реферат, рефераты скачать
 

Контроль над стратегическими вооружениями в конце ХХ – начале ХХ вв



5. Анализ нынешней ситуации и перспективы развития контроля над стратегическими вооружениями


5.1 Ситуация в современном мире


В годы холодной войны контроль над стратегическими вооружениями по праву занимал центральное место в отношениях между СССР и США. Правда, соглашения в этой области не устраняли гонку вооружений, но придавали ей более предсказуемый и по-своему рациональный характер. Это и составляло «военную компоненту разрядки напряжённости»[25]. И хотя после окончания холодной войны характер отношений России и США кардинально изменился, и обе страны признают необходимость тесного взаимодействия перед лицом новых угроз, однако до сих пор 90 % сил общего назначения НАТО направлены против РФ, и около 70% российских сил направлены против НАТО.[26] Сохраняется курс на поддержание взаимного гарантированного уничтожения. Так в России в 2002 г. прошли учения стратегических ядерных сил, в ходе которых отрабатывался массированный удар по врагу всеми боеготовыми средствами для предупреждения эскалации вооруженной агрессии против России, в том числе и с применением ядерного оружия.

Таким образом, в российско-американских отношениях сложилась парадоксальная ситуация. Политические предпосылки ядерного сдерживания и основанного на нём традиционного подхода к контролю над стратегическими вооружениями исчезли. Но сдерживание сохраняется. И оно, в свою очередь, не позволяет странам в полной мере реализовывать программу установления партнёрских отношений. Это вполне естественно, поскольку ни о каком партнерстве не может идти речи, когда одна из сторон (в данном случае США) приближается к границам другой стороны, размещая по ходу своего продвижения «сотни тактических ядерных авиабомб»[27].

Можно называть эту ситуацию абсурдом, фантомом холодной войны, объяснять её консерватизмом наших военных бюрократий. Ведь стратегическая стабильность в XXI в. определяется не балансом ядерных вооружений России и США, а, прежде всего, ответом на растущую опасность дальнейшего распространения ОМУ и средств его доставки.

Однако, если между нашими странами на самом деле будут развиваться союзнические отношения, в том числе и в противостоянии этой угрозе, то наши военные все меньше будут задумываться над тем, сколько боеголовок останется у другой стороны на боевом дежурстве, каков будет возвратный потенциал, и, в конце концов, мы действительно перестанем считать ракеты друг друга, как не считают их американцы и англичане. Но для этого требуется время и общий позитивный вектор развития. А пока переходная противоречивость российско-американских отношений в ядерной области порождает взаимные опасения.

В частности, бытует мнение, что США решительно настроены «разоружить Россию и лишить её ядерного потенциала»[28]. Но, во-первых, это невозможно при тех огромных количествах ядерного оружия, сохраняющегося у России. А во-вторых, в своём идеологическом рвении администрация США давно уже похоронила ратифицированный Думой договор СНВ-2 и надежды на СНВ-3, которые действительно накладывали определённые ограничения на российский ядерный потенциал.

Америка также высказала пожелание, чтобы между Россией и США было достигнуто юридически обязывающее соглашение и по сокращениям тактических ядерных вооружений. США желали бы знать, как много тактического оружия у России, где оно находится, и насколько безопасно его хранение. США также не обладают достаточной информацией о производстве в России новых ядерных боеголовок и о том, что происходит с боеголовками, снимаемыми с боевого дежурства. Удивительно, почему США не замечают противоречивости своих заявлений. Их озабоченность и любопытство по поводу целого ряда вопросов вполне законны и обоснованны. США, так же, как впрочем, и Россия, заинтересованы в максимальной транспарентности и предсказуемости в сфере ОМУ. Но в то же время именно идеологически обусловленное догматическое неприятие администрацией Соединённых Штатов любых договоров в области контроля над вооружениями препятствует установлению этой самой транспарентности и предсказуемости. Не секрет, что администрация США пошла на подписание Договора по сокращению СНП лишь под давлением российской дипломатии и европейского и американского общественного мнения. В то же время США отказались от ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний и от введения эффективного международного контроля над прекращением производства бактериологического оружия.

