реферат, рефераты скачать
 

Конституционный Суд РФ


порядок обжалования постановления о прекращении уголовного дела.

Со ссылкой на указанную статью гр. Р.Н.Самигуллиной было

отказано в рассмотрении жалоб на постановление следователя о

прекращении дела об убийстве ее брата за отсутствием состава

преступления.

С аналогичным требованием в Конституционный суд поступила

жалоба и от гр. Апанасенко А.А..

В результате рассмотрения этих дел Конституционный суд

Российской Федерации постановил признать часть пятую ст.209 УПК

РСФСР не соответствующей Конституции РФ, в частности ее статьям

46 (части 1 и 2) и 52 на доступ граждан к правосудию и на

судебную защиту. Положение части пятой ст.209 УПК РСФСР, по

которому постановление о прекращении уголовного дела, вынесенное

в стадии предварительного расследования, может быть обжаловано

прокурору и не подлежит обжалованию в суде, не может, согласно

решению Конституционного суда РФ, служить основанием для отказа

в судебном обжаловании постановлений о прекращении уголовного

дела.

Однако проблема помощи Конституционного суда гражданам в

решении их частных дел не исчерпывается приведенным позитивным

примером. Дело в том, что количество обращений в Конституционный

суд частных лиц (по положению на 1994 г.) насчитывает более

тысячи в месяц и не может быть в установленные сроки изучено

ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует

большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный

аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если

обращение гражданина соответствует всем требованиям,

предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему

может быть принято только Конституционным судом. С подобной

проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В

частности в США для решения соответствующих вопросов правом

конституционного контроля наделены все суды, что позволяет

“отсеивать” большой процент необоснованных жалоб на ранних

стадиях.

Так что проблема обеспечения конституционного права

граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного

решения.

III.Статус судьи Конституционного суда РФ. Структура и

организация деятельности Конституционного суда РФ.

Личность судьи в органах конституционного контроля играет

весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по

правовым критериям, но и по нравственным.

Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность

Советом Федерации по представлению Президента РФ. Следовательно,

главная роль в формировании персонального состава

Конституционного суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане

России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с

безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и

стаж работы юристом не менее 15 лет. В соответствии с прежним

законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся

35 годам, а необходимость работы по юридической специальности -

10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в

Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным

опытом и высокой юридической квалификацией.[5]

Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в

отличие от предусмотренных по закону 1991 г. 15 (реально тогда

было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что

связано с новой системой органов государственной власти,

установленной Конституцией 1993 г..

Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность

при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего

числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не

ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются

сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов

Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное

назначение судьи на должность не допускается. Ранее же

действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа

несменяемости членов Суда.

Судья Конституционного суда считается вступившим в

должность с момента принесения им присяги, а истекают его

полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его

избирательный срок или в котором ему исполняется 70 лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты,

включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный

состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения

которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в

пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях

участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их

состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным

более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может

рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако

есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно

на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-Дела о соответствии Конституции Российской Федерации

конституций республик и устав субъектов РФ;

-Толкование Конституции Российской Федерации;

- Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления;

-Утверждение посланий Конституционного суда;

-Решение вопросов о выступлении с законодательной

инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также

избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря

Конституционного суда; формирует персональные составы палат

Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда

и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает

очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также

распределяет дела между палатами; принимает решения о

приостановлении или о прекращении полномочий судьи

Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о

досрочном освобождении от должности Председателя, его

заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д..

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела,

отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие

рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о

соответствии Конституции Российской Федерации следующих

нормативных актов:

- федеральных законов, нормативных актов Президента

России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации;

- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных

по вопросам, относящимся к ведению органов государственной

власти РФ и совместному ведению органов государственной власти

России и органов государственной власти ее субъектов;

- договоров между органами государственной власти России и

органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров

между органами государственной власти самих субъектов Российской

Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской

Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также

споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственных властей Российской

Федерации и ее субъектов;

- между высшими государственными органами субъектов

Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению

жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по

запросам судов проверяет конституционность закона, примененного

или подлежащего применению в конкретном деле. Пример

рассмотрения подобного дела уже был представлен выше.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным

голосованием большинством голосов от общего числа судей

избирается Председатель - сроком на три года, заместитель

Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие

функции:

