| |||||
МЕНЮ
| Контрольная работаРФ, Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации. Основные принципы и функции права Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойства права, отражающие закономерности общественного развития, потребности данного общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Основными (общими) принципами права являются: 1. Принцип социальной справедливости. Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни. Особенность юридической справедливости заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочных характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость». Устранение несправедливости – одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости – важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. 2. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико- правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Равенство всех перед законом закреплено в Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины. 3. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы». 4. Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все отрасли права – административное, финансовое, трудовое, гражданское и др. 5. Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении их разумного сочетания. Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. К важным формам убеждения относится также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом государственного управления, применяемым после убеждения. Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения, восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение, юридическую ответственность, санкции и т.д. 6. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее многонациональный народ». Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не только через государственные, то и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д. Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственны всей системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов и методов регулирования. В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, как правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими в общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции права, адаптируя правовую систему к новым условиям. Среди общесоциальных функций права выделяются следующие: 1. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость. 2. Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны. 3. Функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного поведения. 4. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права – формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источники – законы, постановления, указы и т.д. – люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка. Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции – направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Существуют две основные юридические функции права: 1. Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: 1. фиксировать субъективный состав правовых отношений; 2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; 3. формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта функция права реализуется через две свои разновидности: 1. регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов; 2. регулятивную статическую – реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей. 2. Охранительная. Ее содержание заключается в правовом воздействии, направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции права находится главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции права включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности. Систематизация нормативно-правовых актов Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); - совместные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: - общефедеральные; - акты субъектов Федерации; - акты органов местного самоуправления; - локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают: - акты неопределенно длительного действия; - временные акты. В зависимости от юридической силы делятся на: - законы – это принятые в особом порядке акты законодательных органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений; - подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущие положение определяется следующими основными признаками: 1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или народом в порядке референдума. 2. Законы обладают высшей юридической силой, означающей, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам[1]: никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его издал. 3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д. 4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты, в основном, призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. 5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленной особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, различают: 1. Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание. 2. Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Особой разновидностью этих законов являются: 1. Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся юридически цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. 2. Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами. Носят временный характер. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на: - указы в границах собственных полномочий; - указы на основе полномочий, делегированных Парламентом; - указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости указы делятся на: 1. Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и регулирующие разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений. 2. Правоприменительные указы – указы, носящие индивидуально-разовый характер и принимающиеся по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, о присвоении звания и т.д.) Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю. Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений. Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, расчитанные на длительный период действия. Принимаемые ими акты: 1. Оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни. 2. Устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений. 3. Вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает: 1. постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, разрабатываются и принимаются коллегиально; 2. распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуется, как правило, узкому кругу исполнителей. Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, в которых, обычно, определяется порядок действительности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Различают: 1. Приказы – могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его поручению заместителем министра. 2. Инструкции – регулируют определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Визируются руководителями структурных подразделений и утверждаются министром (замминистра). На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и федеральном уровне. Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|