реферат, рефераты скачать
 

Основные проблемы теории морали


Основные проблемы теории морали

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

по курсу «Этика»

на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ

МОРАЛИ»

Выполнила: студентка 4-го курса

филологического факультета

Зимина М.А.

Проверил:

Санкт-Петербург

2003г.

Содержание

Введение_________________________________

___________________________2

Свойства

морали_____________________________________

________________3

Антиномии в

морали_____________________________________

_____________4

Структура

морали_____________________________________

_______________8

Функции

морали_____________________________________

_______________10

Абсолютное в

морали_____________________________________

__________12

Происхождение

проблемы___________________________________

____12

Понятие морального

абсолюта__________________________________1

2

Воплощение

абсолюта___________________________________

_______15

Определение нравственной

личности____________________________18

Литература_______________________________

__________________________23

Введение

Этика – это наука о морали. Она

описывает мораль, объясняет мораль и

"учит" морали. И на этом пути есть ряд

трудностей.

Во-первых, зачем описывать мораль, если

каждому и так известно, что это такое? Все

мнят себя знатоками и судьями нравов. Так

что этика вроде бы обречена сообщать нечто

общеизвестное, разве что в проясненном и

систематизированном виде.

Во-вторых, этика "учит" морали, т.е.

сообщает не абстрактное, а практическое

знание, которое нужно употребить прежде,

чем по-настоящему его поймешь. Это знание,

побуждающее действовать. Однако поучений

никто не любит. Право "читать мораль"

дается только людям безупречной

собственной жизни, с безусловным

нравственным авторитетом, каким, например,

обладал для современников Л.Н. Толстой. Но

все проповедники за тысячи лет не

уговорили человечество поступать по

совести. В общем, сколько ни скажи

"халва", во рту сладко не станет; от

разговоров о добре нравы не улучшаются. К

великой скорби всех моралистов

оказывается, что научить морали нельзя. Но

научиться можно. Нравственную позицию

можно выработать самостоятельно, изучая

суждения мудрецов, слова и поступки людей.

Этика предоставляет всякому мыслящему

человеку свои способы и средства

аргументации.

В-третьих, удовлетворительно объяснить

что-либо в морали сложно. Разве можно

точно выяснить причины существования

несправедливости, причины, по которым

благородство оказывается осмеянным, а

негодяи торжествуют? Как будто наше

негодование по поводу предательства или

хамства уменьшится, если доказательно

изложить, как и почему это происходит.

Добрые же поступки объяснить еще сложнее.

Ведь добро обычно делают не почему-то, не

потому, что мне растолковали, что есть

добро, а потому, что я не могу иначе. Есть

нравственные очевидности, которые не

держатся ни на каких доказательствах. Еще

Ф.М. Достоевский на примере своего

Раскольникова показал, что рационально

обосновать можно даже преступление, а вот

теорему добра доказать не удается. Потому

надо привыкнуть, что в этике нельзя

получить такой ответ, как в математике:

однозначный, логически доказанный и

экспериментально проверенный. Это только

для "крошки-сына" в стихотворении В.В.

Маяковского так ясно, "что такое хорошо, а

что такое плохо". На самом деле ни одно

суждение здесь не является окончательным.

И как акробату нужно быстро перебирать

ногами, чтобы удержать равновесие на шаре,

так и в этике надо переходить от тезиса к

тезису, от одной точки зрения к другой,

чтобы общая сложная картина морали

представала в истинном свете.

Разбирая теорию морали, мы сталкиваемся

с множеством проблем, в их множестве

трудно найти центральную. Начав с одной,

неизбежно переходишь ко всем другим.

Мораль, как запутанный клубок, свернута из

нити непрерывающихся рассуждений. Мир

морали – как Эрмитаж, где из каждого зала

виден следующий, не менее прекрасный, и

перспектива заманивает все дальше и

дальше. но этот мир может обернуться и

мрачным лабиринтом, где в бесконечных

блужданиях нельзя определить,

приближаешься ли ты к выходу или ходишь по

кругу. Путаница усугубляется тем, что

всякая нравственная задача может стать в

данный момент главной. Там где мы, там и

центр рассмотрения. Перефразируя Паскаля,

мораль – бесконечная сфера, центр которой

везде, а конец нигде. И в данном реферате,

помимо рассмотрения структуры, функций и

антиномий морали, я решила подробно

рассмотреть лишь одну из ее проблем,

которая мне представляется важнейшей и

интереснейшей – проблему абсолютного в

морали.