- руководит подготовкой пленарных заседаний

Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

- вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы,

подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

- представляет Конституционный суд в сношениях с

государственными органами и организациями; выступает от имени

Конституционного суда;

- осуществляет общее руководство аппаратом

Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и

распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного

суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по

его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него

Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет

непосредственное руководство работой аппарата Конституционного

суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и

лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд

об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в

1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней

можно выделить две составляющие части: первая из них - это так

называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три

работника, призванных помогать непосредственно ему и ему

подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-

секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда

управлений (Управление конституционного надзора, Управление

конституционных программ частного права, Управление

международного права и т.д.). В их задачи входит первичное

ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных

заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка

аналитических материалов. В секретариате имеются также

подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний,

контролем за исполнением решений Конституционного суда,

обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат

Конституционного суда осуществляет информационно-справочную,

аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в

предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают

вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а

по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд

принимает Регламент Конституционного суда. В нем

устанавливаются: порядок определения персонального состава палат

Конституционного суда, порядок распределения дел между ними,

порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных

заседаниях и в заседаниях палат и т.д..

Говоря об организации деятельности Конституционного суда

РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном

конституционном законодательстве такого института как особое

мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не

совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется

вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному

конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд,

при обнародовании принятого решения, не связан с представлением

судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается

обязанность немедленно публикации только решения

Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают,

что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как

эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами

на проблему конкретного представителя судебных органов, но и

способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на

демократических началах.[6]

IV. Принципы конституционного судопроизводства

В своей деятельности Конституционный суд Российской

Федерации руководствуется следующими основными принципами:

независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и

равноправие сторон.

Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее

действовавшего законодательства, независим в организационном,

финансовом и материально-техническом отношениях от любых других

органов. Финансирование Конституционного суда производится за

счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность

осуществления независимого конституционного судопроизводства в

полном объеме. Для обеспечения деятельности Конституционного

суда федеральный бюджет выделяет отдельной статьей средства,

которыми Суд распоряжается самостоятельно, причем смета его

расходов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим

годом.

Заметим, что в соответствии с ранее действующим

законодательством Конституционный суд России материально во

многом зависел от других ветвей власти и, прежде всего, от

президентских структур. Это, естественно, очень подрывало столь

важную основу деятельности суда как финансовая независимость.

Конституционный суд независимо осуществляет информационное

и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он

пользуется в процессе осуществления своих функций, является

федеральной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных,

финансовых и других условий деятельности Конституционного суда,

оговоренных законом, не допускается.

Заключение

Проанализировав основные правовые принципы и основы

деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно

придти к выводу, что на современном этапе развития

отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает

всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения

своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ

общественного строя и конституционных прав граждан России.

Несмотря на определенные сложности в организации судебной

практики, главная проблема эффективности работы

Конституционного суда в России заключается не в недостатках

процедуры конституционного судопроизводства или конституционного

законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда,

которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так

и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений -

характерная черта всего российского правопорядка. Законность же

в государстве, в том числе и конституционную, должны

обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура,

правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это

фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в

действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система

власти или правосудия.

Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений

Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние

общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у

одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и

доли желания действовать вопреки этому решению.

Список использованной литературы:

1. Даниленко Г.М. Применение международного права во

внутренней правовой системе России: практика Конституционного

суда // Государство и право. 1995. № 11. С.115-125.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право

России. М., 1995.

4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

5. Постановление Конституционного суда Российской

Федерации от 31.Х.94. № 12-п//Собрание законодательства

Российской Федерации. 1995. № 45.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №

47.

7. Федеральный конституционный закон “О Конституционном

суде Российской Федерации “ от 21 июля 1994 г.

8. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской

Федерации 1994 г. // Государство и право. 1995. № 7. С.3-10.

9. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М.,

1995.

-----------------------

[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

С.448.

[2] См.: Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы

(Международная научный семинар)//Государство и право. 1994. N 1. С.135.

[3] См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.45,

147.

[4] См.: Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней

правовой системе России: практика Коституционного суда.// Государство и

право. 1995. №11. С.115-125.

[5] См.: Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российскойц Федерации

1994 г.//Государство и право. 1995. №7. С.3-4.

[6] См.: Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде РФ... С.8.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.