реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Вопросы оценки эффективности производства и реализации продукции энергетического машиностроения


и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100

человек; в других отраслях производственной сферы — до 50 человек; в отраслях

непроизводственной сферы и в розничной торговле — до 15 человек.

Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к

категории малых были изменены. Под субъектами малого предпринимательства

понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия

РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений),

благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному

или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность

работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней

(малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,

занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение

в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно

удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок

их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений

антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные

управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружить­ся, внедрять и

апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию

производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного

труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или

смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких

собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении

элементарного порядка в стране.

Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не

случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого

бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны

государства. Например, в США с целью оказания помощи американским

предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая

правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее отделения

имеются в различных штагах. Она оказывает финансовую помощь кредитами,

организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам

управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных

контрактов и по другим вопросам.

Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа

банкротов и обладает высокой результативностью. Так, в течение года

разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США

около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его

кооперирование, особый порядок амортизации, гарантирование займов, льготное

налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фирмами,

касается вопросов бухгалтерского учета, финансирования, уплаты налогов,

менеджмента.

В РФ также начала создаваться система поддержки и развития малого

предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О

государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены

главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий,

установлены основные формы и методы государственного управления и

регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный

Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого

предпринимательства.

Законом определено, что теперь не менее 15% государственных заказов должно в

обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем.

Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа,

финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа

разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.

По новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную

программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять

ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в

Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом

и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства,

средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.

По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять

упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной

системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная

система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями

налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не

заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности

федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок

уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение

автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные

внебюджетные фонды. Малым предприятиям (с предельной численностью работающих

до 15 человек) и гражданам-предпринимателям разрешено применять упрощенный

порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной

записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного

дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной

деятельности. Установлены предельные ставки единого налога: если объектом

налогообложения является совокупный доход, то 10% дохода — в федеральный

бюджет и до 20% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же

объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом

конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный

бюджет, устанавливаются решением органа государственной власти субъекта

федерации.

Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом

государственной власти субъекта федерации. Им может быть либо совокупный

доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка,

полученная за отчетный период. Не применяется упрощенная система

налогообложения, учета и отчетности в:

организациях, занятых производством подакцизной продукции;

организациях, созданных на базе ликвидированных структурных подразделений

действующих предприятий; кредитных организациях; страховых организациях;

инвестиционных фондах;

предприятиях игорного и развлекательного бизнеса и др.

К числу ограничений относится также запрет перехода на упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства,

если в течение года, предшествующего кварталу, в котором происходит подача

заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и

отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика превышает

сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности малые

предприятия должны подать заявление в налоговые органы по месту своей

регистрации. Официальным документом, удостоверяющим право применения

упрощенной системы, является патент. Годовая стоимость патента зависит от

вида деятельности малого предприятия. Выплата годовой стоимости патента

осуществляется ежеквартально и засчитывается в счет обязательств по уплате

единого налога. Индивидуальные предприниматели уплачивают только стоимость

патента.

Следующей особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что

они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими

коммерческими организациями. Для всех малых предприятий установлены следующие

дополнительные льготы:

• в первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные

отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы

более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять

ускоренную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при

необходимости обновлять активную часть основных фондов и меньше платить сумму

налога на прибыль;

• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-

го числа месяца, следующего за отчетным;

• освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;

• в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение

не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную

продукцию, товары народного потребления, медицинские лекарства и препараты,

занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного,

социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от

налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее

70% общего объема реализации. В третий и четвертый год работы они платят

налог на прибыль по пониженным ставкам: в 3-й год — по ставке 25%, в 4-й —

50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции

составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства,

следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога

на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов

малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50%

страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных

рисков малых предприятий.

В соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном

налоговом кредите» малые предприятия имеют право получить инвестиционный

налоговый кредит, под которым понимается отсрочка налогового платежа,

предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.

Из всего этого можно сделать вывод, что малые предприятия имеют довольно

существенные налоговые льготы, что, естественно, способствует развитию малого

предпринимательства.

1.8. РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска высококачественной

продукции.

В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы «О стандартизации», «Об

обеспечении единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг».

Сегодня эти законы вместе с рядом других законодательных актов, в том числе с

законами «О защите прав потребителей», «Основами законодательства РФ об

охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения» и рядом других государственных актов, образовали

единое правовое пространство, придав деятельности по стандартизации,

метрологии и сертификации преимущественно социальную направленность.

Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП,

поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.

Рассмотрим сущность основных понятий в области стандартизации, изложенных в

новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком

смысле понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени

относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их

совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как

правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по

существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный

признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для

всеобщего и многократного использования правила, общие принципы,

характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов

стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени

упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.092).