Свойства морали

С первого взгляда мораль выглядит как

некоторые правила поведения. Правила

отношения к другим людям, к обществу и к

самому себе. В любом случае они

формулируются в повелительном наклонении:

"будь таким!" или "не делай так-то!". Это

указания не на то, что есть, а на то, как

должно быть и каким должно быть. Свойство

морали требовать определенного поведения

называется императивностью (от лат.

imperative -повелевать).

Какие же требования предъявляет мораль?

От самых простых: уступи место старшему,

подними упавшего - до обобщенных: поступай

по отношению к другим так, как хотел бы,

чтобы они поступали по отношению к тебе. И

до вовсе абстрактных: делай добро! Решать,

что такое добро и как, собственно, его

сделать, надо всякий раз конкретно и

самому. Если же искать в моральных нормах

рецепты на все случаи жизни, то рискуешь

попасть впросак. Потому большинство

заповедей морали носит обобщенный,

мировоззренческий характер. Это только

обычай регламентирует все детали

поведения. Это право, как известно,

стремится сформулировать свои статьи

предельно четко и строго, не оставляя

лазеек ни для кого.

Если продолжить сравнение с правом, то

оно регулирует вполне определенные сферы

отношений. Что же касается морали, то ни

единый шаг человека не остается без ее

внимания, нет ничего, чего бы нельзя было

оценить с моральной точки зрения. Так,

если Вы собрались с другом в кино, но не

сдержали обещания, то закон смотрит на это

равнодушно, считая сие частным делом.

Моральное же чувство сразу говорит, что

так поступать негоже. То есть мораль

всепроникающа, она предъявляет свои права

даже Робинзону на необитаемом острове,

говоря ему: выполняй обязанности перед

самим собой, сохраняй человеческий образ,

будь человеком.

Как же контролируется соблюдение

моральных правил? Для поддержания

правопорядка есть соответствующие органы:

прокуратура, милиция, суд. Для поддержания

же нравственного уровня специальных

органов нет. Эту функцию берет на себя

общественное мнение, которое образуется и

семьей, и средствами массовой информации,

и "кумушками" на лавочке у подъезда. Но

уже на примере "кумушек" видно, что

общественное мнение далеко не всегда

справедливо и совсем не служит гарантом

нравственности. Кроме того, разные

общественные группы могут предъявлять

существенно различные требования. Как

тогда быть? Вот и оказывается, что

личность сама должна выбирать свой путь.

Никакой внешний контроль не действителен.

Получается, что нравственная личность сама

в конечном итоге определяет, как должно

поступать. Не порождает ли это произвола в

поступках и субъективизма в мыслях: что

хочу, то и ворочу? Нет. Ведь очевидно, что

нравственный человек делает не лишь бы

что, но нечто правильное, достойное. И это

всеобщее правило является в то же время

его личным убеждением. Как же это

происходит? Чтобы это понять, приходится

перейти от безусловных признаков морали к

ее внутренне противоречивой природе, к ее

антиномическим свойствам.

Антиномии в морали

Первое противоречие в рассуждений о

морали возникает тогда, когда мы задаемся

вопросом о происхождении правил

нравственности. Кто их автор? Казалось бы,

общество требует от личности поведения,

соответствующего своему устройству. Но

само общество может быть плохо устроено и

руководствоваться совершенно аморальными

принципами. Вряд ли личность должна

уважать "мораль" тоталитарного государства

или "мораль" общества бандитов. Давно

известно, что высоконравственные люди чаще

всего противостоят косным нравам

окружающей среды. Потому создается

впечатление, что человек - сам себе

моральный авторитет и руководствуется

своим субъективным мнением по поводу добра

и зла. Мораль тут предстает как личная

позиция, нравственное отношение

конкретного человека к действительности.

Ведь сам по себе мир не добр и не зол,

только по отношению к нам он становится

таким. Значит, только мой выбор делает

требование истинно моральным, только

личное восприятие делает его значимым. Для

каждого человека его моральные взгляды -

это свободно избранные, никем не

навязанные идеи.

