реферат, рефераты скачать
 

Конституционные права и свободы


имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что

государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и

даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда

вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против

него закона или действий.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм

собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и

одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не

противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом

имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством

каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов

хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в

защите права социалистической собственности, в особенности государственной,

собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех

субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на

основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено, а Конституции РФ право частной собственности на

землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской

Федерации, а также их объединениям.

Важно при применении законодательства о федеральных землях и землях,

являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже

частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о

федеральных фондах природных ресурсов, который должен быть затем принят в

виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся

собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться

ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду

другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные

ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени

граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан

природный ресурс.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и

законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два

конституционных ограничения права частной собственности на землю, при

соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта

свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться,

что условия и порядок пользования землей определяются на основе

федерального закона (ч.3 ст.35).

Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и

свобод (ст.37 Конституции РФ) включает:

-свободу труда;

-право на труд и на защиту от безработицы;

-право на забастовку;

-право на отдых;

Итак:

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в

большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются

на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не

имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека

от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и

интересы.

Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23

Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной

мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право

каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,

не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за

так называемое "тунеядство", бродяжничество (бомжи) и т.д. Человек свободен

как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на

другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует

через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской

деятельностью и т.д.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу

всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на

работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный

работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а

именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а

вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного Федеральным Законом минимального размера оплаты

труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору

(коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое

законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В

регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на

двухсторонней основе (между работодателями и работниками) и трехсторонней

основе (т.е. еще и с участием государственных органов) важную роль играет

Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. (с

изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября

1995 г.).

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и

коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы

работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их

экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании

работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет

забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии

с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических,

социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в

соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде

отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако

этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по

смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности

государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только

суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует

установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный

отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (

должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24

рабочих дней ).

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является

защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека

констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и

имеет право на защиту со стороны общества и государства" ( ч.3 ст.16 ).из

общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и,

прежде всего - определенные права матери и ребенка.

Защита материнства, детства и семьи закреплена в статье 38 Конституции

Российской Федерации

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-

экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных

государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и

ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных

прав граждан.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и

создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим

особенностям.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с

материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а

также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и

обязанностью родителей" ( ч.2 ст.38 ). Следовательно, родители не в праве

перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта

функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые

лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев,

указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по

воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального

положения. Расторжение брака родителей ( или их раздельное проживание ) не

влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только

в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не в

праве ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка ( в браке и

при его расторжении ) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора

они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей,

достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это

предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости

и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могу

быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов

наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об

освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что

родители уклонялись от родительских обязанностей ( ст.78 Кодекса о браке и

семье ).

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на

охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку

медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные,

экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах

своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих

обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии

общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола,

расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в

нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17

Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,

принятых 22 июля 1993 г.

Конституция указывает ( ч.2 ст.41 ) на обязанность государства

финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной,

частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность.

Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем

самым, закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов

государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану

здоровья и медицинскую помощь. Основы законодательства РФ о физической

культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения от 19 апреля 1991 г., Другое дело - право на

медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в

поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская

помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую

и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за

больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по

временной нетрудоспособности.[6]

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В

Основах законодательства об охране здоровья граждан ( принятыми 22 июля

1993 г. ) гарантии в области охраны здоровья установлены: семье ( ст.22 );

беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним ( ст.24 );

военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и

поступающим на военную службу по контракту ( ст.25 ); гражданам пожилого

возраста ( ст26 ); инвалидам ( ст.27 ); гражданам при чрезвычайных

ситуациях и в экологически неблагополучных районах ( ст.28 ) и др.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей

является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало

экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и

государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в

подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять

контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию,

право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается

планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по

предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,

организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем

за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного

законодательства.

В Конституции Российской Федерации (в ст. 43) гарантируется право

граждан на образование.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в

соответствии с Всеобщей декларацией прав человека ( ст.13 ). Под

образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в

интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией

достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней.

Под получением гражданином образования понимается достижение им

определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим

документом.

В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам

России на ее территории гарантируется возможность получения образования

независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния

здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального

происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной

принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам

пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть

установлены только в соответствии со ст.5 Закона РФ об образовании от 10

июля 1992 г.

Статья 44 конституции говорит о свободе творчества.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44

Конституции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России

право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что

государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам

эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

Данный вопрос рассмотрим на примере механизмов реализации политических

прав и свобод.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года

было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие

года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы

реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного

основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод

граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов,

регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:

Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, принятый

Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской

Федерации».

