реферат, рефераты скачать
 

Полная история танков мира


Следует отметить, что 57-мм пушки Максима — Норденфельдта на тумбовых установках пригодились не только для тан­ков — 150 штук смонтировали на грузо­виках в качестве самоходных орудий ПТО.

Спереди и сзади к раме А7У крепи­лись буксирные крюки. В боевой обста­новке вырезы корпуса для них прикры­вались шарнирно укрепленными треу­гольными крышками. На минимальной скорости тяговое усилие достигало 15 т. Танк был укомплектован ЗИПом и шан­цевым инструментом.

Для питания электрооборудования (внутреннее и внешнее освещение) уста­навливался генератор. Из средств внут­реннего управления следует упомянуть указатель на цель. Он крепился на крыше корпуса над артиллерийской установкой и поворачивался командиром танка с помо­щью троса. Перед расчетом орудия над правым смотровым лючком располагалась панель с белой и красной лампочками: их сочетания означали команды «Заряжай», «Внимание» и «Огонь». Остальному эки­пажу, как и во всех танках того времени, командиру приходилось подавать коман­ды криком, перекрывая шум двигателей и трансмиссии. Средств внешней связи не предусматривалось. Надежность работы имевшихся радиостанций внутри трясу­щегося корпуса вызывала большие сомне­ния, не было уверенности и в эффектив­ности световой сигнализации. Семафоры быстро сбивались бы пулями, осколками или взрывной волной. Был, правда, пре­дусмотрен лючокдля сигнализации флаж­ками. Однако на практике управление све­ли к принципу «Делай как я», а при необ­ходимости приказы доставлялись посыль­ными. Существовал и вариант танка свя­зи, оснащенного радиостанцией с поруч-невой антенной на крыше корпуса, воору­женного только двумя пулеметами, с эки­пажем 11—13 человек, включая радистов и наблюдателей. Но, в отличие от англий­ских и французских «радиотанков», этот проект остался на бумаге.

В целом конструкция А7У воплощала в себе идею «подвижного форта», при­способленного более для круговой обо­роны, нежели для прорыва обороны про­тивника и поддержки пехоты. Увы, кру­гового обстрела в прямом смысле слова не получилось: из-за ограниченных уг­лов наведения орудия два сектора в пе­реднем направлении представляли собой мертвое пространство.

Основным производителем А7У стал завод фирмы «Даймлер» в Мариенфель-де. На этом же заводе, кстати, собирались и машины «Мариенваген». Стоимость по­стройки одного танка А7У в ценах 1917— 1918 годов составляла 250000 рейхсма­рок, из них 100000 марок приходилось на бронирование. До сентября 1918 года было собрано всего 20 А7У. Первую серию со­ставили танки на шасси № 501, 502, 505— 507 и 540—544. Номера танков второй се­рии — 525, 526, 527, 528, 529 (корпуса «Крупп»); 560, 561, 562, 563 и 564 (корпуса «Рехлинг»). Все танки второй серии име­ли тумбовые установки орудия.

Бронирование ходовой части, высту­пающие под рамой машины картеры бортовых передач и подвешенные под днищем спереди и сзади наклонные бро-нелисты вместе с высоким расположе­нием центра тяжести снижали проходи­мость машины. Танк мог уверенно дви­гаться по рыхлому грунту, но только по открытой местности без бугров, глубо­ких рытвин и воронок; легко опрокиды­вался при боковом крене, При переходе через проволочные заграждения колю­чая проволока просто затягивалась гу­сеницами и запутывалась в них, что ино­гда приводило к перегрузке и выходу из строя сцеплений.Бронирование ходовой части было применено по опыту собст­венной германской противотанковой обороны, часто «разбивавшей» откры­тые гусеницы английских танков.

На первом демонстрационном образце танка бронирование доходило до осей опорных катков. Экраны, закрывавшие ходовую часть, имелись и на серийных тан­ках, однако экипажи снимали их, открывая ходовые тележки — дабы грязь с верхних ветвей гусениц не забивалась в ходовую часть. Бронелисты, прикрывавшие на­правляющие и ведущие колеса, могли от­кидываться на петлях вверх. Для обслу­живания ходовой части в бортах предус­матривались также два небольших лючка, причем в крышке переднего был вырез для вывода выхлопной трубы. Лючок имелся также в нижнем кормовом листе.

