реферат, рефераты скачать
 

Альтернативная гражданская служба в РФ


p> Комиссия ООН по правам человека в своей Резолюции 1995 года также
"настоятельно призывает государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, на основании которых совершен отказ, никак не влияли на отношение к отдельным людям, а также чтобы по отношению к отказавшимся была исключена любого рода дискриминация по причине их неучастия в воинской службе." Об этом же говорится в Общем Комментарии 1993 года, принятых Комитетом ООН по правам человека: "когда это право признано законами и юридической практикой, характер и содержание причин отказа от воинской службы не должны влиять на отношение и принимаемые властями решения; а также по отношению к этим гражданам не должно быть дискриминации по причине их неучастия в воинской службе. "(8)

Здесь также следует отметить, что. такие категории, как "моральные" и
"политические" причины отказа от воинской службы также следует включить в список принимаемых оснований для отказа. По моему мнению, чтобы быть официально признанным в качестве отказывающегося от воинской службы по убеждениям, человеку не обязательно быть абсолютным пацифистом или выступать против вооруженных конфликтов вообще. Соответственно, отказ от воинской службы может быть, так сказать, "выборочного" характера, то есть, отказом от участия в каком-то конкретном вооруженном конфликте или военных действиях, основанном на глубоких убеждениях совести. И в этих случаях такой отказ тоже должен иметь правовую защиту и быть основанием для освобождения от воинской повинности с предоставлением права на альтернативную службу.

Следуя этим принципам. Международная Амнистия в прошлые годы признала узниками совести тех людей, кто по глубоким убеждениям совести отказался вступить в армию, участвовавшую в войне во Вьетнаме, на воине в
Персидском заливе или в вооруженные силы, которые были частью стратегической ядерной обороны НАТО. В связи с этим организация призывает правительства государств признать право на выборочный отказ от воинской службы, так как люди, которые были бы готовы защищать свою страну, должны иметь право отказаться от участия в конкретных военных действиях по причине своих глубоких убеждений.

Международная Амнистия обращает особое внимание на случаи, когда отказывающиеся от воинской службы по убеждениям приговариваются к тюремным заключениям в результате того, что соответствующее законодательство в их государствах настолько несовершенно и ограничено, что не все, а только некоторые из вышеперечисленных причин для отказа по убеждениям признаются властями.

Кроме гарантий справедливого отношения. Международная Амнистия не ставит никаких условий для устанавливаемых правительствами правил проверки и принятия решений по заявлениям отдельных лиц, желающих быть признанными в качестве отказывающихся от воинской службы по убеждениям. При этом необходимо отметить, что организация не признает узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, которые не желают дать объяснений о причинах своего отказа ответственным за принятие решения властям (в тех случаях, когда подобные правила установлены законом государства), за исключением случаев, когда эти причины ясны сами собой из содержания конкретного дела.(9)

Отметим, однако, что в нормах, установленных ООН и европейскими организациями, существуют конкретные рекомендации по решению этих проблем.
Например, Резолюция 1995 года Комиссии ООН по правам человека "признает, что в некоторых государствах заявления на получение статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям удовлетворяются без необходимой проверки, и призывает государства-члены, которые еще ввели своих правил решений этих вопросов, образовать - в соответствии с их национальной правовой системой - независимые и беспристрастные органы, которые будут принимать решения об удовлетворении или неудовлетворении конкретных заявлений об отказе от воинской службы. "

Рекомендация 1987 года Комитета Министров Совета Европы признает, что
"государства могут устанавливать соответствующие правила проверки заявлений на получение статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям или удовлетворения этих заявлений на основании указанных в них конкретных причин". При этом в Рекомендации настаивается, что "порядок проверок всех заявлений должен гарантировать справедливые решения", и что податель заявления должен иметь право подать на аппеляцию, оспаривая принятое решение суда первой инстанции". В Рекомендациях предложено, что
"власти, рассматривающие аппеляцию, должны быть отделены от военного руководства, а их состав также должен гарантировать независимость."

Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года просто "утверждает, что для получения статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям следует только подать соответствующее заявление, в котором указаны мотивы отказа". Призывая к "определению общих принципов, соблюдение которых позволит исключить дискриминацию по отношению к гражданам разных европейских государств по поводу воинской службы", в
Резолюции от II марта 1993 года Европарламен настоятельно требует, чтобы в качестве одной из необходимых гарантий, включаемых в эти принципы, стала гарантия того, что "эффективное средство подачи аппеляции было доступно всем, чье заявление на получение статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям было отклонено. "(10)

4. Какой должна быть альтернативная гражданская служба.

Сегодня практически не высказываются мнения о конкретном характере или содержании альтернативной службы, предлагаемой государством тем, кто отказался от воинской службы по причине своих убеждений. Тем не менее, организация готова признать узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, кто, отказавшись от воинской службы по убеждениям, не получил возможности пройти альтернативную службу полностью гражданского характера и руководимой гражданскими властями, или в том случае, когда длительность альтернативной службы может быть признана карательной.

Это определяется следующими факторами: 1) указано ли властями, что длительность альтернативной службы по сравнению с воинской службой преднамеренно имеет карательный характер; 2) предлагается ли властями какое- либо удовлетворяющее обоснование того, что длительность альтернативной службы не является карательной, если она все же превышает длительность воинской службы на любое количество времени; и 3) превосходит ли время, проведенное на альтернативной службе, общий срок воинской службы, включая период обучения и действительной резервной службы.(11)

Важно подчеркнуть, что не признается узником совести тот отказавшийся от воинской службы по убеждениям человек, который отказался от предложенной ему альтернативной службы, если она имела полностью гражданский характер, находилась в ведении гражданских властей, и ее длительность соответствовала вышеуказанным требованиям.

Комиссия ООН по правам человека в Резолюции 1995 года "подчеркивает, что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности."
Эти определения сходны с указаниями Рекомендации 1987 года Комитета
Министров Совета Европы о том, что длительность альтернативной службы, "... при сравнении ее с воинской службой, должна оставаться в разумных пределах". В то же время в Рекомендации говорится, что ". . . наряду с введением альтернативной службы, государство может установить правила прохождения невооруженной воинской службы -только для тех, чьи причины отказа от службы заключались лишь в отказе от личного пользования оружием.
"

Данная Рекомендация включает дополнительное замечание о том, что
"проходящие альтернативную службу не должны иметь меньше социальных или финансовых прав, чем те, кто проходит воинскую службу. Юридические нормы и положения, по которым воинская служба включается в трудовой стаж, определяются повышения в должности и пенсия, должны также относиться и к альтернативной службе. "

Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года "настаивает, что длительность альтернативной службы может превышать срок воинской службы максимум на 50 процентов, и только для того, чтобы компенсировать время резервных учений, которым подлежат проходящие воинскую службу." Эта
Резолюция также "призывает к тому, чтобы проходящие альтернативную службу были защищены от эксплуатации, и чтобы оплата их труда была равной оплате призванных в вооруженные силы." Наряду с этим, Резолюция "настаивает, что призывники, выполняющие альтернативную службу, должны иметь возможность проходить периоды обучения, а также последующего отпускного обучения, эквивалентные тем, что предлагаются во время воинской службы."

Расширяя возможности альтернативной службы, та же Резолюция "призывает к тому, чтобы лицам, получившим в своем государстве-члене [ЕС] статус отказывающегося от воинской службы по убеждениям, было разрешено - если это возможно и если этот конкретный человек сам того желает - участвовать в программах альтернативной службы другого государства-члена, и в результате такого участия быть освобожденным от альтернативной службы в своем государстве." В связи с этим Парламент "дает задание [Европейской]
Комиссии подготовить проект программы развития проектов в странах третьего мира, в которых все отказывающиеся от воинской службы по убеждениям граждане государств-членов могли бы - где это возможно и если конкретный человек сам того желает - принимать участие; такое участие должно освобождать их от альтернативной службы в своей стране. "(12)

