реферат, рефераты скачать
 

Этика буддизма


божественной любви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный же –

вечен. Чем меньше человек стремится иметь, тем больше он будет иметь на

небе.

Идеал Христа – этика любви. Последнее его наставление ближайшим своим

ученикам перед своей смертью – любить друг друга. Любовь смиренна и

насыщена высшим гуманизмом – «возлюби врага своего». Гордыня – первый грех

человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человека нужно по

делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, от

которых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные,

оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей.

Заповеди Торы Христос поднимает на более высокую степень гуманизма,

духовности. Например, в Пятикнижии сказано: «Не прелюбодействуй», а Иисус

говорит: «…не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своем».

В священной книге мусульман — Коране (арабск. – читать, декларировать)

отношения Бога и людей, по Мухаммеду, задаются исключительно Богом. В жизни

человека все зависит от Бога, чтобы достичь счастья, нужно довериться и

подчиниться Богу. Бог один. Это гарантирует гармонию мира. Истинная вера

связана с пониманием того, что социоприродные различия вторичны; единство в

Боге важнее. Ислам понимался самим Мухамедом как универсальная религия.

Вера, по его учению, обнаруживается в поступках. Она гласит: «Нет Бога

кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк». Вера мусульманина – это образ

жизни, включающий обязательную молитву, обязательный пост, обязательную

милостыню, паломничество (хадж) к основной святыне мусульман – Каабе в

Мекке, совершаемое по предписанию самого Мухаммеда в точно установленное

время. Истинный мусульманин хоть раз в жизни должен прикоснуться к святыне,

совершить паломничество.

Своеобразие этики Корана состоит в том, что нравственные нормы едины с

другими формами регуляции межличностных отношений. Мораль вплетена в язык

практической жизни. Если христианская этика основана на обобщенных

моральных принципах, то этика Корана, напротив, предписывает, что надо

делать конкретно, чтобы воплотить мораль и приблизиться к идеалу. Это этика

практических норм. Христианская этика ригористична и в этом смысле ее

предписания абсолютны. Этика Корана релятивна, например, есть свинину

запрещено, но при определенных обстоятельствах можно отступить от этого

правила. Императивность норм не является категоричной. Христианская этика

отвечает на вопрос – зачем надо быть моральным; мусульманская – как стать

моральным. Христианская этика ориентирована на человека раздвоенного, с

одной стороны, несовершенного; с другой – стремящегося к совершенству.

Мусульманская – исходит из человека, понимающего свое несовершенство и

ограниченность своих возможностей. Человек в ней не богоподобен, в Коране

нет идеи первородного греха.

Основная идея этики буддизма состоит в том, что человек – существо

несовершенное и с этим связаны его бесконечные страдания. Чтобы придти к

согласию с самим собой, достичь гармонии, ему необходимо вырваться из

жизненного потока, в который он включен. Это означает оказаться «по ту

сторону добра и зла». Таким образом человек достигает бессмертия. Эта идея

имеет для человека практический смысл. Чтобы достичь бессмертия, человек

должен победить самого себя. И буддизм предписывает конкретный путь к этой

победе. Для этого надо постичь четыре благородных истины: есть страдание;

есть причина страдания; есть прекращение страдания – нирвана; есть путь,

ведущий к прекращению страдания – это правильный путь. Он включает 8

ступеней, которые могут рассматриваться как схема нравственного восхождения

к совершенству.

Совершенство связано с выходом из границы самой морали. Будда в одном

из высказываний говорит о том, что брахман (носитель высоких моральных

качеств) – это тот, кто избежал привязанности как к доброму, так и к злому,

кто беспечален и бесстрастен. Этика буддизма асоциальна. Она для всех

времен и народов вне конкретно-исторической системы. Она индивидуалистична

и указывает путь индивидуального восхождения к совершенству, независимо от

социальной среды и предполагает решение социальных конфликтов через

внутреннее самосовершенствование каждого. Нравственные цели в буддизме

очерчены практическими предписаниями. Религиозный элемент в его этической

системе выражен слабо.3 Подробнее о буддизме и этике буддизма будет

рассказано в следующей главе.

Социально-историческое направление в этике исходит из того, что между

биологической природой животного и человека существует принципиальная

разница, порождаемая условиями существования и развития общества. Важнейшей

специфической особенностью формирования духовной жизни человека, включая

нравственность, является активная деятельность людей, которая отличается от

стадного поведения животных своей целесообразностью и осмысленностью.

Обоснование морали на основе фактов общественной жизни представлено в

трудах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов и других

представителей просветительской идеологии. Для функционирования общества

как единого целого, с их точки зрения, необходимо определить и обособить

некие изначальные права человека, а человек, в свою очередь, должен

осознать необходимость моральных обязательств перед другими людьми и

обществом. Решение этих задач должны обеспечить моральные нормы поведения в

соответствии с требованиями разума и нравственное воспитание. Поведение

людей социально обусловлено, а просвещение и воспитание – важнейшие условия

совершенствования условий их жизнедеятельности.

Основной недостаток этих концепций – рассмотрение индивида вне

общественных отношений и понимание морали как внешнего условия бытия

человека – был преодолен в марксистской этике. К. Маркс и Ф. Энгельс

впервые ввели в содержание морали понятие практики на основе трудовой

деятельности как главного критерия поведения человека. Приводимый в труде

К. Маркса «Капитал» пример о деятельности пчелы и архитектора иллюстрирует

качественное различие в поведении животных и человека. Он пишет, что паук

совершает операции, напоминающие операции ткача во время работы, а пчела

постройкой своих восковых ячеек посрамляет многих архитекторов. Но

наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы с самого начала тем, что

прежде чем что-либо строить, он строит модель будущей постройки в голове.