Расположение командира и механика-водителя в поднятой рубке обеспечивало им неплохой обзор местности, однако силь­но затрудняло наблюдение за дорогой не­посредственно перед танком. Механик-водитель видел местность только в 9 м впе­реди машины! Поэтому в управлении ему помогали механики, наблюдавшие за ме­стностью через лючки в бортах под руб­кой. В отличие от английских тяжелых тан­ков (до появления МК V), всю физическую работу по управлению машиной механик-водитель выполнял один, причем она была легче и проще, чем у английских коллег. Два механика участвовали в управлении только «глазами и голосом». Большие размеры, и особенно высо­та танка, делали его хорошо видимой ми­шенью для артиллерии За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы А7У прозвали в войсках «тяжелой поход­ной кухней». Вентиляция танка, как и на первых английских и французских маши­нах, оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7У, температура внутри корпуса во вре­мя боя достигала +86°С — пожалуй, здесь не обошлось без преувеличения. На мар­ше экипажи предпочитали размещаться на крыше танка.

Как показал боевой опыт, обилие во­оружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики ме­шали артиллеристам и наоборот. Вообще же неудачи, которые постигли немецкие танки впоследствии, следует отнести не только на счет недостатков конструкции, но и на счет малочисленности машин и степени обученности их "--типажей — у немцев просто не было времени и воз­можности провести должное обучение.

Послевоенные и современные танки

СССР/РОССИЯ

Началом отечественного танкостроения принято считать 1920 год, когда на заво­де «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было организовано производство пер­вых советских танков. В связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов создавались на основе изучения и использования зарубеж­ного опыта (главным образом английских и американских образцов).

Перед войной основу танкового парка составляли легкие танки Т-26 и БТ, в конст­рукции которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось некоторое количество средних танков Т-28 и тяжелых Т-35, а также танкетки.

Одним из главных факторов, повлиявших на ход сражений Великой Отечествен­ной войны, стало создание в предвоенные годы первоклассных машин отечествен­ной разработки — среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструк­торы первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собствен­ным, самобытным путем.

К сожалению, производство этих машин не было развернуто в достаточном ко­личестве к началу войны. К концу 1941 года почти полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного направления. Заводы по про­изводству Т-34 и КВ были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполне­ния в короткий срок потерь танков промышленность в большом количестве выпус­кала легкие танки Т-60 и Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя сред­ним и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85, ИС, большое семейство самоходных артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков.

В послевоенные годы советские кон­структоры продолжали самобытный путь развития отечественного танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. Советские средние танки Т-54/55, со­зданные на основе опыта войны, служи-ли эталоном для зарубежных конструкто­ров и состояли на вооружении более чем в 40 странах мира. Дальнейшее разви­тие получили тяжелые танки, в конструк­ции которых было реализовано много пе­редовых технических решений, не утра­тивших значения до настоящего време­ни. К сожалению, принятое в середине 60-х годов ошибочное решение о пре­кращении работ над тяжелыми танками закрыло многие перспективные разра­ботки. Единственным образцом легкого танка в послевоенный период стал пла­вающий танк ПТ-76, обладающий выда­ющимися водоходными качествами и со­стоящий на вооружении и поныне.

В середине 60-х годов на смену средним и тяжелым машинам пришли основные танки. Они обеспечили лидер­ство советского танкостроения пример­но до середины 80-х годов. Непревзой­денными для своего времени боевыми свойствами обладали танки второго пос­левоенного поколения Т-64, Т-72, Т-80 и их модификации. После распада Со­ветского Союза нарушились коопераци­онные связи промышленности танко­строения. С 1992 года производство тан­ков в России резко снизилось и ориен­тируется сегодня на комплектующие, по­ставляемые российскими предприятия­ми. В связи с известными экономичес­кими проблемами сохранен выпуск чи­сто символических партий танков, при­званных не допустить полного развала производства, либо экспортных образ­цов и комплектующих к ним на заводах в Омске и Нижнем Тагиле. Опытно-конст­рукторские работы также опираются на заделы, подготовленные еще в годы су­ществования СССР, новые направления практически свернуты. Отставание от западного танкостроения за последние несколько лет по ряду параметров при­няло угрожающий характер. Разрыв по тем направлениям, где отечественные разработки имели неоспоримый при­оритет, сокращается. Вместе с тем опыт боевого применения российских танков показывает, что необходимо их дальней­шее совершенствование.

