реферат, рефераты скачать
 

Место и роль вооруженных сил в израильском обществе


В конце ноября с.г. в Женеве группа израильских политиков и общественных деятелей, не входящих в правящие круги, усомнившись в успехе "дорожной карты", в сотрудничестве с некоторыми палестинскими единомышленниками выдвинула свой альтернативный план мирного урегулирования. Действуя за спиной Шарона, но при явной осведомленности и поддержке Арафата, эти люди разработали схему обмена уступками, согласно которой палестинцы должны отказаться от требования о возвращении своих беженцев на территорию Израиля и наконец-то признать право еврейского государства на существование. Израиль в ответ должен передать палестинцам суверенитет над Храмовой горой в Иерусалиме. Это, по мнению "женевских подпольщиков", может положить начало процессу постепенной передачи всего Восточного Иерусалима под юрисдикцию Палестинской Национальной Администрации. Израильскую делегацию на переговорах в Женеве возглавляет бывший министр юстиции Израиля Й.Бейлин, которого считают подлинным творцом договоренностей в Осло10.

Хотя подобные выступления вызвали преимущественно осуждение израильской общественности они тем не менее указывают на неоднозначность подходов и позиций различных слоев израильского общества и отсутствие в нем консенсуса по проблемам политического и военно-стратегического развития государства.

Отголоски этих разногласий проявляются ныне и в израильской армии, ранее аполитичной и строго соблюдающей армейскую дисциплину, субординацию, беспрекословно выполняющей приказы и распоряжения высшего политического и военного руководства страны.

Примером могут служить имевшие место осенью 2003 г. инциденты, когда 27 бывших и ныне служащих израильских военных летчиков обратились в средства массовой информации с открытым письмом, в котором заявили о своем отказе осуществлять бомбардировку гражданских объектов, где укрываются палестинские террористы, во избежание неоправданных жертв среди мирного населения. Кроме того, группа военнослужащих (рядовых и офицеров), а также призванных на военные сборы резервистов отказалась служить на "территориях" с палестинским населением и участвовать в практике поддержания таких ограничений в его свободном перемещении, как комендантский час, жесткие меры контроля на блокпостах и пропускных пунктах, возведение разделительной защитной стены.

Они подписали соответствующую петицию правительству, в которой отказались служить в частях, дислоцированных в этих районах. Этот поступок вызвал оживленную реакцию в израильском обществе, в основном осуждающую. Их назвали отказниками, и ЦАХАЛ подверг их суду военного трибунала в соответствии с действующим законодательством. В апреле 2002 г. в военных тюрьмах сидело 38 человек, отказавшихся служить на территориях. Тогда это было самое большое число отказников такого рода за всю историю Государства Израиль11.

Проблема пополнения личного состава ЦАХАЛ порой принимает драматические формы. Так, в октябре 2002 г. министерством финансов был выдвинут законопроект, согласно которому предлагалось сократить пособия на детей для 300 тыс. израильских семей (в том числе 100 тыс. семей репатриантов из бывшего СССР), где ни один из членов семьи не служил в армии. Эта дискриминационная инициатива вызвала широкий протест израильской общественности, и ее реализация была заморожена12.

Указанные разногласия ныне публично проявляются и на уровне высшего руководства страны, включая ведущих политиков, членов правительственного кабинета и ответственных представителей армейского командования. Так, например, начальник штаба ЦАХАЛ генерал-лейтенант М.Яалон опубликовал в израильских СМИ 29 октября 2003 г. материал, в котором осуждал правительство Израиля за слишком жесткие, по его мнению, ограничения на свободу перемещения палестинцев на территориях ПНА, заявляя, что это лишь будет подогревать конфликтную ситуацию и может привести к падению правительства А. Куреи точно так же, как и предыдущего правительства М. Аббаса. "Мы жертвуем стратегическими интересами в угоду тактическим", – отметил он. Глава Службы общей безопасности (ШАБАК) А. Дихтер выступил против заявлений генерала М. Яалона, утверждая, что ослабление ограничений на перемещение палестинцев приведет к расширению террористической деятельности против Израиля. С этой позицией ШАБАК солидаризировался министр обороны Израиля Ш. Мофаз.

