реферат, рефераты скачать
 

Источники права


должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формально-

принудительным.

Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных

внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера.

Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для

разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только

источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот

резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко,

нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы

права.

Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке форм(источников)

права. Саморегулирование присуще всем известным формам права. Вот почему

имеется потребность относить к формам права нормы саморегуляции[14]. Это

такие виды форм права, которые приняты с использованием институтов прямой

демократии (решения референдума, народного собрания, собрания трудового

коллектива).

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу

государственной и общественной жизни. Не следует его путать со

всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап

референдума. Акт референдума - демократическая форма права. Но это не

дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработки

оптимальных решений при любых и всяких условиях.

Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные

(локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме

(1990 г.), референдум назначается по требованию: не менее одного миллиона

граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от

общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Закона, "решения по

вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них

проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме".

Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится

только референдумом (ст.37 Закона).

Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо

особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с ней

обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые

не могут быть решены парламентским путем.

Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как

источника права. Виды нормативно-правовых актов.

Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из основных,

наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это

предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в

Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во

всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал

правовой обычай и юридический прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и юридическим прецедентом

нормативно-правовой акт как источник права обладает большими

преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и

лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко

обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок

вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в

зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых,

имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации,

должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е.

правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых

нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц,

уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-

правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций

(уставы партий, общественно-политических движений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго

определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством.

При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей

компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не

уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной

процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также

требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные

пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах

юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными[15].

Но нормативно- правовые акты -это не только форма выражения законов.

Некоторые виды нормативно- правовых актов служат для предписаний

административных распоряжений правительства, иных органов исполнительной

власти. Так, правительство в этой форме издаёт постановления и

распоряжения, значительную часть нормативно - правовых актов составляют

акты министерств и ведомств, местных органов власти.

К ним относятся правила, приказы, инструкции, декларации, циркуляры,

письма, постановления, решения, указания, программы, конвенции, положения,

уставы и т. п.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от

индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,

негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по

конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ

руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это

акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.

Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам

или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют

общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е.

обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на

которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты

относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения-

применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых

для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных

актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-

правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм,

а лишь разъясняют существующие.

Как уже было сказано, нормативно-правовой акт - понятие

собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные

государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно

классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и

субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы- акты, обладающие высшей

юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и

им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме

законов, являются подзаконными.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего

действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они

адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной

деятельности. Это, например, российский закон "Об основах налоговой системы

в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только

субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),

организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты

могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами

правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может

служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Советом России,

"Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992г., утвержденное

Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также

многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые

предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые

только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера

и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной

власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и

негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов,

определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от

существующей на тот или иной момент структуры государственных органов[16].

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты,

разработанные и принятые совместно несколькими государственными

органами.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам

общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы

Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по

борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные

приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о

сохранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодательства,

которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика,

трактуя его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных

высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные

акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления.

Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее верным

представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся

акты высших органов государственной власти и управления. Законодательство

Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность: 1)

законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими представительными

органами России, т.е. органами законодательной власти; 2) указов Президента

РФ; нормативных актов Правительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в

зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому

основанию выделяются гражданское законодательство, административное

законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли

законодательства.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает

закон.

Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим

представительным органом государственной власти и обладающий высшей

юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской

Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и

обычные законы.

В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они

классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если

первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей

Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории

субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации

является выражением единства общефедеральной государственной власти на

всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает

законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок

его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав

подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением

государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая

юридическая сила по сравнению со всеми другими актами[17].

Конституция представляет собой основной закон государства,

закрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ

существования государства, общества, граждан.

Иная юридическая сила у федеральных законов, иная у постановлений

Правительства и т. д. Но это не значит что эти нормативно- правовые акты

являются менее обязательными или менее «влиятельными». Нет, это только

означает что требуется соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в

иерархической системе нормативно- правовых актов.

Международные договоры признанные, подписанные, ратифицированные

соответствующим государством , имеют приоритетное значение по отношению к

национальному законодательству, общепризнанные принципы и нормы

международного права входят в национальное законодательство. Это положение

закрепляется в конституциях.

Конституция является юридической базой всего текущего

законодательства.

Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию.

Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов -

не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отношений,

но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия

требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс

1).

Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как

правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным законами.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на

основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный

характер.

Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее

место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами, "определяет основные

направления внутренней и внешней политики государства". В отличие от

закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы президента

могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента издаются в пределах, установленных

конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются

преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным

актам. Юридическая природа указа президента обусловливается прежде всего

тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав

и свобод человека и гражданина. В то же время подменять или замещать закон

указ не может, не должен. Иначе нарушится принцип «верховенства закона».

Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости от

того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На

этом основании указы подразделяются на два виды: указы Президента

Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав

Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются

постановления Правительства РФ, постановление Правительств республик,

входящих в Российскую Федерацию.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из

Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и

Федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов

Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской

Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов

исполнительной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы,

инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств

(комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их

полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и

исполнительных органов государственной власти не только республик, но и

всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической

силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативно - правовой акт всегда имеет внешнюю структуру:

определённые реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему

виду, например , различать закон это или постановление, а также определить,

когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утверждён,

подписан и т. д.

