реферат, рефераты скачать
 

Методы воздействия в информационно-воспитательной работе


Методы воздействия в информационно-воспитательной работе

СОДЕРЖАНИЕ





1 Введение………………………………………………………………………3


2 Назначение, основные задачи и структура

информационно-воспитательной работы……………………………………..5


3 Методы воздействия в практике

информационно-воспитательной работы………………………………………..15


4  Заключение……………………………………………………………...……30



5  Список использованной литературы………………………………………..31

 

 














ВВЕДЕНИЕ

В решении актуальных задач военно-социального управления и воспитания личного состава частей и соединений наряду с процессами сбора, обработки и передачи информации особая роль в системе информационного обеспечения принадлежит информационному влиянию на психику и поведение военнослужащих.

Научно доказанным является положение о том, что поведение военнослужащих в любой обстановке обусловлено взаимодействием информационных связей между их духовным миром и внешней средой.

Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов – восприятия окружающей действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения (прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания (интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных процессов, соответствующих системе доминирующих потребностей личности, выступают своего рода регуляторами ее поведения.

Существует множество различных методов в той или иной сфере деятельности. Некоторая совокупность методов, применяемая в определенной последовательности и предназначенная для реализации целей исследования или выполнения какой-либо другой работы представляет собой методику. В ней различаются организационные процедуры и технические приемы, направленные на эффективную реализацию того или иного метода. В практике информационно-аналитической работы, например, выделяют группы методов сбора и обработки, анализа и оценки социальной информации. А в процессе воспитания личного состава широко применяются различные методы и методики проведения информационно-воспитательной работы и другого рода информационных мероприятий. Для достижения же целей информационно-воспитательной работы целесообразно использовать  некоторые методы других наук. В частности психологические методы воздействия.

Таким образом на основании вышесказанного целью данной работы ставиться:

Раскрыть понятие иформационно-воспитательной работы и конкретные методы психологического воздействия, в ее процессе.


Достижение цели видится в решении следующих задач:

- осветить понятие информационно-воспитательной работы, назначение задачи и структуру;

-    раскрыть формы информационно-воспитательной работы;

           - рассмотреть методы психологического воздействия в практике информационно-воспитательной работы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.

Информационно-воспитательная работа является одной из форм проявления единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные формы  и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих.

Основными целями информационной работы в Вооруженных силах являются:

·        Формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;

·        Развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.

Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать следующие задачи:

·        формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

·        вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характера, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новей­ших вооружений и боевой техники;

·        изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны па основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов;

·        воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за
безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты;

·        воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое то­варищество;

·        воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности.

В военное время задачи информационно-воспитательной работы приоб­ретают более конкретный характер, в них усиливается политическая состав­ляющая, возрастает роль мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач.

Система информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется. Основными формами, активно используемыми командо­ванием в деятельности по воспитанию личного состава частей (кораблей), яв­ляются:

·        общественно-государственная подготовка;

·        информации с личным составом;

·        единые дни информирования;

·        другие коллективные формы информационно-воспитательной работы:
общие собрания, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов, посещение тематических выставок и т.д.

·        доведение информации через средства массовой информации и нагляд­ной агитации.


 Организация информационно-воспитательной работы.

Основными документами, определяющими организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах, являются Устав внутренней службы ВС РФ, приказы Министра обороны РФ 1993 г. №250 "Об организации обще­ственно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации", 1995 г. №235 "О совершенствовании системы воспита­тельной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации", Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, Кон­цепция военно-патриотического воспитания молодежи, указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сия РФ.

Информационно-воспитательная работа с военнослужащими всех катего­рий, гражданским персоналом, членами семей военнослужащих ВС РФ вбирает в себя все направления воспитания личного состава: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое, физическое и другие и осуществляется постоянно в ходе плановых занятий в системе обще­ственно-государственной, командирской, методической и других видов подго­товки, боевого дежурства, выполнения боевых (учебно-боевых) задач, несения караульной и внутренней служб, повседневной деятельности частей (кораблей).

В настоящее время информационная система воинской части (корабля,) состоит из нескольких уровней:

1-ый уровень - средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы);

2-ой уровень - специальные службы (пресс-центры, органы воспитательной ра­боты, психологической борьбы и др.);

3-ий уровень - командование, офицеры воспитательных структур части (кораб­ля), соединения;

4-ый уровень - несистемные (случайные) источники (офицеры органов военно­го управления, руководители территориальных органов управления, общест­венных организаций и движений и др.).