Однако в то время премьер Израиля А. Шарон и руководитель военного ведомства Ш.Мофаз решили не вступать в прямую конфронтацию с генералом Яалоном. С 2 ноября 2003 г. Израиль несколько ослабил жесткость ограничений на перемещения и разрешил нескольким тысячам палестинцев вернуться на работу в Израиль. Более того, Ш. Мофаз возобновил переговоры на высоком уровне с палестинцами, встретившись 3 ноября с палестинским министром финансов С. Файядом. Говоря об отношениях Ш.Мофаза с М. Яалоном, один из старших помощников министра обороны Израиля отметил, что "в их первой публичной конфронтации генерал Яалон взял верх"13.

Отмеченные выше противоречивые в ряде случаев отношения между правительством (в частности, в лице премьер-министра, министерства финансов и министерства обороны) и командованием вооруженных сил, по существу, отражают корпоративно-ведомственные интересы и, соответственно, занимаемые позиции по политическим и экономическим вопросам. Это не могло не отразиться и на кадровых перестановках в высших эшелонах израильского руководства, охвативших страну с лета 2001 г.

Указанные административные изменения затронули главные государственные службы и экономические структуры страны. Прежде всего это касается армейского командования, военной и внешней разведки, Совета национальной безопасности и отчасти внешнеполитического ведомства.

Ш. Мофаз, будучи в то время начальником Генштаба ЦАХАЛ, повысил в звании командующего корпусом Галилеи М. Каплинского и добился его назначения военным секретарем премьер-министра. В результате в канцелярии Шарона появился личный представитель начальника Генштаба, способный влиять на решения главы правительства в вопросах безопасности и внешней политики. Одновременно Мофаз направил генерал-майора М. Иври военным атташе в США. Таким образом, будущий министр обороны приобрел возможность оказывать через своего человека влияние на развитие израильско-американских стратегических отношений. В июле 2002 г. Ш. Мофаз покинул пост начальника Генштаба, чтобы вскоре возглавить министерство обороны. На этом посту он начал проводить политику, отражающую интересы правительства, зачастую противоречащую интересам выдвинувших его вооруженных сил и военно-промышленного комплекса.

Кадровые перестановки в ЦАХАЛ за последние два года имели своим результатом изменения в структурах безопасности и иных важных государственных ведомствах.

Вместе с тем представляется, что в свете наметившихся разногласий между правительством и командованием ЦАХАЛ кадровые изменения в армейском руководстве еще не закончены и будут иметь место и в 2004 г. Несмотря на это, процесс адаптации израильских вооруженных сил к изменившимся политическим и военно-стратегическим условиям на Ближнем Востоке будет продолжаться как в отношении концептуальной реорганизации и военного строительства, так и реструктуризации оборонно-промышленного комплекса.

Другим примером расхождений между командованием вооруженных сил и руководством министерства обороны является недавнее решение Шауля Мофаза об изъятии стратегического отдела (который занимался, помимо прочего, вопросами переговоров с палестинцами и стратегическими отношениями с другими странами) из управления планирования ЦАХАЛ и передаче его в ведение министерства обороны – гражданской структуры оборонного истеблишмента. В МО Израиля стратегический отдел вошел в состав недавно созданного управления политической безопасности, которым руководит генерал-майор в отставке А.Гилад. Кроме того, еще целый ряд функций управления внешних сношений ЦАХАЛ передается министерству обороны14.

Указанное решение о лишении командования ЦАХАЛ прерогативы политических переговоров с палестинцами и ответственности за стратегические отношения с зарубежными государствами является неожиданным и, по мнению ряда наблюдателей, спорным, так как оно вовсе не гарантирует достижения более высокого уровня политической безопасности и может даже привести к ее ослаблению.

