реферат, рефераты скачать
 

Адвокатура


Адвокатура

Орловский Государственный Университет

Реферат на тему:

«Адвокатура»

Составил

студент 203 группы

юридического факультета

Колесников Александр

Орел, 1999 г.

Адвокатура - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще

всего в #M12291 841500432коллегии адвокатов#S с целью оказания юридической

помощи населению, включающую участие в различных видах #M12291

841500507судопроизводства#S в качестве #M12291 841500642защитников#S либо

представителей #M12291 841500040потерпевшего#S, истца, #M12291

841502530ответчика#S и др. лиц, отстаивающих свои интересы.

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения

положения #M12293 20 9004937 1265885411 25204 77 1472345703 357202589

4224782998 2822 1102504357ст. 48 Конституции РФ, #Sчасть I которой гласит:

«Каждому гарантируется #M12291 841500049право#S на получение

квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных #M12291

841500600законом#S, юридическая помощь оказывается бесплатно».

В России становление профессиональной адвокатуры связано с реформами

1864 г.: рождавшийся #M12291 841500471суд присяжных#S не мог

функционировать без обеспечения профессиональной защиты, к чему частные

ходатаи и стряпчие - предшественники адвокатов - готовы не были.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила и сложившуюся в России #M12291

841500476судебную систему#S и адвокатуру. Вплоть до утверждения первого

Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г. #M12291 841500241правовую помощь#S в

суде по гражданским и #M12291 841501677уголовным делам#S оказывали в

соответствии с #M12291 841502058декретами#S о суде - «неопороченные

граждане обоего пола», а затем - члены коллегий правозаступников,

осуществлявших функции и защиты и #M12291 841502671обвинения#S и #M12291

841500143представительства#S в гражданском судопроизводстве.

С 1922 г. адвокатура советской России, а затем Союза ССР прошла

значительный путь и в организационном формировании (создание

республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими

консультациями на местах) и в кадровом обеспечении. Постепенно

«неопороченные граждане» и иные правозащитники - энтузиасты были вытеснены

профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием.

К началу 90-х годов, с которыми мы связываем первые шаги нынешней

судебно-правовой реформы, адвокатура России представляла собой чисто

советское #M12291 841501719учреждение#S. Об этом свидетельствовала

неопределенность ее правового статуса, позволявшая предъявлять к ней

требования с учетом идеологических установок КПСС; характер поставленных

перед ней задач, особенности взаимоотношений адвокатуры с государственными

органами и #M12291 841502696общественными организациями#S.

Важнейшие #M12291 841502660нормативные акты#S об адвокатуре не дают ее

правовой характеристики как института #M12291 841501644государства#S или

общества. Сказано лишь, что задачей адвокатуры является оказание

юридической помощи гражданам и организациям и что «коллегии адвокатов

являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской

деятельностью»#S[i].

Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о #M12291

841500120правосудии#S упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в

функциональном плане: «для оказания юридической помощи гражданам и

организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в #M12291

841500603законодательстве#S о #M12291 841500508судоустройстве#S не нашла

существенного развития: указывалось лишь на участие адвоката в двух формах

судопроизводства - гражданском и уголовном - с целью оказания юридической

помощи гражданам и организациям[ii].

Таким образом, суждения об адвокатуре как #M12291

841500251автономном#S учреждении, независимой #M12291 841502696общественной

организации#S, построенной по профессиональному признаку, оказались

предметом научных дискуссий и доктринерских концепций.

Последние могли отрицать государственную ангажированность адвокатуры,

но едва ли убедительно позиции законодателя были достаточно прозрачны и

несли печать иных установок.

Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она

содействует «укреплению социалистической #M12291 841500602законности#S,

воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских

законов... соблюдению дисциплины труда...» и т. п.

Не скрывалась и руководящая роль государства: «#M12291

841502442Министерство#S юстиции РСФСР, Министерства юстиции #M12291

841500254автономных республик#S, отделы юстиции #M12291

841500800исполнительных комитетов#S краевых, областных, городских советов

#M12291 841502472народных#S #M12291 841502097депутатов#S в пределах своей

#M12291 841500910компетенции#S: контролируют соблюдение коллегиями

адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», настоящего

Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих

деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами

юридической помощи гражданам и организациям; заслушивают сообщения

председателей президиумов коллегий адвокатов о работе коллегий; издают

#M12291 841500769инструкции#S и методические рекомендации по вопросам

деятельности адвокатуры; осуществляют другие полномочия, связанные с общим

руководством адвокатурой...»[iii].