легкий плавающий танк ПТ-76

В 1951 году на вооружение разведы­вательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструк­торским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 ис­пользовался в боевых действиях в Аф­рике, на Ближнем Востоке, в Индо-Па-кистанском конфликте 1965 года и осо­бенно широко в 1965—1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.

Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижно­сти на плаву — максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещаю-щий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование. В начале 1960-х годов танк прошел глу­бокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.

В разведывательных подразделени­ях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а за­тем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на во­оружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Ла­тинской Америки.

Внутреннее пространство танка раз­делено на три отделения. В носовой ча­сти корпуса размещено отделение уп­равления. Рабочее место механика-во­дителя с сиденьем, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, кон






трольно-измерительны ми приборами, курсоуказателем и средствами связи (аппарат танкового переговорного уст­ройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым лис­том. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, бал­лон со сжатым воздухом, два углекислот-ных баллона и автомат системы проти­вопожарного оборудования, часть ЗИП и другое оборудование.

В башне и подбашенном простран­стве корпуса расположено боевое отде­ление. В нем размещены пушка, спарен­ный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть боекомплекта, тан­ковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.

Моторно-трансмиссионное отделе­ние расположено в кормовой части кор­пуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двига­тель с системами, трансмиссия, водоме­ты, два топливных бака, водооткачиваю-щие насосы и другое оборудование.

Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекцион-ной продувки канала ствола.

Ее боекомплект состоит из 40 унитар­ных выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бро-небойно-трассирующим и 8 с кумуля­тивным снарядами. Боеприпасы разме­щены в стеллажной укладке на 24 выст­рела на вращающемся полу боевого от­деления, в укладке на 14 выстрелов в боевом отделении, соединяющей свои­ми основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутико-вой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом составляет 4000 м, с боковым уровнем — 12000 м. Техни­ческая скорострельность достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет руч­ные и электрические приводы наведе­ния. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной даль­ностью стрельбы 2000 м. Его практичес­кая скорострельность составляет 200— 250 выстрелов в минуту. Питание лен­точное, в каждой ленте содержится по 250 патронов. Общий боекомплект на­считывает 1000 патронов. 4 коробки с патронными лентами размещены в баш­не танка.

Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопичес­кий шарнирный прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным увеличением и полем зрения 16°. Наблюдение и ори­ентирование осуществляется также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5°) и 2 призменных 1-кратных приборов ТНП (поля зрения по горизонту 70°, по вертикали 17°). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.

В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря», обеспечивающий точность ста­билизации по вертикали 1 т. д. и скоро­сти наведения от 0,05° до 6° в секунду, а по горизонтали — 1,5 т. д. и скорости от 0,1° до 20° в секунду. Углы стабилизи­рованного наведения составляют по вер­тикали от -4° до +30°, по горизонтали — 360°. Стабилизатор «Заря» характери­зуется зависимой линией прицеливания, наличием электрогидравлического при­вода для пушки и электрического при­вода для башни, а также гироскопичес­кими задающими устройствами.

В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором раз­мещается автомат АК-47 калибра 7,62 мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.

Броневая защита танка противопуль-ная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броне­вых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным лис­том и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол на­клона от вертикали (80,5°). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45°. Борта корпуса вертикальные, верх­ние их части имеют толщину 13, а ниж­ние 10 мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два боль­ших круглых окна, в которых установле­ны патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продоль­ных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем вы­полнены продольные и поперечные реб­ра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов — подбашенного, правого и левого задних боковых листов

и заднего листа.