А что касается контроля над тем, что происходит со снимаемыми боеголовками, то, если американцев это интересует, почему же они не воспользовались тем, что российская сторона впервые сама поставила этот вопрос в процессе переговоров, и более того, считала отказ американцев от такого контроля чуть ли не основным препятствием к заключению договора?

Так идеологические догмы республиканской администрации вступают в противоречие с прагматическими интересами самих США и порождают взаимное недоверие в области, разногласия в которой Россия и Соединенные Штаты давно уже могли бы оставить в прошлом.

В общем-то, из всего вышесказанного следует, что ни Россия, ни США особенно не заинтересованы в заключении нового двустороннего договора о контроле над стратегическими вооружениями. Сославшись на выход администрации Буша из Договора по ПРО в июне 2002 г., представитель министерства обороны России в конце августа предупредил: «Если возникнет острая необходимость, Россия в одностороннем порядке выйдет из Договора о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности»[29] (1987 г). Владимир Путин, выступив против планов США по созданию арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия (космические ядерные системы, ядерные боеголовки малой мощности и баллистические ракет высокой дальности с конвенциональными боеголовками), призвал к возобновлению диалога, с приоритетом замены Договора СНВ-1 до того, как истечёт срок его действия в конце 2009 г. В свою очередь члены администрации Буша дали понять, что считают всесторонние договоры о контроле над стратегическими вооружениями не соответствующими реалиям современного мира, в котором угроза со стороны международного терроризма и государств-изгоев стала намного важнее опасений по поводу российско-американской конфронтации.

В январе 2006 г. глава национального управления по ядерной безопасности США заявил относительно Договора по СНП: «Очень вероятно, что подобные договоры о контроле над вооружениями не являются будущим наших отношений с Российской Федерацией»[30].

Уже сегодня определение ядерного сдерживания претерпевает значительные изменения. Ранее этот процесс подразумевал режим гарантированного исключения внешней агрессии на межконтинентальном и региональном уровне. Сейчас в эту сферу постепенно включается и космический фактор. То есть кроме планетарных угроз формируется и «орбитальная» угроза.

Под космическим фактором следует понимать нечто большее, чем, например, развертывание системы НПРО США. Это совершенно новый уровень силовых возможностей Америки.

Ранее стратегия сдерживания являлась «двумерной», однако можно говорить о формировании в США новой ядреной «трехмерной» стратегии. Суть её выражается набором глобальных целей, выдвинутых Стратегическим планом Космического командования ещё в 1998 г.: полная интеграция космических, сухопутных, морских и воздушных сил и средств; обеспечение США и их союзникам свободного доступа в космос и полномасштабных действий в нем при воспрещении противнику решать подобные задачи[31]. Другими словами, цели США сводятся к полному единоличному контролю космоса, информационному контролю ситуации и глобальному подавлению любого противодействия за счёт реального ограниченного или тотального удара.

Соответственно России необходима национальная «трехмерная» ядерная стратегия, которая рассматривала бы проблему перспективного ядерного сдерживания с учётом таких факторов: глобализация угроз со стороны США, стремление США к максимальному системному и информационному вскрытию оборонного потенциала России в целях его дезорганизации и уничтожения в начале превентивного удара США.

Под влиянием тревоги по поводу гипотетической террористической угрозы официальным экспертам РФ и США предлагается начать совместную работу, а именно «обменяться мнениями о разумно необходимой степени секретности «С3» (комплекс трех «С» - команды, коммуникации, контроль), изложить общую характеристику действующих в США и России организационных и технических мер защиты систем управления и диверсий»[32]. То есть выдвигается идея обмена той информацией, которую Америке очень хотелось бы иметь в видах силового давления на Россию. По мнению США, если «С3»-сотрудничество между США и Россией начнёт успешно развиваться, то можно будет наложить накапливаемый совместно опыт другим ядреным странам. Но, на мой взгляд, эта идея не слишком реалистична. По крайне мере потому, что другие страны навряд ли захотят делать прозрачной свою ядерную политику и снабжать информацией о её проведении своих потенциальных врагов.

