в течение года. Эта разница не является недоимкой, не

уплаченной в 2000 г., поскольку удержание налогов с налогоплательщика в 2000

г. должно было производиться налоговыми агентами в том объеме, в каком этого

требовал Закон о подоходном налоге.

Поэтому обязанность уплаты разницы в 2000 г. вообще не существовала. Она

могла бы возникнуть только после 1 января 2001 г., если бы Закон о подоходном

налоге с его дифференцированными налоговыми ставками продолжал действовать.

Но, как известно, этого не произошло. С 1 января 2001 г. вступила в силу

часть вторая НК, которая вводит единую налоговую ставку и не предусматривает

возможности перерасчета для целей взимания налога (кроме перерасчетов сумм

авансовых налоговых платежей, уплачиваемых гражданами - предпринимателями,

частными нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой).

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в налоговом законодательстве

ситуация в общем случае исключает возможность взимания в 2001 г. налога по

доходам 2000 г. в отношении граждан, с которых удержание налога в 2000 г.

было произведено в точном соответствии с действовавшим в тот период Законом о

подоходном налоге. Пока трудно предсказать, окажется ли позиция налоговых

органов по затронутым в настоящей статье вопросам соответствующей закону.

Если этого, как нередко бывало в российской практике, не произойдет,

окончательную определенность в эти вопросы придется вносить судебным органам,

включая, возможно, и Конституционный Суд РФ.

В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии со ст. 57 Конституции

РФ каждый обязан платить лишь законно установленные налоги и сборы. Согласно

п. 1 ст. 1 НК законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого

Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В

соответствии с п. 1 ст. 4 НК никакие нормативные акты органов исполнительной

власти, в том числе и МНС, не могут изменять или дополнять законодательство о

налогах и сборах.

6.2. Налог на имущество физических лиц.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица

- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей

долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в

отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно

его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются

налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой

собственности физических лиц и предприятий (юридических лиц).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей

совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную

ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком

налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и

сооружения;

2) самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные

лодки и другие, водно-воздушные транспортные средства (за исключением

весельных лодок).

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются

нормативными правовыми актами представительных органов местного

самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Представительные органы местного самоуправления могут определять

дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной

инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки

налога устанавливаются в следующих пределах:

----------------------------------------------------------------¬

¦ Стоимость имущества ¦ Ставка налога ¦

+--------------------------------------+-------------------------+

¦До 300 тыс. рублей ¦До 0,1 процента ¦

¦От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей ¦От 0,1 до 0,3 процента ¦

¦Свыше 500 тыс. рублей ¦От 0,3 до 2,0 процента ¦

--------------------------------------+--------------------------

Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам,

устанавливаемым представительными органами местного самоуправления и не

превышающим следующих размеров:

-----------------------------------------------------------------¬

¦ Объекты налогообложения ¦Размеры налога ¦

¦ ¦(в процентах от мини-¦

¦ ¦мального размера оп- ¦

¦ ¦латы труда, действу- ¦

¦ ¦ющего на 1 января ¦

¦ ¦года, за который ¦

¦ ¦начисляется налог) ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦Вертолеты, самолеты, теплоходы ¦ ¦

¦ с каждой лошадиной силы ¦ 10 ¦

¦ (с каждого киловатта мощности) ¦ 13,6 ¦

¦Яхты, катера и другие транспортные средс- ¦ ¦

¦тва (с мощностью двигателя свыше 100 лоша-¦ ¦

¦диных сил) ¦ ¦

¦ с каждой лошадиной силы ¦ 5 ¦

¦ (с каждого киловатта мощности) ¦ 6,8 ¦

¦Парусные суда ¦ ¦

¦ с каждого пассажиро - места ¦ 30 ¦

¦Мотосани, катера, моторные лодки и другие ¦ ¦

¦транспортные средства (с мощностью двига- ¦ ¦

¦теля до 100 лошадиных сил) ¦ ¦

¦ с каждой лошадиной силы ¦ 3 ¦

¦ (с каждого киловатта мощности) ¦ 4,1 ¦

¦Несамоходные (буксирные) суда ¦ ¦

¦ с каждой регистровой тонны валовой ¦ ¦

¦ вместимости ¦ 10 ¦

¦Водно - воздушные транспортные средства, ¦ ¦

¦не имеющие двигателей (за исключением ве- ¦ ¦

¦сельных лодок) ¦ 5 ¦

-------------------------------------------+----------------------

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта

налогообложения.