Решение Ш. Мофаза об изъятии функции переговоров с палестинцами и отношений с зарубежными странами из компетенции командования ЦАХАЛ считается либералами в принципе правильным, так как, по их мнению, военные должны быть советниками при гражданских политиках, которые ведут переговоры или стратегический диалог с иностранными государствами и международными организациями. Выполнение задач, которые обычно входят в орбиту обязанностей гражданских чиновников, военнослужащими ЦАХАЛ рассматривается не как злоупотребление ими своей властью и положением в обществе, а как результат слабости гражданского окружения министра обороны и премьер-министра. В прошлом представители вооруженных сил заполняли подобный кадровый вакуум, во многих случаях даже не стремясь к этому.

Отсюда возникло ошибочное представление о том, что командование ЦАХАЛ является высшим органом руководства страной. Поэтому и было принято решение об отделении военных от непосредственной внешнеполитической деятельности и об усилении сбалансированного их взаимодействия с гражданской системой государственного управления и принятия политических решений, в частности, в рамках Совета национальной безопасности Израиля.

Были проведены определенные мероприятия по урегулированию имеющихся в вооруженных силах Израиля известных проблем межэтнических и межконфессиональных отношений среди военнослужащих. Многие из этих проблем совершенно не свойственны армиям других стран мира и могут показаться на первый взгляд второстепенными, а то и просто несерьезными и в некоторых аспектах (например, питание) даже смехотворными. Однако для российской армии, например, с ее многонациональным контингентом, наличием многочисленных представителей иных, нежели господствующее православное, вероисповеданий и конфессий подобные проблемы могут быть одной из важных причин неуставных отношений и вытекающих из них воинских правонарушений. Поэтому наличие указанных проблем и опыт их преодоления в армии Израиля может представлять известный интерес для России как на уровне командиров нижних звеньев вооруженных сил, так и корпуса военных психологов и офицеров-воспитателей, разработчиков соответствующих воинских уставов, наставлений и иных дисциплинарных документов, армейских священнослужителей.

ЦАХАЛ – еврейская армия с еврейскими историческими, культурными и религиозными традициями, которые в значительной мере предписывают военнослужащим определенные обязанности и ограничения. Это, в частности, строгое соблюдение кашрута (системы религиозных правил формирования общей диеты и ежедневного рациона, приготовления "кошерной" – "чистой" в религиозном отношении пищи, порядка и норм питания) на кухне и в столовой, традиционный субботний ужин, совпадение отпусков с периодами еврейских праздников и т.п.

Между тем сейчас доля военнослужащих неевреев в ЦАХАЛ достигает 25,4% среди мужчин и 23,6% среди женщин15. Военнослужащие, не зарегистрированные как евреи, не обязаны придерживаться канонов еврейской и иной религии. Однако при этом они испытывают определенные затруднения с отпусками для проведения в кругу семьи или вне расположения воинской части общепринятых светских (например, Нового года по западному обычаю) или иных праздников, в том числе и соответствующих их религиозным убеждениям (христианские рождество, пасха и др.). Известные трудности возникают и при определении состава пищевого рациона для таких военнослужащих и их питания в армейских условиях, как в отношении его ассортимента, так и стоимости.Размер пищевого довольствия для подобного контингента обычно меньше соответствующих средств для военнослужащих-евреев, так как кошерная пища обходится довольно дорого. Имеется и целый ряд других проблем, причем как в отношении военных-неевреев, так и представителей различных течений иудаизма.

Так, согласно израильскому законодательству, религиозные ультраортодоксальные евреи, представляющие собой специфическую изолированную прослойку населения со своим архаичным образом жизни, в основной своей массе не служат в вооруженных силах в силу исповедуемых их конфессией пацифистских убеждений. Это вызывает известное недовольство в израильском обществе, в особенности среди новых репатриантов. Светская общественность Израиля считает, что в нынешней сложной военно-политической обстановке все граждане страны независимо от вероисповедания и личных мировоззренческих убеждений обязаны проходить воинскую службу в той или иной форме.