Последовавшая за этим Резолюция Европарламента (18 января 1994 года) предлагает даже и дальнейшие меры: созвать Комиссию для подачи в Парламент предложения о "создании Европейской альтернативной службы, открытой и для отказывающихся от воинской службы по убеждениям и для добровольцев из стран- членов", а также о "программе обмена, позволяющей тем, кто проходит альтернативную службу выбирать и выполнять альтернативную службу в другом государстве-члене или в одной из развивающихся стран, -что будет частью программы сотрудничества." В этой Резолюции также утверждается, что
"прохождение такой службы в организациях в другом государстве-члене должно быть возможно без взаимного обмена служащими и даже в том случае, когда в этой конкретной стране не производится призыв не воинскую службу. "(13)

Следует также отметить, что январская 1994 года Резолюция рекомендовала государствам-членам Европейского Союза "... проследить за тем, чтобы обязательная воинская служба и гражданская служба, выполняемая в организациях, не находящихся в ведении Министерства Обороны, были одинаковой длительности.» (14)
5. Будущее проблемы отказа от военной службы по убеждениям.

В настоящее время неправительственные организации (НПО) и европейские меж- правительственные органы проводят несколько инициатив, которые могут оказать существенную помощь в деле укрепления и защиты права на отказ от воинской службы по убеждениям в Европе. С 1984 года существует проект
Протокола, созданный для Европейской Конвенции по защите прав и основных свобод человека, в котором подчеркнуто признание права на отказ от воинской службы по убеждениям. В своей Резолюции от 13 октября 1989 года
Европейский Парламент выразил свою явную поддержку этого Протокола, а затем подтвердил свою позицию по этому вопросу в своей следующей Резолюции, принятой 18 января 1994 года.

Необходимость введения этого Протокола в текст Конвенции недавно получила новую поддержку от группы неправительственных организаций (НПО, в том числе и Международная Амнистия), имеющей статус консультативного органа при Совете. Европы. 25 сентября 1996 года эта группа единогласно одобрила резолюцию о признании права на отказ от воинской службы по убеждениям, предложенную Советом Квакеров по европейским делам. Эту Резолюцию также поддерживают Европейская Экуменистская Комиссия по делам церкви и общества
(ЕЕСС5) и Конференция европейских церквей (СЕС).

В Резолюции выражается обеспокоенность тем, что "...даже при том, что
Рекомендация К (87) 8 Комитета Министров (см. выше) содержит только минимальные обязательные к выполнению нормы, в некоторых государствах- членах не соблюдаются и эти принципы." Резолюция также призвала Комитет
Министров поручить Руководящему Комитету по правам человека (СООН) потребовать отчет от каждого государства-члена Совета Европы о действиях, предпринятых с целью выполнения Рекомендации 1987 года. В Резолюции также содержится просьба к Парламентской Ассамблее Совета Европы и к ее Комитету по делам законодательства и правам человека еще раз обдумать содержание
Проекта Протокола о праве на отказ от воинской службы по убеждениям и сообщить свое мнение о нем группе НПО во время следующей встречи в сентябре
1998 года.

В ответ на вопрос, в письменном виде представленный членом
Парламентской Ассамблеи Совета Европы, о состоянии права на отказ от воинской службы по убеждениям в Греции Комитет Министров ответил в октябре 1996 года. В ответе говорится, что Комитет Министров отмечает:

... в последние годы ряд изменений, произошедших в нескольких государствах-членах, относительно правил призыва и/или права на отказ от воинской службы по убеждениям. Однако, со времени принятия

Комитетом Рекомендации По К (87) 8 количество членов

Организации значительно выросло. По этой причине Комитет Министров полагает, что хотел бы иметь в своем распоряжении сравнительный обзор законодательств и юридических практик, относящихся к этим проблемам, в государствах-членах. Комитет Министров. . . поручил

Руководящему Комитету по правам человека (СООН) подготовить такой обзор, указав в нем как выполняется Рекомендация По. К (87) 8, - что позволит определить дальнейшие необходимые на европейском уровне действия.

В настоящее время Руководящий Комитет по правам человека (СООН) готовит такой обзор, намереваясь завершить его к концу 1997 года. Необходимое сравнительное исследование планируется быть представленным на заседании
Руководящего Комитета по правам человека в июне 1997 года.

