реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Бюджет и бюджетная система Российской Федерации


Как видно из таблицы основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 81,21%, а 44,81% от них составляет налог на добавленную стоимость. Таблица 2 Нормативы отчислений доходов от уплаты налогов и сборов в бюджеты закрытых административно - территориальных образований на 2002 год (%)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
1010102Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации100
1010110Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты100
1010200Налог на доходы физических лиц100
1010402Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации100
1020200Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации
1020201Этиловый спирт - сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой50
1020203Спиртосодержащие растворы50
1020204Водка, ликероводочные изделия50
1020205Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное100
1020206Другие алкогольные напитки100
1020207Пиво100
1020208Табачные изделия100
1020209Ювелирные изделия100
1020412Лицензионный сбор за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации100
1020413Лицензионный сбор за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисляемый в местные бюджеты100
1020432Прочие лицензионные и регистрационные сборы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации 100
1020600Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте40
1040300Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения100
1050110Платежи за проведение поисковых и разведочных работ 100
1050121Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых 100
1050123Платежи за добычу углеводородного сырья60
1050124Платежи за добычу подземных вод60
1050125Платежи за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения В порядке, установленном соглашением
1050126Платежи за добычу других полезных ископаемых75
1050130Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых100
1050140Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации 60
1050160Платежи за пользование недрами при реализации соглашений о разделе продукции, включая разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти), ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс) и платежи за договорную акваторию и участки морского дна В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действовавшим на дату подписания соглашения
1050301Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья20
1050302Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) 60
1050303Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых100
1050500Плата за пользование водными объектами100
1050600Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов81
1050800Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами100
1050902Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации - 100
1400102Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции100
1400103Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации100
1400303Налог на пользователей автомобильных дорог100
1400315Налог с владельцев транспортных средств (включая погашение задолженности по налогу на приобретение транспортных средств) 100
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
1020700Налог с продаж100
1030102Единый налог для юридических лиц, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации100
1030104Единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации100
1030201Единый налог на вмененный доход для юридических лиц70
1030202Единый налог на вмененный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица100
1040201Налог на имущество предприятий100
1050401Лесные подати100
1050402Арендная плата за пользование лесным фондом100
1400401Сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц100
1400500Местные налоги и сборы В соответствии с действующим законодательством
* По этим кодам учитываются также доходы от уплаты платежей, поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года, штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанных доходов. ** С введением в действие органами государственной власти субъектов Российской Федерации налога с продаж указанные сборы не взимаются. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: · обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; · функционирование федеральной судебной системы; · осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; · национальная оборона и обеспечение безопасности государства; · фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу; · государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; · государственная поддержка атомной энергетики; · ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба; · исследование и использование космического пространства; · содержание учреждений, находящихся в государственной собственности · формирование федеральной собственности; · обслуживание и погашение госдолга РФ; · компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; · пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; · проведение выборов и референдумов Российской Федерации; · обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней; · финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; · официальный статистический учет и др. Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее. Таблица 3 Распределение расходов Федерального бюджета на 2002 год По разделам и подразделам функциональной классификации Расходов бюджетов российской федерации (тыс. руб.)
КодСтатьи расходов Сумма
ВСЕГО РАСХОДОВ1947386255,4
в том числе:
0100 Государственное управление и местное самоуправление 56745563,3
0101 Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации 2768149,7
0102 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти 2617968,9
0103 Функционирование исполнительных органов государственной власти 12721176,6
0104 Деятельность финансовых и налоговых органов 34189424,7
0105 Прочие расходы на общегосударственное управление 4448843,4
0200 Судебная власть 19111999,8
0201 Федеральная судебная система 19111999,8
0300 Международная деятельность 42858764,5
0301 Международное сотрудничество 30451751,3
0303 Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств 9585465,4
0304 Международные культурные, научные и информационные связи 1347347,8
