реферат, рефераты скачать
 

Адвокатура


Адвокатура

§ 1. Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их содержание и

значение

Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в наши дни

считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48

Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую

очередь тех, которые призваны гарантировать рассмотренное выше (см. § 10

гл. IV учебника) право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту

по уголовным делам.

Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставлялась

квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким

признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и

свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются

со знанием дела, квалифицированно.

Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не

только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также

навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения

возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое

другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен

специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение.

«Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется право

на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,

предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий:

помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания,

содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа,

подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективно может

разрешить возникшую проблему, осуществлении представительства в суде или

ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных

интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и

т. д.

Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии

наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение —

адвокатура.

§ 2. Адвокатура и ее задачи

Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом

объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является

оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. В

наши дни перед.. ней официально поставлены задачи содействия охране прав и

законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению

правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе

точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам,

чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности

адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и

письменных справок по действующему законодательству;

осуществление представительства в судах и других государственных органах

по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при производстве дознания и предварительного

следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых,

обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов,

гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим

борьбу с правонарушениями;

участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.

Консультирование по вопросам применения законодательства является

важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении

действующего гражданского, семейного, трудового, административного и

уголовного законодательства. Большое место в этой работе занимают советы по

судебным делам.

Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание

предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно

осуществляется на основании договоров с юридическими консультациями, в

которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий

предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских

хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их

решений, участвует в договорных кампаниях (оформляет преддоговорные

документы и договоры), ведет претензионную работу и дела в судах, дает

консультации по правовым вопросам административно-управленческому

персоналу, рабочим и служащим и т. д.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма

адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один

гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без

достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает

обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений,

подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется

адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности.

В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает

широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном

рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки

законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так

и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г.

в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми

адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания

подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом

они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об

избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь

свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности,

участвовать в его допросах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о

праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста лица, которое он

защищает, или продления срока такого ареста.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной

ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот

гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по

приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению

следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же

правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его

труд должен полностью оплачиваться за счет средств государственного

бюджета.

Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать

все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения

обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его

ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в

качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов

потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в

качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.

§ 3. Становление и эволюция российской адвокатуры

Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной

реформой

1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала

новым юридическим учреждением России.

В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов

выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были

законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде

наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их

обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их

подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в

силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым

социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях.

По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории —

присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные

объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких

корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных ор-

ганов (советов присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со

стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным

делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание

юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста,

имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в

качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного

поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например,

Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их

практической подготовленности.

Определенное распространение в это время получил институт помощников

присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое

образование, но нигде не служившие.

В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных

действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных.

Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи

должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую

должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на

общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.

Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он

принимал и увольнял .присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную

практику, распределял «бесплатные» дела среди присяжных поверенных,

урегулировал различные споры между ними и т. д. Свои решения он принимал

большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной

палатой.

6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной

адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности

частного поверенного и получения права на участие в производстве

гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было

получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе

которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.

В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал

до ноября 1917 г.

Декретом о суде № 2 предусматривалась организация коллегий правозаступников

при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы

стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета.

Право-заступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и

общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и

общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в

судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из

присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность

правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и

защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов

коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение

бесконтрольной защиты в судах.

Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для

содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств,

касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском

процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться

коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском

процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась

заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников,

деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые государство к

ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г.

упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной

защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность

всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие

выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в

соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23

ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от

основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на

время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных

средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из

числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов

отделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-

правовой реформы 1922 — 1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло

адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать

юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались

коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии

защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с

последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В

дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии

защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов

коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в

государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих

государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей

юридических наук.

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде

обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители

предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое

Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В

соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах

края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где

не было краевого (областного) деления, они организовывались в пределах

союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое

образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической

работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного

года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех

лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие

стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции,

принимались ^ коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления

коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и

республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу

адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями

адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его

местные органы, которые были наделены весьма широкими полномочиями,

позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать

ими.

Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по

уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует

отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном

судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и

других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли

постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г.,

установившие особый порядок судопроизводства по делам о террористических

организациях и террористических актах, контрреволюционном вредительстве и

диверсиях. Рассмотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без

участия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что

коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также

оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и

организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц,

занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения,

утвержденного Верховным Советом союзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики приняли свои

положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным

Советом РСФСР 25 июня 1962г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение

было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон

«Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и

деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной

республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение

утверждено 20 ноября 1980 г.).

§ 4. Коллегии адвокатов и их организация

Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегий адвокатов — это

добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они

образуются на основе добровольности по заявлению группы учредителей,

состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе

соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Предложение об

образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ,

которое при согласии с предложением представляет его в Совет Министров

(Правительство) республики, в исполнительные органы края, области, города

для утверждения и -регистрации.

Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с

коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов

определяется как объединение, поскольку считалось и считается в наши дни,

что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов

наиболее удобна и демократична.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по

территориальному принципу. В республиках образуются республиканские

коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и областные коллегии

адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре РСФСР, —

городские коллегии адвокатов (в наши дни они созданы в Москве и Санкт-

Петербурге).

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объединения граждан

Российской Федерации, а объединения лиц, занимающихся адвокатской

деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую

деятельность может осуществлять не каждый человек", а лишь специалист,

имеющий юридическое образование и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов

является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе

самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и

деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления,

как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и

ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана' независимость

адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т. е. тех органов, с

которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции —

защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам,

государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость

адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства

суда, прокуратуры,, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов;

организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при

судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.