реферат, рефераты скачать
 

Психологическая работа в Вооружённых силах Российской Федерации


обучение офицеров, прапорщиков, мичманов и сержантов (старшин) методам организаторской и воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины.

22. Психологическую работу по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы проводит психолог полка (корабля 1 ранга), во взаимодействии с другими должностными лицами

а) При этом решаются задачи:

всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности;

недопущение лиц с нервно-психической неустойчивостью к несению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;

выработка психологических рекомендаций по формированию дежурных расчетов, смен, заступающих на боевое дежурство, в караул;

оценка морально-психологического состояния личного состава, заступающего на боевое дежурство;

формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности при действиях в различных условиях обстановки, выработка устойчивых профессиональных навыков в ходе практических занятий при подготовке к заступлению на боевое дежурство, в караул;

психологическая поддержка военнослужащих с повышенной психической нагрузкой в ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;

восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.

Психологическая работа по обеспечению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб проводится в четыре этапа.

б) Организационный этап.

Психолог полка перед началом каждого периода обучения по указанию командира полка (корабля 1 ранга):

проводит инструктивно-методическое занятие с офицерами управления, командирами подразделений, заместителями по воспитательной работе по организации системы психологической работы в интересах боевого дежурства, караульной службы, о месте и роли в ней должностных лиц полка (корабля 1 ранга);

проводит практические занятия с личным составом части по ознакомлению и обучению военнослужащих приемам и методам психической саморегуляции при подготовке и в процессе несения боевого дежурства, караульной службы;

принимает участие в подготовке приказа по части о допуске личного состава к несению боевого дежурства, караульной службы. Представляет командиру полка, заместителю по воспитательной работе списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего выраженной нервно-психической неустойчивости;

проводит психологический анализ деятельности личного состава при несении боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по повышению ее эффективности.

в) Этап подготовки к несению службы.

За 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул психолог осуществляет контроль за тем, чтобы лица с нервно-психической неустойчивостью не были включены в состав подразделений, заступающих на боевое дежурство, в караул.

Вырабатывает предложения командирам подразделений по проведению инструктивно-методических занятий с личным составом смены боевого дежурства, караула, заступающих на боевое дежурство (в караул), с целью повышения психологической готовности военнослужащих к несению службы. При этом указывает факторы, негативно влияющие на личный состав, характерные ошибки и затруднения при несении службы, а также комплекс упражнений и приемов, формирующих необходимые качества.

В день заступления на боевое дежурство (в караул) должностные лица оценивают морально-психологическое состояние личного состава, характер взаимоотношений в воинском коллективе, уровень конфликтности между отдельными военнослужащими и делают выводы о психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство (в караул). При необходимости обращаются за помощью к психологу.

г) Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле.

Психолог, при необходимости, (по решению командира воинской части) оценивает психологическое состояние личного состава и при обнаружении негативных психологических явлений принимает меры по их устранению.

Изучает условия несения боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по их оптимизации.

д) Этап после смены с боевого дежурства (караула).

Психолог, при необходимости, оценивает функциональное состояние личного состава и проводит мероприятия по его коррекции в комнате психологической разгрузки. Должностные лица обеспечивают полноценный отдых и питание личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов в целях восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с боевого дежурства (караула).

23. Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности.

а) При этом решаются задачи:

выработки устойчивых навыков владения оружием, боевой техникой, обучения личного состава умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке;

формирования у воинов представлений о предстоящих боевых действиях, возможных действиях противника и изменениях обстановки;

формирования психологической способности преодолевать страх и противостоять панике.

Психологическую подготовку организуют и проводят командиры (начальники) в едином комплексе мероприятий по выполнению плана боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности части с учетом рекомендаций психолога. При этом:

б) Командир воинской части:

принимает решение и утверждает план мероприятий психологической работы по обеспечению боевой подготовки;

ставит задачи своим заместителям, начальникам служб и родов войск, командирам подразделений по организации психологической подготовки личного состава;

контролирует и анализирует ход боевой учебы подразделений полка, сформированность профессиональной и психологической готовности личного состава, физической выносливости и психологической устойчивости;

проводит подведение итогов занятий по боевой подготовке за месяц с учетом уровня профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих к выполнению боевых задач;

ставит задачи по совершенствованию психологической подготовки.