В соответствии с подобными настроениями в израильском обществе и под определенным влиянием обсуждавшегося в то время в России проекта закона об альтернативной воинской службе тогдашний глава Совета национальной безопасности Израиля генерал-майор У.Даян в апреле 2002 г. представил в специальную комиссию Кнессета проект решения проблемы воинской службы ультраортодоксов. Согласно этому документу, учащиеся ультраортодоксальных религиозных учебных заведений (ешив), достигшие 23-летнего возраста, должны призываться для прохождения годичной службы в рядах подразделений гражданской обороны, в течение которой они будут работать в бригадах скорой помощи, в составе вспомогательного персонала медицинских учреждений, в группах спасателей и подразделениях гражданской безопасности. При этом они могут проходить службу неподалеку от места жительства под общим наблюдением местной полиции в рамках 30-часовой рабочей недели со сменами продолжительностью 4–5 часов, что оставляет им время для отправления религиозных обязанностей.

После года такой альтернативной службы учащиеся ешив могут получать освобождение от воинской службы, обязательной для всех граждан Израиля, достигших 18-летнего возраста. Вместе с тем их могут призывать в качестве резервистов с исполнением тех же гражданских обязанностей. Предложение Даяна преследует две цели: восполнить недостаток персонала подразделений гражданской обороны и привлечь ультраортодоксов на рынок труда16.

Отдельные их представители по разным причинам (в основном чтобы вырваться за рамки однообразного и жесткого архаичного уклада жизни) согласны вступить в армию. С целью восполнения нехватки личного состава ЦАХАЛ в порядке эксперимента недавно пошел на формирование из таких ультраортодоксов специальных подразделений. Этим лицам предоставляется три возможности несения воинской службы. Неженатые мужчины в возрасте от 21 до 28 лет служат в составе мотострелкового батальона "Хареди" бригады НАХАЛ, расквартированной в Иорданской долине. Батальон небольшой по численности личного состава: так, в результате последнего призыва в нем появилось всего около 100 новых бойцов. Это подразделение проходит воинскую подготовку и участвует в боевых действиях. Ультраортодоксы, имеющие двух и более детей и возраст 29 лет и старше, проходят учебный курс воинской подготовки в батальоне "Шлав Бет" по программе сокращенной четырехмесячной службы в армии. Неженатые и малосемейные, имеющие одного ребенка, выпускники ешив после начальной военной подготовки служат в течение года в качестве персонала, обслуживающего религиозные церемонии. Помимо исполнения вспомогательных капелланских обязанностей они несут охранно-караульную службу. Таких военнослужащих в настоящее время насчитывается около 200 чел. После всех вычетов их заработная плата составляет 4000 шек. (около 900 долл.), что существенновыше стипендии в учебном заведении для ультраортодоксов17.

Руководство ЦАХАЛ пытается ныне приспособиться к этой относительно новой ситуации. Так, например, стоимость пищевого рациона для военнослужащих евреев и неевреев уравнена; вкусовые предпочтения последних учитываются путем введения системы предварительного (на три дня вперед) заказа желаемого меню в столовой войсковой части.

Имеются и более серьезные проблемы, в частности, законодательного порядка. Ранее, например, было отмечено немало случаев, когда министерство внутренних дел Израиля отказывало неевреям, служащим в ЦАХАЛ, а также их родителям в предоставлении израильского гражданства. Особо абсурдные формы эта ситуация приобретала в случае захоронения военнослужащих, не являющихся евреями и гражданами Израиля и погибших, защищая его интересы, на территории этой страны. Дело доходило даже до принудительной отправки тел погибших на бывшую родину, в частности в страны СНГ, для их захоронения. Под давлением израильской общественности, движения родителей военнослужащих ЦАХАЛ эта ситуация разрешилась в пользу здравого смысла. С 2002 г. принято решение о предоставлении израильского гражданства неевреям и негражданам Израиля, проходящим воинскую службу в рядах его вооруженных сил, а также членам их семей, включая родителей. Однако в силу технических причин получение израильского гражданства сопровождается значительными расходами (свыше 1000 долл. на человека), которые не каждая семья может себе позволить. Депутат Кнессета Бронфман, непосредственно занимавшийся несколькими подобными случаями, считает, что речь идет о сознательном желании МВД затруднить солдатам-неевреям процедуру получения гражданства. "Особенно абсурдной и жестокой, – отмечал он, – предлагаемая солдатам дорогостоящая и утомительная процедура получения гражданства выглядит сейчас, когда вследствие тяжелого экономического положения в стране многие солдаты вынуждены работать, чтобы помогать семье, а некоторые военнослужащие просто-напросто голодают". Следует отметить, что подобную точку зрения разделяют и выходцы из бывшего СССР. Ныне в рядах ЦАХАЛ служат около 9 тыс. репатриантов, приехавших в Израиль за последние пять лет19.