Однако это не мешает нам осуждать

безнравственного человека за его идеи,

словно нам известна какая-то "истинная"

точка зрения на жизнь. Так же и нравы,

сложившиеся в обществе, мы бесконечно

ругаем за то, что они далеки от идеала,

словно идеальная мерка у нас в руках. В

этом смысле нравственные заповеди имеют

объективное значение, это нечто

правильное, это некоторые устои жизни, не

зависящие от склонностей и предпочтений

как индивида, так и группы. Моральное и

аморальное разделяются по не зависимым от

субъективных вкусов критериям. Иначе все

нравственные позиции оказались бы равно

хороши, а потому вы бор лишался бы смысла.

Потому, придерживаясь тех или иных

воззрений, мы считаем, что они не просто

нравятся нам, но что они еще и правильные.

Что же гарантирует эту правильность? В

свое время И. Кант, размышляя над

таинственными свойствами нравственного

требования, пришел к мысли, что в морали

люди действуют так, как если бы

существовал Всевышний, кто дал нам эти

заповеди и отвечает за их истинность.

Однако "как если бы" еще не значит "на

самом деле". Ведь у человечества есть

разные боги и разные заповеди, а что

делать атеистам - и вовсе непонятно. С

одной стороны, вера в бога дает гарантии

нравственности, а с другой - разрушает их.

Всякая религия проповедует любовь к

ближнему, но прежде нее - любовь к богу.

Значит, ближним можно пожертвовать во имя

идеи. Всякая религия считает мир

несовершенным, таким, в каком ни

справедливость, ни счастье, ни добродетель

не могут восторжествовать. Мораль же

неизменно настаивает на том, что "царство

Божие (нравственность) внутри нас", а не

вне мира. Вера в справедливость за гробом

разрушает уверенность в возможности земной

справедливости. Мораль утверждает величие

человека, она призывает его быть достойным

своего высокого предназначения. Религия же

не может не считать, что превыше всего -

бог, а человек относительно ничтожен.

Наконец, религиозный и моральный человек

руководствуются разными мотивами

поведения. Одно дело поступать, "как бог

,велел", то есть по внешнему указанию. А

другое дело - потому, что так поступать

должно и само по себе хорошо.

Моральный закон формулируется так,

словно у него вообще нет автора, в том

числе и божественного, словно он исходит

от каждого и ниоткуда, не опирается ни на

чей авторитет. Ибо всякая авторитарность

ограничивает свободу и личный выбор.

Несмотря на то, что мораль существует в

повелительном наклонении, повелителя на

самом деле нет. Так между полюсами

объективного значения и субъективного

восприятия существует такое свойство

морали как безличность ее закона.

"Требовательность" морали к человеку - это

только видимость гнета; ограничение его

свободы нормами - мнимое.

Второе недоумение возникает тогда, когда

знакомишься с нравами разных времен,

разных народов, классов, сословий,

коллективов. Наблюдается бесчисленное

множество позиций, отражающих исторические

условия, образ жизни и групповые интересы.

В каждом "монастыре" - свой "устав", у

каждого есть свое представление о добре и

долге, своя правда, порой диаметрально

противоположная правде живущих рядом. ("В

хижинах мыслят иначе, чем во дворцах", -

говорил Л. Фейербах). Однако все они

выдают свою правду за всеобщую,

общечеловеческую. Это отражено еще в

старинном "золотом правиле

нравственности": поступай по отношению к

другим так, как хочешь, чтобы они

поступали по отношению к тебе. Речь идет

обо всех без Исключения людях, кто бы они

ни были.

Нравственные заповеди всегда

формулируются как всеобщие требования.

Всякая мораль проходит проверку на

общезначимость. За частными мнениями

чудится некая "подлинная нравственность",

"справедливость как таковая", та всеобщая

основа, на которой примирятся люди

различных моральных установок. Но поиски

"одинакового" во всех моральных системах

заканчиваются списком банальностей.

"Общая" для всех мораль оказалась бы

бедной, примитивной, ограниченной в своем

применении. Как же нравственность

оказывается разнообразной и всеобщей

одновременно? Это происходит за счет

универсальности требований. Не

одинаковости, а именно универсальности.

