реферат, рефераты скачать
 

БЖД, ответы на экзаменационные вопросы


БЖД, ответы на экзаменационные вопросы

1.      Цель, основные задачи БЖД, место и роль в подготовке специалиста.

В настоящее время эффективная профессиональная деятельность невозможна без обеспечения безопасности человека в среде обитания. Учитывая, что превращение биосферы в техносферу привело к стремительному росту опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вопросы защиты человека (безопасность) и окружающей природной сферы (экологичность) должны решаться специалистами всех отраслей.

Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

     Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

·                                       создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

·                                       идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера;

·                                       разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

·                                       проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности;

·                                       обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

·                                       прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

·                                       принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек – среда обитания"; правовые, нормативно–технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо–физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.

Задачи дисциплины:

Научиться устанавливать опасность.

Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.

Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Знать:

Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принципы взаимосвязи человека со средой.

Рациональные условия труда (трудовая деятельность).

Экологические, правовые и организационные основы БЖ.

2.     Методические основы безопасности: система «человек-среда обитания», понятия вреда, опасности и безопасности. Удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.


В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывно взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавщая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

Рост численности населения и урбанизация;Рост потребления энергии;Массовое использование транспорта;Рост затрат на военные цели

Производственная среда;Бытовая среда -;Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":

Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

устранением источников опасности;

повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.


Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.

За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.


Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

ЧИС - человек изделие среды.

Изучает: Эргономика - наука о приспособлении условий труда к человеку, её предметом является трудовая деятельность, а объектом - человек, среда, изделие.

Человек изучается с точки зрения:

физиологической (рост, вес);

психики (внимание, эмоциональная устойчивость);

психофизиологической (обаяние, слух, вкус, зрение).

Работа обязательно осуществляется каким-нибудь инструментом. Ее характеризуют:

поза;

хватка;

движение (рабочего с этим инструментом).

Целью здесь является соотношение возможности человека и инструмента. Возможности этого соотношения зависят от профессионально-значимых свойств, опыта (уровня профессиональности), направленности человека (от мотивов его поведения, эмоциональной устойчивости), состояния человека (нормальное, пограничное - на грани срыва, патологическое).


3.      Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:


-       по природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

-       по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

-       по вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.


Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические,  химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе

рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I -         Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления,

автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II -      Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий,

защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III -   Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

     Средства обеспечения безопасности.

 

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности


. Классификация методов:    а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.

Средства обеспечения безопасности:

а) производственные средства безопасности;

б) средства индивидуальной защиты;

в) средства коллективной защиты;

г) социально-педагогические.

4.      Воздействие вредных и опасных факторов на организм человека. Нормирование опасностей. Оценка потенциала опасности.

Опа́сность — это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность — наступление нежелательных событий.

Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком. По этому признаку факторы делятся на три группы: активные, активно-пассивные, пассивные.

К активной группе относятся факторы, которые могут оказать воздействие на человека посредством заключенных в них энергетических ресурсов (механические, термические, электрические, электромагнитные, химические, биологические, психофизиологические)


К пассивно-активной группе относятся факторы, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является человек и элементы природной и производственной среды. Например, острые (колющие и режущие) неподвижные предметы и элементы; незначительный коэффициент трения между соприкасающимися поверхностями, неровности поверхности, по которой перемещается человек и машины в процессе деятельности, уклоны и подъемы.


К пассивным факторам относятся факторы, проявляющиеся опосредовано во времени. Эти факторы возникают по следующим признакам:

- опасным свойствам, связанным с коррозией металлов;

- образованием накипи на поверхностях;

- недостаточной прочностью и устойчивостью конструкций;

- высоким нагрузкам на механизмы и машины и т.п.


Формой проявления этих факторов являются разрушения, загорания, взрывы и другие виды аварий и катастроф.

Следует рассмотреть факторы, воздействие которых характеризуются следующими признаками:

Возможным характером действия на организм человека.Структурой или строением.Последствиями.Ущербом.

Алгоритм изучения опасностей:


1) предварительный анализ опасности:

а) источник опасности;

б) определение части системы, которая может вызвать опасности;

в) введение ограничений на анализ;

2) выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей;

3) анализ последствий.

Основные методы обеспечения безопасности. Классификация методов:


а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.


По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы:

факторы которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;

факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.

Принципы нормирования опасностей:

Полное исключение воздействия опасности;

Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;

Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;

Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды.

Уровни воздействия на организм человека



Летальные уровни:

минимальные смертельные(единичные случаи гибели);

абсолютно смертельные;

среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).


Пороговые уровни:

порог острого действия;

порог специфического действия;

порог хронического действия.

  1. Системный анализ безопасности технических систем. Дополнить примером из индивидуального задания №2.

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности). Ключевым понятием системного анализа является понятие системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях. Под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов, требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Проблему можно разделить на два главных аспекта:

а) определение и описание типов отказов и сбоев;

б) определение последовательности или комбинации отказов как между собой, так и с «нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению нежелательного события.

7.      Человеческий фактор и производственная безопасность, психология безопасности

Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой (коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших за собой значительные человеческие жертвы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.