Подобная ситуация подогревается еще и предвзятым отношением и недоверием ряда высших чиновников израильской администрации к солдатам-неевреям. Так, бывший министр внутренних дел Эли Ишай в своем выступлении в конце июня 2002 г. сделал заявление о том, что солдаты-неевреи неблагонадежны и в момент опасности на них нельзя будет положиться. Это вызвало бурный протест со стороны депутатов Кнессета, которые на заседании 1 июля 2002 г. обвинили Э.Ишая в оскорблении многих тысяч солдат: бедуинов, друзов, черкесов и репатриантов из СНГ, потребовав немедленной отставки министра. Отвечая на выступления депутатов, он отметил: "Проблема заключается в том, что в Израиль приезжают десятки тысяч людей по поддельным визам, и всех этих преступников ЦАХАЛ призывает в армию"19.

Под давлением общественности в лице различных землячеств, национально-религиозных объединений, всевозможных обществ, аналогичных российским комитетам солдатских матерей и т.п., изложенные выше проблемы так или иначе ставятся в повестку дня законодательных и административных органов для принятия по ним соответствующих решений, устраняющих существующее социальное напряжение как в армии, так и в израильском обществе.

С целью повышения уровня общественного согласия намечен ряд организационных мер по повышению степени координации и взаимодействия вооруженных сил с другимигосударственными и общественными структурами. Предусмотрено расширение и углубление сотрудничества с полицией, службами гражданской обороны, военизированной охраны государственных и частных объектов, медицинскими учреждениями, муниципальными властями и органами местного самоуправления (особенно еврейских поселений на "территориях", киббуцев и т.п.). Это осуществляется путем создания соответствующих межведомственных комиссий на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях.

Наиболее радикальные решения по гармонизации отношений между армией и израильским обществом предусматриваются разработанной в конце 2003 г. пятилетней реформой вооруженных сил, получившей название "Кела-2008" ("Катапульта-2008"). Реформа начала осуществляться с января 2004 г. Она предусматривает создание более компактной, мобильной армии, способной одновременно противостоять внешним угрозам и вести эффективную борьбу с внутренним терроризмом. Это будет армия, оснащенная самым современным оружием, освобожденная от требующего значительных эксплуатационных затрат парка устаревшей бронетанковой, авиационной и военно-морской техники. Она будет оснащена автоматизированными системами управления боевыми действиями на всех уровнях армейской структуры – от высшего командования до первичного воинского подразделения – отделения, с максимальным применением высокоточного оружия и минимизированными потерями в живой силе и технике.

По сравнению с нынешним уровнем будет уменьшена численность вооруженных сил, сокращены расходы на их содержание, в том числе за счет более раннего ухода военнослужащих на пенсию, реформы пенсионного обеспечения увольняемых в запас, значительного сокращения призыва на военную службу резервистов. Это будет помолодевшая, высокообразованная, хорошо обученная и технически высокооснащенная недорогая армия, способная восстановить частично утраченное доверие и былой авторитет в израильском обществе.


Список источников и литературы

вооруженный военный политический административный

1.                 Новости недели, 15.01.2004.

2.                 Новости недели, 23.10.2003, с. 8.

3.                 Новости недели, 09.04.2003.

4.                 Вести, 24.07.200З, с. 8

5.                 Новости недели, 21.01.2003, с. 3.

6.                 Еврейская Газета, февраль 2004, с. 6.

7.                 Еврейская Газета, ноябрь 2003, № 11, с. 6.

8.                 Новости недели, 02.01.2003, с. 11.

9.                 НашИерусалим, 16.10.2002.

10.            Глобус, 30.06.2003.

11.            Глобус, № 524, 28.10 – 03.11.2002.

12.            Наш Иерусалим, 03.07.2002.

Размещено на


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.