реферат, рефераты скачать
 

Военные реформы СССР и России


Военные реформы СССР и России

План:
1)Введение;

2)Реформы ВС СССР в 1917-1985 годы;

3)Реформы ВС СССР годы перестройки;

4)Современные войска России;

5)Реформирование войск Российской Федерации;

6)Современные реформы ВС РФ;

7)Заключение;

8)Список используемой литературы

















Введение.
Военная реформа – это комплекс кардинальных изменений в военно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-научной, военно-технической и собственно военной сферах.
 Таким образом, можно сказать,  военная реформа – это мероприятия, ведущие к новому качественному состоянию армии и флота.

Отслеживая историю развития вооруженных сил нашей страны, можно увидеть, как была сформирована современная российская армия и что она представляет собой на сегодняшний день. Российское государство всегда уделяло огромное внимание развитию своего военного потенциала, что, надо сказать, было не удивительным в условиях практически постоянного участия в военных конфликтах.

В настоящее время бурно развивающиеся общественные отношения требуют создания качественно новой армии, способной противостоять как внешней угрозе, так и локальным внутренним конфликтам. Нельзя забывать и о том, что характер угроз сегодня также трансформируется и требует оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов государства. Остается очень важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, изменение военно-политической обстановки в мире, нормативное закрепление военно-административного деления являются лишь некоторыми факторами, обусловливающими необходимость совершенствования этих процессов управления.

Целью данной работы является исследование процессов модернизации
различного рода войск России и  эволюции законодательства о вооруженных силах РФ, а также анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и формулирование на их основе собственной позиции.

Представляется, что основной угрозой общественной безопасности сегодня является распространение международного терроризма. Наша страна находится в процессе комплексного реформирования всех правоохранительных структур: антитеррористических органов (так, например, в 2006 г. был принят новый закон «О противодействии терроризму», создан Антитеррористический комитет), органов прокуратуры (с 2008 г. действует Следственный комитет при прокуратуре РФ, в дальнейшем планируется создать общий Следственный комитет, куда будут включены следователи милиции, прокуратуры, милиции). Таким образом, реформирование вооруженных сил вписывается в общероссийскую тенденцию совершенствования системы правоохранительных органов и отвечает потребностям общества и государства на современном этапе.

Военные реформы Советского Союза 1918-1961 гг.
Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1918 – 1932 гг.
В годы I Мировой войны 1914 – 1918 гг. впервые появилась возможность дезорганизации тыла, когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны (МПВО), опирающихся на мирное население городов.
Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. Фундамент гражданской обороны в Советском Союзе (ранее МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти.
Советское правительство, опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, начиная с 1925 г. выпустило ряд постановлений, ориентированных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.
Постановление "О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе", изданное в 1925 г. СНК СССР, предписывало в пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства.
Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) в 1926 году издал постановление, которое обязывало проводить мероприятия по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.
Согласно постановлению "Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР", изданному в 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР, территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.
В 1928 г. Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организовать обучение населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались, главным образом, Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.
К 1932 г. массовая подготовка населения к противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Порядка 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.
К 1932 г. были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Таким образом, можно сказать, что реформы данного периода были направлены исключительно на противодействие нападениям с использованием средств авиации и химической промышленности. Как мы видим, огромное значение придавалось работе с населением Советского Союза, а также строительству защитных сооружений. Именно на этом этапе, по нашему мнению, были заложены предпосылки создания системы общероссийской гражданской обороны, которые получили развитие в ходе дальнейших реформ.
Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1932 – 1941 гг.
Совет Народных Комиссаров 4 октября 1932 г. одобрил новое "Положение о противовоздушной обороне Союза ССР", согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
К этому времени сложились основные задачи МПВО:
- предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
- осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
- ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
- подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;
- организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
- оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;
поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнять все эти задачи предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.
Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. — Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов — их командованием. Организационная структура МПВО обусловливалась ее задачами.
Воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО организовывались для решения задач МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из такого расчета: 15 человек от 100 – 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях, и от 200 – 500 человек — при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.
На специальных курсах МПВО осуществлялась подготовка кадров, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.
Подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах с 1935 г. В частности, были установлены нормативы сдачи на значок "Готов к ПВХО" (противовоздушной и противохимической
обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок "Готов к ПВХО" и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.
Были введены нормативы комплекса "Готов к санитарной обороне" (ГСО) — для взрослых и "Будь готов к санитарной обороне" (БГСО) — для школьников. Все это было сделано с целью совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. "О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева" стало важной вехой на пути укрепления МПВО. Оно наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах, в частности, непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти — Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.
Создание и подготовка различных служб МПВО, таких как оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки, были завершены незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти. В их работе участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.
К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в рассматриваемый период государство приложило существенные усилия для организации обороны на местах, защиты особо важных объектов и продолжения обучения населения. Благодаря предпринятым мерам к моменту начала Великой отечественной войны граждане владели основными способами защиты от авиационных и химических атак. Примечателен и тот факт, что в целях обучения мирного населения военное командование использовало психологические приемы – а именно, введение разного рода знаков отличия и почетных званий, что, безусловно, повлияло на усиление мотивации обучаемых. Следствием реформ стала всеобщая военизация страны – структурные подразделения МПВО создавались даже на промышленных предприятиях, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника.