5.2 Проблема размещения ПРО в Европе


Россия рассчитывает, что США и НАТО серьёзно отнесутся к доводам российской стоны о нецелесообразности размещения элементов ПРО США в Восточной Европе. Как передаёт Интерфакс у России и Белоруссии есть общее принципиальное понимание того, что вопросы, касающиеся стратегической стабильности, не могут решаться в одностороннем порядке. Как сказал постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин: «Расширение системы ПРО, которое Вашингтон объясняет исключительно оборонительными задачами, вызовет адекватное наращивание систем наступательных вооружений со стороны нашей страны. Мы не можем рассматривать реализацию американской глобальной системы ПРО в качестве сугубо оборонительной акции. Она нарушает стратегическое равновесие в мире и ведет к созданию потенциала первого обезоруживающего удара»[33]. В Москве сложилось устойчивое представлением о том, что создаваемая Пентагоном система направлена против России.

 Похоже, опасность возведения новых «стен» начинают осознавать и в самой Европе. Во всяком случае, интерес в Старом Свете к российским инициативам, повышенное внимание к переговорам США с Польшей и Чехией и даже готовность некоторых стран участвовать в них внушают определённый оптимизм.

В 2011 г. должно начаться размещение 10 перехватчиков в Польше и радиолокационных станций в Чехии. Официально объявленная США цель – улучшение возможностей по защите США от атак баллистических ракет из района Ближнего Востока. Предполагается также, что система расширит зону защиты в Европе против возможной атаки из этого же региона. При наличии сопровождения радиолокационных станций Чехии перехватчики смогут достичь большинства траекторий ракет, запущенных с баз МБР, расположенных на европейской части России. Согласно президентской директиве, подписанной в декабре 2002 г., первоначальный этап создания системы должен был стать «отправной точной для развёртывания более совершенно и расширенной по составу будущей системы ПРО»[34]. Эта система не сможет эффективно справляться с задачей перехвата современных баллистических ракет, которыми обладает Россия. Можно также отметить, что, скорее всего, ПРО не сможет в полной мере противостоять и ракетной угрозе со стороны Ирака, если такая угроза вообще когда-либо материализуется.

И всё же, размещая элементы ПРО в Европе, США получают широкие возможности перехвата российских средств ответного удара далеко от границ США, а то и перехватывать российские МБР на активном участке. И, разумеется, для США это очень выгодно. И России стоит задуматься. Ведь, по сути, кроме Запада, России никто не угрожает. Ни с одной из потенциально ядерных ракетных держав – исламских, азиатских, латиноамериканских – у России нет серьёзных конфликтных зон. И можно ли доверять России США и надеяться на сотрудничество в ядерной сфере, когда ещё совсем недавно США, например, добивались уничтожения такого мощного элемента, необходимого для эффективности советской ПРО, как Краснодарский радар, а уже сегодня вовсю используют территорию Восточной Европы для размещения собственных элементов ПРО?


Заключение


Вторая половина ХХ в. была, безусловно, одним из самых интересных периодов в истории военной стратегии. Осознавая невозможность полномасштабного ядерного столкновения, сверхдержавы, а вслед за ними и другие ядерные субъекты, разрабатывали многочисленные сценарии для избежания ядерной войны и приобретения контроля над стратегическими ядерными вооружениями. Не ослабевающий интерес к проблемам «ядерного распространения» и американской идее создания сверхмалых ядерных боезарядов показывает: на рубеже веков наши представления о возможном ядерном комплексе вновь претерпевают радикальную трансформацию. А вслед за ними неизбежно меняется и структура ядерного фактора в мировой системе.

Военные кампании 1990-х гг. показали, что так называемое высокоточное оружие (крылатые ракеты со спутниковым наведением, самонаводящиеся бомбы, цифровые технологии, моделирующие боевые действия в режиме реального времени)[35] оказались способными решать те задачи, которые прежде связывались исключительно с ядерным ударом. Однако в подобных суждениях не учитывалось одно важное обстоятельство: в войне с более серьезным противником поражающая мощь высокоточных систем может оказаться недостаточной. Эта тенденция особенно ярко проявилась в период американской операции в Афганистане. Вопросы и проблемы касательно ядерного оружия вновь вышли на передний план.