Главное содержание 1 уровня составляют значимые события в мире, стране, республике, городе. Порядок подачи информации соответствует общепринятому порядку. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что часть ее усваивается субъектом самостоятельно, часть сообщается командирами, офицерами органов воспитательной работы, часть отражается в стен­ной печати, часть передается на межличностном уровне. Как показывают наблюдения, около 60 % усвоенной информации, поступающей по коммуникаци­ям первого уровня, получаются субъектом самостоятельно, 20 % доводятся ко­мандирами и офицерами органов воспитательной работы.

Второй уровень представлен в виде специальных обобщенных сообщений, выводов по итогам обработки информации первого уровня, специальных военных, общественно-политических печатных и устных материалов (пресс-релизы, контент-анализы ...). Их содержание несет на себе информационно-познавательную или агитационно-призывную нагрузку в военном, обществен­но-политическом спектре. Особенность восприятия информации этого уровня в том, что она усваивается субъектом самостоятельно не более 15 %, остальная же сообщается командирами и офицерами органов воспитательной работы.

Информация третьего уровня существует более чем на 90 % в виде устных сообщений от субъекта к объекту управления. В содержательном плане она носит разъяснительно-агитационный характер. Особенность данного уров­ня состоит в том, что практически вся информация сообщается субъектом управления. Именно на данном уровне самая активная связь между субъектом и объектом управления.

На четвертом уровне познавательные устные сообщения, как правило, управляющего эффекта не имеют, а если имеют, то очень кратковременный. Особенность этой информации состоит в том, что она носит нерегулярный и несистемный характер.

В информационно-воспитательной работе различают 2 способа получе­ния информации:

·        первичный;

·        вторичный.

На первичном (фактологическом) уровне военнослужащий получает информацию из общедоступных источников радио, телевидения и початых изданий. Ее внутренний управляющий элемент одинаков для всех людей, и реакция на него военнослужащих, объединенных едиными целями и задачами, практически одинакова.

Носителями вторичной информации, содержащей анализ, синтез, обобщения, могут быть элементы (специалисты) различных сфер общей системы информирования:

Первая сфера - общегосударственная (руководители, пресс-центры).

Вторая сфера - общенаучная (научные работники).

Третья сфера - информационно-популярная (обозреватели, комментато­ры, корреспонденты).

Четвертая сфера - контактная (лекторы, руководители воинских коллективов, офицеры органов воспитательной работы).

Пятая сфера - внутренняя - оценочно-психологическая.

Все пять сфер каждая по-своему влияют на военнослужащих. Причем первые три не поддаются регуляции со стороны командования и органов воен­ного управления, а могут лишь быть учтены в ходе формирования четвертой сферы. Следовательно, основной управляющий элемент формируется в четвер­той информационной сфере.

Пятая сфера - внутриколлективная, после получения информации приобретает оценочно-психологическое состояние, которое впоследствии превраща­ется в коллективную поведенческую реакцию личностей и способствует выработке усредненного стереотипа поведения. Нельзя не учитывать, что пятая сфера точно также влияет на любую информацию в виде слухов, вымыслов и т.д.

Организация и проведение информационно-воспитательной работы с военнослужащими и гражданским персоналом основывается на следующих принципах:

·        подчиненность информационно-воспитательной работы интересам под­держания боевой готовности войск, безусловного выполнения поставленных перед соединениями и частями боевых, учебных задач;

·        направленность информационно-воспитательной работы на устойчивое морально-психологическое состояние военнослужащих;

·        приоритетность в содержании информационно-воспитательной работы государственной политики, в первую очередь в области обороны и безопасно­сти;

·        учет   в   организации,   содержании   и   методике   информационно-
воспитательной работы реальной общественно-политической ситуации в мире, стране, регионе дислокации соединений и частей (кораблей);

·        оперативность и достоверность информации.

Ответственность за состояние информационно-воспитательной работы в полку (на корабле) несет заместитель командира по воспитательной работе части и офицер по общественно-государственной подготовке п информирова­нию.


Методы информационно-воспитательной работы.

 

Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. В этой связи необходимо отметить некоторые факторы, помогающие правильно понять и оценить информационно-воспитательную работу в части (на корабле).

Во-первых, методы информационно-воспитательной работы необходимо рассматривать прежде всего, как разновидность методов социально-коммуникативной деятельности органов военного управления и воспитатель­ной работы в войсках.