Но нормативно - правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение

на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, и т. п. Такое

строение нормативно- правового акта необходимо для последовательного и

чёткого изложения правового материала в акте, а также для удобства

пользования им. Кроме того данное строение акта реализует формальную

определённость права.

Систематизация права- деятельность направленная на упорядоченность

источников права, с целью поддержания системных связей между ними , а

также, для удобства пользования ими.

В юридической литературе традиционно различают два вида

систематизации - кодификацию и инкорпорацию.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе

законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного

законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие

юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в

законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго

определенными государственными органами. Наиболее интенсивная кодификация

связана с определенными этапами развития общества, с существенными

изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой

юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

1)Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него

начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или

иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по

вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и органов

государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти

издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти

республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование,

включая принятие законов и иных правовых актов.

2)Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный

законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный,

Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны

комплексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных

отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать

бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

3)Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или

иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы

о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный

устав вооруженных сил и др.).

Положение- сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной

системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного

акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или

должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом

сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено

Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной

автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской

Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные

нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один

на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому

необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового

материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже

действующими.

Также вид систематизации- инкорпорация. Инкорпорация есть упорядочение

нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е.

систематизация вне пределов правотворческого процесса. Составитель не имеет

права менять содержание нормативно - правовых актов, но может давать

извлечения, обновлять содержание по соответствующим законам- дополнениям.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,

особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения

содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права.

Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в

систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных

актов путем издания компетентными органами сборников (собраний)

действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже

действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками

достоверной правовой информации.

В настоящее время в Российской Федерации согласно указу президента

осуществляется подготовка к выпуску полного собрания законов действующих на

территории РФ.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее

разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая

инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их

издания. Это Собрание постановлений Правительства. К хронологической

инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего

законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов

некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает

возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной

теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что

способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом

регулировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в

юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной

(тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и

расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные

акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,

органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой

связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего

Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980

г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и

заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу.

Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых

актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации

общероссийских нормативно-правовых актов. Очевидно, что разрозненное

законодательство, например налоговое, должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является

логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,

работающую систему законодательства.

Существует также понятие преемственности в праве. Оно означает

использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их

содержания. Этот процесс происходит при сменах общественно-экономических,

государственных слоёв.

Также существует понятие рецепции- заимствование содержания и

некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого

опыта.[18]Примером может служить принятие Японией в 19 в. Германского

гражданского уложения, что способствовало расцвету во многих областях жизни

японского общества.

А также рецепирование Китаем во второй половине 20 в. ряда законов

СССР времён НЭПа с целью улучшения экономического положения общества.

Разумеется рецепция не означает полного автоматического переноса

содержания и формы права, но это реальная составляющая некоторых

национальных правовых систем.

Заключение.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники)

права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в

правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую

зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по

существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана

своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права,

а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания

гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.

От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в

современном правовом государстве России? При оптимизации форм права надо

полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной

правовой системы. А также в связи с переходом России к новой социально-

экономической формации необходимо полнее осветить юридический опыт стран

имеющих многовековой опыт демократического развития. Необходимо

определиться в отношении к таким источникам права как обычай, а главное

юридическому прецеденту. Я считаю , что не оправданно полное

государственное неприятие этого несомненно важного и полезного источника

права.

При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение

принципа «верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов

противоречащих Конституции ничтожными. Недопустимо сложившееся на данный

момент положение , когда множество статей конституций Субъектов Федерации

противоречат Конституции РФ.

Литература.

1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. // 1997.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Часть 2, том 1.

3. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). //

Правоведение, 1992 г., N 2.

4. Пяткина С. А. О теории источников права в английской юриспруденции. //

Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып. 19.

5. Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1975.

6. Зивс С. Л. Источники права. М., 1982; Государство и право в

развивающихся странах. // Источники права. М., 1985.

7. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

8. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. литература, 1987.

9. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Сов. государство и

право. 1981, N 3.

10. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М.

11. Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права. //

Источники права. М., 1985.

12. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст.772.

13. Тихомиров Ю. А. Закон и формирование гражданского общества. //

Советское государство и право. 1991. N 8.

14. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и

права. М.: Исток, 1994.

-----------------------

[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права.2-е издание. М. 1997г. с.171

[2] Общая теория права. Н. Новгород, 1993, с. 249.

[3] Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Советское

государство и право. 1981.

№ 3, с. 128.

[4] Общая теория права . Н. Новгород,1993, с. 251.

[5] Проблемы теории государства и права. М. : Юридическая литература, 1987,

с. 330.

[6] Зивс С. Л. Источники права. М., 1981, с.152-181.

[7] Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988, с.

80-103.

[8] А.Б. Венгеров Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Том 1,

с. 136.

[9] А.Б. Венгеров Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Том 1,

с.129.

[10] Общая теория права . Н. Новгород. 1993, с. 254.

[11] Общая теория права . Н. Новгород. 1993, с. 254-255.

[12] Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права.//Источники

права. М,1985, с. 65-83.

[13] Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

[14] Тихомиров Ю. А. Закон и формирование гражданского общества.//

Советское государство и право. 1991. № 8, с. 25.

[15] Общая теория права . Н. Новгород. 1993, с.311.

[16] Общая теория права . Н. Новгород. 1993, с.312.

[17] Коваленко А.И. Краткий словарь- справочник по теории государства и

права. М. Исток, 1994, с.23

[18] А.Б. Венгеров Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Том 1,

с. 139.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.