Если к тому добавить воспоминания об истории становления советской

адвокатуры, начинавшейся, как известно, с разгона ее профессионального

дореволюционного ядра, о господстве в течение десятилетий представлений об

адвокатуре, как организации, чуждой социалистическим идеалам, то нетрудно

понять основные недостатки адвокатуры России. Они суть: малочисленность

коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании

интересов доверителя и подзащитного.

Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое

соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узостью их

юрисдикционных полномочий, тенденциозностью законодательства, урезанной

гласности.

Специальные исследования последних десятилетий роли адвоката в #M12291

841501681уголовном судопроизводстве#S, показывали, что адвокаты слабо

использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-

процессуальный закон.

Отмечалась пассивность многих адвокатов при осуществлении защиты на

#M12291 841500128предварительном следствии#S и в суде, приводились

достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдывали #M12291

841502673обвиняемого#S вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего

признать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто

выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необоснованному

#M12291 841502519осуждению#S, нельзя было поставить в заслугу адвокату

(Исследования А. Бойкова, А. Киселева, Г. Саркисянца, М. Розенберг и др.).

На деятельности адвокатов в #M12291 841501681уголовном

судопроизводстве#S отрицательно сказывались, разумеется, недостатки их

процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в

#M12291 841502270доказывании#S. Не последнюю роль играла и система оплаты

труда адвокатов, ориентированная на ограниченные материальные возможности

советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого

труда.

Становление в современной России новых экономических отношений

рыночного типа коренным образом меняло требования к характеру, объему и

качеству правовых услуг. Советская адвокатура не была приспособлена для

обслуживания рыночных отношений. ее малая численность и характер привычных

полномочий отвечали условиям, когда средний #M12291 841501995гражданин#S

страны был лишен #M12291 841500378собственности#S, сфера имущественных

отношений была крайне ограниченной, господствовала социалистическая

собственность, выведенная в значительной мере из нормального товарооборота.

Ситуация резко меняется по мере продвижения к рынку. Как и во всякой

цивилизованной стране спрос в этих условиях на правовые услуги резко

возрастает. Лимит на численность адвокатуры, - кстати, придуманный Минюстом

СССР не ради вольготной жизни адвокатов, а ради устранения переливания

юридических кадров из суда, #M12291 841502431милиции#S и органов

расследования, где условия были всегда нищенскими, - становится все более

нетерпимым. Не дожидаясь реформ, на рынок правовых услуг хлынули

юридические #M12291 841501001кооперативы#S, «альтернативные коллегии

адвокатов», комплектуемые нередко из проштрафившихся, отторгнутыми #M12291

841500113правоохранительными органами#S #M12291 841501097работниками#S,

частно практикующими юристами.

История совершает неожиданные пируэты. В судебную реформу конца

прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый

статус и признание, должна была открещиваться от своих предшественников -

стряпчих и частных ходатаев - того «крапивного семени», мрачная слава

которого тяжелым бременем лежала на репутации вновь создаваемого института.

В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от

предшественников не удалось: ходатаи по #M12291 841502006гражданским

делам#S под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только

традицией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов.

Поэтому, спустя 10 лет (в 1874 г.) #M12291 841500046правительство#S

вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных

поверенных.

К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура явилась, как

видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурентов, не обремененных,

как правило, ни профессиональными традициями, не нравственными доминантами

поведения.

Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница в

ситуации, пожалуй, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке

передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и

формирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально внушалась

мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас и

нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновничьего элемента в

руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная

к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто

организационного порядка.