Сегодня дискуссии о тонкостях контроля над стратегическими вооружениями такие, как проблема возвратного потенциала, развернутые и неразвёрнутые боезаряды, правила засчета и т.д. приобретают новый смысл. Несомненно, контроль над вооружениями помогает ядерным державам решать некоторые вопросы, связанные с внешней, оборонной и экономической политикой, используя в качестве весомого аргумента ядерный фактор. А потому процесс контроля над стратегическими вооружениями будет долго оставаться приоритетным в проведении политики России и США.

В военном отношении процесс контроля также играет важную роль, позволяя обеим сторонам влиять на деятельность друг друга. Кроме того, облегчается военное планирование, то есть благодаря контролю над вооружениями обе державы могут прогнозировать на определенный срок динамику и структуру другой стороны. В свою очередь, правильная оценка потенциала противника позволяет экономить средства, не предпринимая ненужных ответных действий военного характера.

Для Москвы стремление Соединённых Штатов модифицировать Договор по ПРО представляет собой, по сути дела, последний шанс убедить Вашингтон, что целесообразно продолжать договорно-правовой процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, придерживаясь принципа примерного двустороннего паритета. Однако Россия заинтересована в соглашении, которое бы обеспечивало реальное равенство сил, а не «маскировало бы очевидное превосходство США»[36]. Если этого достичь не удастся, у Москвы остаётся ещё возможность сбалансировать ситуацию посредством выхода из ряда действующих ныне соглашений по разоружению. В этом случае, паритет нельзя было бы более поддерживать на бумаге, но зато появилась бы большая свобода манёвра при определении структуры и темпов сокращения российских стратегических ядерных сил.

Вероятный крах режима контроля над стратегическими вооружения вполне возможно подтолкнёт Соединенные Штаты к политике изоляционизма, что, в свою очередь, приведёт к крушению надежд на российско-американское сотрудничество в ядерной и иных сферах. Россия, конечно, могла бы рассчитывать на «политические дивиденды»[37] в Европе, но неблагоприятные для Москвы последствия параллельного ухода США из АТР (а это непременно произошло бы) перекрыли бы потенциальные выгоды на западном направлении. Все это заставляет Россию искать компромиссов с США по вопросам ПРО-СНВ и контроля над стратегическими вооружениями.


Список литературы


1. Арбатов А. Г. Мы не готовы друг другу доверять// НГ-Дип-курьер. 2002

2. Арбатова Н.К. Россия в евроатлантическом регионе: избирательное сотрудничество или партнёрство//Мировая экономика и международные отношения. 2003, №5 -150 с.

3. Бочаров И. Парадоксы ядерного сдерживания // «Независимое военное обозрение» 2005, № 15

4. Брезкун С. Президенты говорят, военные думают// Военно-промышленный курьер, 2006, № 8 (75)

5. Дьяков А., Мясников Е. О перспективах замены Договора СНВ-1 новым соглашением//Независимое военное обозрение. 2008, N 8

6. Коробушин В. Метаморфоза ядерного сдерживания «Независимое военное обозрение» 2005. № 14

7. Котляр В. С. Эволюция стратегической доктрины НАТО Современная Европа. 2004, №2 - 175 с.

8. Леонов Н.С. Сила вместо права//Русский дом. 1999, №6 - 124 с.

9. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, ХХI век. - М., 2000

10. Михайлов В. Н. Необходимость новых концептуальных подходов к проблеме ядреных вооружений//Век, 1996, № 15

11. Мясников Е. Возможен ли Договор СНВ-3? Независимое военное обозрение. 1996, № 9.

12. Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность «Pro et Contra» 2000, Том 5, № 2

13. Пионтковский А. А. К вопросу о будущем российско-американских отношений в сфере сокращения ядерных вооружений//www.inion.ru

14. Рогов С. Проблемы ядерной политики России и США// «Независимое военное обозрение» 2004, № 24

15. Торкунов А. В. Стратегический паритет и контроль над вооружениями/ Новейшая история, политология//www/armscontrol.ru

16. Троян Ю. Стратегия превентивного удара// Столичные новости. 2006, № 14

17. Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

18. Фененко А. В. Рационализация ядерного конфликта: третий концептуальный сдвиг?// www.inion.ru

19. Юрьева Д. Россия ответит на размещение в Европе элементов ПРО Российская газета. 12. 04. 2007 -Федеральный выпуск №4339

20. Ярынич В. Е. Риски ядерной многополярности//www/inion.ru

Размещено на


[1] Торкунов А. В. Стратегический паритет и контроль над вооружениями/ Новейшая история, политология//www/armscontrol.ru

[2] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[3] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[4] Рогов С. Проблемы ядерной политики России и США// «Независимое военное обозрение» 2004.№ 24

[5] Коробушин В. Метаморфоза ядерного сдерживания// «Независимое военное обозрение» 2005. № 14

[6] Троян Ю. Стратегия превентивного удара// Столичные новости. 2006, № 14

[7] Ярынич В. Е. Риски ядерной многополярности//www/inion.ru

[8] Торкунов А. В. Стратегический паритет и контроль над вооружениями/ Новейшая история, политология//www/armscontrol.ru

[9] Дьяков А., Мясников Е. О перспективах замены Договора СНВ-1 новым соглашением//Независимое военное обозрение. 2008, N 8

[10] Мясников Е. Возможен ли Договор СНВ-3? //Независимое военное обозрение. 1996, № 9.

[11] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[12] Бочаров И. Парадоксы ядерного сдерживания // «Независимое военное обозрение» 2005, № 15

[13] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[14] Котляр В. С. Эволюция стратегической доктрины НАТО//Современная Европа. 2004, №2 С. 113

[15] Дьяков А., Мясников Е. О перспективах замены Договора СНВ-1 новым соглашением//Независимое военное обозрение. 2008, N 8

[16] Бочаров И. Парадоксы ядерного сдерживания // «Независимое военное обозрение» 2005, № 15

[17] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[18] Торкунов А. В. Стратегический паритет и контроль над вооружениями/ Новейшая история, политология//www/armscontrol.ru

[19] Торкунов А. В. Стратегический паритет и контроль над вооружениями/ Новейшая история, политология//www/armscontrol.ru

[20] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[21] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2

[22] Михайлов В. Н. Необходимость новых концептуальных подходов к проблеме ядреных вооружений//Век, 1996, № 15  с. 5

[23] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[24] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[25] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[26] Арбатова Н.К. Россия в евроатлантическом регионе: избирательное сотрудничество или партнёрство//Мировая экономика и международные отношения. 2003, №5, с. 22

[27] Арбатов А. Мы не готовы друг другу доверять// НГ-Дип-курьер. 2002, с. 12.

[28] Пионтковский А. А.// К вопросу о будущем российско-американских отношений в сфере сокращения ядерных вооружений//www.inion.ru

[29] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[30] Брезкун С. Президенты говорят, военные думают//Военно-промышленный курьер, 2006, № 8 (75)

[31] Брезкун С. Президенты говорят, военные думают//Военно-промышленный курьер, 2006, № 8 (75)

[32] Федоров Ю. Е. Сколько дьяволов может уместиться на кончике иглы, или есть ли будущее у контроля над стратегическими вооружениями?//www/ marx-journal.communist.ru

[33] Юрьева Д. Россия ответит на размещение в Европе элементов ПРО// Российская газета 12. 04. 2007 -

-Федеральный выпуск №4339

[34] Бочаров И. Парадоксы ядерного сдерживания // «Независимое военное обозрение» 2005, № 15

[35] Фененко А. В. Рационализация ядерного конфликта: третий концептуальный сдвиг?// www.inion.ru


[36] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2


[37] Пикаев А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность//«Pro et Contra» 2000. Том 5, № 2


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.