в) Заместитель командира воинской части:

формулирует методический замысел каждого занятия по боевой подготовке;

определяет, совместно с психологом воинской части, степень психологической нагрузки на личный состав;

организует методическую подготовку командиров подразделений, начальников служб и родов войск по вопросам психологической подготовки;

осуществляет анализ и оценку методического обеспечения занятий по боевой подготовке;

осуществляет контроль за уровнем профессионального мастерства, физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих.


г) Начальник штаба:

организует взаимодействие офицеров штаба, заместителя командира, психолога, других должностных лиц воинской части при планировании основных мероприятий психологической работы по обеспечению боевой подготовки;

планирует проведение мероприятий (с учетом рекомендаций психолога) по обучению командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе управлению психическими состояниями военнослужащих в боевой обстановке.

В ходе занятий штаб воинской части совместно с заместителем командира, офицерами органов воспитательной работы, осуществляет контроль, анализ и коррекцию организации и методики проведения занятий по боевой подготовке.

д) Психолог воинской части:

участвует в формулировании методического замысла занятий по боевой подготовке в интересах формирования у воинов профессионального мастерства, психологической устойчивости и готовности;

вырабатывает рекомендации и осуществляет контроль по использованию приемов, способов и средств психологической подготовки в ходе занятий по боевой подготовке;

прогнозирует уровень психической напряженности у военнослужащих в ходе выполнения заданий, а также объем необходимой им психологической помощи;

разрабатывает мероприятия по обучению командиров подразделений, заместителей по воспитательной работе по управлению психическими состояниями военнослужащих при воздействии на них психотравмирующих факторов боя;

проводит занятия по обучению военнослужащих воинской части методам психической саморегуляции;

обучает должностных лиц полка выявлению признаков боевых психических травм, методам психологической помощи военнослужащим;

оценивает степень психологической устойчивости личного состава к воздействию психотравмирующих факторов;

прогнозирует уровни профессиональной и психологической подготовленности военнослужащих после завершения учебных занятий;

формирует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности специалистов и использует его в дальнейшем в системе психологической подготовки личного состава;

вырабатывает рекомендации командирам по повышению эффективности боевой учебы.

е) Командиры подразделений, начальники служб и родов войск:

планируют набор приемов, способов и средств моделирования факторов боевой обстановки для воздействия на каждого военнослужащего;

прогнозируют динамику развития психических состояний личного состава, уровни психической напряженности, предусматривают меры пре-дупреждения возможных негативных психических реакций у военнослужащих;

обеспечивают сочетание и постепенное возрастание физической нагрузки и необходимого уровня психического напряжения военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности и в ходе занятий;

контролируют и регулируют психические состояния военнослужащих, обучают их простейшим приемам психической саморегуляции в ходе занятий;

анализируют и оценивают уровни профессиональной подготовленности, физической выносливости и психической устойчивости личного состава;

подводят итоги боевой подготовки за неделю (по окончании занятий).

ж) Начальник физической подготовки и спорта:

формулирует методический замысел занятий по формированию высокой физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих к физическим нагрузкам;

планирует применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих в ходе занятий;

анализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей по профессиональной деятельности, а также их способность преодолевать физические и психические нагрузки.

Цели и задачи психологической подготовки военнослужащих достигаются путем максимального приближения содержания учебно-боевой деятельности к условиям боевой обстановки.

24. Профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих.

Мероприятия профессионального психологического отбора психолог полка (корабля 1 ранга) проводит в составе нештатной группы профотбора. Её состав, обязанности включенных лиц, сроки и порядок работы определяются приказом командира.

Порядок организации и содержание мероприятий профессионального психологического отбора должны соответствовать требованиям Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.

25. Психологическое просвещение позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям.

Психологическое просвещение достигается:

проведением занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;

оказанием консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки по психолого-педагогической проблематике;

организацией циклов лекций, вечеров вопросов и ответов по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;

проведением консультаций для командиров (начальников), других категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала по интересующим их вопросам психологии;

привлечением к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

26. Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

При этом решаются задачи:

разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.

Психологическая помощь оказывается психологом во время приема военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Порядок приема психологом в воинской части (на корабле) определяется приказом командира (начальника), в котором устанавливаются дни, часы и место приема.

Психолог обязан вести журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью.

Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).