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и

практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для

общества.

В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие

категории;

• государственные стандарты РФ - ГОСТ Р;

• отраслевые стандарты — ОСТ;

• технические условия - ТУ;

• стандарты предприятия и объединения - СТП;

• стандарты научно-технических и инженерных обществ - СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания

устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

• стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты на процессы;

• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:

национальные;

региональные;

межгосударственные;

международные.

Национальный стандарт (ГОСТ Р) - стандарт, принятый национальным органом

по стандартизации одной страны.

Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной

организацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами,

присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области

стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.

Международный стандарт - стандарт, принятый Международной организацией по

стандартизации (ИСО).

Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых,

максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов,

во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов

лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному

регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и

окружающей среды, технической и функциональной совместимости и

взаимозаменяемости. Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону

стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем

мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере

техники и технологии.

Вместе с тем фонд стандартов СССР сохранен. Эти стандарты и сейчас

применяются как в России, так и в странах СНГ, обретя статус

межгосударственных. Для решения проблемы повышения качества продукции очень

важно, чтобы отечественные стандарты систематически пересматривались и

добавлялись новыми с учетом развития науки и техники, все время приближаясь к

международным стандартам или опережая их.

Международная организация по стандартизации организовала в 1979 г.

технический комитет «Управление качеством и обеспечение качества». В 1986 г.

комитет, опираясь на британские стандарты и опыт Международной

электротехнической комиссии (МЭК), подготовил основополагающие стандарты ИСО

серии 9000, которые были изданы в 1987 г. и в настоящее время получили

всемирное признание. Сейчас они действуют в 73 странах мира, а также в ЕС,

причем в 68 странах они введены непосредственно. Благодаря этому стандарты

ИСО 9000 стали нормативной базой для сертификации (регистрации) продукции и

систем качества предприятия. Такие системы уже существуют в 51 стране мира.

Идеология ИСО 9000 лежит в основе работы Европейской организации по

испытаниям и сертификации (ЕОИС). Поэтому использование отечественными

предприятиями этой системы стандартизации имеет для них большое значение.

Стандарты ИСО серии 9000 определяют новое положение предприятия на рынке.

Тот, кто первый внедряет их и представляет потребителю документы о том, что

он работает в соответствии с этими стандартами, получает преимущественное

положение на рынке. Цена на его продукцию, как правило, в 2- 4 раза выше цены

той продукции, чей производитель не обладает соответствующим сертификатом.

Продукция, на которую в государственных стандартах установлены требования по

обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны

окружающей среды, подлежит обязательной сертификации. Это вытекает из Закона

РФ «О защите прав потребителей». Сертификация в России введена с 1 января

1992 г.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции

установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участков сертификации,

осуществляющих сертификацию по правилам, установ­ленным в этой системе.

Сертификат - документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается

продукция, соответствующая всем требованиям стандарта.

Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная, но в этом случае

предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия,

как при обязательной, а Знак соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и

предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в

международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и

международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе продукции:

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и

имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Основная задача сертификации - добиваться, чтобы сертификаты, выданные в

стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты

открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.

Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный

комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями. К

началу 1996 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300

органов по сертификации и около 1000 испытательных лабораторий и центров, как

отечественных, гак и зарубежных.

Предприятие, планирующее сертифицировать свою продукцию, должно направить

заявку в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой

работы. Госстандарт после получения такой заявки сообщает предприятию, какой

организацией будет осуществлена проверка производства и в какой лаборатории

будут проведены испытания продукции.

Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует

требованиям стандарта, то составляется протокол, который направляется затем в

органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов

выдает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.

Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются

предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.

1.9. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для экономического возмещения физического и морального износа основных

производственных фондов (ОПФ) их стоимость в виде амортизационных отчислений

включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация

- это постепенный перенос стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию.

Амортизационные отчисления производятся предприятиями (организациями)

ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости

основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на

балансе предприятия (организации).

Норма амортизации представляет собой установленный государством годовой

процент погашения стоимости основных фондов и определяет сумму ежегодных

амортизационных отчислений. Иначе говоря, норма амортизации - это отношение

суммы годовых амортизационных отчислений к стоимости ОПФ, выраженное в

процентах.

Нормы амортизации устанавливаются и периодически пересматриваются

государством, они едины для всех предприятий и организаций независимо от их

форм собственности и форм хозяйствования.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической

политики государства. Устанавливая норму амортизации, порядок ее начисления и

использования, государство регулирует темпы и характер воспроизводства в

отраслях, а именно, через норму амортизации задается скорость обесценивания,

а через нее - скорость обновления основных фондов. Для действовавшей в СССР

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.