На подбашенном листе на шарико­вой опоре установлена башня. Она сва­рена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая ка­чается вместе с пушкой. В кормовой ча­сти башни вварен бронированный кол­пак вентилятора. В крыше башни сде­лан овальный люк, закрываемый крыш­кой. На крышке люка на шариковой опо­ре установлена вращающаяся коман­дирская башенка. Танк оснащен систе­мой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по прин­ципу герметизации обитаемого про­странства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация до­стигается за счет использования посто­янных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спарен­ного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими явля­ются механизмы закрывания воздухо-подводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.

Избыточное давление создается на­гнетателем, установленным на подба­шенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представля­ет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воз­духа. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасыва­ются наружу. При отсутствии радиоак­тивного заражения местности нагнета­тель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Для измерения мощностей доз гам­ма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-ЗБ, со­стоящий из измерительного пульта и вы­носного блока, размещенных в отделе­нии управления на левом борту корпуса, Для постановки дымовых завес танк ос­нащен термокондиционной дымовой ап­паратурой. В танке применяется специ­альная противопожарная автоматичес­кая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, авто­мата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопро­водов. Она обеспечивает тушение пожа­ра в моторно-трансмиссионном отделе­нии. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушите­ля, установленных в нише корпуса пе­редней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для туше­ния пожара в отделении управления, бо­евом отделении и снаружи танка, а в слу­чае необходимости применяются одно­временно с автоматической установкой при пожаре в МТО.

На танке используется четырехтакт­ный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по суще­ству, один ряд (половину) широко рас­пространенного У-образного танкового двигателя В-2. При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мину­ту он развивает мощность 240 л. с. В за­висимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизель­ное топливо. Общая вместимость топлив­ных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240— 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован ме­ханизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуноч­ный подогреватель. На машинах выпус­ка после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с по­стоянным зацеплением шестерен (прак­тически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбо­ра мощности на водометы и бортовых редукторов, Приводы управления движе­нием машины механические.




Подвеска танка индивидуальная тор-сионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двусто­роннего действия. На каждом борту тан­ка расположено по 6 однорядных опор­ных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ве­дущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движи­телями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществля­ется через два кормовых окна, при дви­жении назад — через два окна, находя­щиеся на бортах танка в кормовой час­ти, при этом кормовые окна закрывают­ся специальными заслонками. Конструк­ция трансмиссии допускает одновремен­ную работу гусеничного движителя и во­дометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобо­вым листом, и сиденье, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспе­чивают ему благоприятные условия вож­дения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за до­рогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.

Модификации танка ПТ-76

ПТ-76Б отличается от ПТ-76 увели­ченными водоизмещением корпуса, за­пасом топлива (поставлен дополнитель­ный топливный бак), наличием системы защиты от ОМП, двухплоскостного ста­билизатора вооружения, установкой на двигатель более мощного (6,5 кВт) гене­ратора.

ПТ-76М имеет корпус видоизменен­ной формы с увеличенным водоизмеще­нием.

На базе танка ПТ-76 был создан пла­вающий гусеничный бронетранспортер БТР-50П.
















































ТАНК ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


В настоящее время как в зарубежных, так и в российских специализированных изданиях, посвященных достижениям современного военно-промышленного комп­лекса и перспективным видам вооружений, большое внимание уделяется анализу состояния современной бронетанковой техники, в частности основных боевых тан­ков, и путям их развития. Главный вопрос, интересующий военных теоретиков, дос­таточно прост — каким быть танку третьего тысячелетия? — но ответить на него од­нозначно довольно сложно, поскольку это требует анализа большого числа взаимо­связанных факторов. Ниже приводится взгляд на эту проблему с точки зрения ос­новных боевых свойств танка — его огневой мощи и защищенности.

Огневая мощь

Возможности танка в обнаружении и уничтожении типовых целей возрастут в значительной степени. Будет решена проблема эффективного обнаружения малоразмерных камуфлированных це­лей в условиях нормальной и затруднен­ной видимости. Существующие в насто­ящее время ограничения в этом плане снижают высокие потенциальные воз­можности танка в поражении целей.