Спасение предрекалось в #M12291 841500200приватизации#S правовых услуг

по #M12291 841500289аналогии#S с судьбой захиревшей государственной

торговли. Имелось в виду создание системы частнопрактикующих адвокатов

путем выдачи #M12291 841501069лицензий#S. При этом до общественного

сознания не спешили доводить, что, во-первых, рынок правовых услуг сделает

их недоступными для большинства нашего нищего населения, без каких-либо

#M12291 841501568гарантий#S качества этих услуг; во-вторых, парализует

работу органов суда и #M12291 841500128предварительного следствия#S, ибо

некому будет выполнять их обязательных #M12291 841500021поручений#S по

назначению органов #M12291 841500128предварительного следствия#S и суда.

#M12291 841500581Забастовка#S в ноябре 1991 г. адвокатов Белоруссии

это убедительно доказала. Сторонники лицензионной адвокатуры эту опасность,

кажется, осознают и потому дополняют ее идеей муниципальной адвокатуры для

неимущих.

Таким образом, #M12291 841500241правовая помощь#S делится с учетом

нарастающего социального расслоения на помощь для богатых и помощь для

бедных.

В США идея частнопрактикующих адвокатов и #M12291 841500260агентов#S

по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и

традиции и своих[iv].

Еще в прошлом веке было отмечено, что частнопрактикующие адвокаты не

могут и не хотят обеспечить надлежащей защитой неплатежеспособных лиц.

Стали появляться благотворительные агентства по защите бедных.

(Источники их финансирования - сначала благотворительные #M12291

841502633пожертвования#S, а затем и местные #M12291 841501365бюджеты#S).

появилась своеобразная идеология такого рода деятельности. Создатели

бесплатной адвокатуры считали, что адвокаты, не получающие оплаты от своих

клиентов, и, значит не зависимые от них, должны руководствоваться в первую

очередь интересами не клиентов, а правосудия.

Усвоили эту идеологию и сами адвокаты. их отношения с прокурорами

стали строиться не на принципе состязательности, а на началах

сотрудничества, в том числе и в сборе разоблачительных #M12291

841502271доказательств#S.

Адвокатам оказалось выгодно убеждать клиентов в целесообразности

признать обвинение, ибо в этом случае судебное разбирательство или

упрощалось, или не проводилось совсем, а #M12291 841502453наказание#S могло

быть минимальным. Подзащитные муниципальных адвокатов в среднем в два раза

чаще признают #M12291 841501431вину#S, чем у частнопрактикующих адвокатов.

Так появилась широко известная и ныне признанная законом в США и

некоторых странах Запада торговля правосудием, именуемая «#M12291

841500330сделками#S о признании».

Впрочем, эта перспектива едва ли испугает нашего отечественного

чиновника - для него, привыкшего к телефонному праву, правосудие никогда не

было ни святыней, ни синонимом справедливости. Не испугает его и

перспектива превращения муниципального адвоката, как это произошло в США -

в защитника государственного, а не частного интереса, для этого надо

обладать определенным уровнем правовой и нравственной культуры - мы все и

всегда пеклись прежде всего о благе государства.

Но есть, однако же аргумент, способный заставить задуматься и

чиновника и депутата-популиста, - опасность дополнительного бюджетного

бремени.

Расходы только одного штата Нью-Йорк и только за один год на оплату

защиты малоимущих составляет свыше 50 долларов. #M12291

841502075Демократия#S, даже ущербная, стоит денег. Их у нас пока нет.

Что до организационных пороков нашей адвокатуры, то они есть. Но надо

видеть их истоки и устранить без разрушения самой адвокатуры.

Влияние чиновничьего элемента в адвокатуре было в свое время

обеспечено кадровой политикой нашей руководящей и направляющей силы в лице

КПСС. Насаждались руководители в адвокатуре через обкомы КПСС,

гипертрофировалось значение так называемого государственного руководства

адвокатурой о стороны органов МЮ и облсоветов.

А ведь такое вмешательство в дела адвокатуры не только противозаконно

- оно противоестественно, ибо противоречит самой идее и статусу #M12291

841502696общественной организации#S.

Ныне ситуация другая - нет партийного диктата, а отношение с МЮ РФ

постепенно приобретают нормальный, цивилизованный характер.