Выводы и обобщения – как изменила реформа данную структуру войск?


Реформы местной противовоздушной обороны (МПВО) 1941 – 1945 гг.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые дни войны доказательно явили высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые в дальнейшем были быстро устранены.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное выполнение задач, возникших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. "О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне". Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило "Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий". Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина от 3 июля 1941 г., в которой он указывал на необходимость немедленно "наладить местную противовоздушную оборону".
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Таким образом, реформирование вооруженных сил в предыдущие годы позволило Советской армии сохранить потенциал в начале войны и в последующем успешно адаптировать свои резервы в условиях военных действий.
Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.  Эти результаты подтвердили своевременность и правильное направление проведенных преобразований.
Словом, при взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.
Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1945 – 1961 гг.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения; создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха; и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.
 Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах — на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.
Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО — отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.
Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства. Таким образом, организация МПВО совершенствовалась по мере развития вооружений и отвечала требованиям времени, обеспечивая защиту страны на данном этапе.
Военные реформы СССР в годы перестройки
Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание «холодной войны». Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М.Горбачевым в годы «перестройки»: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление» — 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989—1990 гг.); непротиводействие объединению Германии (октябрь 1990 г.); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г.); односторонний роспуск ОВД — Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ — Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.), означавший потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.), — свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Если в предыдущие десятилетия мы могли наблюдать стремительное наращивание военного потенциала, аккумулирование огромных сил и средств для развития системы вооружений и противодействия внешним нападениям, то в рассматриваемый период практически все достигнутые в этом направлении результаты были нивелированы. Мы полагаем, что данные мероприятия в целом вписывались в тенденцию общемирового разоружения и мирного урегулирования конфликтов. Конец 20 века ознаменован осознанием того факта, что военные конфликты не являются панацеей от разрешения межгосударственных противоречий. Данный период характеризуется иным расставлением приоритетов, а именно: все большим осознанием наивысшей ценности прав человека. Мы уверены, что Советский Союз своими действиями внес значительный вклад в развитие данной концепции.

Анализируя процесс реформирования вооруженных сил в 20 веке в целом, нужно отметить, что они были вызваны объективными потребностями страны в тот период: с 1918 года по 1941 год шла подготовка армии  к войне против фашисткой Германии. Этот переход был труден для личного состава ВС и для военного руководства, но его было необходимо преодолеть. В реформах 1941-1945 годов мы наблюдаем искоренение почти всех допущенных ошибок в годы довоенного реформирования. Благодаря этим реформам (реформам 1941-1945 годов) СССР смог привлечь на свою защиту несколько миллионов подростков и стариков, которые оказывали неоценимую помощь в защите СССР и всего мира. Реформы перестройки позволили нам преодолеть долгий кризис в отношениях с США и  избежать ядерной войны.
Современные войска России

Полагаем, что процесс реформирования вооруженных сил на данном этапе развития страны заслуживает особо внимательного рассмотрения, в связи с чем мы постараемся как можно подробнее раскрыть их состав, структуру и возможные варианты развития. Как отмечают специалисты, реформа армии необходима для сохранения военного потенциала российского государства. В условиях стремительно меняющегося мира существующий порядок комплектования армии, ее управленческого аппарата не может обеспечить должную защиту населения в условиях военных конфликтов.

Основной угрозой для мирового сообщества стал международный терроризм- явление, бурно развивающееся и труднообъяснимое. Примечателен тот факт, что от нападений террористов не застрахованы и государства с мощнейшим экономическим потенциалом и современной армией (наглядный пример – события 11 сентября 2002 г.).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.