Танк будущего в течение считанных долей секунды (0,85—0,9 с) с большой точностью сможет засекать все угрожа­ющие и жизненно важные цели, находясь как в неподвижном положении, так и на ходу, в условиях хорошей видимости и на дальности прямого выстрела (4000— 5000 м).

Танк сохранит аналогичные возмож­ности и на относительно более коротких дистанциях (2500—3000 м) в неблаго­приятных условиях: в темноте, тумане, во время дождя, в пыли и т. д. Одним сло­вом, танк станет всепогодным оружием, способным надежно действовать в лю­бое время дня и ночи.

Это может быть достигнуто посред­ством интеграции систем наблюдения и автоматического поиска, работающих в широком диапазоне электромагнитных волн: оптики, тепловизоров, низкоуров­невых ИК приборов наблюдения, РЛС, работающих в миллиметровом диапазо­не, и бортового компьютера, способных идентифицировать цели по многим при­знакам, в том числе и по их специфи­ческим сигнатурам.

Обобщенная картинка цели появля­ется на экране дисплея. Командир танка принимает активное участие в обнару­жении цели с помощью совершенной системы управления огнем.

Усовершенствованное основное во­оружение сохранит свой комбинирован­ный характер. Это будет орудие-пуско­вая установка ПТУР, выстреливаемых через ствол. Подобное сочетание сохра­нит все преимущества пушечного воо­ружения (остающегося вне конкуренции на дальностях до 2500 м) и позволит танку поражать бронированные цели на даль­ности до 5000 м.

Калибр танкового орудия увеличится до 140—155 мм, улучшатся и его балли­стические характеристики (давление 6500—7500 кг/см2) при незначительном возрастании веса. Канал ствола останет­ся гладким, обеспечивая таким образом легкую и прочную конструкцию ствола с высокими баллистическими характери­стиками. Калибр 140—155 мм увеличит бронепробиваемость гиперскоростных бронебойных снарядов, поражающее воздействие кумулятивных снарядов и способность осколочно-фугасных сна­рядов уничтожать танки посредством им­пульсного эффекта, даже не пробивая брони, а также создать боеприпасы объемного взрыва, которые высокоэф­фективны при применении против жи­вой силы противника (даже находящей­ся в укрытиях) и бронированных целей.

Гиперскоростной бронебойный сна­ряд останется основным средством по­ражения бронированных целей. Его по­ражающая способность многократно возрастет благодаря высокой начальной скорости и использованию в сердечнике довольно тяжелого (19,5 г/см3) и мощно­го (монокристалл) элемента из обеднен­ного урана с увеличенным соотношени­ем длины к диаметру.

Все снаряды с кумулятивной боего­ловкой будут иметь тандемную конструк­цию, что позволит им пробивать актив­но-реактивную броневую преграду.

Поскольку танк является многоцеле­вым оружием, в состав его боекомплек­та должно входить не менее 50 % бро­небойных снарядов. Остальная часть боекомплекта должна состоять из уни­версальных боеприпасов, сохраняющих бронепробивающую способность, что позволит им эффективно уничтожать живую силу и легкобронированные цели. Такие снаряды — кумулятивные осколоч­ные или осколочно-фугасные — могут подрываться на траектории полета, выб­расывая вперед поток осколков, по­скольку эти снаряды и их баллистичес­кие характеристики будут программиро­ваться в зависимости от характера цели.

Танк может использовать также жид­кие метательные вещества, что способ­ствует увеличению количества возимо­го боекомплекта. Благодаря низкомоле­кулярному составу подобные вещества смогут в значительной степени усилить эффективность и точность гиперскоро­стных бронебойных снарядов (вслед­ствие увеличения начальной скорости) и позволят программировать баллисти­ческие характеристики универсальных снарядов.

Многообещающие инженерные раз­работки предполагают увеличение бро-непробивающей способности гипер­скоростных бронебойных (кинетичес­ких) и кумулятивных снарядов до 1000— 1200 мм. Однако абсолютная возмож­ность поражать танки едва ли достижи­ма. Состязание между броней и снаря­дом продолжится. Поскольку возможно­сти гиперскоростных бронебойных и ку­мулятивных снарядов приближаются к пределу, то весьма перспективными представляются фугасные снаряды ка-либра140—155 мм. Несмотря на пере­ход к этому калибру, количество выст­релов в боекомплекте сохранится на уровне 40—45 (при использовании обычных метательных веществ) благо­даря новой системе укладки боеприпа­сов. За счет применения жидких мета­тельных веществ боекомплект может увеличиться до 60—65 выстрелов, и это­го будет достаточно, учитывая возрос­шую поражающуюспособность бое­припасов.