Дополняя эти шаги Совета Европы, Международная Амнистия также настоятельно призывает к тому, чтобы государства-члены Европейского
Союза, используя соответствующую резолюцию Европарламента, ясно поняли, что признание права на отказ от воинской службы по убеждениям и введение альтернативной гражданской службы некарательной длительности должны быть включены в условия, необходимые для приема в Европейский Союз новых членов.

В связи с тем, что государства, желающие вступить в ЕС, должны соблюдать международные нормы права на отказ от воинской службы по убеждениям, немецкий член Европейского Парламента Доктор Кристоф Таннерт недавно подготовил специальный отчет. Его исследование. Воинская служба и право на отказ от нее по убеждениям совести в Центральной и Восточной
Европе в свете продвижения Европейского Союза на восток, было подготовлено совместно с Европейским Бюро по праву отказа от воинской службы по убеждениям совести (ЕВСО). Исследование завершено в 1996 году.

Необходимо еще раз повторить призыв международных правозащитных организаций ко всем государствам-членам Европейского Союза и Совета Европы пересмотреть свои законодательства об отказе от воинской службы по убеждениям в свете нынедействующих резолюций и рекомендаций.

6. Перечень вопросов, вызывающих наибольшее беспокойство.

В связи с необходимостью других приоритетных исследований и по причине ограниченных ресурсов у меня не было возможности получить полную и подробную информацию о том, насколько и как право отказа от воинской службы по убеждениям признается в ряде стран, включенных в задачи Европейского отдела Международной Амнистии (в которую входят все государства-члены
Совета Европы и государства-участники ОВСЕ - кроме Соединенных Штатов и
Канады). Тем не менее известно, что в некоторых из этих государств существует ряд несоответствующих необходимости позиций, касающихся признания права отказа от воинской службы по убеждениям и положений по организации альтернативной гражданской службы.
Хотя воинская служба обязательна во всех трех Балтийских государствах -
Эстонии, Латвии и Литве, - но процент призванных в армию молодых людей, как сообщается, низок, а количество освобожденных от службы или тех, кому удается использовать лазейки, в законодательстве, при этом велико.
Положение с альтернативной гражданской службой полностью не прояснено.
Насколько известно, в Эстонии до сих пор не существует действующих законов об альтернативной службе. В Литве закон об обязательной воинской службе был принят парламентом в ноябре 1996 года, и, по имеющимся сообщениям, в нем содержатся положения о возможности альтернативной службы, но, насколько известно, они еще не вступили в силу. Принятый парламентом Латвии в ноябре 1996 года новый закон об обязательной воинской службе, но при этом существенно ограниченный Президентом Гунтисом Ульманисом, по сообщениям, не содержит положений о возможности альтернативной службы..

Также известно, что в Грузии воинская или альтерантивная службы обязательны для молодых людей от 18 до 27 лет. Несмотря на то, что закон о гражданской альтернативной службе был принят 14 июня 1991 года, и Статья
12 Закона о Всеобщей Воинской повинности, принятого 29 декабря 1992 года, определяют продолжительность альтернативной службы - 36 месяцев, - насколько известно , в настоящее время не существует каких-либо конкретных правил для тех, кто хотел бы заявить о желании проходить альтернативную службу и затем отслужить ее. Это означает, что молодые люди, не могущие проходить обязательную воинскую службу по причинам своих убеждений, подвергаются угрозе тюремного заключения - из-за отсутствия такой альтернативной службы.
Не известно о каких-либо существующих или планируемых положениях закона о признании отказа от воинской службы по убеждениям или о введении гражданской альтернативной службы для отказывающихся по убеждениям в
Армении и Азербайджане.
Также не известно о каких-либо шагах по введению какой-либо формы альтернативной службы в Казахстане, Кыргыстане, Таджикистане,
Туркменистане и Узбекистане. Информация о случаях отказов от воинской службы по убеждениям в этих государствах поступает редко. Тем не менее, в 1995 году Международная Амнистия признала узниками совести несколько человеке в Казахстане, которые, будучи членами группы Свидетелей Иеговы, отказались от воинской службы и в результате были заключены в тюрьму.
В Таджикистане сохраняется обязательная воинская служба, которую должны проходить все мужчины призывного возраста. Служба проходит в вооруженных силах, а ее продолжительность составляет два года. Недавно в прессе
Таджикистана были опубликованы материалы о широком распространении уклонения от призыва в армию молодыми людьми, боящимися быть отправленными на фронт для борьбы в Объединенной Таджикской Оппозицией (ОТО - вооруженная оппозиционная группа, продолжающая повстанческую борьбу против правительства с конца гражданской войны в 1992 году). Освещению в прессе также подверглось манипулирование правилами об освобождении от службы в пользу сыновей состоятельных семей и высокопоставленных работников, а также митинги протеста против призыва в армию, состоявшиеся в некоторых районах. Хотя из информации не вытекает доказательств того, что уклонение от призыва мотивируется в некоторых случаях отказом от воинской службы по убеждениям, однако стоит отметить, что в законах
Таджикистана не существует каких-либо положений об альтернативной гражданской службе, которую могли бы проходить отказывающиеся от службы в вооруженных силах по убеждениям совести.