6.3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Плательщиками налога в соответствии с Законом являются физические лица,

которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке

наследования или дарения.

Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые

дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах,

автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные

средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые

изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий,

паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-

строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков

и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах

физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные

ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами,

уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на

наследство или удостоверения ими договоров дарения в случаях, если общая

стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день

открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает

соответственно 850-кратный и 80-кратный установленный законом размер

минимальной месячной оплаты труда.

Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в

собственность физического лица в порядке наследования или дарения,

производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями,

которым предоставлено право осуществлять эти действия.

Оценка другого имущества производится экспертами.

Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные

действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или

удостоверения договоров) направить в налоговый орган по месту их нахождения

справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан,

необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке

наследования или дарения. За непредставление либо несвоевременное

представление документов, необходимых для исчисления налога, на руководителей

указанных органов налагается штраф в размере пятикратного установленного

законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Исчисление налога производится налоговыми органами. Уплата налога

производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему

налоговым органом.

Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не

позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае

необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их

письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем

на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады,

действующей в Сберегательном банке Российской Федерации. Физические лица,

проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до

получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача

им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не

допускается.

Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может

быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога,

что подтверждается справкой налогового органа.

6.4. Плата за землю.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы

являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов,

облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального

использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв,

выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях

разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах,

формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности

собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в

виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих

от пользователя земли условий хозяйствования.

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является

документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды)

земельным участком.

По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение

месяца с момента их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной

налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные

извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося

в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный

налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения,

находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося

в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог

начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1

июня.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца,

следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога,

осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере,

установленном федеральным законом.

6.5. Государственная пошлина.

Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом

обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж,

взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов

уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации,

иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические

лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей

документов.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа

одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы,

государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или

долях, согласованных между ними. В случае если среди лиц, обратившихся за

совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо

(несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены)

от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины,

подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально

количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная

пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не

имеющими) права на льготы.

Государственная пошлина взимается:

ü с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей

юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации;

ü за совершение нотариальных действий нотариусами государственных

нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов

исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений

Российской Федерации;

ü за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие

юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского

состояния;

ü за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

ü за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением

гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской

Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий,

определяемых настоящим Законом.

Государственная пошлина не взимается с запросов судов, с запросов о

толковании Конституции Российской Федерации, с ходатайств Президента

Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не

является стороной, с запросов о даче заключения о соблюдении установленного

порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в

государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится

по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия

соответствующего решения суда. Возврат уплаченной в местный бюджет

государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый

орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.

Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину

или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее

возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

6.6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов,

выраженных в иностранной валюте.

Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении

следующих операций:

ü покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;

ü покупке платежных документов в иностранной валюте за

наличные рубли;

ü выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты

физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с

рублевых счетов;

ü покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных

денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;

ü выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с

рублевых карточных счетов.

В налогооблагаемую базу включаются также суммы погашения депозитов, открытых

в рублях, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

Не подлежат обложению данным налогом операции по выдаче наличной иностранной

валюты в погашение депозитов, открытых в иностранной валюте, включая выдачу

наличной иностранной валюты с валютных счетов.

Плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются

физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том

числе нерезиденты, совершающие операции, указанные в статье 1 настоящего

Федерального закона.

Не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых

полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также Центральный банк

Российской Федерации.

Ставка налога устанавливается в размере 1 процента от налогооблагаемой базы.

Удержание налога производится кредитными организациями, производящими

операции с наличной иностранной валютой, в момент получения плательщиками

налога наличной иностранной валюты. Суммы налога перечисляются указанными

кредитными организациями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.