Механизм автоматического заряжа­ния станет неотъемлемой частью систе­мы вооружения будущего танка. Исполь­зование жидких метательных веществ позволит упростить конструкцию автома-



та заряжания и сделать боеукладки бо­лее компактными.

Высокая точность стрельбы будет обеспечена стандартной двухплоскост­ной системой стабилизации с электри­ческими приводами, независимой лини­ей прицеливания и цифровым баллис­тическим вычислителем с датчиками, рассчитывающими расстояние до цели, ее скорость, угол наклона цапф, направ­ление и силу ветра, температуру, атмос­ферное давление и т. д.

Танку потребуется оптический даль­номер для измерения расстояния до цели, не имеющей вертикальных про­екций, например стрелковой ячейки. Вероятно, в ближайшее время появит­ся система, обеспечивающая точное автоматическое наведение на выбран­ную цель и слежение за ней во время ее перемещения и маневрирования самого танка. Функционирование системы ста­билизации в значительной степени улучшится благодаря управляемой си­стеме стабилизации корпуса. Вероят­ность попадания в цель при стрельбе с хода составит 80—85 % по сравнению со стрельбой с места.

Аналогичная система управления ог­нем обеспечит достаточно высокую точ­ность стрельбы по малоразмерным це­лям баллистическими снарядами (веро­ятность поражения цели — 0,85 на даль­ности до 2500 м). На большей дальности необходимо применять управляемое оружие, обеспечивающее коэффициент вероятности поражения 0,9.

Развитие управляемого оружия тре­бует быстрых действий, дальнейшего усовершенствования наведения по ла­зерному лучу и создания самонаводя­щихся боеголовок, ориентированных на изображение цели, а не на ее общий силуэт. Это предотвратит попадание в различные ловушки, позволит применять принцип «выстрелил-забыл» и свести к минимуму различие между точностью стрельбы с ходу и с места. Внедрение запрограмированной траектории полета ракеты с наведением в конечной фазе даст возможность поражать танки против­ника в крышу, которая защищена менее надежно.

Несмотря на все преимущества уп­равляемого оружия, в обозримом буду­щем оно останется наиболее эффектив­ным дополнением пушечного вооружения, надежно "сражающего малоразмерные цели с вертикальными проекциями на дальностях от 500 до 2500 м. Большин­ство целей (до 70 %) находятся на даль­ности до 2500 м и могут легко поражаться орудием с высокими баллистическими характеристиками.

Что касается воздушных целей, то борьба с ними должна вестись совмест­но с ЗСУ и БМП. Как следствие этого, танки будущего сохранят только легкое зенитное вооружение (12,7-мм пулемет или 20-мм пушку), способное выполнять только внешнее целеуказание, Управля­емое танковое оружие может также ис­пользоваться для борьбы с вертолетами. Защита

С появлением арсенала самых со­временных средств борьбы с танками, особое значение в настоящее время и в будущем приобретает проблема их за­щиты — проблема сложная и труднораз­решимая. Но она может и должна быть успешно решена благодаря новым дос­тижениям инженерной и научной мысли. Естественно, речь не идет об абсолют­ной неуязвимости танка. Потери неиз­бежны в ходе боевых действий, однако важно удержать их в разумных преде­лах, за рамками которых любые успеш­ные боевые действия на линии фронта могут стать невозможными.

Эта проблема может быть решена комплексно путем повышения индивиду­альной выживаемости танка, проведения в войсках мероприятий по маскировке, ведения активных контрразведыватель­ных действий и нанесения массирован­ных ударов по огневым позициям про­тивника. Необходимо создать также тре­буемое превосходство в силах.

