реферат, рефераты скачать
 

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

|МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ |

| |

| |

| |

| |

| |

|РЕФЕРАТ |

| |

|ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ |

| |

| |

|по предмету: |

| |

|«Правоохранительные органы Российской Федерации» |

| |

| |

| |

| |

| |

|Студент группы |

| |

| |

|Преподаватель |

|Сутормин Г.М. |

| |

| |

| |

| |

|2002 |

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………….3

Органы внутренних дел, их задачи и структура………………………………………4

Организация милиции в Российской Федерации…………………………………….8

Иные структурные подразделения Министерства внутренних дел Российской

Федерации……………………………………………………………………………..……..12

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской

Федерации…………………………………………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………………………………….19

Список используемой литературы…………………………………………………….20

Введение

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов

Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают

значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению

общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод

человека, охране законных интересов государственных и негосударственных

предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых

коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Система органов внутренних дел состоит из множества структурных

звеньев, именно об этом и пойдет речь в моей работе.

Органы внутренних дел, их задачи и структура

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации,

утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД

возлагаются следующие основные задачи:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите

прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм

собственности, обеспечению общественного порядка и общественной

безопасности;

- организация и осуществление мер по предупр еждению и пресечению

преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и

расследованию преступлений;

- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях

выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их

деятельности;

- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов

внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности

и некоторые другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних

дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы

являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления

внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и

других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел

на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления

и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах),

региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП).

Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ,

главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при

органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на

транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы

(ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения

(ОУМТиВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-

Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные

учебные заведения). Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ)

и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения,

предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач,

возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации

входят и внутренние войска.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской

Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и

распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения

Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права,

международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве

внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие

нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения

и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности,

взаимодействия с органами государственной власти и управления,

общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные

приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает

и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности,

участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых

программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны

общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования

преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности,

деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и

проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки,

техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних

дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики

применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД,

разрабатываются предложения по совершенствованию действующего

законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с

регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы

системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям

методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их

компетенции.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской

Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об

оперативно-розыскной деятельности', экспертно-криминалистическую

деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме

дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным

уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел;

обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных

обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией

общественной безопасности и другими службами, в ходе которого оказывает

помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и

расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов

внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких

преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое

общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной

преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом,

контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности

представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории Российской

Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов

дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного

наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных

законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного

имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов

внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений,

охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований

паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда,

выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской

Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими

осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача

разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной

деятельностью и контроль за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого

назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует

охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий

республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых

случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в

соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного

положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее

отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении

карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной

противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление

силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации

последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных

чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории

Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий

пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил,

стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного

движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по

совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных

происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии

международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и

учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право

управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией

безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной

реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально

полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений ц

правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся

министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты,

автоматизированные банки данных (абд), необходимые для эффективной

деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная

ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с

преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными

органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в

установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными

органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными

неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции

органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных

договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к

ведению МВД.

МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам,

отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами

Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его

заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и

освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению

Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в

соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют

заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками. В МВД

образуется коллегия в составе министра, его заместителей,

главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих

работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается

Президентом РФ. Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по

должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются

наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних

войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем

объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации. Решения,

принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и

ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра

внутренних дел и Руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних Дел в

рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов

выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих

уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания

выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе

Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих

республик. Начальников ГУВД, УВД, УВДТ назначает министр внутренних дел

Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций.

Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры

внутренних дел республик, начальники ГУВД УВД по согласованию с главами

местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на

транспорте назначают начальники УВДТ.

Организация милиции в Российской Федерации

Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел

является милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с

преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности

является принятый 18 апреля 1991 г. Закон РСФСР «О милиции». В этом Законе

впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее

организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и

государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили

правовое регулирование общественные отношения, касающиеся правовой защиты

жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также

интересов общества и государства от преступных и иных противоправных

посягательств. С принятием этого Закона в деятельности правоохранительных

органов, и прежде всего милиции, произошел ряд кардинальных изменений.

Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что «процессы

демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного

международным сообществом положения, в соответствии с которым должностные

лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности

от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях "политический

нейтралитет» и служа лишь закону и народу».

В Законе о милиции (ст. 2) в известной мере была воплощена идея

деуниверсализации милиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее

развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и

дополнений в Закон РСФСР "О милиции"», что в настоящее время позволило

оставить за ней решение следующих задач:

- обеспечение безопасности личности;

действий либо проявления бездействия со стороны какого-то лица.

- предупреждение и пресечение преступлений и административных

правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной

безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм

собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и

законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках

предоставленных полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью,

достоинству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате

каких-то или чьих-то противоправных Выполняя вторую задачу, милиция

призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие

совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по

их нейтрализации, ослаблению либо устранению. Эта задача предполагает также

предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Очень важной и сложной является задача по обеспечению выявления и

раскрытия преступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет

деятельность, направленную на обнаружение, выявление преступлений,

установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возмещения

причиненного в результате преступления материального ущерба и компенсации

морального вреда.

Реализуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению

общественной безопасности, милиция призвана поддерживать установленный

нормами права порядок отношений между людьми при их нахождении в различных

местах; предотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу

граждан, например, создаваемую каким-то источником повышенной опасности

(оружие, автомототранспорт) либо возникшую в результате каких-то

чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные

бедствия, аварии с тяжкими последствиями и др.).

В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную

милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами

дознания.

Основными задачами криминальной милиции являются: выявление,

предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых

производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных

преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от

органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного

наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях предусмотренных

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.