Общее проявляется всегда одинаково: метр -

всегда метр. А универсальное - это то,

что, оставаясь самим собой, проявляется

всякий раз по-разному, в зависимости от

ситуации. Таковы и правила морали,

формулируемые универсально и для всех, а

действующие конкретно и для каждого.

Третья трудность возникает при попытке

понять, что же движет человеком,

поступающим нравственно, каковы мотивы его

действий. Конечно, добропорядочное

поведение помогает нам заслужить уважение

окружающих, создается определенное реноме,

а это способствует успеху. Правила морали

облегчают нам сосуществование с другими

людьми при наименьших неудобствах. В

общем, мораль общественно полезна и все мы

держимся за нее в интересах личного

благополучия. Так думали французские

материалисты XVIII века, Н.Г. Чернышевский

и многие другие. Они видели в морали

житейское наставление о "механике

всеобщего счастья", о том, как нам

благополучно устроиться сегодня и сейчас.

Однако на практике известно, что

добродетель далеко не всегда приносит

успех в житейских делах. Скорее наоборот -

излишняя щепетильность мешает добиваться

своей цели. А для преуспевания бывает

полезно и целесообразно нравственные

правила нарушать. Иногда кажется, что

пороки даже необходимы для общественного

блага. Любовь к роскоши стимулирует

производство, авантюризм приводит к

географическим открытиям, а страсть к

наживе оживляет торговлю, как показал Б.

Мандевиль в знаменитой "Басне о пчелах".

Когда человек стремится к выгоде, это

естественно. Если человек оказывает

услуги, получая за это вознаграждение -

это замечательно, хотя и не содержит

особой заслуги. Но подлинно моральным мы

обычно считаем поступок, совершенный

бескорыстно, без задней мысли и без особой

цели. Добро совершается ради него самого,

"по доброте душевной", "по доброй воле".

Здесь обнаруживается такое замечательное

свойство морали как незаинтересованность

морального мотива. Мораль не обещает

человеку никакой "коврижки",

вознаграждением добродетели является

только она сама.

Таким образом, создается перспектива

развития и стимул к самосовершенствованию.

Ориентируясь на моральные ценности, мы

стремимся не столько добиться чего-либо в

этом мире, сколько улучшить самих себя. То

есть преследуется не прагматическая, а

гуманистическая цель: сделать человека

Человеком, сделать его чем-то лучшим, чем

биологическая особь, которая ест,

размножается и производит средства, чтобы

снова есть и размножаться.

Гуманизм морального сознания помогает

нам также ориентироваться в тех жизненных

ситуациях, когда рационально осмыслить

происходящее не удается. Так, принимая

участие в исторических событиях, мы не

можем как следует их оценить и достоверно

знать их исход. Перед лицом этой

безграничной задачи мораль показывает

человеку и обществу их гуманистическое

призвание. Она помогает в чрезвычайных

ситуациях сохранить душевное равновесие,

веру в людей, найти опору в самом себе.

Нравственное поведение опирается не

столько на рациональные доводы и расчеты

сегодняшнего дня, сколько на глубинные

исторические закономерности человеческого

бытия.

Видимое бескорыстие морального поведения

обусловлено тем, что мораль решает

непрагматические задачи. Она, собственно,

ставит задачи бесконечного

совершенствования человека. Ведь это тоже

необходимо: искать цели, не связанные с

конкретикой сегодняшнего дня. Антиномия

практической целесообразности и

незаинтересованности морального мотива

разрешается так, что польза от морали

заключается в создании нового,

нематериального, небиологического, чисто

человеческого стимула в жизни.

Четвертое недоумение появляется при

размышлении о нравственном воспитании.

Воспитывают и родители, и другие люди, и

общество в целом. Постепенно ребенок

впитывает некоторые стандарты поведения,

следуя общественному мнению среды, которая

"лепит" его по своему образу и подобию.

Это мнение иногда становится

догматическим, удушающим всякое живое

движение души. Недаром мораль очень

многими воспринимается как клетка, как

ханжеские цепи для личности. Неизменный

литературный сюжет складывается из того,

что герой борется с косными взглядами

общества, отстаивая свое право на иную,

лучшую нравственность. Его сознание

отрицает существующее, приподымая над

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.