0305 Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам 56700,0
0306 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества 1417500,0
0400 Национальная оборона 284157831,5
0401 Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации 263863793,5
0402 Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии 13993500,0
0403 Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки 3269760,0
0404 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности 2728278,0
0407 Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны 302500,0
0500 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 173863288,3
0501 Органы внутренних дел 44565516,6
0502 Внутренние войска 13571245,0
0503 Уголовно - исполнительная система 32735876,1
0504 Органы налоговой полиции 4894300,1
0505 Органы государственной безопасности 31813455,6
0506 Органы пограничной службы 17558006,8
0507 Таможенные органы 9650547,4
0508 Органы прокуратуры 9209321,6
0509 Государственная противопожарная служба 6111559,9
0510 Органы юстиции 3394759,2
0511 Государственная фельдъегерская служба 358700,0
0600 Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу 30317957,1
0601 Фундаментальные исследования 15441429,2
0602 Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно - технического прогресса 14876527,9
0700 Промышленность, энергетика и строительство 57707669,7
0701 Топливно-энергетический комплекс 7600000,0
0704 Конверсия оборонной промышленности 250000,0
0705 Другие отрасли промышленности 243900,0
0707 Строительство, архитектура 41545667,1
0708 Стандартизация и метрология 90200,0
0709 Воспроизводство минерально-сырьевой базы 7323888,3
0710 Содержание органов специального строительства 654014,3
0800 Сельское хозяйство и рыболовство 26821500,0
0801 Сельскохозяйственное производство 20444700,0
0802 Земельные ресурсы 1937000,0
0804 Рыболовное хозяйство 2922186,4
0805 Прочие мероприятия в области сельского хозяйства 1517613,6
0900 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9758799,8
0901 Водные ресурсы 675850,2
0902 Лесные ресурсы 6076500,0
0903 Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира 580705,7
0904 Гидрометеорология 1749843,9
0905 Картография и геодезия 675900,0
1000 Транспорт, связь и информатика 7034319,7
1001 Автомобильный транспорт 26460,0
1002 Железнодорожный транспорт 300000,0
1003 Воздушный транспорт 3706039,6
1004 Водный транспорт 2312920,1
1006 Связь 686800,0
1007 Информатика (информационное обеспечение) 2100,0
1100 Развитие рыночной инфраструктуры 20000,0
1101 Малый бизнес и предпринимательство 20000,0
1300 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8693085,0
1302 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 8670685,0
1303 Гражданская оборона 22400,0
1400 Образование 80088334,7
1401 Дошкольное образование 542373,0
1402 Общее образование 1361193,0
1403 Начальное профессиональное образование 18690132,7
1404 Среднее профессиональное образование 10228152,2
1405 Переподготовка и повышение квалификации 1111503,8
1406 Высшее профессиональное образование 43477076,1
1407 Прочие расходы в области образования 4677903,9
1500 Культура, искусство и кинематография 10292505,8
1501 Культура и искусство 8776735,3
1502 Кинематография 1500942,3
1503 Прочие мероприятия в области культуры и искусства 14828,2
1600 Средства массовой информации 10264830,2
1601 Телевидение и радиовещание 9500400,0
1602 Периодическая печать и издательства 471640,2
1603 Прочие средства массовой информации 292790,0
1700 Здравоохранение и физическая культура 31908141,6
1701 Здравоохранение 26595422,8
1702 Санитарно - эпидемиологический надзор 4052312,7
1703 Физическая культура и спорт 1260406,1
1800 Социальная политика 430350521,5
1801 Учреждения социального обеспечения и службы занятости 3891868,6
1802 Социальная помощь 341320812,0
1804 Пенсии военнослужащим 40274107,7
1805 Пенсии и пособия в правоохранительных органах 20262260,7
1806 Прочие мероприятия в области социальной политики 20648189,5
1808 Миграционная политика 3953283,0
1900 Обслуживание государственного и муниципального долга 285009298,7
1901 Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга 57918098,7
1902 Обслуживание государственного внешнего долга 227091200,0
2000 Пополнение государственных запасов и резервов 527305,2
2002 Государственный материальный резерв 53760,0
2003 Прочие государственные запасы и резервы 473545,2
2100 Финансовая помощь бюджетам других уровней 265406554,4
2101 Финансовая помощь бюджетам других уровней 239239855,5
2102 Фонд регионального развития 17491700,0
2103 Мероприятия в области регионального развития 8674998,9
2200 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 10315350,0
2201 Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам 9772350,0
2202 Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры 543000,0
2300 Мобилизационная подготовка экономики 500000,0
2301 Мобилизационная подготовка экономики 500000,0
2400 Исследование и использование космического пространства 9742000,0
2401 Государственная поддержка космической деятельности 2799320,0
2402 Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области космической деятельности 6942680,0
2500 Военная реформа 16544982,8
2501 Проведение военной реформы 16544982,8
2600 Дорожное хозяйство 68519404,0
2601 Дорожное хозяйство 68519404,0
3000 Прочие расходы -3067652,2
3001 Резервные фонды 4300000,0
3002 Проведение выборов и референдумов 2632436,5
3003 Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) -10445796,8
3004 Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам 433408,1
3005 Туризм 12300,0
3100 Целевые бюджетные фонды 13893900,0
3109 Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии 13893900,0
Кроме того: Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога 281230000,0
* Из них: финансирование ремонтно-восстановительных работ на особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, имеющих религиозное значение, - 40000,0 тыс. рублей, реставрации замка Шереметьева, с. Юрино, Республика Марий Эл - 3700,0 тыс. рублей. ** Из них: финансирование мероприятий по подготовке российских спортсменов - инвалидов к участию в зимних Параолимпийских играх 2002 года в г. Солт-Лейк- Сити (США) - 30000,0 тыс. рублей. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ

2.1 Федеральный бюджет Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" и с учетом реализации целей экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу. Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную перспективу являются: - усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста; - повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры; - обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам; - повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование управление государственным долгом. Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства. Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. В соответствии с таким подходом проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП. В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней. Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики. Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет: - совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота; - продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов. Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики: 1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий. Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП. 2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы. 3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации. 4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации. 5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%). В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента. В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд.рублей. Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом. В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации. В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году. Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года. В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов. Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач. В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной политики: Реализация судебной реформы: В рамках реформирования судебной системы предусматриваются дополнительные ассигнования в сумме 860 млн. руб. на увеличение штатной численности судей (250 ед.), работников аппаратов арбитражных судов в количестве 1000 ед. работников аппаратов судов; увеличение численности помощников судей в судах общей юрисдикции в количестве 2785 ед.; увеличение численности мировых судей в количестве 2097 ед.; введение суда присяжных заседателей в 83 субъектах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено направить дополнительные средства на текущий и капитальный ремонт зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции, индексацию заработной платы судей, пожизненное содержание судей и другие мероприятия. Реализация военной реформы. В расходах федерального бюджета на 2002 год учтены средства на проведение первого этапа реформы денежного довольствия по условиям и срокам приравнивания денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним отдельных категорий к денежному содержанию государственных служащих, предусматривающего повышение окладов по воинской должности (должностного оклада) до уровня должностных окладов государственных служащих с 1 июля 2002 года. Второй этап мероприятий - приравнивание окладов по воинскому званию к ежемесячным надбавкам за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих предполагается осуществить с 1 января 2004 года. Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации. Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока предусматривает сокращение численности личного состава министерств и ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в 2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее предусмотренное на 2003-2004 годы. Масштабы такого сокращения предполагают одновременно финансовое обеспечение мер социальной защиты увольняемых военнослужащих и приравненных к ним лиц. В связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002 году предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб., что в 3.9 раза превышает уровень текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты пенсий военнослужащим и иным приравненным к ним категориям на 15 млрд.руб. в связи с реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. - в связи с сокращением численности. Реализация социальной реформы. Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения. Ключевым элементом социальной реформы в 2002 году является повышение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения. В качестве этапа реализации социальной реформы в 2002 году предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89 раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Проведение в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволит установить одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1 разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции. В 2002 году предусматривается осуществить первый шаг по реализации пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога, и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и выплачиваемых из него средств составит в 2002 году 257.5 млрд. рублей. Формирование федеральных целевых программ. В соответствии Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации в 2002 году резко сокращен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в указанный перечень, в 2002 году будут включены в состав смет федеральных органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета. Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого сокращения количества региональных программ произведено упорядочение расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование федеральных объектов региональных программ включено в государственную инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов, который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета "Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать дублирования в финансировании объектов за счет разных источников финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства. Основными функциями федерального бюджета являются: · перераспределение национального дохода и ВВП; · государственное регулирование и стимулирование экономики; · финансовое обеспечение социальной политики; · контроль образования и использованием централизованного фонда денежных средств. До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли [17,с.155]. В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2002 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и по доходам в размере 2125718,2 исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 10950 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%.

Доходы, млн. руб.

Расходы, млн. руб.

ВВП, млрд. руб.

Инфляция, % (декабрь 2002 к декабрю 2001)

2125718,21947386,31095012,0

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.