а) Диагностический этап включает:

выяснение сути обращения (заявленной проблемы) военнослужащего;

всестороннее изучение личности военнослужащего, постановку первичного психологического диагноза;

анализ полученных данных, окончательное формулирование психологической проблемы (диагноза), выработку стратегии и тактики оказания психологической помощи.

б) Этап психологического воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.

При этом психолог применяет специальные формы и методы работы:

психологическое консультирование

различные формы индивидуальной и групповой работы психолога

в) Этап психологического сопровождения включает:

регулярное наблюдение со стороны психолога за поведением и служебной деятельностью лиц, состоящих у него на учете;

проведение, при необходимости, дополнительных психологических консультаций;

инструктирование и обучение ближайшего социального окружения военнослужащего, (командиров, сослуживцев, членов семей, близких родственников и знакомых) правилам поведения с ним, способам и формам оказания психологической поддержки;

контроль за выполнением рекомендаций психолога.

Психологическая помощь носит психопрофилактическую или психокоррекционную направленность.

Психологическая профилактика предполагает:

систематическую, согласованную работу психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава;

формирование здорового социально-психологического климата в воинской части (на корабле);

оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе.

Психологическая коррекция предполагает организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть планируется и осуществляется специальными методами психологом полка (корабля 1ранга).

Педагогическая часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога полка (корабля 1ранга).

Рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и понятными.

Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность несет психолог.

 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

27. Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осуществляется в соответствии с приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей соответствующими органами воспитательной работы Вооруженных Сил.

28. Основным учреждением по разработке методологических, теоретических и методических проблем психологической работы является Военный университет.

29. Прикладные исследования проводятся военно-учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и лабораториями видов, родов войск и специальных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

30. Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются:

разработка методологических и теоретических основ организации и проведения психологической работы, программ, рекомендаций, организационно-методических указаний, форм, методов и средств психологической работы, их экспертная оценка;

проведение военно-психологических исследований по широкому кругу проблем современной войны и боя в интересах совершенствования боевой подготовки и управления войсками (силами);

подготовка учебных и методических пособий, информационно-справочных материалов по военной психологии;

обоснование перспектив развития психологической работы.

Научно-методическое обеспечение психологической работы

31. Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осуществляется в соответствии с приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей соответствующими органами воспитательной работы Вооруженных Сил.

32. Основным учреждением по разработке методологических, теоретических и методических проблем психологической работы является Военный университет.

33. Прикладные исследования проводятся военно-учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и лабораториями видов, родов войск и специальных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

34. Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются:


разработка методологических и теоретических основ организации и проведения психологической работы, программ, рекомендаций, организационно-методических указаний, форм, методов и средств психологической работы, их экспертная оценка;

проведение военно-психологических исследований по широкому кругу проблем современной войны и боя в интересах совершенствования боевой подготовки и управления войсками (силами);

подготовка учебных и методических пособий, информационно-справочных материалов по военной психологии;

обоснование перспектив развития психологической работы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение психологической работы

35. Материально-техническое обеспечение организуется и проводится с целью удовлетворения потребностей в учебных и методических пособиях, компьютерной, аудио-видеотехнике, психодиагностической аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения психологической работы.

36. Обеспечение техническими средствами осуществляется в соответствии с Руководством по обеспечению воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом.*

37. Обеспечение штатных психологов бланками, методическими и учебными пособиями для проведения мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется через подразделения профессионального психологического отбора видов Вооруженных Сил, военных округов (группы войск) и флотов.

_________________________

* приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 2.

38. Финансовое обеспечение психологической работы осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.

Подготовка кадров

39. Подготовка офицеров для замещения должностей психологов осуществляется в Военном университете.

40. Профессиональная подготовка психологов проводится в системе профессиональной подготовки офицерского состава.

Сборы (занятия) с психологами проводятся согласно Перечню основных мероприятий по повышению квалификации офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации* по месту службы большинства участников сборов с выездом должностных лиц управлений округов (флотов), объединений, соединений в места их проведения.

Повышение квалификации психологов осуществляется на факультетах переподготовки и повышения квалификации, центральных и высших курсах (классах).




Список литературы


1.      Приказ Министерства Обороны РФ № 2 от 1996 г.

2.      Приказ Министерства Обороны РФ № 400 от 2001 г.

3.      Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации.

4.      Е. Климов. Памятка профконсультанту.

         5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в вооружённых силах /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. 1997

6. Джемс У. Психология - М.:1922


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.