Во-вторых, поскольку методы информационно-воспитательной работы основаны на использовании социальной информации преимущественно в рече­вой форме и, следовательно, сводятся к технологиям словесного воздействия на сознание и поведение военнослужащих, то в их реализации важно учиты­вать особенности речи различных категорий военнослужащих.

В-третьих, в речевом воздействии как особом способе и форме передачи социальной информации выделяют содержательную и формальную сторону.







характерис­тики

Речевое воздействие



Содержательная сторона

Формальная сторона



Информативность - количест­во новой,

полезной информа­ции, ценность сведений, фак­тов в речи

Выразительность - отчетли­вость и ясность

произношения, правильная интонация и уда­рения,

образность выражений



Понятность - соответствие смыслового

 содержания уров­ню знаний, развития,

 интере­сам и языковым

возможностям аудитории

Доступность - однозначность, конкретность

и четкость упот­ребляемых слов,

лаконичность  фраз


Учет указанных в таблице характеристик в сочетании с хорошим знанием предмета является основным условием эффективности речевого воздейст­вия на личный состав. Из этого следует, что культура речи военных кадров должна служить показателем их профессиональной подготовки и информаци­онной культуры в целом. Она дает возможность умело пользоваться большим арсеналом методов информационно-воспитательной работы с личным опытом, которые в совокупности дают ответ на вопрос - как лучше, каким образом с помощью социальной информации решать актуальные задачи патриотического воспитания?

В целях систематизации методов целесообразно дать общую классифи­кацию, указывающую на их иерархичность. Данная классификация носит, иллюстративный, относительный характер и не является исчерпывающей. (См. таблицу № 2).

Таблица № 2.

Группы методов

Основные виды методов

Некоторые разновидности методов

Организационные

методы передачи

информации

Иллюстративные методы,

проблемные методы

Демонстрация, показ,

 сравнение, аналогия, анализ

Методы устной передачи

 инфор­мации

Монологовые методы,

диалоговые методы

Рассказ, выступление, беседа,

дискуссия

Методы воздейст­вия на

 мировоз­зрение

Метод убеждения

Сообщение, изложение,

доказательство, наглядность

Методы побужде­ния к

действиям

Метод пропаганды, метод

агитации

Обращение, призыв

Общеобразовательные

методы

Метод обучения, метод

просвещения

Описание, разъяснение

Среди методов изложения информации наиболее распространенными являются:

·        объяснительно-иллюстративный;

·        проблемный.

Объяснительно-иллюстративный метод (нередко его называют описательным) представляет собой такой способ изложения информации (материа­ла), в ходе которого особое внимание уделяется раскрытию сущности объек­тов, явлений и процессов, их структуры (содержания), причинно-следственных связей между их компонентами и условиями существования. При этом изложе­ние материала строится по определенному сценарию, подчиняется законам ло­гики, сопровождается разъяснениями, показом и демонстрацией. Другими сло­вами, основная цель состоит здесь в передаче сообщении военнослужащим некоторой суммы готовых знаний, или попои информации, рассчитанной на рас­ширение мировоззрения, кругозора.

В подтверждение сказанному приводятся убедительные аргументы и факты, которые иллюстрируют главные идеи, мысли, положения рассматри­ваемой проблемы. Главная особенность этого метода состоит и активизации репродуктивного мышления личного состава, которое характеризуется созерцательностью, пассивностью и слабо выраженным творчеством.

Безусловно, данный метод незаменим, когда речь идет об изучении накопленных исторических, психолого-педагогических и других знаний, руководящих документов, опыт военной службы, армейских и флотских традиций.

Проблемный метод в информационно-воспитательной работе использу­ется и целях активизации познавательной деятельности личного состава. Прак­тически данный метод реализуется с помощью создания и разрешения в ходе проведения информирования 2-3 проблемных ситуаций, то есть постановкой теоретических или практических задач, требующих своего разрешения при от­сутствии готовых ответов. Структурно проблемная ситуация включает в себя:

·        приемы создания проблемной ситуации;

·        выявление и формирование проблемы;

·        предположения, гипотезы;

·        доказательство или опровержение;

·        поиск вариантов ответов;

·        выводы и решение.

Овладение офицерами проблемным методом изложения составляет важ­ную грань их профессиональной компетентности в информационно-воспитательной работе.

Подводя итог первому вопросу необходимо сделать следующие выводы:

- Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.

-  Система информационно-воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется.

-    Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации.



 

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


Базовыми методами воздействия, которые можно применя­ть в практике информационно-воспитательной работы, являются убеж­дение и внушение.


1. Специфика применения убеждения

Убеждениеэто метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-позна­вательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добить­ся от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.