реферат, рефераты скачать
 

Контрольная работа


РФ, Федеральным конституционным законом и другими федеральными

конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной

инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности

арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд

РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской

Федерации.

Основные принципы и функции права

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права,

определяющие и выражающие его сущность. Принципы – объективные свойства

права, отражающие закономерности общественного развития, потребности

данного общества. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных

нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности. Общепринятым

является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и

отраслевые. Основными (общими) принципами права являются:

1. Принцип социальной справедливости. Справедливость как многогранная,

многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах

общественной жизни. Особенность юридической справедливости

заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий,

формально-определенный характер, зачастую связана с государственным

принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости,

служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты.

Принцип справедливости имеет нормативно-оценочных характер, заложен

в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и

обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное,

предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить

справедливость в регулируемые ими общественные отношения.

Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость».

Устранение несправедливости – одно из средств утверждения

справедливости. Опережение возникновения несправедливости –

важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же

должна быть направлена деятельность государства.

2. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и

одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-

правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от

понятия равенства. Последнее является материальной основой

равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие,

поскольку не все элементы социального равенства получают

закрепление в праве. Равенство всех перед законом закреплено в

Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип

равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и

гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

3. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые

гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед

обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то

обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в

одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле,

что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом

некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а

у другой все обязанности, то целое распалось бы».

4. Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему

воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности,

ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую

систему демократического общества, законодательство,

правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип

гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек,

его права и свободы являются высшей ценностью».

Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих

мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и

действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя

защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и

стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве,

где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все

отрасли права – административное, финансовое, трудовое, гражданское

и др.

5. Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма

проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и

принуждение – методы государственного руководства обществом.

Главная задача демократического правового государства состоит в

установлении их разумного сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является

убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным

выражением выступают сами нормы. К важным формам убеждения

относится также правовоспитательная работа, обсуждение

законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует

управления, которое обеспечивается различными средствами, включая

принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом

государственного управления, применяемым после убеждения.

Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко

зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое

явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения,

восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение,

юридическую ответственность, санкции и т.д.

6. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. «Носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее

многонациональный народ». Как многоаспектная категория, данный

принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не

только через государственные, то и через правовые институты: права,

обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они

тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственны

всей системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, в

зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов и

методов регулирования.

В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне

взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный

правовой институт, и конкретные направления правового регулирования

(воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, как

правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его

компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими

в общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции

права, адаптируя правовую систему к новым условиям.

Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:

1. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и

мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует

духовные ценности и достижения народа, человечества: права

человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные)

устои общества, социальную справедливость.

2. Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно

связанного с иными нормативными системами общества – традиционной

(обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает

воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через

отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения,

осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в

целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.

3. Функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает

воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве

средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с

другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных

действий) того или иного поведения.

4. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным

источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических

лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права –

формировать социально полезную, положительную направленность

субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источники –

законы, постановления, указы и т.д. – люди получают информацию о

социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им

достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции –

направления правового воздействия на общественные отношения, где право

реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,

юридические средства. Существуют две основные юридические функции права:

1. Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном назначении

права – регулировать общественные отношения:

1. фиксировать субъективный состав правовых отношений;

2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов),

с которыми нормы права связывают наступление тех или иных

юридических последствий;

3. формировать права и обязанности участников (субъектов)

правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие

(дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта

функция права реализуется через две свои разновидности:

1. регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые

нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или

иных социальных процессов;

2. регулятивную статическую – реализует ту часть социального

назначения права, которая заключается в закреплении тех или

иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и

неизменности социально-правовых ценностей.

2. Охранительная. Ее содержание заключается в правовом воздействии,

направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих

наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и

государственно-политические сферы деятельности людей и

соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для

человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и

экономического благополучия. В основе охранительной функции права

находится главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание

охранительной функции права включает установление санкций и

составов деяний, образующих основания для юридической

ответственности.

Систематизация нормативно-правовых актов

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая

характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,

специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя

правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного

самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта

правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

- нормативные акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений (кооперативных,

акционерных, профессиональных и т.п.);

- совместные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

- общефедеральные;

- акты субъектов Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

- акты неопределенно длительного действия;

- временные акты.

В зависимости от юридической силы делятся на:

- законы – это принятые в особом порядке акты законодательных

органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на

регулирование наиболее важных общественных отношений;

- подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их

ведущие положение определяется следующими основными признаками:

1. Законы принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или народом в порядке референдума.

2. Законы обладают высшей юридической силой, означающей, что

содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно

противоречить законам[1]: никто не вправе отменить закон, кроме

органа, который его издал.

3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них

закрепляется общественный и государственный строй, компетенция

центральных звеньев государственного механизма, основные права и

свободы граждан и т.д.

4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные

акты, в основном, призваны детализировать и конкретизировать

нормативные установления законов.

5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленной

особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта

правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости

в системе действующего законодательства, различают:

1. Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного и

государственного строя, служат юридической базой для текущего

законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в

нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее

содержание.

2. Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение

конституционных законов, составляют текущее законодательство и

регулируют различные стороны экономической, политической и

культурной жизни страны. Особой разновидностью этих законов

являются:

1. Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся юридически

цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким

уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно

регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким

законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по

различным отраслям законодательства.

2. Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех или

иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными,

экологическими, социальными и иными причинами. Носят временный

характер.

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации

связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам,

но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В

зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно

классифицировать на:

- указы в границах собственных полномочий;

- указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении

военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на

должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда,

Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на:

1. Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и регулирующие

разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный

характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах,

выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в

конкретной сфере общественных отношений.

2. Правоприменительные указы – указы, носящие индивидуально-разовый

характер и принимающиеся по конкретным вопросам управления (о

назначении на должность, о присвоении звания и т.д.)

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по

оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих

комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их

отличие от ненормативных указов условно и может рассматриваться

применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты

в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты

российского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует

базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы,

расчитанные на длительный период действия. Принимаемые ими акты:

1. Оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и

государственной жизни.

2. Устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов

исполнительной власти, предприятий и учреждений.

3. Вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых

актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для

осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

1. постановления, как правило, нормативны и общеобязательны,

разрабатываются и принимаются коллегиально;

2. распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов,

принимаются и подписываются Председателем или заместителем

Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуется, как

правило, узкому кругу исполнителей.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства

издают правовые акты, в которых, обычно, определяется порядок

действительности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и

учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи

межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства), эти

акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать

межотраслевые отношения. Различают:

1. Приказы – могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи

разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются

структурными подразделениями министерств и состоят из

констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром

или по его поручению заместителем министра.

2. Инструкции – регулируют определенные стороны деятельности

министерства, всегда имеют нормативное содержание. Визируются

руководителями структурных подразделений и утверждаются министром

(замминистра).

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,

что и федеральном уровне.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов

власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции

региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев,

автономных областей, округов, городов федерального значения при

осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде

областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.