О монополизме коллегий адвокатов на правовые услуги и вытекающем

отсюда профессиональном застое можно говорить лишь с некоторой натяжкой,

ибо сам порядок оказания адвокатом юридической помощи, его непосредственный

контакт с клиентом и индивидуальная форма оплаты и ответственности

порождали и поддерживали в адвокатуре дух соревновательности. Это было и

остается залогом ее совершенствования.

Независимый, свободный от бюрократизма и #M12291 841501009коррупции#S

суд, ориентированный не только на репрессивные, но и на правозащитные

функции - первое условие возрождения адвокатуры в ее лучшем понимании.

Второе условие - расширение судебной юрисдикции, уже начатое правовой

реформой и укрепление правового статуса гражданина. Адвокат может

эффективно защищать интересы личности лишь при условии, что эти интересы

обеспечивает закон.

Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий #M12291

841502278должностных лиц#S и коллегиальных органов управления, закон о

печати и других #M12291 841500496средствах массовой информации#S, о

пенсиях, о частном #M12291 841500137предпринимательстве#S, недавно принятый

новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное #M12291

841502499оружие#S - оружие права.

Проводимая в стране судебная реформа уже внесла #M12291

841501437вклад#S в укрепление адвокатуры, повышение ее роли в правовой

жизни страны. Но делается это, к сожалению, недостаточно последовательно.

Вопрос об организационном построении адвокатуры на какое-то время

заслонил собой все другие вопросы ее реформирования: многим казалось, что

разрушив старые коллегии адвокатов и выпустив на рынок правовых услуг

частнопрактикующих адвокатов, адвокатские частные фирмы и конторы можно

решить и все остальные проблемы. Постепенно до общественного сознания

доходила мысль, что таким способом можно лишь устранить корпоративный

контроль за деятельностью адвокатов да взвинтить стоимость их услуг.

Общество и правоохранительная система от такой реформы положительных

#M12291 841502116дивидендов#S не получат. Этот прогноз убедительно

подтверждается примером частнопрактикующих #M12291 841502667нотариусов#S.

Тезис о необходимости создания «сильной» адвокатуры, выдвинутый в

период подготовки XIX Партконференции КПСС (1988 г.), предполагал нечто

другое. «Конференция придает важное значение роли адвокатуры как

самоуправляющейся #M12291 841501255ассоциации#S по оказанию юридической

помощи гражданам, государственным #M12291 841500138предприятиям#S и

кооперативам, представительству их интересов в суде, других государственных

органах и #M12291 841502696общественных организациях#S. Должно быть

расширено участие защитников в #M12291 841500128предварительном следствии#S

и судопроизводстве», - было записано в ее #M12291 841501149резолюциях#S

[v].

Ныне трудно судить, в какой мере эти установки могли быть реализованы

без проведения демократических преобразований в нашем обществе и

государстве. но то, что они отражали назревшие потребности и содержали

правильные ориентиры развития адвокатуры сомнения не вызывает.

Было бы несправедливо не отметить, что благие намерения подтверждались

#M12291 841501171решениями#S, имевшими огромное значение и для укрепления

роли адвокатуры и для развития и демократизации судопроизводства, прежде

всего уголовного. Уже 10 апреля 1990 года первый Президент Союза ССР (он же

и Генеральный секретарь ЦК КПСС) подпишет #M12291 9006427закон СССР «О

внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза

ССР и союзных республик»#S. Этот закон воплотил мечты нескольких поколений

советских ученых - юристов, отраженных в десятках монографий и диссертаций:

«Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления

обвинения, а в случае #M12291 841500594задержания#S лица, #M12291

841502627подозреваемого#S в совершении #M12291 841500161преступления#S, или

применения к нему #M12291 841502265меры пресечения#S в виде #M12291

841500599заключения под стражу#S до предъявления обвинения - с момента

объявления ему #M12291 841501960протокола#S задержания или постановления о

применении этой меры пресечения, но не позднее 24 часов с момента

задержания».

У подозреваемого и обвиняемого с ранних этапов расследования появлялся

профессиональный защитник, который получил право «присутствовать при

предъявлении обвинения, участвовать в #M12291 841502285допросе#S

подозреваемого или обвиняемого, а также иных #M12291 841500363следственных

действий#S, производимых с их участием; знакомится с протоколом задержания,

постановлением о применении меры пресечения... с момента допущения к

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.