Он определил референдум как всенародное голосование граждан Российской

Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам

государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное

выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе

всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее

закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы,

обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения

референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право

выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону

инициатива проведения референдума принадлежит:

-не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в

референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в

совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;

-Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи

135 Конституции РФ

Кроме того, закон устанавливает порядок подготовки к проведению

референдума, в том числе:

-об организации Центральной комиссии по проведению референдума и ее

полномочиях;

-порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по

проведению референдума;

-порядок формирования и полномочия участковой комиссии по проведению

референдума,

-статус членов комиссии по проведению референдума;

-гласность в деятельности комиссии по проведению референдума;

-обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,

-составление списков граждан имеющих право участвовать в референдуме;

-финансовое обеспечение проведения референдума;

т.е. при составлении закона были учтены все нюансы, все подробности

проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе

закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты,

от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения

итогов выборов. В заключение закона помещена глава, устанавливающая

ответственность за нарушение законодательства о референдуме РФ.

25 мая 1992 года был издан Указ Президента «О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетировании». Он был

издан в целях обеспечения прав граждан на проведение митингов, уличных

шествии, демонстраций и пикетирования и содержал положения, предписывающие

до издания нового закона, определяющего порядок организации и проведения

указанных мероприятий исходить из положений «Декларации прав и свобод

человека и гражданина» от 22 ноября 1991 года о праве граждан собираться

свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и

пикетирования, при условии предварительного уведомления властей.

Также, в соответствии с «Декларацией прав и свобод человека и

гражданина» осуществление указанного права не должно нарушать права и

свободы других лиц. Запрещается использование этого права для

насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой,

национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и

войны

Кроме того, до принятия соответствующего закона РФ, нормы Указа

Президиума ВС СССР от 28.07.88 г «О порядке организации и проведения

собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории РФ

применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и

гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые

мероприятия по охране общественного порядка при осуществлении гражданами

указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия

и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с

законодательством. 2

26 октября 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный

Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской

Федерации» 3

В начале закона определены его цели: гарантирование реализации

гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной

власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах

путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия

граждан в выборах, устанавливает параметры всеобщего избирательного права

достижение 18 лет, наличие гражданства Российской Федерации и тп.ст.ст. 5-7

регламентирует равное, прямое, избирательное право и тайное голосование.

Далее устанавливаются гарантии избирательных прав граждан при составлении

списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных

участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с

обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с

выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и

предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много

спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и

демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают

кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь

целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения

непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также

установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе

закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав

граждан в соответствии с федеральным законодательством 4

14 декабря 1995 года была принята новая редакция ФЗ РФ « Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

Согласно данному закону, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в

суд, если считает, что неправомерными действиями ( решениями )

государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,

предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц,

государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям

закон относит коллегиальные и единоличные действия ( решения ), в том числе

предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения

действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы

гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и

свобод 5

Немного раньше, в 1993 году Пленум Верховного Суда Российской

Федерации издал Постановление «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные

действия, нарушающие права и свободы граждан» Этот документ в редакции 1996

года стал носить уточняющий характер Он был призван внести коррективы в

процесс реализации ранее вышедших законов, постановлений и т.п. В

частности, это касается Конституции Российской Федерации, «Декларации прав

и свобод человека», а также Закона «Об обжаловании в суд действий и

решений, нарушающих права и свободы граждан», которые заметно расширили

возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных

действий ( решений ) государственных органов и органов местного

самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных

лиц, государственных служащих, но нуждались в разрешении вопросов, которые

возникли в ходе их практического применения.

Заключение.

Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей

юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие

права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или

несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной

ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а

противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены

компетентными государственными органами. "В Российской Федерации не

должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека

и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).Обеспечение за

конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической

силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и

гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять,

обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека

и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч.

1 ст. 45). Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и

свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и

свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2). Оно также

проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства

положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду

прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

Библиография.

1.Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая

литература ", 1993 г.

2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости

Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

3. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

4. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации.

Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА,

1997.

5.Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М.1996.

6.Воеводин Л.Д.Конституционные права и обязанности советских граждан

М.1972.

7. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

8. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской

Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.

9.Масленников В.А.Конституционные обязанности советских граждан М.1972.

-----------------------

[1] Конституция РФ 1993 г. ст. 2

[2] Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости

Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

[3] Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

[4] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской

Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА.

М-НОРМА, 1997.

[5] Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М.1996.

[6] Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской

Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.