Уже в начале процесса труда в идеальной форме имеется его результат. Второй

важной особенностью человеческой деятельности является изготовление орудий

труда, которые используются в качестве средства активной целесообразной

деятельности. Только человек обладает сознанием. Если рассудочная

деятельность, как способность удерживать информацию, свойственна и

животным, то разум является привилегией только человека.

Человеческое сообщество построено на особых механизмах взаимодействия

индивидов, которых нет у животных. Это способность к эмпатии

(сопереживание, вхождение в духовный мир другого). Только человеку присущи

альтруистические действия, забота и ответственность, нравственное

творчество. Для подержания отношений внутри своего сообщества человечество

выработало механизм духовной культуры. Культура – это способ получения,

сохранения, передачи и развития информации о самых разных видах

жизнедеятельности. Мораль и нравственность – это культурный способ

получения информации том, как надо достойно жить, чтобы выжить.

Современная этика, критически анализируя различные подходы к решению

вопроса о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в

процессе становления человека как родового существа, является его духовной

сущностью, определяется требованиями жизни. А не навязывается извне. Причем

ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. Сначала

возникает практика нравственных отношений. Это период первобытного

общества, когда собственно нравственная регуляция была объединена с другими

формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.

Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как

система запретов (табу) в родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе

появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли

начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового строя и

возникновению рабовладельческого общества.

Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию

благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой

самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта к

разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности,

когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует

отношения «человек – коллектив – общество». Возникнув в процессе

становления человека как родового существа, мораль становится его духовной

сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне,

формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой

и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально

социальна.

По мере углубления разделения труда и развития самого общества мораль

формировалась как система нормативных предписаний, распространялась на все

сферы общественных отношений. Она начиналась с осознания человеком своей

различности с другими людьми. Но один из трагических парадоксов

человеческого существования состоит в том, что различность опосредована как

индивидуальностью личности, так и обособленностью от других. Если

нравственный идеал человек реализует в единении с другими, то путь к

нравственному совершенствованию лежит только через самосовершенствование.

Мораль обнаруживает себя как идея необходимости единства меду людьми,

единения человечества, но не всякое единение отвечает моральной идее, а

только такое, которое основано на стремлении к совершенству. Оно основано

на идеале гуманизма и равенства и, в конечном счете, предполагает

распространение ее норм и требований на все человечество.

Мораль создает механизм устойчивой системы связи между людьми,

человеком и обществом, основу которых составляют взаимные обязательства,

нахождение адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки

и свободы выбора. Выработка, формирование и развитие норм морали, ее

требований происходит в процессе трудовой деятельности. Если на ранних

этапах развития общества этот процесс является стихийным, то затем

становится все более осознанным и духовно богатым. В современном обществе,

когда человек из соучастника общественного процесса все в большей степени

превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль

становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из

главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего

прогресса.

1. Буддизм и этика буддизма

Подбирая материал к реферату на тему «Происхождение морали», мы

прочитали книги, в которых рассказывается о буддизме, об учении Будды, о

четырех благородных истинах. Нас очень заинтересовал этот материал и мы

решили включить его в наш реферат.

2.1. Когда и где зародился буддизм?

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии

от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его

жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы –

тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. В соответствии с

этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной

версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате

коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни

основоположника буддизма – с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых

направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488 –368 гг.

до н.э. В настоящее время исследователи пересматривают даты

правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.

Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганги – одна из наиболее

экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией

Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в

основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов,

сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на

варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и

жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших

все остальные сословия).

Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность

жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая

общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили

брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной

и прочей собственностью), и низшей – она включала людей,

обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI-III вв. до н.э. существовало

множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где

проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-

политическому устройству это были либо племенные республики, либо

монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг

друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены

набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

В те времена появилось множество аскетов – людей, не имеющих

собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников

и зарождались новые религии – буддизм, джайнизм и другие учения, не

признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности

к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней

жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений

называли шраманами («шрамана» означает «совершающий духовное

усилие»).

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю

какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как

к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал,

что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного

совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные

заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и

мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что

говорится по этому поводу в одном из классических сочинений

раннего буддизма – «Дхаммападе»: «Я не называю человека брахманом

только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом

того, кто свободен от привязанности и лишён благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил

ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся

невзволнованным, среди поднимающих палку – спокойным, среди привязанных

к миру – свободным от привязанностей.

Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь,

поучительную, без резкостей, никого не обижающую.

Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование

и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным

совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё,

что возможно совершить».

2.2. Будда реальный и Будда из легенд.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в

обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших

историческую фигуру основателя буддизма.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на

северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после

долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было

Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл

семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба

не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и

смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на

поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но

зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня

называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь

спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет.

Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него

появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления

Учителя, которого и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти

Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они

создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и

развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды – человека,

ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам,

будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был

святым, 58 – царём, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем, 12 –

курицей, 8 – гусем, 6 – слоном; кроме того, рыбой, крысой,

плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги

не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека,

спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье

кшатрия было его последним рождением.

Для высшего я веденья родился,

Для блага мира – и в последний раз.

Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). В

момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная

музыка, а из неведомого источника исходило необыкновенное сияние.

Мальчик родился с тридцатью двумя признаками «великого мужа

(золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый

круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и

т.п.).

Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое

будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным

правителем (чакра-вартином), способным установить праведный порядок на

земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала

участия в воспитании Сиддхартхи – она скончалась (а по некоторым

легендам удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения

сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Отец

Шуддходана желал, чтобы сын пошёл по первому из предсказанных ему

путей. Однако аскет Асита Девала предрёк второе.

Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал

всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына

чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу

вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого

мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын

Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего

слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый

раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в

мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел

старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал

похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой

жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни – старости –

смерти. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что

навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого

мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.

Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.