Правозащитники сообщают, что чтобы предотвратить недобор на воинскую службу, вызванный массовым уклонением от призыва, с 1995 года власти решили использовать, "пресс-бригады", члены которых собирают молодых людей на улицах, в общественном транспорте и в других общественных местах и насильно вносят их в списки для службы в вооруженных силах. Таджикский
Центр информации и анализа по правам человека сообщил, что "во многих случаях [насильственно призванные] были отправлены в зоны конфликта без воинской подготовки и обучения, а их родственники не были извещены об их наборе в армию".
Заключение.

Почти две тысячи лет назад прозвучали слова рекрута Максимилиана: «Мне непозволительно воевать, потому что я христианин». На всем протяжении этих двух тысячелетий не было и года, когда где-нибудь кто-нибудь не повторял эти слова. Слишком важен вопрос- и для людей определенных убеждений совести, и для государства, для его стабильности и обороноспособности.

Россия может гордиться тем, что внесла существенный вклад в решение этой проблемы. Еще до революции члены религиозных общин, не приемлющих воинскую службу, освобождались от ношения оружия и служили во вневойсковых командах. Как это не удивительно, но в первые годы существования советской власти был принят декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Россия не может позволить себе забывать свой собственный положительный опыт.

Пора осознать, что не государство дарует нам свободу совести. Это естественное и неотъемлемое право каждого человека. Разумеется, интересы государства должны быть соблюдены- но не за счет этого права.

Проблема отказа от военной службы и замены ее альтернативной- это не только юридическая и философская проблема, но и политическая, так как если это право не гарантируется государством, то такое государство неизбежно сползает к диктатуре. Россия слишком настрадалась от нее, и потому долг каждого любящего отечество человека- предотвратить такое развитие событий, используя зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям совести.
Примечания:
1. "Вопросы, вызывающие беспокойство в связи с ситуацией в Европе: июль

-декабрь 1996 года" (Международная амнистия, Индекс МА: ЕПК 01/01/97), с. 54
2. Совесть, закон, приказ.- В кн.: Правовые аспекты Чеченского кризиса. М.,

1995 г., с. 32-36
3. Пчелинцев А. В. Право не стрелять.// Труд.- 01.08.1996.
4. Право на отказ от воинской службе по убеждениям совести в Европе.
(Международная Амнистия, Индекс МА:01/02/1997)., с. 12-16
5. Пчелинцев А. В. Право не стрелять. М., 1997 г., с. 45-47
6. Отказ от военной службы по соображениям совести в Европе: право на свободу мысли. (Международная амнистия, Индекс МА:EUR 01/05/97).
7. О проекте Основ законодательств об альтернативной службе.- В кн.:

Молодежная политика: проблемы решения. М., 1997.
8. Открытое письмо Международной амнистии к кандидатам на пост Президента

РФ (май 1996 года), с. 8-11
9. Там же, с. 15
10. Там же, с. 17-18
11. Козлов А. П. Альтернативная служба.// Агитатор армии и флота. 1992, №1, с. 14
12. Право на отказ от воинской службе по убеждениям совести в Европе.

(Международная Амнистия, Индекс МА:01/02/1997)., с. 18-19
13. Там же, с. 22
14. Там же, с. 36-38



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.