Танки будущего будет отличать нали­чие комбинированного стандартного оборудования, которое радикально (в 1,5—2 раза) снизит возможность их об­наружения средствами разведки против­ника и поражения его огневыми сред­ствами. Маскировка во всех диапазонах излучаемых частот будет обеспечена за счет уменьшения силуэта, «сглажива­ния» формы танка или использования чехлов и различных покрытий, поглоща­ющих радиоволны и рассеивающих теп­ловое излучение. Кроме того, различные помехи могут ставиться с помощью аэрозолей, симуляторов ложных целей и средств РЭБ.

Повышенная защищенность танка по отношению к различным разрушитель­ным эффектам будет достигнута путем оптимального сочетания пассивной бро­невой защиты с активно-реактивной броней или средствами активной защи­ты и дальнейшего усовершенствования этих элементов. Рациональная компонов­ка будет важным условием для уменьше­ния бронированной поверхности и, тем самым, общего веса, а также размеще­ния жизненно важных элементов в заб-роневом пространстве.

Броневая защита постоянно совер­шенствуется благодаря новой конструк­ции и свойствам металла, увеличению веса, оптимальной дифференциации бро­ни и большим углам ее наклона (65°—70°).

Характерной особенностью основ­ных элементов броневой защиты будет комбинированная многослойная струк­тура — несколько слоев стальной бро­ни с наполнителями различного назна­чения между ними (эти элементы могут меняться в зависимости от складываю­щихся обстоятельств).

Прочность основной стальной бро­ни может быть повышена с помощью новых технологических процессов, та­ких, как усиление стали сверхнапря­женными волокнами углерода. Основ­ным компонентом комбинированной брони останется слой (или слои) отно­сительно легкого материала с усилен­ной специфической сопротивляемостью к действию кумулятивной струи. Защит­ный слой с включением обедненного" урана надежно останавливает гипер­скоростные бронебойные снаряды, не менее эффективен он и против кумуля­тивных снарядов, однако его использо­вание ведет к увеличению веса брони.

Встроенная реактивная броня, дей­ствие которой основано на воздействии эффекта взрыва на кумулятивную струю или кинетический снаряд, резко умень­шает бронепробиваемость кумулятивных снарядов и в меньшей степени влияет на бронепробивающую способность гипер­скоростных бронебойных снарядов. Как и кумулятивные боеприпасы тандемного типа, реактивная броня также должна статьтандемной.

Быстрое развитие различных средств уничтожения и относительный консерва­тизм в плане броневой защиты, застав­ляют применять в ее конструкции мо­дульный принцип, заключающийся в креплении защитных элементов на не­сущей основе (корпусе танка). Эти за­щитные элементы могут меняться в за­висимости от новых достижений в облас­ти броневой защиты или совершенство­вания средств уничтожения.

Учитывая данные перспективных ин­женерных разработок, можно ожидать применения на танках лобовой брони, эк­вивалентной по толщине 1000—1200-мм гомогенной броневой стали, способной надежно противостоять действию гипер­скоростных бронебойных и кумулятивных снарядов (тандемного типа).

Таким образом, танк будущего будет отличаться довольно высоким уровнем защиты: его лобовая броня станет не­проницаемой для снарядов танковых пу­шек, более мощных ПТУРС и других бое­припасов с кумулятивной боевой частью;

бортовая броня сможет выдерживать попадания легких ПТУРС и зарядов руч­ных гранатометов, а крыши корпуса и башни — малокалиберных кумулятивных боеприпасов, сердечников высокоточно­го оружия и снарядов 30-мм авиацион­ных пушек.

Несмотря на эти относительно вы­сокие показатели, проблемой по-преж­нему остается защита бортов танка от гиперскоростных бронебойных снаря­дов и мощных ПТУРС и крыши — от ПТУРС с программируемой траектори­ей полета и более мощных боеголовок высокоточного оружия. Очевидно, эта проблема будет решена с помощью средств активной защиты. Принцип ак­тивной защиты состоит в радиолокаци­онном обнаружении приближающихся средств поражения и их последующем уничтожении огнем небольших гранато­метов (или другого оружия), установлен­ных на танке. По причине ограничен­ного боекомплекта активная защита должна использоваться главным обра­зом против тех вражеских средств по




ражения, от которых не может защитить

броня танка.

