реферат, рефераты скачать
 

Источники формы права


различных правовых актов и т.д.1

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к

Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае,

нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников

отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

В российском праве санкционирование обычая как способа регулирования

общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать,

что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и

только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается

действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного

обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на

территории России пока действуют Консульский устав СССР и КТМ СССР)

предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения

продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой.

В Российской Федерации источниками права признаются договоры

нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные

договоры.

Международный договор — это определенно выраженное соглашение между

двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения

или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть

нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного

оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о

Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию

Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г.

полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов —

республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были

разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее

субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к

федерации.

Источниками права могут являться различные соглашения как

разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях

значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон

общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между

краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно

соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами

Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство

Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений

администрации автономной области, автономных округов, краев, областей,

городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На

основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так,

нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор — правовой акт,

регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения

между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации

(ст. 2 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и

соглашениях»)1. В коллективный договор могут включаться взаимные

обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм

регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения

показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости,

переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при

приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных

договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются

обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными

словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную

правовую норму.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права

является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не

все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут

издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При

этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон,

указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в

его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего

акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных

органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в

системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на

основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция

Российской Федерации, которая определяет организацию государственной

власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений,

основные права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу

для всего действующего законодательства. Основополагающие установления

Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем

все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать

Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается

недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В

юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом

порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и

направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными

органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным

голосованием (референдумом).1 Этим обусловлено верховенство закона и

придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам

всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются

подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно

влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие

акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть

отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на

референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении

не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда

содержатся юридические нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он

отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего

представительного органа — постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе,

устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы,

содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются

производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия

характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли

законодательное оформление в регламентах высших представительных органов.

Будучи едиными, по способу формирования, положению в правовой системе

государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся

на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм

они делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся прежде всего законы,

вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы,

необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В

Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов.

Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации

(ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об

изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

(ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более

сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и

принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может

быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и

текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала)

законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный

закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения

регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на

основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие

определенную область общественных отношении. Кодекс чаще всего относится к

какой-либо одной отрасли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский

процессуальный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы

федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О

языках народов РСФСР» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих

в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы

действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения

закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует

федеральный закон.

Издание законов — не единственная форма правотворчества высших

представительных органов. Так, палаты Федерального собрания —

Государственная Дума и Совет Федерации — полномочны принимать

постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть

источниками права. Примером таких постановлений являются постановление

Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами

Федерации, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают

указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу,

определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой

государства, издающим распоряжения и указы1.

Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам

оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента

могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115

Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой

характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например,

указы Президента от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления

внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», от 23 февраля 1995 г.

«О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим

категориям лиц».

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации

Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах,

государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.

Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками

права.

Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут

противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном

случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации

издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат

конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера.

Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и

культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат

нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление

Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении

условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного

займа»), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальных государственных

стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов

государственных образовательных учреждений высшего и среднего

профессионального образования.

ГЛАВА 2. Нормативно-правовой акт как источник права

Говоря о юридических актах необходимо обратить внимание на то, что

термин «акт» имеет в сфере права два значения:

а) правомерного действия — юридического факта, в том числе действия по

правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию,

изменению или отмене закона;

б) официального документа, в котором выражаются и закрепляются

результаты тех или иных действий и в котором, следовательно, они

«пребывают».

Когда речь идет об источниках права, то слово «акт» понимается главным

образом во втором из указанных значений (хотя «имеется в виду», что при

помощи таких актов устанавливаются, изменяются, отменяются юридические

нормы); в нормативном акте-документе как раз и находят официальное

закрепление правотворческие действия (акты в значении действия)1.

Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт

правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа

содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее

неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками

нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о

приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов

толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже

действующую норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими

источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие

координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в

силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом

оформления устоявшихся норм. В третьих, на него легко ссылаться при

разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за

его исполнением1.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже

классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых

в систему «писаного права».

Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных

юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты

индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное

предписание, например, решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по

тому или иному вопросу руководителя администрации либо результаты

юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых

системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом

систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа

для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых

норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В

случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы:

нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции,

договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи,

судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает

критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что

юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения,

установленные государством.

Нормативно-правовые акты1:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет

разветвленную структуру органов с определенными правотворческими

полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с

помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

по отношению к вышестоящими не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный

компетентными органами государства и содержащий общеобязательные

юридические нормы (правила поведения).

а)Действие нормативных актов во времени.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают

три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу,

момент прекращения его действия и применение установленных нормативным

актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную

силу («обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним

из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату,

с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается

вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента

опубликования» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы

РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов

вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по

истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте

акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в

силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты

РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской

Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со

дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в

Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов

Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ;

- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое

указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного

документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг

общественных отношений;

- устаревания юридического документа в связи с исчезновением

обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою

актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты,

регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с

исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с

учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта

юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами).

Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и

случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило —

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.