Только активная защита может решить крайне сложную проблему надежной за­щиты танка от динамического эффекта мощных фугасных снарядов, крупнокали­берных кинетических снарядов и бое­припасов объемного взрыва. Только пол­ное уничтожение таких снарядов на безо­пасном расстоянии от танка может обес­печить его выживаемость на поле боя.

Проблема противоминной защиты танков должна решаться инженерными войсками, а также навешиванием на тан­ки минных тралов. Против мин опреде­ленного типа могут использоваться дис­танционно управляемые системы их об­наружения.

Предпринимая меры по защите тан­ков, очень важно уменьшить количество поврежденных боевых машин, а также степень их повреждения, чтобы их можно было восстановить в полевых условиях и вернуть в строй в кратчайшие сроки.

Эта проблема будет решена посред­ством применения рациональной внут­ренней компоновки и ряда мер по лока­лизации повреждений в заброневом пространстве танка: использования про-тивоосколочного подбоя, бронированных отсеков для топлива и боеприпасов, про-тектирования топливных баков (в том числе с помощью инертных газов), уст­ройства вышибных панелей в отсеках для хранения боекомплекта. Ключевую роль играет быстрое и эффективное сраба­тывание системы пожаротушения. В не­сколько раз должна уменьшиться опас­ность взрыва и возникновения пожара при пробитии броневой защиты танка. Учитывая общую оценку ожидаемых до­стижений в развитии средств уничтоже­ния и защиты, можно с уверенностью сказать, что в обозримом будущем рав­новесие между ними не нарушится, хотя возможно незначительное преобладание одного над другим. В любом случае танк третьего тысячелетия будет сложно по­разить в лоб даже самым мощным сред­ством уничтожения. Не менее сложной задачей станет разработка мощного ору­жия и надежных средств защиты от это­го танка. Высокие потери в танках во время войны на Ближнем Востоке в 1973 году (50 % танкового парка было унич­тожено в течение одной недели) и в ходе штурма Грозного, а так же незначитель­ные потери союзников в войне в Персид­ском заливе (всего 18 танков) являются нетипичными примерами.

Проблема защиты танков от поража­ющих факторов ядерного оружия долж­на решаться в рамках общих мер по за­щите от классических средств уничто­жения. Размещение экипажа танка в «капсуле» позволит значительно снизить уровень проникающей радиации при ядерном взрыве и эффект воздействия ударной волны без увеличения массы танка и его внутреннего объема.

Подводя черту под вышесказанным, можно с уверенностью утверждать, что танки являются одним из основных средств борьбы современной войны, ха­рактеризующейся возможностью приме­нения высокоточного, ядерного, хими­ческого и бактериологического оружия. За период немногим более 80 лет танки прошли огромный путь: из технически несовершенных, тихоходных и непово­ротливых монстров, наводивших ужас на солдат первой мировой войны, они пре­вратились в постоянно совершенствую­щиеся скоростные, мощно вооруженные и надежно защищенные боевые маши­ны, насыщенные компьютеризованными системами, которые позволяют им вести боевые действия 24 часа в сутки, в лю­бых погодных условиях и в любой кли­матической зоне.

Несмотря на прогнозы скептиков, ут­верждавших, что совершенствование противотанкового оружия положит конец господству танков на поле боя, опыт ко­рейской и вьетнамской войн, индо-паки-станского и арабо-израильских конф­ликтов и, наконец, войны в Персидском заливе убедительно доказал несостоя­тельность подобного рода умозаключений и подтвердил, что танк по-прежнему ос­тается грозным боевым оружием — яд­ром сухопутных сил всех армий мира, а развитие современных транспортных средств привело к тому, что танк стал транспортабельным для всех видов транспорта, в том числе и воздушного, что еще более усилило его возможности и значимость как средства борьбы. В на­стоящее время нет и в ближайшей пер­спективе не предвидится появление бо­лее дешевой и мощной системы воору­жения, которая могла бы сравниься с тан­ком по своим характеристикам и была бы способна обеспечить высокую манев­ренность, защиту от огня противника, ог­невую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.